Официальный сайт nokia 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



традиции и современность в музыке

Данные об авторе
Автор(ы): 
мин людмила ивановна
Место работы, должность: 
МОУ "Паратунская СОШ"
Регион: 
Камчатская область
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
все уровни образования
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Класс(ы): 
7 класс
Предмет(ы): 
Музыка
Цель урока: 
формирование понятий о музыке, воспитание интереса к истории и культуре своей страны; формирование представлений о государственных символах России, об их основных функциях — объединять жителей страны, служить отличительными знаками государства; развитие познавательных интересов.
Тип урока: 
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Учеников в классе: 
20
Краткое описание: 
Государственные символы очень важны. Герб, флаг, гимн объединяют всех людей, живущих в стране, независимо от их национальности. Каждый россиянин может сказать, например, о Государственном гербе России — это наш герб. У государственных символов есть еще одно значение, тоже важное. Все страны в мире имеют свои государственные символы. Герб, флаг и гимн нужны каждому государству. Они служат не только символами объединения для граждан страны, но и знаками принадлежности, знаками отличительными или опознавательными.

 

I четверть
1 урок
Введение в курс «Традиции и современность в музыке»
 
Цель урока: формирование понятий о музыке, воспитание интереса к истории и культуре своей страны; формирование представлений о государственных символах России, об их основных функциях — объединять жителей страны, служить отличительными знаками государства; развитие познавательных интересов.
 
Ход урока:
1.Организация учащихся на урок.
Дети входят в класс под музыку «Веселый ветер».
2. По традиции урок начинается с разучивания нового музыкального приветствия, которое звучит в течение четверти.
Учитель: Рада вас, ребята, видеть
И приветствовать сейчас!
Дети: И мы рады, очень рады!
Здравствуйте, учитель наш!
 
Ответ детей разучивается после приветствия учителя, анализируется лад, тональность, ритм. Этой работой учащиеся организуются на сознательный подход к исполняемой попевке, закрепляем ее в сознании ребенка, что затем поможет ему дома сочинять самому частушку к уроку.
 
3. Повторение изученного.
У нашей Родины — России есть государственные символы.
Какие вы знаете государственные символы? (Герб, флаг, гимн.)
Государственные символы очень важны. Герб, флаг, гимн объединяют всех людей, живущих в стране, независимо от их национальности. Каждый россиянин может сказать, например, о Государственном гербе России — это наш герб.
У государственных символов есть еще одно значение, тоже важное. Все страны в мире имеют свои государственные символы. Герб, флаг и гимн нужны каждому государству. Они служат не только символами объединения для граждан страны, но и знаками принадлежности, знаками отличительными или опознавательными.
К государственным символам относится и гимн. Гимн — это музыкальное произведение, которое исполняют в особых, торжественных случаях. У гимна России есть авторы. Музыку написал композитор Александр Васильевич Александров, а слова — поэт Сергей Владимирович Михалков. При официальном исполнении Государственного гимна России, т.е. во время торжественных собраний, посвященных государственным праздникам, и других важных мероприятий присутствующие слушают его стоя, а мужчины снимают головные уборы. Так люди выражают свое уважение к одному из важнейших государственных символов - гимну.
Гимн нашей страны обязательно исполняют, когда поднимают российский флаг. Он звучит 9 мая в День Победы во время парада на Красной площади в Москве. Гимн России исполняют, когда проводятся спортивные состязания. Его можно услы­шать, например, перед началом футбольного матча. На международных соревнованиях гимн нашей страны звучит во время награждения победителей — российских спортсменов. Даже Новый год начинается с гимна. Бьют часы — куранты на Спасской башне Московского Кремля, а затем звучит гимн России.
Учитель предлагает учащимся послушать Государственный гимн, обращает внимание детей на то, что музыка гимна России величественная и торжественная.
4. Исполнение гимна РФ.
Гимн Российской Федерации. Новый государственный гимн России. Текст гимна России написан С. В. Михалковым. Музыка А. В. Александрова.
1: Россия - священная наша держава,
Россия - любимая наша страна.
Могучая воля, великая слава -
Твое достояние на все времена!
Припев:
Славься, Отечество наше свободное,
Братских народов союз вековой,
Предками данная мудрость народная!
Славься, страна! Мы гордимся тобой!
2: От южных морей до полярного края,
Раскинулись наши леса и поля.
Одна ты на свете! Одна ты такая -
Хранимая Богом родная земля!
Припев.
3: Широкий простор для мечты и для жизни
Грядущие нам открывают года.
Нам силу дает наша верность к Отчизне.
Так было, так есть и так будет всегда!
Припев.
 
5. Изучение нового материала.
Звучит «Песня о Родине» И.Дунаевского.
Обратите внимание на музыку, вслушайтесь, о чем поется в этой песне.
Сообщение темы и цели занятия.
Ребята, прозвучала очень известная, знакомая всем песня нашего русского композитора Исаака Осиповича Дунаевского. Кто слышал ее раньше? О чем в ней поется? (О Родине, о природе, о России).
А теперь посмотрите на эти иллюстрации и внимательно меня послушайте.
На фоне звучащей русской протяжной песни учитель, переходя от картины к картине, настраивает детей на восприятие темы и занятия.
1) У первой картины. Необозримый простор полей, звон колосьев, синева чистого неба, пение высоко парящего жаворонка… Это – Россия.
2)   У второй картины. Представьте, что вы бредете этими лесными тропинками или сидите у прохладного ручейка, любуе­тесь красотой русского леса... Это - Россия.
3)   У третьей картины. А вот деревенская церквушка, блеск куполов над храмом, тяжелый звон пудовых колоколов... Это - Россия.
4)   А теперь посмотрите в окно. Школьный двор, знакомые дорожки, с любовью ухоженная клумба, класс, где мы сейчас занимаемся, дом, где вы живете, ваши близкие любимые люди. Это все - тоже Россия, это наша Родина. Наша Родина - Россия - это не только бескрайние леса и полноводные реки, это еще и мы с вами, люди, которые здесь живут, работают, учатся, стараются сделать нашу Родину лучше, богаче, красивее. Именно о России, о том, как о ней поется в песнях, какой она изображает­ ся в музыке, в стихах, в живописи, мы с вами будем говорить на занятии.
II. Основная часть занятия.
1. Слушание и обсуждение русской народной песни «Ты река ль моя, реченька».
Русский человек ни раньше, ни сейчас, никогда не мыслил себя без русской народной песни. Русская песня помогала лю­дям в работе и была с ними в минуты отдыха, она наполняла жизнь людей и жила вместе с ними.
... Вот рождалась жизнь,
А с нею песня,
Чистый свет, живительный родник.
Шли они рука об руку вместе:
Так народ привык.
А сейчас мы послушаем очень яркий пример русской народ­ной песни. Называется она «Ты река ль моя, реченька». Внима­тельно послушайте ее и определите, как она звучит, какое на­строение в ней выражено.
Слушание аудиозаписи песни.
Как же звучала эта песня? (Разбор музыки, выразительных средств, ответы детей подводятся к тому, что песня, во-первых, напевная и певучая, во-вторых, широкая.)
Русские песни такого характера называются лирические про­тяжные. Существует очень много видов русской народной пес­ни: колыбельные, трудовые, исторические, солдатские, частуш­ки, плясовые. Но считается, что именно русские лирические протяжные песни являются примером, образцом народной му­зыки.
Задание ко второму прослушиванию:
Сейчас мы еще раз прослушаем эту песню. Обратите внима­ние, что она поется без сопровождения инструмента, звучат только голоса. А еще эту песню, как и принято, запевает солист, а к нему присоединяются другие певцы. Послушайте, как краси­во здесь сливаются три разных голоса.
2. Слушание и анализ фрагмента из симфонии № 4 П. И. Чайковского.
Мы с вами слушали русскую народную песню. Но ведь не только в песнях воспеваются красота родной природы, величие русского народа. Сейчас мы послушаем произведение совсем иного жанра. Это симфония, музыка, которую исполняют много музыкантов, на разных инструментах. Написал эту симфонию № 4 очень известный русский композитор П. И. Чайковский (Сведения об авторе, показ портрета композитора.)
Послушайте эту музыку, определите ее характер, скажите, похожа ли она на русскую протяжную песню? И еще, если вы будете внимательно слушать, то обязательно услышите мело­дию знакомой песни. Какой именно, вы мне и скажете.
Анализ музыки.
- Как вы думаете, а почему композитор Чайковский использовал в своей симфонии русскую народную песню?
3. Разучивание песни «Закружилась листва золотая», муз. Олиферовой, стихи С. Есенина.
Наша Родина - Россия хороша в любое время года: и искри­стой снежной зимой, и цветущей весной, и ярким солнечным летом. Но вот мне больше всего нравится наша русская природа осенью.
Закружилась листва золотая
В розоватой воде на пруду.
Словно бабочек легкая стая
С замираньем летит на звезду.
Эти прекрасные стихи написал русский поэт Сергей Есенин. Надеюсь, вам знакомо это имя. А сегодня мы с вами будем петь эти слова. Песня называется по первой строчке - «Закружилась листва золотая». Эта песня имеет очень интересное строение, здесь всего один куплет, но петь мы его будем по-разному. И вы поймете, как это может быть красиво. А сейчас послушайте, как звучит куплет, и определите, какого характера мелодия: марше­вого, танцевального или песенного.
1)     Исполнение-показ песни.
2) Анализ - песня песенно-танцевального характера.
3) Разучивание песни по фразам, соединение двух, четырех фраз.
4) Разбор мелодии и показ движения мелодии рукой. Пение с движениями.
8. Выход под музыку «Веселый ветер».


2 урок
Музыка – самое древнее из искусств. Мой край
 
Цель урока: формирование понятий о музыке, воспитание интереса к истории и культуре своей страны; развитие познавательных интересов.
 
Ход урока:
1.Организация учащихся на урок.
Дети входят в класс под музыку «Веселый ветер».
2. По традиции урок начинается с музыкального приветствия, которое звучит в течение четверти.
Учитель: Рада вас, ребята, видеть
И приветствовать сейчас!
Дети: И мы рады, очень рады!
Здравствуйте, учитель наш!
3. Исполнение гимна РФ.
4. Повторение изученного на прошлом уроке.
5. Изучение нового материала.
У каждого человеческого дела есть своя история.
Можно даже сказать так: каково само это дело, такова и его история. Есть вещи очевидные; они возникли в срав­нительно недавние времена и не нуждаются в разгадке, так как хорошо изучены и описаны во множестве книг, учеб­ников и справочников. Таковы различные области практи­ческой деятельности — например, техника. Самым различ­ным ее видам свойственна, как правило, одна и та же схема развития: сначала возникают самые простые формы, кото­рые, постепенно усложняясь, разрастаются в такие обшир­ные и разнообразные области человеческой деятельности, какие даже вообразить не могли люди, жившие в прежние века.
Представьте какой-нибудь музей старых вещей, в кото­ром можно увидеть прялку или веретено: едва ли вас заин­тересует практическая ценность этих древних механизмов. Скорее, вы увидите в них поэтическую прелесть далеких времен, пришедшую к вам из сказок, из прочитанных в дет­стве историй о Гретхен, о старой колдунье, о спящей красавице. Теперь уже никому в голову не придет собственноручно прясть пряжу, как и заниматься множеством других реме­сел, простых и естественных для наших предков.
Такое развитие человеческой деятельности имеет назва­ние: прогресс. Мы говорим о прогрессе, когда видим, как на наших глазах преобразуется материальный мир, более со­вершенными становятся машины, дома или дороги. И может даже возникнуть впечатление, что прогрессу подвержено все, с чем сопряжена человеческая жизнь, что в это непрек­ращающееся движение вовлечен и сам человек с его рожде­нием, становлением, вечными поисками и переменами.
Отчасти так и есть.
Бессмысленно спорить с тем, что очевидно: меняется че­ловек, меняется и жизнь вокруг него.
Однако очевидно и другое: не все в жизни подвержено из­менениям. В ней много такого, что неуклонно повторяется из века в век. (Учебник музыка 8 класс. Вступление).
 
Мой край.
ГЕРБ Камчатской области.
В начале 18 века опорными пунктами на Камчатке были 4 острога. Они имели военное значение. Первый герб возник в Нижнекамчатском остроге. Петропавловск получил статус города в 1812 году. Был ли герб в 19 веке или нет, документов, подтверждающих его создание, не найдено.
Камчатская область была вновь образована в 1909 году. В 1911 году генерал-губернатор Приморского края Н.Н.Гондатти дает поручение губернатору Камчатки подготовить проект герба Петропавловска.
16 декабря 1993 года градоначальник А.К.Дудников подписал постановление «О восстановлении герба города Петропавловск-Камчатского».
В 2004 году был утвержден проект герба Камчатской области. Герб представляет собой четырехугольный с закругленными нижними углами, заостренный в оконечности геральдический щит. В лазоревом поле над волнистой серебряной оконечностью – три черные сопки.
ФЛАГ Камчатской области.
Флаг Камчатской области представляет собой прямоугольное полотнище из двух горизонтальных полос: верхней – белого, нижней – синего цвета. Соотношение полос 2:1. В крыже расположено изображение фигур герба Камчатской области: огнедышащих сопок и волн; сопки изображены черными, с красным пламенем, белыми вершинами, окаймлением по краям и дымом, волны – синими белыми, белые детали изображения (кроме волн) отделены от белого фона полотнища тонкими синими контурами. Отношение ширины флага к его длине 2:3.
 
6. Слушание музыки. Исполнение песни «Мой дом Петропавловск-Камчатский».
7. Вопросы:
- Согласен ли ты с утверждением, что музыка – самое древнее из искусств? Можно ли найти этому подтверждение в нашей современности?
Домашнее задание: изучи концертные афиши в твоем городе или программы классической музыки на радио и телевидении. Попробуй определить, какие композиторы и произведения исполняются сегодня наиболее часто.
8. Выход под музыку «Веселый ветер».


3 урок
О традиции в музыке
 
Цель урока: формирование понятий о музыке; развитие познавательных интересов.
 
Ход урока:
1.Организация учащихся на урок.
Дети входят в класс под музыку «Веселый ветер».
2. По традиции урок начинается с музыкального приветствия, которое звучит в течение четверти.
Учитель: Рада вас, ребята, видеть
И приветствовать сейчас!
Дети: И мы рады, очень рады!
Здравствуйте, учитель наш!
3. Повторение изученного.
4. Новая тема.
На свете нет вещей, которые берутся ниоткуда.
Как человек имеет предков, как река имеет исток, так и музыка, какой бы новой и современной она ни казалась, вырастает из музыки прежних времен. Это непреложный закон: так всегда было и так будет. И вот что удивительно: только тогда, когда музыкальное произведение   связано с прошлым, с памятью культуры, с традицией, оно обретает свою подлинную силу. Музыкальное произведение не подвержено старению, подобно многим другим явлениям жизни, оно переживает своего создателя, наделяет бессмертием   его   имя,   оно   переживает   поколения, эпохи, - оно властвует над временем. И получается так, будто прошлое, это далекое, давным-давно отшумевшеевремя, обладает какой-то странной, непостижимой и вместе с тем очень реальной силой, заставляющей нас и снова обращаться к древнему опыту и там искать ответы на вопросы, которые ставит перед нами современность.
Что же это такое?
Что за таинственное «прошлое», дающее живую силу всему, что с ним соприкоснется?
И связано ли оно с каким-то конкретным временем, одной какой-нибудь великой эпохой или веком? Вероятно, если мы обратимся к изучению определенной части традиции — например, темы или жанра, — нам удастся установить время ее происхождения. Однако едва ли удастся прояснить все таинственные глубины, которые несет в себе великое музыкальное произведение. Очевидно, даже самый тщательный теоретический анализ, раскрывающий все мелочи, все подробности, все даты, не в силах справиться с задачей объяснения того смысла, что зовется тайной искусства. (Учебник).
5. Творческое задание.
6. Подведение итога:
1. Как ты думаешь, почему современные люди нуждаются в музыке прежних эпох?
2. Каких известных тебе литературных героев можно назвать «старинными» людьми и почему?
7. Домашнее задание.
8. Выход под музыку «Веселый ветер».


4 урок
Вечные темы в музыке
 
Цель урока: формирование понятий о связи музыки, литературы, изобразительного искусства; развитие вокально-хоровых данных.
 
Ход урока:
1.Организация учащихся на урок.
Дети входят в класс под музыку «Веселый ветер».
2. По традиции урок начинается с музыкального приветствия, которое звучит в течение четверти.
Учитель: Рада вас, ребята, видеть
И приветствовать сейчас!
Дети: И мы рады, очень рады!
Здравствуйте, учитель наш!
3. Повторение изученного.
4. Новая тема.
Есть в искусстве темы, к которым из века в век не угасает интерес художника. Не будет преувеличением сказать, что они пришли в мир одновременно с человеком, и хотя в различные эпохи они претворялись в искусстве по-разному, само их существование говорит о том, что во все времена интересы и стремления людей были не такими уж непохожими.
Наверное, во все века человек был способен эмоциональ­но воспринимать окружающий мир, любоваться природой, бояться неведомого, стремиться к светлому и высокому. Ведь если бы это было не так, едва ли до нас дошли такие удивительные свидетельства жизни людей давних эпох, как созданные ими легенды и мифы, а также полные таинствен­ного волшебства старинные сказки, и поныне не утратив­шие своей поэтической прелести.
Может быть, именно благодаря им, этим чудесным сказ­кам и мифам, и мы, современные люди, также способны ис­пытывать чувство таинственного единения с природой, сов­сем не безликой, бездушной «окружающей средой», а живой и полной тайн стихией. Вдумайтесь, как мудр и одухотворен был когда-то человек, какая любовь к природе двигала его поступками, если он сумел задолго до появле­ния очагов культуры и цивилизации, открытия универси­тетов и центров книгопечатания создать этот удивительный мир сказочных и поэтических образов, где все живет и ды­шит такой тайной, таким волшебством, такой поэтической силой, какую не удалось превзойти даже самой образован­ной и просвещенной эпохе.
Не темным покорителем природы и ее обитателей, унич­тожаемых ради насущных потребностей, предстает перед нами человек давних эпох, но певцом того прекрасного ми­ра, который был дан ему как чудесный и бескорыстный дар. И сквозь многие века звучит и звучит бессмертной песнью каждая сказка, каждая легенда, воспевающая бесконечно разнообразные лики природы.
Вечная тема – тема богатырей. СЛАЙД.
5. Творческое задание.
6. Подведение итога
7. Домашнее задание. Нарисовать иллюстрацию к богатырской тематике.
8. Выход под музыку «Веселый ветер».


5 урок
Природа – одухотворенное начало музыки
 
Цель урока: формирование понятий о связи музыки и изобразительного искусства.
 
Ход урока:
1.Организация учащихся на урок.
Дети входят в класс под музыку «Веселый ветер».
2. По традиции урок начинается с музыкального приветствия, которое звучит в течение четверти.
Учитель: Рада вас, ребята, видеть
И приветствовать сейчас!
Дети: И мы рады, очень рады!
Здравствуйте, учитель наш!
3. Повторение изученного.
4. Новая тема.
Наверное, нет ни одного явления в природе, которого бы не коснулся восхищенный человеческий взгляд. Реки и облака, лесные чащи и луговые цветы, старые пруды и осенние дожди — все имеет свою собственную мифологию, свой мир песен, сказок и преданий. И сквозь каждое такое предание просвечивают неповторимые души этих рек и этих облаков, лесов, цветов и дождей, прочувствованные, угаданные и оттого живые и немеркнущие для нас. Вот почему мир сказок и древних мифов - самых ранних: форм поэтического осмысления мира — относится к темам вечным, к которым искусство всех времен вновь и вновь обращает свои вопросы. «Искусство начинается мифологией» - в этом известном высказывании подтверждаетсяглубокое родство мифопоэтического и художественного «творчества, в корне своем имеющих одну общую задачу: понять и отобразить загадку мира, ее потаенный смысл. Понять смысл, питающий и одухотворяющий произведенияискусства, - означает увидеть его порой в самых простых вещах — в ветке дерева, в камне, в цветке, к которым художник обратил свой восхищенный взгляд. Ведь прикосновение любящего взгляда творит чудеса: природа словно оживает, раскрывается навстречу, обнаруживается неповторимой душой - живой, сочувствующей, сострадающей. И именно такая природа - «не слепок, не бездушный ­лик», как говорил Ф. Тютчев, эта природа, когда-то увиденная живой и чувствующей, такой и поныне пребывает в восприятии человека. Не случайно во все вре­мена — и в древних народных сказаниях, и в современной поэзии - к природе часто обращаются как к одухотворен­ному началу.
В русских народных песнях и калинушка, и рябинушка, и зимушка-зима подобны живым существам, с которыми разговаривают бережно и любовно. Вспомните пушкинские стихотворения и сказки, в которых вьюга, ветер, волна, солнце — все имеет душу и характер, находится во взаимо­действии с человеком, то, оборачиваясь против него, то вся­чески ему помогая. Мир сказок, мир художественной литературы — вплоть до самой современной - обнаруживают удивительно бога­тую, эмоционально насыщенную многовековую историю взаимоотношений человека и природы, где можно найти все: любовь и благодарность, коварство и низость, неприми­римую борьбу и безмятежную гармонию.
Между тем общение человека с природными силами на­много превосходит границы даже такого богатейшего фольклорно-литературного мира. Наивно думать, что все эти веками освященные плоды человеческой фантазии дав­но утратили свое живое значение и стали неким культур­ным архаизмом.
Мы порой даже не подозреваем, как глубоко и прочно во­шли они в жизнь каждого из нас. Задумаемся: наши детские сказки и песни, наши игры и забавы -не уходят ли они корнями в глубину тех времен, когда люди учились позна­вать мир и выражать его в своих первых песнях? Ведь и каждый из нас, пытаясь осмыслить окружающую жизнь, снова и снова обращается к этим старым как мир сказкам, играм, песням, потому что ничего лучшего за многие и мно­гие тысячелетия человечество так и не придумало.
И поныне все, что есть в нашей жизни праздничного, веселого, волшебного, -- все связано с древними обрядами и ритуалами: и новогодняя елка, и Масленица, и встреча весны, и многое-многое другое.
И не случайно искусство - важнейшая форма выраже­ния человеческого мира — так неизменно и так прочно свя­зано с этими, казалось бы, ветхими представлениями: ведь на самом деле именно они и обладают подлинной животво­рящей силой, пребывающей как будто вне времени и пере­живающей все моды, все течения, все вкусы.
5. Творческое задание.
6. Подведение итога:
7. Домашнее задание.
8. Выход под музыку «Веселый ветер».

 


»  Tags for document:

Смотреть видео 365 онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн