Мирошниченко Е.Б., Юхно И.А.
МОУ лицей "МОК №2" городского округа город Воронеж
,
_yuhno@mail.ru
Согласно современной концепции информатизации образования, в учебный план начальной школы введен пропедевтический курс изучения информатики. В начальной школе информатика присутствует на федеральном уровне как учебный модуль предмета «Технология» в III–IV классах. В связи с этим требуют решения вопросы по выявлению особенностей применения компьютеров в учебном процессе начальной школы.
Цель преподавания информатики в начальной школе: формирование первоначальных представлений о сборе, представлении, хранении, преобразовании, поиске, передаче и использовании информации; приобретение опыта создания и преобразования текстов, рисунков, различного вида схем, графиков, информационных объектов и моделей с помощью компьютера; обеспечение подготовки младших школьников к решению информационных задач на последующих ступенях общего образования; воспитание способностей школьника к адаптации в быстро изменяющейся информационной среде как одного из важнейших элементов информационной культуры человека.
На уроках информатики формируется системное восприятие мира, понимание единых информационных связей различных природных и социальных явлений, развивается системное мышление. Учебный процесс раскрывается как процесс получения и обработки информации. В связи с этим на уроках информатики широко используются разнообразные формы урока, игровые и наглядные методы обучения и контроля знаний, связи с повседневной жизнью.
Одной из основных проблем обучения в начальной школе является резкая смена ведущей деятельности ребенка с игровой на учебную. Формирование учебной деятельности очень часто не совпадает с игровыми потребностями ребенка, и очень болезненно воспринимается им. Для плавного перехода от преимущественно игровой деятельности к учебной можно использовать возможности игровых дидактических компьютерных технологий. Поэтому, одним из важнейших вопросов преподавания информатики и ИКТ в начальной школе, является вопрос о том, кто должен осуществлять обучение детей: учитель информатики или учитель начального класса?
Учитель информатики хорошо знает компьютерные технологии, но плохо - методику обучения и уровень развития младших школьников. Учитель начального класса, наоборот, не разбирается в компьютерах, но хорошо владеет методикой преподавания. Самостоятельно проводить обучение оба учителя не могут, но и как показывает практика, способ совместного проведения занятий не получает широкого распространения. Для индивидуализации процесса работы в компьютерном классе, учащихся необходимо делить на группы, а при этом встает вопрос о том, кто и как будет работать с оставшейся группой.
В МОУ Лицей «МОК №2» проблема преподавания информатики в начальных классах успешно решается. На данный момент обучение производят и учитель начальных классов и учитель информатики.
Класс делится на группы - с одной работает учитель начальных классов, с другой учитель информатики, на следующий урок дети меняются местами. Учитель начальных классов осуществляет теоретическую подготовку, т.е. работу с учебниками и рабочими тетрадями. Учитель информатики ведет практические занятия на компьютерах.
Преподавание информатики в МОУ Лицее «МОК №2» в начальных классах осуществляется по программе Н.В. Матвеевой. Учебный материал представлен в виде учебно-методического комплекта.
В УМК входят:
- учебник «Информатика и ИКТ»;
- рабочие тетради;
Возможно использование дополнительной учебной литературы: «Информатика и ИКТ» под редакцией Н.В. Макаровой, «Мир информатики» под редакцией А.В. Могилёва.
Для обеспечения практической составляющей используются компьютерные программы:
- «Базовая компьютерная грамотность»,
- «Мир информатики» (Кирилл и Мефодий),
и другие компьютерные программы.
Успех в обучении информатике во многом зависит от компетентности преподавателей, причем не в меньшей степени, чем от качества используемых технических средств и содержания компьютерных программ. Нужны специалисты, способные качественно обучать детей младшего школьного возраста основным предметам школьной программы, применяя новые информационные технологии, а также вводить детей в сложный мир современной информатики. Учителя должны хорошо разбираться в психологии ребенка, хорошо владеть методическими приемами обучения детей младшего школьного возраста и быть профессионалами в области информационных технологий.
В нашем учебном заведении постоянно ведется работа над улучшением качества преподавания информатики в начальной школе. Ведутся консультаций для учителей, заключен договор с ВОИПКРО на проведение курсовой подготовки учителей начальной школы по теме «Теория и методика пропедевтического курса информатики». Эти курсы закончили 90% учителей начальной школы и получили свидетельство о повышении квалификации установленного образца.
Руководство по проведению занятия осуществляет учитель начальных классов: при помощи сборников дидактических материалов он выбирает необходимые для поддержки учебного процесса упражнения и определяет порядок их использования.
Учитель информатики ведет занятия с соблюдением всех необходимых санитарно-гигиенических требований. Работа за компьютером занимает не более 15 минут учебного времени, оставшаяся часть урока проходит в игровой форме с использованием карточек, наглядных пособий, обучающих презентаций и фильмов.
Обучение информатике в начальной школе готовит учащихся к самостоятельному использованию в учебной деятельности информационных источников, формирует элементарные умения работы на компьютере, готовит к работе с информацией с использованием средств коммуникаций, расширяет круг понятий и кругозор учащихся в области ИКТ. Важно, что практические задания и проекты, которые учащиеся выполняют в начальной школе по курсу информатики, позволяют им получить опыт учебной деятельности с использованием средств ИКТ и применить его при выполнении подобных заданий по другим предметам.
Литература
1. Босова Л.Л. Пропедевтическая подготовка школьников в области информатики и ИКТ: опыт, современное состояние, перспективы. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009.
2. Ершов А.П., Звенигородский Г.А., Первин Ю.А. Школьная информатика (концепции, состояния, перспективы). Информатика и образование. 1995. № 1.
3. Первин Ю.А. Концепция курса раннего обучения информатике // Информатика и образование 2003. № 3–4.
|