Голубых Н.В.
МОУ Борисоглебская СОШ №3
С 2008-2009 учебного года в 3-4 классах общеобразовательных школ, федеральным БУП определенно введение нового предмета «Информатика и ИКТ», как учебного модуля в рамках предмета «Технология».
Для преподавания этого предмета предлагается ряд учебников, внесённых в федеральный перечень. И тут кроется одна из проблем, с которой сталкиваются учителя начальных классов, собирающиеся преподавать этот модуль самостоятельно. Дело в том, что все учебники из федерального перечня были разработаны авторами для преподавания отдельного предмета «Информатика и ИКТ», а не модуля «Практика работы за компьютером» и содержат намного больше учебного материала, чем подразумевает стандарт содержания начального общего образования. Поэтому нельзя полностью использовать в своей работе какой-либо один из учебников. Предлагаемый материал приходится перерабатывать, дополнять, некоторые темы «выкидывать», а другие – искать в дополнительных источниках информации. Далеко не все учителя начальных классов готовы к этой деятельности. В статье приводится методическая разработка урока информатики для учащихся начальной школы по теме «Способы представления, передачи и получения информации. Виды информации. Источники и приёмники информации» с презентацией и интерактивным flash-роликом . Преподавание информатики в МОУ Борисоглебской СОШ №3 в начальных классах осуществляется по примерной программе модуля для курса «Технология» в начальной школе Л.А. Бачуриной, Л.А. Боевой, Н.Н. Булгаковой, О.Б. Кремер, Н.В. Ярчиковой. УМК включает в себя:
- учебник «Информатика и ИКТ» Матвеевой Н.В.;
- рабочая тетрадь «Информатика и ИКТ» Хуторского А.В., Андриановой Г.А.
Тема урока: Способы представления, передачи и получения информации. Виды информации. Источники и приёмники информации. (3класс)
Цели урока:
· Дать учащимся представление об информационных процессах передачи и получения информации;
· Ознакомить учащихся со схемой передачи информации;
· Ознакомить учащихся со способами представления информации и видами информации.
Основные понятия:
· Информация;
· Источник информации;
· Приёмник информации;
· Виды информации.
Оборудование: мультимедийный проектор, интерактивная доска.
Ход урока:
1. Организационный момент.
Здравствуйте ребята! Сегодня на уроке мы продолжим знакомиться с основным понятием информатики – «Информацией» и познакомимся со способами представления, передачи и получения информации, узнаем какие виды информации существуют и что такое источники и приёмники информации. А помогать нам будут наши друзья: Девочка Настя, её кот Макс и Информашка.
2. Повторение изученного.
Но сначала давайте вспомним, что мы узнали на прошлых уроках.
Скажите, что можно приносить в кабинет информатики и как следует себя вести там? (На интерактивную доску выводится ролик tehnika_bezopasnosti, в котором дети должны помочь ученику собраться на урок информатики; к доске вызывается один или несколько учащихся они выполняют задание и комментируют свои действия. Так в игровой форме можно повторить ТБ).
Молодцы! Следующий вопрос: скажите, что такое информация? (Информация – это сведения об окружающем нас мире).
Хорошо, с помощью чего человек получает информацию из окружающего нас мира. (С помощью органов чувств: глаз, ушей, носа, языка, кожи. Презентация vidinformazii слайд №2).
Дома вы должны были выполнить упражнение №5 из рабочей тетради на стр. 17. Прочитайте мне слова, которые вы связали по смыслу со словом «информация». Объясните почему.
3. Изучение нового материала.
Человек получает информацию из окружающего мира, а что он ещё может сделать с полученной информацией? (… он может передать её другим людям, запомнить).
Молодцы! Информацию можно получать, преобразовывать и передавать.
Скажите, кто из нас сейчас получает информацию? (ученики). А кто – передаёт информацию? (учитель). Другая ситуация: школьник читает текст в учебнике, кто получает, а кто передаёт информацию? (школьник получает, учебник передаёт). Светофор на перекрёстке регулирует движение машин и пешеходов. Кто получает, а кто передаёт информацию? (машины и пешеходы получают, а светофор передаёт).
Очень хорошо, запомните: все объекты которые передают информацию называются источниками информации, а объекты которые получают информацию – приёмниками информации.
Давайте выполним задание №3 в рабочей тетради на стр. 15 (вместе выполняем задание).
Презентация vidinformazii слайд №3. Посмотрите на экран, там вы видите фотографии детей, которые что делают? (слушают музыку, нюхают цветы, пробуют на вкус калач, смотрят книгу, пробуют на ощупь воду) У каждого ребёнка задействован какой-то один из органов чувств: уши, нос, язык, глаза, кожа, значит мы можем сказать, что эти дети получают (информацию) из окружающего мира.
Презентация vidinformazii слайд №4. По способу восприятия информация бывает: зрительная, слуховая, обонятельная, вкусовая и осязательная.
Презентация vidinformazii слайд №5. Посмотрите внимательно на экран. Мы с вами видим что одну и туже информацию можно представить разными способами. Например, рисунком, текстом, числом, видео, в лесу мы можем услышать щебет птиц и это звуковое сообщение.
Презентация vidinformazii слайд №6. По способу представления информация бывает: текстовая, звуковая, числовая, графическая, видеоинформация.
4. Обобщение и закрепление изученного материала.
А сейчас давайте поработаем с интерактивной доской и рабочей тетрадью, чтобы закрепить полученные сегодня на уроке знания.
Открываем рабочую тетрадь на странице 17. Давайте выполним задание №4 под буквой в. Придумайте свой способ представления этой информации.
Презентация vidinformazii слайды №5-6. С помощью интерактивной доски учащиеся выполняют задания предложенные на этих слайдах и закрепляют полученные знания.
Ну, вот и подошёл к концу наш урок. Сегодня мы познакомились с такими понятиями как источники и приёмники информации, узнали, какие виды информации существуют. Чтобы вам не было скучно, до нашей новой встречи, кот Макс приготовил вам домашнее задание.
5. Домашнее задание.
В рабочих тетрадях выполнить задание №4 под буквами а и б на странице 16 и задание №3 на странице 22.