Submitted by Алевтина Эдиевна Тимофеева on чт, 21/10/2010 - 15:46
Ход занятия
1. Организационный момент.
Музыкальное приветствие «Здравствуйте, ребята»
2. Сообщение темы занятия.
Сейчас я пропою вам две народные песни, а вы послушайте и скажите, чем они отличаются. ( Исполняю «Как под горкой под горой» р. н. п. и «Перепёлочка» бел. н. п.)
Дети: Одна весёлая, другая грустная.
Концертмейстер: Правильно. Какие цвета в первой песенке: яркие или тусклые? Легко, задорно она звучит или спокойно?
Дети: Яркие. Она звучит легко и задорно.
Концертмейстер: А какие краски во второй песне? Суровая песня или жалостливая?
Дети: Тусклые, жалостливая.
Концертмейстер: Вы догадались, о чём мы будем говорить на занятии?
Дети: Мы будем говорить о весёлой и грустной музыке.
Концертмейстер: Мы будем говорить о мажоре и миноре
3. Работа по теме занятия.
Послушайте сказку.
Два брата.
В давние-давние времена в сказочной стране под названием Звукляндия правил король Дин - дон Седьмой. Больше всего на свете он любил спать и скучать.
Бывало сядет он на свой трон и скучает.
От скуки ногами поболтает.
От скуки прикажет печенье поддат,
А солдатам -песню запевать.
Солдаты были у него необычные-
Все, как один , песцы отличные.
И за это, кстати сказать,
Стал Дин - дон их Звуками звать.
Споют звуки королю одну песню, другу.
Король захрапит, а звуки тоже на боковую.
Спят себе до утра.
Утром встанут, крикнут: «Ура!»
Король проснётся,
С боку на бок повернётся
И всё заново начнётся:
Скука, печенье, солдатское пение.
От этой жизни звуки до того обленились,
Что петь как следует, совсем разучились.
Король был ужасно огорчён.
Даже скачать перестал он.
Заставляет их петь и так и сяк.
А они не хотят никак. Но вот однажды прибыли в Звукляндию из далёкой страны Ладии два брата-Лада.Один был весёлый плясун-хохотун, другой грустный задумчивый.
Весёлого звали Мажор, а грустного Минор. Мажор и Минор о беде короля узнали и решили помочь ему.
Во дворец явились,
Королю, как положено, поклонились.
-Здравствуй, Дин - дон, - говорят,-
Хотим послушать твоих солдат.
-А ну, -скомандовал Звукам король,-
Запевать все изволь!
Раз, два! Раз, два!
Запели Звуки, кто в лес, кто по дрова.
Не выдержали этой музыки братья,
Закричали на два голоса: «Хватит!»
-Давай, - говорят,- Дин - дон, мы тебе поможем,
Из Звуков твоих песню ладную сложим.
Выстроил Мажор Звуки в ряд-
Получился звукоряд.
- Запевай! - скомандовал Мажор. Звуки запели.
(Пропевается мажорный звукоряд.) Все мы дружно встали в ряд,
Концертмейстер: Вот такая история произошла с двумя братьями Мажором и Минором. И сегодня они пришли к нам в гости, чтобы мы вместе с ними смогли повеселиться и погрустить. Сейчас вы послушаете музыку, и определите, где поёт брат Мажор, а где – брат Минор.
Прослушивание «Резвушка» и «Плакса» Д. Кабалевский.
Дети отвечают.
Концертмейстер: А какими бы словами вы охарактеризовали песню брата Мажора.(На доске карточки с прилагательными, характеризующими музыку. Дети выбирают карточки, которые, по их мнению, подходят к данной пьесе.)
Дети работают с карточками.
Концертмейстер: А какими бы словами вы охарактеризовали песню брата Минора.
Дети работают с карточками.
Концертмейстер: Вы подобрали правильные слова. Эти пьесы называются «Резвушка» и «Плакса» сочинил их композитор Д. Б. Кабалевский. Сейчас послушаем это музыкальное произведение ещё раз (меняется чередование частей). Когда будет звучать мажор (весёлая, радостная музыка), вы будете хлопать в ладоши, когда зазвучит минор вы будете покачивать руками над головой.
Повторение правил пения
Упражнения на формирование диафрагменного и фонационного дыхания.
Вокально-артикуляционные упражнения.
1. Пропевание гласных «а», «о», «у» на одном звуке, выстраивание унисона;
Концертмейстер: Ребята, послушайте песню, которую исполнит … После прослушивания назовите название этой песни. Ученик исполняет песню под аккомпанемент концертмейстера.
Дети: Песня называется «Осень».
Концертмейстер: Какое настроение вызвала у вас эта песня?
Дети отвечают.
Концертмейстер: Как вы думаете, почему композитор сочинил грустную музыку, а не весёлую.
Дети отвечают.
Концертмейстер: Сейчас все вместе произнесём слова этой песни.
Дети повторяют слова песни.
Концертмейстер: Во время исполнения песни старайтесь соблюдать правила пения и попытайтесь передать печальное, грустное, хмурое настроение.
Концертмейстер: Поиграем в игру «День и ночь». Когда будет звучать мажорная – весёлая, задорная музыка вы (птички) будете летать над лесом. А когда зазвучит минорная – грустная, печальная музыка вы должны вернуться к себе в гнёздышки. Запомнили? Повторите, что надо сделать.
Дети повторяют указания.
Игра «День и ночь» под музыку «Весёлая. Грустная» Л. Бетховена. Игра проводится несколько раз.
4. Итог.
Концертмейстер: Ребята, о какой музыке мы говорили сегодня на занятии?
Дети: Мы говорили о весёлой и грустной музыке.
Концертмейстер: Какие новые слова вы узнали на занятии?