Официальный сайт oriflame100 24/7/365

НФПК
Проект реализуется
Национальным фондом подготовки кадров
Вы не зарегистрированы

Авторизация



Использование информационных технологий на уроках литературы

 

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ
Зыкова Е.А., Таптунова Е.В., Рухлина Е.В.
МОУ «СОШ №57»
e-zikova@mail.ru
Нынче физики в почете,
Нынче лирики в загоне…
 
Эти шутливые строки в наше время потеряли свою актуальность, потому что в современном обществе ярко выражен процесс взаимопроникновения наук гуманитарного и естественного направления. Катализатором этого явилось бурное развитие ИКТ. Не осталась в стороне от этого процесса и современная школа.  Многие преподаватели предметов гуманитарного направления, используя в процессе обучения компьютерные технологии, добиваются большего вовлечения учеников в активный познавательный процесс, как индивидуально, так и в группах, предоставляя свободный доступ учащимся к необходимой информации по предмету, используя данные мировой компьютерной сети.
Также современные информационно-коммуникационные технологии позволяют изучать различные темы гуманитарных дисциплин в соединении нескольких учебных предметов, что способствует систематизации и интеграции знаний.
Хочется поделиться опытом применения ИКТ на различных этапах урока литературы в старших классах. Примером может служить урок литературы по теме «Улица Мандельштама», на котором через судьбу поэта прослеживается связь трагических событий истории России 30-х гг. ХХв., литературы «серебряного века», неразрывно связанных с Воронежским краем.
 Целью урока является знакомство учащихся с драматической судьбой поэта; обзор стихотворений разных периодов творчества; обращение внимания учащихся на трагическую взаимосвязь судьбы поэта с русской историей.                                                                                                                                                               
Школьники получили опережающее задание подобрать необходимую информацию: поиск документов (материалы судебного процесса, личная переписка с А.А. Ахматовой, Б. Пастернаком, Н.Я. Мандельштам, фотографии, видео материалы эпохи). Данная работа позволила проявить индивидуальность, сделать процесс обучения максимально наглядным, открыла широкие перспективы для творческой деятельности учащихся.
Весь собранный материал по уроку был заранее оформлен в виде презентации и на уроке воспроизводился с помощью интерактивной доски.
На различных этапах урока у ребят была возможность поработать индивидуально и в группе.
1.     Старшеклассники читали стихотворения Мандельштама, написанные в 30-е годы. Чтение сопровождалось демонстрацией слайдов с фотографиями поэта.
2.     Школьники под руководством учителя вспоминали исторические события сталинской эпохи, одновременно с этим на экране демонстрировались кадры документальной хроники эпохи 30-х годов.
3.     При подготовке сообщения по раннему периоду творчества Мандельштама учеником использовались как традиционные, печатные, источники получения информации (книги, сборники статей), так и материалы, собранные с использованием ИКТ. Во время выступления демонстрировались слайды с фрагментами переписки.
4.     Работая в группе, ученики совместно с учителем подготовили литературную композицию «Улица Мандельштама». Для литературной композиции использовались музыкальные фрагменты из произведений Л-В Бетховена в формате МР3, фотографии с видами Воронежа 30-х годов, которые ребята нашли и подготовили для демонстрации на уроке в электронном виде.
5.     Домашнее задание: написание сочинения-эссе по теме: «Биография поэта: эпоха и личность» с обращением к материалам интернет ресурсов.
Таким образом, ИКТ используются практически на всех этапах исследовательской деятельности учащихся. В связи с этим интернет становится одним из важнейших источников получения информации. Информация, которую получают школьники через интернет, помогает почувствовать актуальность изучаемой темы и определить основные проблемы исследования. Конечным результатом является систематизация собранного материала в виде реферата или электронной презентации.
В результате исследовательской деятельности формируются основные компетентности школьника: ученик-исследователь; участник и организатор коммуникации; организатор индивидуальных и коллективных действий; субъект принятия решений.
Мы пришли к убеждению, что возможности использования ИКТ на уроке не ограничены, и всё зависит от тех целей и задач, которые пытается решить учитель в соответствии с темой урока или программными требованиями. В результате повышается доступность необходимой информации, реализуется направленность на личностно-ориентированное обучение, осуществляется интеграция учебной деятельности и раскрывается творческий потенциал учащихся.
Как показывает практика, используя информационные технологии в учебном процессе, не стоит делать это эпизодически, бессистемно, иначе они не повлияют на результаты обучения. Но не стоит забывать, что привлечение компьютера должно рассматриваться не как самоцель, а как один из способов активизации творческого развития личности и  не может полностью заменить традиционные методы  и приемы  обучения.
                                                       Литература
1.       Богомолова Н.Н. Уроки литературы с компьютерной поддержкой. //Материалы VI межрегиональной научно-практической конференции «Информатизация учебного процесса и управления образованием. Сетевые и интернет-технологии». – Воронеж. 2006.
2.       Гибель поэтов. ХХ век. Осип Мандельштам. – Спб.,1993.
3.       Герштейн Э.Г. Новое о Мандельштаме. Париж. 1986.
4.       Листрова Л.В., Баранова В.В., Погребняк З.В. Применение информационных технологий при обучении дисциплинам гуманитарного цикла.// Материалы VI межрегиональной научно-практической конференции «Информатизация учебного процесса и управления образованием. Сетевые и интернет - технологии». – Воронеж. 2006.
5.       Мандельштам Осип. Собрание сочинений. Т.2. – М.,1991.
// Огонек. – 1991. -№1.
6.       Полат Е.С., БухаркинаМ.Ю.Современные педагогические и информационные технологии в системе образования: Учебное пособие. — М.,2007.
 
 
   
 
 
 

 

 


»  Размещено в сообществах:   

Поиск

Loading

Оценка материала

...

Смотреть видео 365 онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн