ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ
Зыкова Е.А., Таптунова Е.В., Рухлина Е.В.
МОУ «СОШ №57»
e-zikova@mail.ru
Нынче физики в почете,
Нынче лирики в загоне…
Эти шутливые строки в наше время потеряли свою актуальность, потому что в современном обществе ярко выражен процесс взаимопроникновения наук гуманитарного и естественного направления. Катализатором этого явилось бурное развитие ИКТ. Не осталась в стороне от этого процесса и современная школа. Многие преподаватели предметов гуманитарного направления, используя в процессе обучения компьютерные технологии, добиваются большего вовлечения учеников в активный познавательный процесс, как индивидуально, так и в группах, предоставляя свободный доступ учащимся к необходимой информации по предмету, используя данные мировой компьютерной сети.
Также современные информационно-коммуникационные технологии позволяют изучать различные темы гуманитарных дисциплин в соединении нескольких учебных предметов, что способствует систематизации и интеграции знаний.
Хочется поделиться опытом применения ИКТ на различных этапах урока литературы в старших классах. Примером может служить урок литературы по теме «Улица Мандельштама», на котором через судьбу поэта прослеживается связь трагических событий истории России 30-х гг. ХХв., литературы «серебряного века», неразрывно связанных с Воронежским краем.
Целью урока является знакомство учащихся с драматической судьбой поэта; обзор стихотворений разных периодов творчества; обращение внимания учащихся на трагическую взаимосвязь судьбы поэта с русской историей.
Школьники получили опережающее задание подобрать необходимую информацию: поиск документов (материалы судебного процесса, личная переписка с А.А. Ахматовой, Б. Пастернаком, Н.Я. Мандельштам, фотографии, видео материалы эпохи). Данная работа позволила проявить индивидуальность, сделать процесс обучения максимально наглядным, открыла широкие перспективы для творческой деятельности учащихся.
Весь собранный материал по уроку был заранее оформлен в виде презентации и на уроке воспроизводился с помощью интерактивной доски.
На различных этапах урока у ребят была возможность поработать индивидуально и в группе.
1. Старшеклассники читали стихотворения Мандельштама, написанные в 30-е годы. Чтение сопровождалось демонстрацией слайдов с фотографиями поэта.
2. Школьники под руководством учителя вспоминали исторические события сталинской эпохи, одновременно с этим на экране демонстрировались кадры документальной хроники эпохи 30-х годов.
3. При подготовке сообщения по раннему периоду творчества Мандельштама учеником использовались как традиционные, печатные, источники получения информации (книги, сборники статей), так и материалы, собранные с использованием ИКТ. Во время выступления демонстрировались слайды с фрагментами переписки.
4. Работая в группе, ученики совместно с учителем подготовили литературную композицию «Улица Мандельштама». Для литературной композиции использовались музыкальные фрагменты из произведений Л-В Бетховена в формате МР3, фотографии с видами Воронежа 30-х годов, которые ребята нашли и подготовили для демонстрации на уроке в электронном виде.
5. Домашнее задание: написание сочинения-эссе по теме: «Биография поэта: эпоха и личность» с обращением к материалам интернет ресурсов.
Таким образом, ИКТ используются практически на всех этапах исследовательской деятельности учащихся. В связи с этим интернет становится одним из важнейших источников получения информации. Информация, которую получают школьники через интернет, помогает почувствовать актуальность изучаемой темы и определить основные проблемы исследования. Конечным результатом является систематизация собранного материала в виде реферата или электронной презентации.
В результате исследовательской деятельности формируются основные компетентности школьника: ученик-исследователь; участник и организатор коммуникации; организатор индивидуальных и коллективных действий; субъект принятия решений.
Мы пришли к убеждению, что возможности использования ИКТ на уроке не ограничены, и всё зависит от тех целей и задач, которые пытается решить учитель в соответствии с темой урока или программными требованиями. В результате повышается доступность необходимой информации, реализуется направленность на личностно-ориентированное обучение, осуществляется интеграция учебной деятельности и раскрывается творческий потенциал учащихся.
Как показывает практика, используя информационные технологии в учебном процессе, не стоит делать это эпизодически, бессистемно, иначе они не повлияют на результаты обучения. Но не стоит забывать, что привлечение компьютера должно рассматриваться не как самоцель, а как один из способов активизации творческого развития личности и не может полностью заменить традиционные методы и приемы обучения.
Литература
1. Богомолова Н.Н. Уроки литературы с компьютерной поддержкой. //Материалы VI межрегиональной научно-практической конференции «Информатизация учебного процесса и управления образованием. Сетевые и интернет-технологии». – Воронеж. 2006.
2. Гибель поэтов. ХХ век. Осип Мандельштам. – Спб.,1993.
3. Герштейн Э.Г. Новое о Мандельштаме. Париж. 1986.
4. Листрова Л.В., Баранова В.В., Погребняк З.В. Применение информационных технологий при обучении дисциплинам гуманитарного цикла.// Материалы VI межрегиональной научно-практической конференции «Информатизация учебного процесса и управления образованием. Сетевые и интернет - технологии». – Воронеж. 2006.
5. Мандельштам Осип. Собрание сочинений. Т.2. – М.,1991.
// Огонек. – 1991. -№1.
6. Полат Е.С., БухаркинаМ.Ю.Современные педагогические и информационные технологии в системе образования: Учебное пособие. — М.,2007.
|