КОМПЬЮТЕРНАЯ ГРАФИКА НА УРОКАХ ЧЕРЧЕНИЯ
Ивлева А.В.
Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №40 Ленинского района г.Воронежа
Много лет я работаю в школе учителем информатики и ИКТ, а в прошлом учебном году мне предложили вести уроки черчения в 8-9 классах. На изучение курса "Черчение" в основной школе, к сожалению, отводится всего 1 час в неделю. Но для достижения учащимися хороших результатов можно и нужно использовать на уроках черчения возможности ИКТ.
Современный подход к курсу черчения подразумевает использование на уроках различных систем автоматизированного проектирования. Это позволяет быстро получать необходимые представления о детали, изделии; рассматривать предмет со всех сторон; мгновенно получать необходимые чертежи для построенного трехмерного объекта; проанализировать модель. И конечно, я решила использовать учебную систему автоматизированного проектирования КОМПАС-3D LT, которая поступила во все школы России в составе Стандартного базового пакета программного обеспечения «Первая ПОмощь 1.0» в рамках приоритетного национального проекта «Образование».
КОМПАС – это КОМПлекс Автоматизированных Систем, разработанный специалистами российской фирмы АО «АСКОН» (С.-Петербург, Москва и Коломна), основанной в 1989 году. Все системы «КОМПАС» построены на основе собственного математического ядра и уникальных параметрических технологий, разработанных специалистами АСКОН, и изначально ориентированы на полную поддержку стандартов ЕСКД.
В 1992 году АСКОН выпустил КОМПАС-Школьник — первую систему автоматизированного проектирования, предназначенную для обучения. На её основе Лаборатория прикладной информатики Коломенского государственного педагогического института под руководством профессора Александра Абрамовича Богуславского разработала Программно-методический комплекс «Школьная система автоматизированного проектирования». Именно его я и использую как основу для преподавания курса черчения и информационных технологий. Все занятия проводятся в компьютерных классах.
Несомненными достоинствами программы являются:
· легкость освоения и использования;
· развитие навыков точного черчения;
· легкость и удобство управления программой, возможности редактирования ошибок;
· наглядный результат работы повышающий чувство успешности у учеников;
· ученики получают возможность пользоваться этим инструментом в своей будущей учебной и профессиональной деятельности.
Система КОМПАС-3D LT содержит две подсистемы:
1. Подсистема трехмерного твердотельного моделирования КОМПАС-3D LT, которая предназначена для создания моделей твердых тел с возможностью их редактирования на различных этапах проектирования;
2. Подсистема КОМПАС-ГРАФИК, предназначена для работы с чертежами, заготовками и фрагментами чертежей.
Подсистема трехмерного твердотельного моделирования КОМПАС-3D LT предназначена для выполнения различных, как простых, так и сложных, операций с эскизами будущих деталей для получения в конечном результате прототипа твердого тела (детали), максимально приближенного к "миру реальных вещей".
Все операции и команды твердотельного моделирования в окне системы объединены в группы, что существенно облегчает выбор необходимого варианта, тем более что они представлены в виде кнопок-команд.
Подсистема КОМПАС-ГРАФИК предназначена для систематизации представлений о форме предметов, выработки умений анализировать форму и графически отображать ее методами проецирования, а также умения читать различные изображения. В данном блоке изучаются машинные способы моделирования объектов на плоскости. Методы построения примитивов, используемых для выполнения проекций и их редактирования.
По окончании курса, учащиеся должны уметь создавать компьютерные чертежи моделей в трех проекциях, пространственные модели деталей, выполнять редактирование объектов.
Я отдаю себе отчет, что обучение КОМПАС - дело достаточно долгое, если требуется его глубокое изучение. Именно поэтому я предлагаю школьникам только «вводный курс», который знакомит с основными инструментами и простой техникой работы в этой программе, но с уверенностью могу сказать, что те из учеников, которые проявят интерес, любознательность, настойчивость и желание, смогут приподнять для себя «завесу тайны», и любой, даже самый сложный, чертеж больше не станет на пути к вершинам инженерной графики.
Таким образом, систему КОМПАС можно рассматривать как основной инструмент непрерывного графического образования – от средней школы до дипломного проектирования.
Литература
1. Баранова И.В. КОМПАС-3D для школьников. Черчение и компьютерная графика. Изд-во: ДМК Пресс, 2009. – 272 с.
2. Большаков В.П. Инженерная и компьютерная графика. – С.-Пб.: Изд-во: БХВ-Петербург, 2004, - 575с.
3. http://www.ascon.ru.
|