Урок литературного чтения по теме «Е.Шварц «Два брата»
Submitted by Ирина Владимировна Серикова on Wed, 27/10/2010 - 18:37
Тема урока: сказка Е.Л.Шварца «Два брата».
Цели: 1.Знакомство с новым произведением, учить давать жанровую характеристику сказки ,определять тему.
2.Способствовать формированию коммуникативныо – речевых умений учащихся, развивать приемы умственной деятельности: анализа и синтеза, сравнения, развивать творческое воображение.
3.Работать над укреплением памяти, внимания, сообразительности.
4.Помочь учащимся осознать ценность совместной деятельности, интерес к предмету.
Оборудование: учебники, Толковые словари Ожегова, проектор, выставка книг Е.Шварца.
Тип урока: урок введения новых знаний.
Форма урока: творческая литературная мастерская.
Ход урока.
1.Организация класса.
Литература – прекрасный урок,
Много полезного в каждой из строк.
Стих это будет или рассказ,
Вы учите их – они учат вас.
- Чему нас учат уроки литературного чтения? – Беседовать с книгой. Высказывать свое отношение к прочитанному, понимать позицию автора. Описывать героев произведений, давать характеристику героям.
-Каким вы хотите видеть наш урок? – Интересным, творческим, полезным.
-Какие цели вы поставите перед собой? – узнать что – то новое, выразительно читать, бегло, узнать значение новых слов.
- А что будем развивать? – устную речь, воображение, умение думать.
_Чтобы получился хороший творческий урок какие качества мы должны проявить? – Сплоченность, активность, внимательность, прийти вовремя друг другу на помощь.
Итак, начинаем наш урок.
1 Проверка домашнего задания.
Каждая группа готовили сообщение о писателе Е.Л. Шварце. ( слайд с портретом писателя) по темам:
1. Язык произведений Е.Шварца.
2.Каким человеком был Е.Шварц
3.Чему учат произведения Шварца.
(выступают 3 человека от каждой группы)
-Что – же писал Шварц для детей? – Сказки.
-Дайте характеристику этому жанру и уточните какая это будет сказка. – Авторская литературная сказка. – В сказках есть волшебство, превращения, добро побеждает зло.вымысел. магические числа (3). В авторской сказке автор переживает за добрых героев, сами герои похожи на живых людей, каждый со своим характером.
2. Работа с текстом до чтения.
(На экране : иллюстрация, название сказки, автор) – Сегодня нас ждет встреча с произведением Е.Шварца «Два брата». Предположите, о чем будет это произведение? Почему так называется?
- О братьях…
- Знаете ли вы другие сказки с таким названием? – Л.Н.Толстой «Два брата».
-Чем закончился спор двух братьев? Как вы думаете. похожи ли эти сказки? Сравните их по времени написания. – Главное в сказке Толстого: у каждого в жизни свой путь.
-После знакомства с текстом, вы сможете проверить свои предположения.
3.Работа с текстом во время чтения.
Девизом нашей работы возьмем слова «Кто много читает ,тот много знает.»
- Как вы его понимаете?
- Сейчас вы в группах самостоятельно прочитаете 1и2 главы. Решите самостоятельно, как вы будете читать (вполголоса, по абзацам,»по цепочке», с сокращением). Слова с непонятным значением выделяем, чтобы потом узнать, что они означают. Что поможет нам в этом?
- Толковые словари.
Выберите, кто у вас в группе сделает эту работу. После чтения текста каждая группа готовит вопросы. («Вопрос – ответ») 1группа готовит вопросы по 1 главе, 2 по второй, а 3 группа составит вопросы, которые можно было бы задать автору.
4.Работа с текстом после чтения.
Вопросы 1 группы.
- Можно ли начало сказки назвать сказочным?
-Что веселило лесничего, а что огорчало?
-Что заставило Старшего дать честное слово? –Почему Старшему не хотелось играть с Младшим ? – Что страшного в словах «оставь меня в покое»?
- Можно ли Старшего назвать жестоким? Почему?
- Почему необычные имена Старший и Младший?
Вопросы 2 группы.
-Что нового узнали о Старшем?
Красив ли ледяной лес?
- Что сказочного, а что реального в сказке?
Вопросы 3 группы.
- Зачем сказочник второй раз называет количество лет мальчика?
- Как автор относится к Старшему брату?
- Почему автор сравнивает деревья с живыми существами?
- Как автор относится к отцу?
У. Оправдались ли ваши предположения? Назовите признаки сказки, которые вы встретили.
5. Физминутка.
Ребята, какие цели мы выполнили ,какую работу проделали? (познакомились с новым произведением, учились задавать вопросы, развивали навык беглого чтения ,память).
- Посмотрите на доску, какую цель вы еще ставили перед собой? ( Развивать навык выразительного чтения.)
-А для этого найдите в тексте отрывки, которые можно прочитать по ролям и в группах распределите роли , подготовьте чтение. Мы послушаем каждую группу.
- Как вы будете читать ,чтобы было интересно? (С чувством, постараемся передать настроение героев, их характер, замысел автора)
(Выступления учащихся)
6. Творческая работа.
Мы с вами находимся в творческой мастерской и у вас сейчас будет очень интересная работа. Я предлагаю вам включить свое воображение, чтобы справиться с заданием.
3 группа попробует придумать свою версию финала сказки.
1 группа восстановит последовательность событий прочитанного текста. (Работа на компьютере)
Отъезд родителей в город.
Брат пропал бесследно.
Семья лесничего.
Дальше и дальше от дома.
Возвращение родителей.
Ссора братьев.
Дальше и дальше от дома.
Обещание Старшего.
Поиски брата.
Старший в ледяном лесу.
3 группа составит словесное рисование ледяного леса и реального леса.
-Какие приемы можно использовать для создания художественного текста? – Сравнения, эпитеты, олицетворение.
Каждая группа отчитывается о своей работе. Другие группы проверяют, выслушивают.
- Кто хочет сказать доброе слово о работе своих товарищей?
- Молодцы. А вот какова версия автора мы узнаем на следующем уроке.
-За время работы вы отметили слова с непонятным значением и искали их в Толковом словаре.
Какие это были слова?
7. Рефлексия.
- Что сегодня узнали нового на уроке? Подтвердилась ли поговорка, которую мы брали девизом урока «Кто много читает, тот много знает». Докажите, как это проявилось на сегодняшнем уроке.
- Достигли ли вы целей ,которые ставили перед собой сегодня? На каких этапах урока?
Оцените работу друг друга в группе, дайте советы, кому над чем поработать.
8 Домашнее задание. ( слайд)
Выберите себе домашнее задание:
1. Пересказ 1 и2 частей.
2.Составить словесный портрет братьев.
3. Дочитать сказку до конца.
4. Подобрать пословицы о семье.
5.Можно придумать свое задание самостоятельно.
9.Какое настроение у вас после урока? Подойдите к доске и возьмите смайлик со своим настроением.