Рябова Л.А., Саблина И.В.
МОУ лицей №7, г.Воронеж
art0407@mail.ru
Каждый учитель на уроке старается заинтересовать учащихся, чтобы ученики могли активно работать, чтобы им нравился процесс сотрудничества, чтобы они могли на практике подтвердить полученные теоретические знания. При проведении таких уроков можно применять презентации, интерактивные доски, видеоуроки. Немаловажную роль играет увлеченность и энтузиазм самого учителя, динамика и тембр его речи. Но, исходя из многолетней преподавательской деятельности, успешность урока зависит от правильного подбора практических заданий, когда учащийся самостоятельно решает поставленную проблему. Наиболее оправданными методиками являются: проектная деятельность и интегрированные уроки.
Мы хотим поделиться методикой проведения интегрированных уроков информатики и математики, когда учащиеся на уроках информатики практически применяют знания, полученные на уроках математики. Причем, с одной стороны проведение интегрированных уроков способствует лучшему усвоению учащимися материала урока, с другой стороны, ученики на примере сотрудничества учителей учатся работе в коллективе, когда необходимо прислушиваться к мнению соавтора и умению отстаивать собственное мнение, а также испытывают радость и гордость достигнутых результатов в ходе самостоятельной работы.
При изучении языка программирования Turbo Pascal в большинстве классов, в особенности гуманитарного профиля, возникает проблема при подборе задач. Ученик хочет наглядно видеть результат своей деятельности не в виде простых чисел или ответов-сообщений. Это становится возможным при изучении графики на Turbo Pascal, когда в физико-математических или информационно- технологических классах по планированию отводится не менее 4 часов в неделю.
Цели: построение графиков функций разноуровневых заданий индивидуальных или совместных, не более двух человек; изучение модуля Graph, интеграция с теорией по математике и применению информационных технологий, углубление навыков работы в программной среде Turbo Pascal.
Обучающая задача:
обучение системности интегрированных уроков, развитие таких способностей ученика, как связь теории и практики, достижение результата практической деятельности и его наглядность, повышение самооценки.
Воспитательная задача:
формирование в процессе обучения базовой культуры личности, нравственной, эстетической культуры труда и общение в коллективе.
Развивающая задача:
развитие творческого и познавательного потенциала школьника, его коммуникативных способностей с использованием для этого богатейшего компьютерного инструментария.
Оборудование: компьютерный класс, среда программирования Turbo Pascal, .
Оформление: презентация, проектор.
Интегрированный урок: построение графиков функций в среде TurboPascal. Защита практических работ, результата своего исследования.
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Мотивационное начало урока.
Постановка цели.
Объяснение заданий.
3. Активизация опорных знаний.
4. Построение математической модели.
5. Построение информационной модели.
6. Практическая работа по написанию программы.
7. Отладка и тестирование программы.
8. Анализ результатов. Оценка своей работы и работы своих товарищей по критериям, разработанным ими на предыдущих уроках.
1. Постановка задачи.
Построить на экране график функции y=f(x) для значений ч на промежутке [Xmin,Xmax]. Функция f(x) должна быть непрерывной на заданном интервале. Начало координат расположить в середине экрана..
2. Построение математической модели.
Область построения графика на экране: область определения: Xmax-Xmin.
3. Построение алгоритма.
При построении графика функции достаточно функцию протабулировать на заданном интервале с некоторым шагом. Табулирование (табличный способ задания функции) заключается в том, что для аргумента х, который изменяется с некоторым шагом, вычисляются соответствующие значения функции. При этом получим точки с координатами (x,y). Если функция задана аналитически, т.е. с помощью формулы, выражающей зависимость функции от ее аргумента, то могут быть получены ее значения для любого значения аргумента из области определения. Затем в графическом режиме эти точки (вычисленные значения функции) высвечиваются на экране, образуя график функции или можно построить непрерывную кривую.
Причем, необходимо помнить, что при построении кривой на экране монитора система координат для графического режима отличается от обычной декартовой системы координат: ось OY на экране направлена вниз, ось OX — вправо, начало координат находится в левом верхнем углу. Если поместить начало декартовой системы координат в центр экрана монитора и направить ось y вверх, то связь между координатами одной и той же точки будет выражаться формулами: X1=a+x, Y1=b-y, где X1,Y1 – координаты графического режима, x,y — центр декартовой системы координат.
Пусть требуется построить график функции y=0.5x2-2 на отрезке [-5,5].
Сначала строим оси координат OX, OY, расположив начало системы координат в середине экрана (320,240 ).
Выберем масштабный множитель для осей координат. Допустим, что одна единица измерения будет соответствовать 20.
Положение точки графика с координатами (х,y) на экране будет определяться парой значений 320+20х, 240-20y.
4. Написание программы.
Программа построения графика функции y=0.5*x2-3*x+1 будет иметь вид:
program task1;
Uses Graph, Crt;
var
gd,gm: Integer; {параметр цикла}
c: integer; {цвет точек}
x,y:real; {координаты точек параболы}
i: integer; {параметр цикла}
BEGIN
gd:=detect;
randomize;
InitGraph (gd,gm,'d:\language\bp\bgi');
SetBkColor(LightGray);
c:=random(16);
if GraphResult=grOk then
begin
{построение осей координат}
line(320,480,320,0);
line(0,240,640,240);
{масштабирование осей координат}
for i:=0 to 640 do line(i+(i*19),239,i+(i*19),241);
for i:=0 to 480 do line(321,i+(i*19),319,i+(i*19));
for i:=-100 to 200 do
begin
x:=0.05*i;
y:=0.5*x*x-3*x+1;
putpixel(round(320+20*x),round(240-20*y),c);
end;
end;
ReadLn;
closegraph
END.
При выполнении этой программы на экране сначала выполняется построение осей координат и их масштабирование в соответствии с выбранным масштабным коэффициентом, затем в цикле с параметром I выполняется построение графика функции y=0.5x2-3x+1.
Каждому значению аргумента x=0.05i, где i изменяется от -100 до 200, соответствует определенное значение функции y=0.5x2-3x+1.
5. Отладка и тестирование программы.
Необходимо откомпилировать программу, чтобы не было синтаксических ошибок. Если ошибка семантическая, то надо внести изменения в математическую модель и заново отладить программу.
6. Анализ результатов.
Если задана функция с хорошо известным графиком, то легко понять, верно, решена задача или нет. Для остальных вариантов необходимо исследовать функцию. Построение графиков функций может использоваться для приближенного решения уравнений. Тогда корень (или корни) уравнения – это точка (или точки) пересечения графика функции с осью y.
|