Введение в курс «Традиции и современность в музыке»
Цель урока: формирование понятий о музыке, воспитание интереса к истории и культуре своей страны; формирование представлений о государственных символах России, об их основных функциях — объединять жителей страны, служить отличительными знаками государства; развитие познавательных интересов.
Ход урока:
1.Организация учащихся на урок.
Дети входят в класс под музыку «Веселый ветер».
2. По традиции урок начинается с разучивания нового музыкального приветствия, которое звучит в течение четверти.
Учитель: Рада вас, ребята, видеть
И приветствовать сейчас!
Дети: И мы рады, очень рады!
Здравствуйте, учитель наш!
Ответ детей разучивается после приветствия учителя, анализируется лад, тональность, ритм. Этой работой учащиеся организуются на сознательный подход к исполняемой попевке, закрепляем ее в сознании ребенка, что затем поможет ему дома сочинять самому частушку к уроку.
3. Повторение изученного.
У нашей Родины — России есть государственные символы.
Какие вы знаете государственные символы?(Герб, флаг, гимн.)
Государственные символы очень важны. Герб, флаг, гимн объединяют всех людей, живущих в стране, независимо от их национальности. Каждый россиянин может сказать, например, о Государственном гербе России — это наш герб.
У государственных символов есть еще одно значение, тоже важное. Все страны в мире имеют свои государственные символы. Герб, флаг и гимн нужны каждому государству. Они служат не только символами объединения для граждан страны, но и знаками принадлежности, знаками отличительными или опознавательными.
К государственным символам относится и гимн. Гимн — это музыкальное произведение, которое исполняют в особых, торжественных случаях. У гимна России естьавторы. Музыку написал композитор Александр Васильевич Александров, а слова — поэт Сергей Владимирович Михалков. При официальном исполнении Государственного гимна России, т.е. во время торжественныхсобраний, посвященных государственным праздникам, и других важных мероприятий присутствующие слушают его стоя, а мужчины снимают головные уборы. Так люди выражают своеуважение к одному из важнейших государственных символов - гимну.
Гимн нашей страны обязательно исполняют, когда поднимают российский флаг. Он звучит 9 мая в День Победы во времяпарада на Красной площади в Москве. Гимн России исполняют, когда проводятся спортивные состязания. Его можно услышать, например, перед началом футбольного матча. На международных соревнованиях гимн нашей страны звучит во время награждения победителей — российских спортсменов. Даже Новый год начинается с гимна. Бьют часы — куранты на Спасскойбашне Московского Кремля, а затем звучит гимн России.
Учитель предлагает учащимся послушать Государственный гимн,обращает внимание детей на то, что музыка гимна России величественная и торжественная.
4. Исполнение гимна РФ.
Гимн Российской Федерации. Новый государственный гимн России. Текст гимна России написан С. В. Михалковым. Музыка А. В. Александрова.
1: Россия - священная наша держава,
Россия - любимая наша страна.
Могучая воля, великая слава -
Твое достояние на все времена!
Припев:
Славься, Отечество наше свободное,
Братских народов союз вековой,
Предками данная мудрость народная!
Славься, страна! Мы гордимся тобой!
2: От южных морей до полярного края,
Раскинулись наши леса и поля.
Одна ты на свете! Одна ты такая -
Хранимая Богом родная земля!
Припев.
3: Широкий простор для мечты и для жизни
Грядущие нам открывают года.
Нам силу дает наша верность к Отчизне.
Так было, так есть и так будет всегда!
Припев.
5. Изучение нового материала.
Звучит «Песня о Родине» И.Дунаевского.
Обратите внимание на музыку, вслушайтесь, о чем поется в этой песне.
Сообщение темы и цели занятия.
Ребята, прозвучала очень известная, знакомая всем песня нашего русского композитора Исаака Осиповича Дунаевского. Кто слышал ее раньше? О чем в ней поется? (О Родине, о природе, о России).
А теперь посмотрите на эти иллюстрации и внимательно меня послушайте.
На фоне звучащей русской протяжной песни учитель, переходя от картины к картине, настраивает детей на восприятие темы и занятия.
1) У первой картины. Необозримый простор полей, звон колосьев, синева чистого неба, пение высоко парящего жаворонка… Это – Россия.
2)У второй картины.Представьте, что вы бредете этимилесными тропинками или сидите у прохладного ручейка, любуетесь красотой русского леса... Это - Россия.
3)У третьей картины.А вот деревенская церквушка, блесккуполов над храмом, тяжелый звон пудовых колоколов... Это -Россия.
4)А теперь посмотрите в окно. Школьный двор, знакомыедорожки, с любовью ухоженная клумба, класс, где мы сейчасзанимаемся, дом, где вы живете, ваши близкие любимые люди. Это все - тоже Россия, это наша Родина. Наша Родина - Россия - это не только бескрайние леса и полноводные реки, это еще и мы с вами, люди, которые здесь живут, работают, учатся, стараются сделать нашу Родину лучше, богаче, красивее. Именно о России, о том, как о ней поется в песнях, какой она изображает ся в музыке, в стихах, в живописи, мы с вами будем говорить на занятии.
II. Основная часть занятия.
1. Слушание и обсуждение русской народной песни«Ты река ль моя, реченька».
Русский человек ни раньше, ни сейчас, никогда не мыслил себя без русской народной песни. Русская песня помогала людям в работе и была с ними в минуты отдыха, она наполнялажизнь людей и жила вместе с ними.
... Вот рождалась жизнь,
А с нею песня,
Чистый свет, живительный родник.
Шли они рука об руку вместе:
Так народ привык.
А сейчас мы послушаем очень яркий пример русской народной песни. Называется она «Ты река ль моя, реченька». Внимательно послушайте ее и определите, как она звучит, какое настроение в ней выражено.
Слушание аудиозаписи песни.
Как же звучала эта песня? (Разбор музыки, выразительных средств, ответы детей подводятся к тому, что песня, во-первых, напевная и певучая, во-вторых, широкая.)
Русские песни такого характера называются лирические протяжные. Существует очень много видов русской народной песни: колыбельные, трудовые, исторические, солдатские, частушки, плясовые. Но считается, что именно русские лирические протяжные песни являются примером, образцом народной музыки.
Задание ко второму прослушиванию:
Сейчас мы еще раз прослушаем эту песню. Обратите внимание, что она поется без сопровождения инструмента, звучаттолько голоса. А еще эту песню, как и принято, запевает солист, а к нему присоединяются другие певцы. Послушайте, как красиво здесь сливаются три разных голоса.
2. Слушание и анализ фрагмента из симфонии№ 4 П. И. Чайковского.
Мы с вами слушали русскую народную песню. Но ведь не только в песнях воспеваются красота родной природы, величие русского народа. Сейчас мы послушаем произведение совсем иного жанра. Это симфония, музыка, которую исполняют многомузыкантов, на разных инструментах. Написал эту симфонию № 4 очень известный русский композитор П. И. Чайковский (Сведения об авторе, показ портрета композитора.)
Послушайте эту музыку, определите ее характер, скажите, похожа ли она на русскую протяжную песню? И еще, если выбудете внимательно слушать, то обязательно услышите мелодию знакомой песни. Какой именно, вы мне и скажете.
Анализ музыки.
- Как вы думаете, а почему композитор Чайковский использовал в своей симфонии русскую народную песню?
3. Разучивание песни «Закружилась листва золотая»,муз. Олиферовой, стихи С. Есенина.
Наша Родина - Россия хороша в любое время года: и искристой снежной зимой, и цветущей весной, и ярким солнечнымлетом. Но вот мне больше всего нравится наша русская природаосенью.
Закружилась листва золотая
В розоватой воде на пруду.
Словно бабочек легкая стая
С замираньем летит на звезду.
Эти прекрасные стихи написал русский поэт Сергей Есенин.Надеюсь, вам знакомо это имя. А сегодня мы с вами будем петьэти слова. Песня называется по первой строчке - «Закружиласьлиства золотая». Эта песня имеет очень интересное строение,здесь всего один куплет, но петь мы его будем по-разному. И вы поймете, как это может быть красиво. А сейчас послушайте, какзвучит куплет, и определите, какого характера мелодия: маршевого, танцевального или песенного.
1)Исполнение-показ песни.
2) Анализ - песня песенно-танцевального характера.
3) Разучивание песни по фразам, соединение двух, четырехфраз.
4) Разбор мелодии и показ движения мелодии рукой. Пение сдвижениями.
8. Выход под музыку «Веселый ветер».
2 урок
Музыка – самое древнее из искусств. Мой край
Цель урока: формирование понятий о музыке, воспитание интереса к истории и культуре своей страны; развитие познавательных интересов.
Ход урока:
1.Организация учащихся на урок.
Дети входят в класс под музыку «Веселый ветер».
2. По традиции урок начинается с музыкального приветствия, которое звучит в течение четверти.
Учитель: Рада вас, ребята, видеть
И приветствовать сейчас!
Дети: И мы рады, очень рады!
Здравствуйте, учитель наш!
3. Исполнение гимна РФ.
4.Повторение изученного на прошлом уроке.
5. Изучение нового материала.
У каждого человеческого дела есть своя история.
Можно даже сказать так: каково само это дело, таковаи его история. Есть вещи очевидные; они возникли в сравнительно недавние времена и не нуждаются в разгадке, таккак хорошо изучены и описаны во множестве книг, учебников и справочников. Таковы различные области практической деятельности — например, техника. Самым различным ее видам свойственна, как правило, одна и та же схемаразвития: сначала возникают самые простые формы, которые, постепенно усложняясь, разрастаются в такие обширные и разнообразные области человеческой деятельности, какие даже вообразить не могли люди, жившие в прежние века.
Представьте какой-нибудь музей старых вещей, в котором можно увидеть прялку или веретено: едва ли вас заинтересует практическая ценность этих древних механизмов.Скорее, вы увидите в них поэтическую прелесть далекихвремен, пришедшую к вам из сказок, из прочитанных в детстве историй о Гретхен, о старой колдунье, о спящей красавице.Теперь уже никому в голову не придет собственноручно прясть пряжу, как и заниматься множеством других ремесел, простых и естественных для наших предков.
Такое развитие человеческой деятельности имеет название: прогресс. Мы говорим о прогрессе, когда видим, как на наших глазах преобразуется материальный мир, более совершенными становятся машины, дома или дороги. И можетдаже возникнуть впечатление, что прогрессу подверженовсе, с чем сопряжена человеческая жизнь, что в это непрекращающееся движение вовлечен и сам человек с его рождением, становлением, вечными поисками и переменами.
Отчасти так и есть.
Бессмысленно спорить с тем, что очевидно: меняется человек, меняется и жизнь вокруг него.
Однако очевидно и другое: не все в жизни подвержено изменениям. В ней много такого, что неуклонно повторяется из века в век. (Учебник музыка 8 класс. Вступление).
Мой край.
ГЕРБ Камчатской области.
В начале 18 века опорными пунктами на Камчатке были 4 острога. Они имели военное значение. Первый герб возник в Нижнекамчатском остроге. Петропавловск получил статус города в 1812 году. Был ли герб в 19 веке или нет, документов, подтверждающих его создание, не найдено.
Камчатская область была вновь образована в 1909 году. В 1911 году генерал-губернатор Приморского края Н.Н.Гондатти дает поручение губернатору Камчатки подготовить проект герба Петропавловска.
16 декабря 1993 года градоначальник А.К.Дудников подписал постановление «О восстановлении герба города Петропавловск-Камчатского».
В 2004 году был утвержден проект герба Камчатской области. Герб представляет собой четырехугольный с закругленными нижними углами, заостренный в оконечности геральдический щит. В лазоревом поле над волнистой серебряной оконечностью – три черные сопки.
ФЛАГ Камчатской области.
Флаг Камчатской области представляет собой прямоугольное полотнище из двух горизонтальных полос: верхней – белого, нижней – синего цвета. Соотношение полос 2:1. В крыже расположено изображение фигур герба Камчатской области: огнедышащих сопок и волн; сопки изображены черными, с красным пламенем, белыми вершинами, окаймлением по краям и дымом, волны – синими белыми, белые детали изображения (кроме волн) отделены от белого фона полотнища тонкими синими контурами. Отношение ширины флага к его длине 2:3.
6. Слушание музыки. Исполнение песни «Мой дом Петропавловск-Камчатский».
7. Вопросы:
- Согласен ли ты с утверждением, что музыка – самое древнее из искусств? Можно ли найти этому подтверждение в нашей современности?
Домашнее задание: изучи концертные афиши в твоем городе или программы классической музыки на радио и телевидении. Попробуй определить, какие композиторы и произведения исполняются сегодня наиболее часто.
8. Выход под музыку «Веселый ветер».
3 урок
О традиции в музыке
Цель урока: формирование понятий о музыке; развитиепознавательных интересов.
Ход урока:
1.Организация учащихся на урок.
Дети входят в класс под музыку «Веселый ветер».
2. По традиции урок начинается с музыкального приветствия, которое звучит в течение четверти.
Учитель: Рада вас, ребята, видеть
И приветствовать сейчас!
Дети: И мы рады, очень рады!
Здравствуйте, учитель наш!
3. Повторение изученного.
4. Новая тема.
На свете нет вещей, которые берутся ниоткуда.
Как человек имеет предков, как река имеет исток, так и музыка, какой бы новой и современной она ни казалась,вырастает из музыки прежних времен. Это непреложный закон: так всегда было и так будет. И вот что удивительно:только тогда, когда музыкальное произведение связанос прошлым, с памятью культуры, с традицией, оно обретает свою подлинную силу. Музыкальное произведение не подвержено старению, подобно многим другим явлениямжизни, оно переживает своего создателя, наделяетбессмертием его имя, оно переживает поколения, эпохи,- оно властвует над временем. И получается так,будто прошлое, это далекое, давным-давно отшумевшеевремя, обладает какой-то странной, непостижимой и вместес тем очень реальной силой, заставляющей наси снова обращаться к древнему опыту и там искать ответына вопросы, которые ставит перед нами современность.
Что же это такое?
Что за таинственное «прошлое», дающее живую силу всему, что с ним соприкоснется?
И связано ли оно с каким-то конкретным временем, одной какой-нибудь великой эпохой или веком? Вероятно, если мы обратимся к изучению определенной части традиции — например, темы или жанра, — нам удастся установить время ее происхождения. Однако едва ли удастся прояснить все таинственные глубины, которые несет всебе великое музыкальное произведение. Очевидно, дажесамый тщательный теоретический анализ, раскрывающийвсе мелочи, все подробности, все даты, не в силахсправиться сзадачей объяснения того смысла, что зоветсятайной искусства. (Учебник).
5. Творческое задание.
6. Подведение итога:
1. Как ты думаешь, почему современные люди нуждаются в музыке прежних эпох?
2. Каких известных тебе литературных героев можно назвать «старинными» людьми и почему?
7. Домашнее задание.
8. Выход под музыку «Веселый ветер».
4 урок
Вечные темы в музыке
Цель урока: формирование понятий о связи музыки, литературы, изобразительного искусства; развитиевокально-хоровых данных.
Ход урока:
1.Организация учащихся на урок.
Дети входят в класс под музыку «Веселый ветер».
2. По традиции урок начинается с музыкального приветствия, которое звучит в течение четверти.
Учитель: Рада вас, ребята, видеть
И приветствовать сейчас!
Дети: И мы рады, очень рады!
Здравствуйте, учитель наш!
3. Повторение изученного.
4. Новая тема.
Есть в искусстве темы, к которым из века в век не угасает интерес художника. Не будет преувеличением сказать, что они пришли в мир одновременно с человеком, и хотя в различные эпохи они претворялись в искусстве по-разному, само их существование говорит о том, что во все времена интересы и стремления людей были не такими уж непохожими.
Наверное, во все века человек был способен эмоционально воспринимать окружающий мир, любоваться природой,бояться неведомого, стремиться к светлому и высокому.Ведь если бы это было не так, едва ли до нас дошли такиеудивительные свидетельства жизни людей давних эпох, каксозданные ими легенды и мифы, а также полные таинственного волшебства старинные сказки, и поныне не утратившие своей поэтической прелести.
Может быть, именно благодаря им, этим чудесным сказкам и мифам, и мы, современные люди, также способны испытывать чувство таинственного единения с природой, совсем не безликой, бездушной «окружающей средой»,а живой и полной тайн стихией. Вдумайтесь, как мудр иодухотворен был когда-то человек, какая любовь к природедвигала его поступками, если он сумел задолго до появления очагов культуры и цивилизации, открытия университетов и центров книгопечатания создать этот удивительныймир сказочных и поэтических образов, где все живет и дышит такой тайной, таким волшебством, такой поэтическойсилой, какую не удалось превзойти даже самой образованной и просвещенной эпохе.
Не темным покорителем природы и ее обитателей, уничтожаемых ради насущных потребностей, предстает перед нами человек давних эпох, но певцом того прекрасного мира, который был дан ему как чудесный и бескорыстный дар.И сквозь многие века звучит и звучит бессмертной песньюкаждая сказка, каждая легенда, воспевающая бесконечно разнообразные лики природы.
Вечная тема – тема богатырей. СЛАЙД.
5. Творческое задание.
6. Подведение итога
7. Домашнее задание.Нарисовать иллюстрацию к богатырской тематике.
8. Выход под музыку «Веселый ветер».
5 урок
Природа – одухотворенное начало музыки
Цель урока: формирование понятий о связи музыки и изобразительного искусства.
Ход урока:
1.Организация учащихся на урок.
Дети входят в класс под музыку «Веселый ветер».
2. По традиции урок начинается с музыкального приветствия, которое звучит в течение четверти.
Учитель: Рада вас, ребята, видеть
И приветствовать сейчас!
Дети: И мы рады, очень рады!
Здравствуйте, учитель наш!
3. Повторение изученного.
4. Новая тема.
Наверное, нет ни одного явления в природе, которого бы не коснулся восхищенный человеческий взгляд. Реки и облака, лесные чащи и луговые цветы, старые пруды и осенние дожди — все имеет свою собственную мифологию, своймир песен, сказок и преданий. И сквозь каждое такое преданиепросвечивают неповторимые души этих рек и этих облаков, лесов, цветов и дождей, прочувствованные, угаданные и оттого живые и немеркнущие для нас.Вот почему мир сказок и древних мифов - самых ранних: форм поэтического осмысления мира — относится к темамвечным, к которым искусство всех времен вновь и вновьобращает свои вопросы. «Искусство начинается мифологией» - в этом известном высказывании подтверждаетсяглубокое родство мифопоэтического и художественного«творчества, в корне своем имеющих одну общую задачу: понять и отобразить загадку мира, ее потаенный смысл.Понять смысл, питающий и одухотворяющий произведенияискусства, - означает увидеть его порой в самых простых вещах — в ветке дерева, в камне, в цветке, к которым художник обратил свой восхищенный взгляд. Ведь прикосновение любящего взгляда творит чудеса: природа словно оживает, раскрывается навстречу, обнаруживается неповторимой душой - живой, сочувствующей, сострадающей. И именно такая природа - «не слепок, не бездушный лик», как говорил Ф. Тютчев, эта природа, когда-тоувиденная живой и чувствующей, такой и понынепребывает в восприятии человека. Не случайно во все времена — и в древних народных сказаниях, и в современнойпоэзии - к природе часто обращаются как к одухотворенному началу.
В русских народных песнях и калинушка, и рябинушка,и зимушка-зима подобны живым существам, с которымиразговаривают бережно и любовно. Вспомните пушкинскиестихотворения и сказки, в которых вьюга, ветер, волна,солнце — все имеет душу и характер, находится во взаимодействии с человеком, то, оборачиваясь против него, то всячески ему помогая.Мир сказок, мир художественной литературы — вплотьдо самой современной - обнаруживают удивительно богатую, эмоционально насыщенную многовековую историю взаимоотношений человека и природы, где можно найтивсе: любовь и благодарность, коварство и низость, непримиримую борьбу и безмятежную гармонию.
Между тем общение человека с природными силами намного превосходит границы даже такого богатейшегофольклорно-литературного мира. Наивно думать, что всеэти веками освященные плоды человеческой фантазии давно утратили свое живое значение и стали неким культурным архаизмом.
Мы порой даже не подозреваем, как глубоко и прочно вошли они в жизнь каждого из нас. Задумаемся: наши детскиесказки и песни, наши игры и забавы -не уходят ли оникорнями в глубину тех времен, когда люди учились познавать мир и выражать его в своих первых песнях? Ведь икаждый из нас, пытаясь осмыслить окружающую жизнь,снова и снова обращается к этим старым как мир сказкам,играм, песням, потому что ничего лучшего за многие и многие тысячелетия человечество так и не придумало.
И поныне все, что есть в нашей жизни праздничного, веселого, волшебного, -- все связано с древними обрядами и ритуалами: и новогодняя елка, и Масленица, и встречавесны, и многое-многое другое.
И не случайно искусство - важнейшая форма выражения человеческого мира — так неизменно и так прочно связано с этими, казалось бы, ветхими представлениями: ведьна самом деле именно они и обладают подлинной животворящей силой, пребывающей как будто вне времени и переживающей все моды, все течения, все вкусы.