Официальный сайт e-rus 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Методические материалы. План-конспект занятий "Покровские посиделки"

Выберите действие:

Здесь Вы можете размещать конспекты занятий, праздников, досугов, родительских собраний; презентации; опросы и т. д.

Марина Валерьевна Жарикова,

                                                                                              педагог дополнительного образования

                       МДОУ ЦРР Изборский детский сад                                          «Светлячок»

 

Занятие по программе дополнительного образования детей

«Праздники народного календаря»

1-ый год обучения

 

Тема: Ознакомление с традициями празднования  Дня Покрова Пресвятой Богородицы.

Цели:

  • Приобщение детей к традиционной культуре, создание условий для формирования интереса к традициям, обычаям родного народа.
  • Развитие интереса к  народной культуре, потребности в получении информации.
  • Формирование навыков общения с культурным наследием.
  • Воспитание нравственных качеств, любви к родному краю, народному искусству.

Задачи:

1.      Познакомить детей о традициях празднования  Дня Покрова Пресвятой Богородицы, с народными приметами Покрова (переход природы от осеннего периода к зимнему), обустройством старинного крестьянского жилища.

2.      Научить детей:

1)      наблюдать явления природы, связанные со сменой сезона;

2)      определять разницу между обустройством современного жилиша и старинной крестьянской избы;

3)      посиделочным играм.

3.      Развивать память, мышление, воссоздающее воображение (умение мысленно представить себе времена и условия жизни общества в древней Руси).

4.      Воспитывать интерес к народным играм.

Материал:   

  • Набор традиционных народных костюмов и головных уборов.
  • Корзиночки с угощением, мешочки с орехами и конфетами.

         Занятие проводится в доме купца Шведова, который является памятником архитектуры XIX века, в помещении этнографической экспозиции Государственного историко-архитектурного и природно-ландшафтного музея-заповедника «Изборск». Архитектурные особенности помещения, его убранство, богатая коллекция старинной домашней утвари, самоваров, полотенец, традиционных костюмов, работающие старинные прялки и ткацкий стан – всё это позволяет дошкольникам наиболее полно представить себе картину жизни и быта их предков.

Занятия по программе проводит педагог, предстающий перед детьми в образе Матрёны Сидоровны – хранительницы изборских традиций и старины. Дети включаются в предложенную им игру, и видят перед собой не педагога, проводящего с ними занятие, а бабушку, которая принимает их у себя в доме.

1.      Встреча гостей.

Матрена Сидоровна встречает детей  у крыльца дома купца Шведова.

Матрена Сидоровна:         Здравствуйте, люди добрые!

Напоминает детям правила русского поклона: «Моя правая рука, свободная от оружия, мое горячее сердце, мои светлые мысли – все это вам!».  Дети повторяют. Проходят в дом, раздеваются, садятся на лавки.

2.      Рассказ о празднике «Покрав Пресвятой богородицы»

Матрена Сидоровна:         С праздником вас, гости дорогие! Сегодня большой праздник. Вы, поди, слышали, как в Изборске сегодня в колокола звонили? Раз в колокола звонили, значит, праздник сегодня. А знаете ли вы, какой праздник? Сегодня Покров. Было это давным-давно. Напали враги на храм в древнем городе Константинополе в Византии. Стали люди в храме молиться, чтобы послал им господь избавление от злых врагов. И явилось тогда чудо великое: узрели они Пресвятую Богородицу. Укрыла их Богородица своим покрывалом (это такой большой платок, которым Божья Матерь покрывала голову). После этого чудесного видения жители Византии изгнали врагов. На Руси всегда любили этот праздник. Верили, что Богородица Покровом своим укрывает Русь-матушку от бед и несчастий. Покров Пресвятой Богородицы – один из самых любимых на Руси праздников.

3.      Народные приметы праздника.

Матрена Сидоровна:         Давно-давно, когда не было ни мамы, ни папы, ни бабушки, ни дедушки, когда не появились на свет ваши пра-пра-пра-пра-пра- бабушки и пра-пра-пра-пра-дедушки, когда не было телевизоров и компьютеров, не было даже магазинов, где покупали еду и одежду, крестьяне все выращивали сами – и еду и одежду. В те времена Покров был очень важным праздником – в этот день заканчивалась теплая половина года и начиналась холодная. Всё в природе меняло свой свет. Ну-ка, вспомните, в день Семена-летопроводца, когда урожай уже собрали, зеленый наряд земли сменился на  какой? Правильно, желтый. А в Покров, все ждали снег. Желтый наряд  менялся на … Молодцы! Правильно. Желтый наряд  менялся на белый. В старину крестьяне говорили так:

·        «До Покрова осень – за Покровом зима идет!»

·        «На Покров земля снегом покрывается, морозом одевается».

·        «Покров землю покроет, где листом, а где снежком».

А у нас в этом году, чем покрыл Покров землю: листом или снежком?

Дети отвечают.

Матрена Сидоровна: Наши  пра-пра-пра-пра-дедушки считали, что если на Покров снег не выпал, зима будет без снега. Зима без снега – это хорошо или плохо? Почему?

Дети отвечают, вспоминают про катание на санях и лыжах. Матрена Сидоровна объясняет им, что бесснежная зима очень плохо отражается на урожае озимых, поэтому для крестьян было очень важно, чтобы зимой выпадало много снега.

4.      Про то, как крестьяне дома утепляли.

Матрена Сидоровна:         Давным-давно, в те времена, когда не было ни мамы, ни папы, ни бабушки, ни прабабушки, а пра-пра-бабушка была совсем маленькая, люди жили вот в таких домах, как этот. Тогда крестьяне так говорили:

·        Чини избу до Покрова, не то не будет тепла.

·        Захвати тепла до Покрова.

Это значит, что с Покрова начинаются холода, дома должны быть утеплены.

Затыкали щели домов мхом, вставляли в окна двойные рамы, утепляли скотные дворы, чтобы коровки и поросята не мерзли.

Матрена Сидоровна обращает внимание детей на бревенчатые стены дома купца Шведова, утепленные в пазах мхом, и двойные рамы окон.

Матрена Сидоровна: После того, как дома утеплили, хорошенько их мыли внутри  и снаружи, хозяйки обходили дом вокруг и говорили такие слова: «Покров, Покров,покрой наш дом теплом и добром». Считалось, что после этого в доме будет тепло и сытно. А вы утеплили свои дома? Как? (Дети отвечают, перечисляя современные строительные технологии, пластиковые окна, например). А вокруг дома ходили? Слова говорили? Давайте сейчас потренируемся, походим и слова повторим, а вечером вокруг своих домов пройдетесь.

Ходят хороводом, повторяя: «Покров, Покров,покрой наш дом теплом и добром».

5.      Посиделки.

Матрена Сидоровна:         Посмотрите, у нас же хоровод получился! А как вы думаете, на Покров хороводы водили? Нет, хороводы не водили, хороводы водят летом, на улице. А с Покрова холода начинаются, вы не забыли про это? На Покров по-другому веселились! Говорили: «Весело Покров проведешь – дружка найдешь!»

Где ж это дружков находили? Да на посиделках! С покрова начинались посиделки. Что ж за посиделки такие? Что означает слово «посиделки»? Послушайте: «По-сидел-ки…» (Посидеть, сидеть). Что же на посиделках делали? Просто сидели на лавках? И больше ничего? Это скучно!

Давайте-ка мы с вами поиграем в такую игру. Представьте себе, что мы живем в те времена, когда не было ни мамы, ни папы, ни бабушки, ни прабабушки, а пра-пра-бабушка была совсем маленькая. Девочки – это красны девицы, а мальчики – добры молодцы. И у нас сегодня посиделки!

А во что были одеты молодцы и девицы?

Дети рассказывают о традициях народного костюма, с которыми они познакомились на предыдущих занятиях. Наряжаются в костюмы.

Собирались девицы на посиделки в самом большом доме в деревне. В таком, как этот, дом купца Шведова. Спрашивали хозяйку: «Не пустишь ли нас на посиделки в свою избу?». Приносили гостинцы. Хозяйка брала угощенье и пускала девушек в дом. Девушки приносили с собой работу: пряли, ткали, вышивали. Песни пели, беседу вели.

Матрена Сидоровна предлагает девочкам инсценировать то, о чем она рассказала. Девочки стучатся, просят пустить их в дом на посиделки, предлагают за это гостинцы. Матрена Сидоровна соглашается, приглашает девочек в дом, рассаживает кого за прялку, кого за ткацкий  стан, раздает ткацкие приспособления для изготовления поясов (дощечки и бёрдо). Девочки изображают, будто они заняты работой.

            Матрена Сидоровна:         Сидят девицы, работают, а сами прислушиваются,

не идут ли молодцы? А молодцы тут как тут. Стучатся. «Пустите нас на посиделки!». Девицы: «Не пустим! У вас конфеток нет!». Молодцы: «И конфеты и орешки есть! И пряники!». Девицы: «Ну тогда заходите». Молодцы входили и садились рядом с девицами. Смотрели, какая лучше работает, из той хорошая жена получится.

По просьбе Матрены  Сидоровны в игру включаются мальчики, инсценируют её рассказ.

Матрена Сидоровна:         Мальчики спрашивали:

Девушки, вы девушки,

Где берете денежки?

Девочки отвечали:

Летом ягодки берем,

Зимой куделечку прядем.

Дети повторяют за ней. Матрена Сидоровна показывает детям прялку и веретено, демонстрирует работу на прялке.

Матрена Сидоровна:         Вы хотите научиться прясть? Скоро мы с вами будем учиться работать на прялке. А сейчас поиграем в игру «Веретёшко».

Игра «Веретёшко».

Дети становятся в круг (в центре круга – водящий), берутся за руки, идут хороводом по кругу, поют:

Дайте прялку, дайте лен,

Два десятка веретен,

Буду прясть-попрядывать,

На дружков поглядывать.

Останавливаются, хлопают в ладоши

   Вот и прялка, вот и лен,

   Два десятка веретен,

   Ты сиди, попрядывай,

   Да на нас поглядывай!

Водящий в это время выбирает себе пару. Пара берется за руки и быстро кружатся пока хор поёт:

Кружись, веретешко,

Деревянна ножка,

Острая пятка,

Скачи без оглядки!
Пряжу намотаешь,

Вот тогда и встанешь!

Водящий выбирает себе замену и становится в круг.

Матрена Сидоровна:         Посмотрите, молодцы,  какие наши девицы красавицы! И наряды-то у них хороши, и руки у них умелые. Лучших невест не найти. Да, мои дорогие, на посиделках женихи себе невест присматривали. Девицы, которым возраст подошел замуж выходить, говорили: «Покров-праздничек, покрой землю снежком, в мою голову венцом». И на посиделках девицы работали, старались. Чтобы молодцы заметили, какие они трудолюбивые и умелые мастерицы. А вы, девочки, хотите быть умелыми мастерицами? А хотите ли вы научиться работать на ткацком стане? Ну, если хотите, то обязательно научитесь.

Матрена Сидоровна демонстрирует работу на ткацком ставе и предлагает сыграть в игру «Ткач».

Игра «Ткач».

 Выбирают двух водящих, один –  «уток», другой – «ткач». Остальные участники становятся парами в полукруг, берутся за руки и делают «ворота». «Уток» становится у второй пары, «ткач» - у первой. По сигналу «ткача» «уток» начинает бегать змейкой, не пропуская ни одни «ворота», А «ткач» догоняет его. Если «ткач» догонит «уток» прежде, чем тот добежит до конца полукруга, то становится «утком», а «ткача» он выбирает сам из числа играющих.

Матрена Сидоровна:         Весело проводили время молодцы и девицы на посиделках!

Разучивает с детьми традиционную для псковских посиделок плясовую: плясовым шагом идет вдоль лавок, на которых сидят дети. Останавливается перед одним из мальчиков и топает ногой. Мальчик встаёт и идет вслед за Матреной Сидоровной. Останавливается перед девочкой, топает. Девочка идет за ним. И так до тех пор, пока все не включатся в общую пляску.

Матрена Сидоровна: Понравилось вам на посиделках? Весело было? Не забудьте, когда придете домой, проверить, утеплены ли ваши дома. И вокруг дома пройти и волшебные слова сказать. Кто помнит, какие это слова? Будем с вами ждать первый снежок. Скоро зимушка-зима придет… А я с вами прощаюсь.

Занятие по программе дополнительного образования детей

«Праздники народного календаря»

2-ой год обучения

 

Тема: Ознакомление с традициями празднования  Дня Покрова Пресвятой Богородицы.

Цели:

  • Приобщение детей к традиционной культуре, создание условий для формирования интереса к традициям, обычаям родного народа.
  • Развитие интереса к  народной культуре, потребности в получении информации.
  • Формирование навыков общения с культурным наследием.
  • Воспитание нравственных качеств, любви к родному краю, народному искусству.

Задачи:

1.      Закрепить полученные ранее знания детей о традициях празднования  Дня Покрова Пресвятой Богородицы.

2.      Познакомить детей с конструкцией и функциями традиционной русской печи и хозяйственной утварью крестьянского дома.

3.      Научить детей:

1)      пользоваться печной утварью (ухватом, заступом, кочергой);

2)      определять разницу между печной и прочей хозяйственной утварью;

3)      посиделочным играм.

4.      Развивать память, мышление, воссоздающее воображение (умение мысленно представить себе времена и условия жизни общества в древней Руси).

5.      Воспитывать интерес к народным играм.

Материал:   

  • Набор традиционной печной утвари: ухват, заступ, чугунный горшок.
  • Набор традиционной хозяйственной утвари: «пралка», «рубль», «валек», чугунный утюг, квашня, ушат, прялка.
  • Калач домашней выпечки

Занятие проводится  в помещении «Театра в интерьере» в доме купца Шведова, который является памятником архитектуры XIX века. Архитектурные особенности помещения, его убранство, коллекция старинной домашней утвари, работающие старинная прялка и русская печь – всё это позволяет дошкольникам наиболее полно представить себе картину жизни и быта их предков.

Занятия по программе проводит педагог, предстающий перед детьми в образе Матрёны Сидоровны – хранительницы изборских традиций и старины. Дети включаются в предложенную им игру, и видят перед собой не педагога, проводящего с ними занятие, а бабушку, которая принимает их у себя в доме.

Ход занятия:

1.      Закрепление знаний об обрядах праздника «Покрав Пресвятой Богородицы», полученных дошкольниками на занятии 1-ого года обучения

Матрена Сидоровна:         Здравствуйте, люди добрые!

Напоминает детям правила русского поклона: «Моя правая рука, свободная от оружия, мое горячее сердце, мои светлые мысли – все это вам!».  Дети повторяют. Проходят в дом, раздеваются, садятся на лавки.

Матрена Сидоровна:         С праздником вас, гости дорогие! Сегодня большой праздник. Вы, поди, слышали, как в Изборске сегодня в колокола звонили? Раз в колокола звонили, значит, праздник сегодня. А знаете ли вы, какой праздник? Сегодня Покров. Мы с вами год назад в этот праздник встречались. Кто может мне подсказать, что же это за праздник такой – Покров Пресвятой Богородицы?

Дети вспоминают все, что узнали о празднике на занятии год назад.

Матрена Сидоровна: Молодцы, многоене забыли из того, что я вам рассказывала про этот замечательный праздник. А помните ли вы, как менялся наряд природы в этот день?

Дети отвечают (желтый цвет сменялся на белый).

Матрена Сидоровна: (напоминает поговорки о Покрове)

·        «До Покрова осень – за Покровом зима идет!»

·        «На Покров земля снегом покрывается, морозом одевается».

·        «Покров землю покроет, где листом, а где снежком».

·        «Чини избу до Покрова, не то не будет тепла».

·        «Захвати тепла до Покрова».

Матрена Сидоровна: А кто помнит, как ваши пра-пра-пра-бабушки и пра-пра-пра-дедушки свои избы утепляли?

Дети отвечают.

Матрена Сидоровна проводит с детьми обряд, с которым они познакомились на прошлогоднем занятии. Ходят хороводом, повторяя: «Покров, Покров,покрой наш дом теплом и добром».

2.      Знакомство с русской печкой.

Матрена Сидоровна: Волшебные слова мы сказали, щели и окна законопатили, дом утеплили, до Покрова управились… А как вы думаете, в нашем доме зимой будет тепло? Нет, мои дорогие, в доме тепла не будет, если в доме не будет… Отгадайте-ка мою загадку:

«Стоит мать толста, у ней дочь красна, сын – синь под небеса». Что это такое? Это печка, огонь и дым.

Матрена Сидоровна о том, какими печками отапливались жилища в древности:

Древняя печь представляла собой небольшое глиняное корыто, устроенное на полу. Туда укладывали дрова. Трубы не было. Дым проникал в помещение, уходил через двери. Наши предки отапливали дома «по-черному».

Дети вспоминают, у кого из их бабушек бани топятся «по-черному». Приходят к выводу, что отапливать дома таким способом  очень неудобно и вредно для здоровья.

Матрена Сидоровна: Прошло много лет,и на Руси придумали вот такую печку, как наша. Стали называть ее «русская печь». Печку очень уважали в доме, говорили: «Печь нам мать родная», «на печи все красно лето», «добрая то речь, коль в доме есть печь», «уж лучше хлебом не корми, а с печи не гони».  Печка и в сказках русских не забыта.

Дети называют сказки, в которых упоминается русская печь:

·        «Гуси-лебеди»

·        «Баба-Яга»

·        «Илья Муромец»

·        «По щучьему веленью»

Матрена Сидоровна расспрашивает детей, какую роль играли печки в этих сказках.

Матрена Сидоровна: В сказке«По щучьему веленью» Емеля с печи слезать не хотел потому, что она теплая. И наша печь теплая.

Показывает детям топку, предлагает проверить, теплая ли печь.

В сказке«Гуси-лебеди» печка девочку пирожками накормила. Наша печка тоже может кормить кашей, пирогами, хлебом.

Показывает детям устье печи. Объясняет происхождение слова «заслонка».

Илья Муромец болел, 30 лет на печи лежал. Болел долго. А печка его своим теплом вылечила.

Показывает детям лежанку, разрешает забраться на нее.

А Баба-Яга? Правильно, она хотела посадить Иванушку на лопату и в печь горячую засунуть.

3.      «Печкины помощники»

Матрена Сидоровна: Вот она, эта лопата. Называют ее «заступ» – это печкин помощник. Только мы на эту лопату никого сажать не будем – ни мальчиков, ни девочек. Нам заступ нужен, чтобы хлеб и пироги в печке печь.

Демонстрирует детям, как использовался заступ.

А вот еще одна печкина помощница. Узнали? Правильно, кочерга. У кого есть дома кочерга? У всех. А чем они отличаются от моей кочерги? Правильно, моя кочерга на длинной ручке. А зачем такая длинная ручка у кочерги?

Демонстрирует детям, как пользоваться кочергой. Разрешает помешать воображаемые угли.

А это ухват. Почему его так зовут: уХВАТ? Потому, что он горшки с кашей и щами из печки ХВАТает!

Показывает, как пользоваться ухватом. Дети самостоятельно вынимают из печи и ставят обратно чугунок.

В нашем доме много других помощников. Кто стирать помогает, кто прясть, кто гладить белье.

Показывает хозяйственную утварь, рассказывает о предназначении каждого предмета.

4.      Игра «Кто печке помогает»

Дети располагаются на скамейках перед печкой. Матрена Сидоровна с двумя детьми прячется на лежанке печи. Над печкой, как над ширмой кукольного театра поочередно показывают предметы хозяйственной и печной утвари. Если показался «печкин помощник», дети должны хором его назвать и захлопать в ладоши. При виде предмета прочей хозяйственной утвари, дети топают ногами.

5.      Как печка семью объединяла.

Матрена Сидоровна расспрашивает детей, как их семья зимними вечерами отдыхает, кто чем занят?

Матрена Сидоровна: А в те времена, когда не было ни телевизоров, ни компьютеров, зимними вечерами вся семья возле теплой печки садилась, и кто-нибудь рассказывал сказку или историю, приключившуюся с ним или услышанную от кого-нибудь, пели протяжные крестьянские песни. Одновременно продолжали делать несложные домашние дела: женщины занимались рукоделием, мужчины что-нибудь чинили. А дети в игры играли. В одну такую игру мы с вами сейчас поиграем.

6.      Игра «Волк и ягненок»

            Играющие становятся друг за другом, держась за одежду (или бока). Первый игрок в цепочке – «пастух», последний – «ягненок», все остальные – «овцы». «Волк» становится перед «пастухом», пытается схватить «ягненка», которого защищают «пастух» и «овцы»: «пастух» протягивает вперед руки, стараясь преградить путь «волку», не задерживая его. «Овцы» должны двигаться так, чтобы находиться подальше от «волка» и прикрывать «ягненка», при этом цепочка «овец» не должна размыкаться. Если «волку» удалось поймать «ягненка», «ягненок» становится «волком», «волк» занимает место «пастуха», а «пастух» становится вторым в шеренге «овец», последний в шеренге – «ягненком».

7.      Вопросы:

·        Где готовили еду?

·        Где пекли хлеб?

·        Где спали, грелись?

Кто печке помогает:

·        «Хватать» горшки и чугуны?

·        Печь хлеб и пироги?

·        Перемешивать угли?

8.      Угощение.

Матрена Сидоровна предлагает детям закрыть глаза и произнести волшебные слова:

«Наша печка горяча, испекла нам калача».

Затем дети подходят к печи и видят торчащую из ее устья лопату заступ. На заступе калач. Вынимают его из печи, угощаются.

Матрена Сидоровна прощается с детьми и приглашает их в гости 14 декабря – на праздник «Наум-грамотник»

Литература

М. Власова.  «Русские суеверия». – СПб.: «Азбука – классика», 2001 – 672 с.

Народный дневник. Народные праздники и обычаи. Из «Сказаний русского народа», собранных И. П. Сахаровым. – М.: «Дружба народов», 1991 – 224 с.

Некрылова А.Ф. Русский традиционный календарь на каждый день и для каждогодома. – СПб.: Азбука-классика, 2007. – 768 с.: ил.

Панфилов В. В. «По старому русскому обычаю. Сборник обрядовых представлений и праздников». – М.: Издатель Рассказов А. И., 2003 – 208 с.

Б. Н. Путилов. «Древняя Русь в лицах. Боги, герои, люди». –  СПБ.: «Азбука – классика», 2001 – 388 с.

Руднев В. А. Обряды народные и обряды церковные. – Л.: Лениздат, 1982. – 159 с.

Терещенко А. В. Т 35 История культуры русского народа / А. В. Терещенко. – М.: Эксмо, 2007. – 736 с.: ил.

 

http://otherreferats.allbest.ru/

http// www.ntvr.ru.

http://rodnoe2011.narod.ru/narodnie_prazdniki/

Консультация для воспитателей

Сценарий народного праздника

Сценарий праздника "Здравствуй, Батюшка - Покров"

Презентация

Прикрепленный файл Size
РУССКИЙ ПРАЗДНИК.doc 61.5 KB
Батюшка ПОКРОВ.doc 41.5 KB
!!! РОЛЬ ВОСПИТАТЕЛЯ В ПРОЦЕССЕ МУЗЫККАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.doc 37 KB
Презентациямоя.ppt 4.39 MB

»  Размещено в сообществах:   
Cообщество педагогов ДОУ по приобщению к истокам русской народной культуры.

Смотреть видео hd онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн