Официальный сайт travelspo 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Формирование нравственных категорий у умственно отсталых школьников на уроках русского языка и чтения

Submitted by Мария Долганина on вс, 31/10/2010 - 17:00
Данные об авторе
Автор(ы): 
Долганина Мария Михайловна
Место работы, должность: 
коррекционная школа-интернат VIII вида
Регион: 
Ставропольский край
Характеристики ресурса
Уровни образования: 
основное общее образование
Уровни образования: 
среднее (полное) общее образование
Уровни образования: 
дополнительное образование детей
Уровни образования: 
специальное (коррекционное) образование
Уровни образования: 
школы-интернаты, детские дома
Класс(ы): 
5 класс
Класс(ы): 
6 класс
Класс(ы): 
7 класс
Класс(ы): 
8 класс
Класс(ы): 
9 класс
Предмет(ы): 
Литература
Предмет(ы): 
Литературное чтение
Предмет(ы): 
Родной язык
Предмет(ы): 
Русский язык
Целевая аудитория: 
Воспитатель
Целевая аудитория: 
Классный руководитель
Целевая аудитория: 
Учащийся (студент)
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Тип ресурса: 
другой тип
Краткое описание ресурса: 
защита опыта работы

 

Описание обобщённого опыта работы по теме:
«Формирование нравственно-культурных ценностей на уроках русского языка и чтения у умственно отсталых учащихся» учителя русского языка и чтения ГС(К)ОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная  школа-интернат № 10 VIII вида» с. Александровского
 Александровского района Ставропольского края
Долганиной Марии Михайловны
Общая незрелость умственно отсталой личности, своеобразие волевых качеств, которые нередко приводят к отклонениям в поведении, влияние внешних причин (рекламные ролики, пропагандирующие употребление пива, беззаботное времяпровождение), потеря нравственных ориентиров,  безразличное отношение школьников к людям,  слабо выраженная готовность к совершению положительных поступков - все эти факторы делают проблему формирования нравственно-культурных ценностей у умственно отсталых учащихся особенно актуальной. Так как уже имеющиеся у детей определённые представления об основных категориях нравственности – о добре и зле, о хорошем и плохом, об отношении к Родине, обществу, людям, труду наивны, своеобразны и в повседневной жизни школьники не всегда следуют нравственным нормам, возникла необходимость совершенствования работы по нравственному воспитанию на уроках чтения и русского языка.
С целью формирования и развития у воспитанников нравственных позиций и их культурного просвещения на уроках русского языка и чтения поставила перед собой ряд задач:
·        формирование коммуникативной компетенции через раскрытие субъективного опыта учащихся с использованием разнообразных форм и методов организации учебной деятельности;
·         активизация эмоционально-мыслительных процессов: единства слова, действия, мысли и воображения детей.
Используя методику коррекционно-развивающего обучения доцента Е.Д.Худенко, профессора А.К.Аксёновой, опыт педагога-новатора  В.В.Волиной, подошла к проблеме творчески. Работу строила так, чтобы почти на каждом уроке к уже имеющимся у детей представлениям об общечеловеческих нравственных ценностях и понятиях добавить слова, активировать эмоционально-мыслительные процессы и через раскрытие субъективного опыта обучающихся закрепить их и в поступках учащихся. На уроках чтения в средних и старших классах предусмотрены целые разделы и отдельные произведения, способствующие воспитанию детей в духе гуманности, доброты, отзывчивости, взаимопомощи.
После изучения произведений из раздела «Спешите делать добро» (5 класс) на обобщающем уроке по данной теме, развивая нравственную культуру поведения во взаимоотношениях детей со сверстниками и взрослыми, соотнося поступки и характеристики героев, обобщили знания о необходимости и востребованности таких понятий, как «товарищество», «взаимовыручка», «дружба», «доброе отношение к людям». Коллективное обсуждение поставленных перед детьми вопросов об уважительном отношении к старшему поколению способствовало уточнению нравственных представлений «уважение», «мудрость», «опыт», «отзывчивость», расширило жизненный опыт детей, так как были затронуты их отношения с близкими, рассматривался круг их интересов, т.е. применялся метод включения в урок современных реалий:
1. На кого вы хотите быть похожими и почему?
2.В каких произведениях говорится о добре, добром отношении к окружающим?
3. Почему нужно уважать старших?
 4.Назовите пословицы, подходящие по смыслу к пройденным рассказам.
«Смеяться над старыми – значит прежде времени смеяться над собою».
«Дружбу за деньги не купишь».
«Дружба – как стекло: разобьёшь – не сложишь».
«Крепкую дружбу и топором не разрубишь».
«Человек без друзей, что дерево без корней».
5. Продолжи пословицу:
« Не имей сто….»
«Нет друга – ищи, а …»
«С кем поведёшься…»
Формирую нравственные ценности у детей путем ознакомления детей с жизнью и подвигами великих патриотов земли Русской, которые являются высоким нравственным примером для школьников. Так, на уроке чтения по теме «Рассказы о русском подвиге» (6 класс) на этапе проверки уровня знаний использую программированные задания, в которых нужно выбрать нужный ответ и объяснить высказывание.
1. « Героем не рождаются, героем становятся. Тебе заслужить медаль, тебе и носить». Чьи это слова?  Кутузов. Наполеон. Суворов . Раевский. Объясните данное высказывание.
2. «Молодёжь не та уже нынче. Все ищут, где бы потеплее, где жизнь поспокойнее. Всё в штаб, нет бы на поле боя». Из какого это рассказа: «Медаль», «Гришенька», «Серебряный лебедь», «Боевое крещение». А какая сегодня молодёжь? О чём она мечтает, к чему стремиться?
На этом же уроке на этапе обобщения провожу обобщающую беседу:
3. - Как вы думаете, почему люди хранят память о русских воинах, о тех событиях?
- Почему, имея численное превосходство, Наполеон проиграл войну?
- Чему учили своих солдат наши прославленные полководцы?
- Служат ли примером для нас подвиги русских воинов и генералов? Почему?
- Какие войска есть в наше время? Что они делают?
- Какими качествами должен обладать современный военнослужащий?
Сформировали образ «героя», «победителя», уточнили такие понятия, как «заслуженная награда», «медаль», «образ жизни» и «стремления» современной молодёжи через фронтальную форму работы над произведениями по теме.
Проводя сравнительную характеристику между качествами великих полководцев, закрепили понятия «честность», «выдержка», «справедливость»,  «исполнительность», «дисциплинированность» с помощью конкретизации и обобщения,  сравнения и классификации при систематизации знаний по теме «Рассказы о русском воине» (6 класс):
·        Что общего в качествах характера и в действиях М.И.Кутузова, А.В.Суворова? Как они воспитывали солдат? Какими качествами должен обладать современный солдат?
·        Сравните поведение солдат после их награждения. Как отнёсся Кузьма Шапкин к своей «награде»? А за что человек может получить награду в наше время?
Из-за слабо усваиваемых сведений, затруднения применения их на практике, неполноценности чувственного опыта, бедности словаря, примитивности высказываний, ограниченного представления о предметах и явлениях окружающего мира у умственно отсталых детей на уроках применяю специфические средства (мимика, жест, драматизация, дикция, выразительное чтение).Например, при изучении стихотворения С.Михалкова «Будь человеком» (6 класс) на этапе осмысления учебного материала даю задание оценить поступок человека, разорившего муравейник, что позволило закрепить в сознании детей такие понятия, как «миролюбивый», «эгоист», «Человек», активизировала эмоционально-волевую сферу  с помощью заданий:
·       Прочитай отрывок строго, грустно, весело, с возмущением.
·        Назовите человеческие качества по рисунку.
Принимая во внимание нарушение у умственно отсталых учащихся связей между предметно-образным и логическим мышлением, между словом и действием, при изучении рассказа Л.Н.Толстого «Кавказский пленник» (7 класс) использую приёмы работы, повышающие воспитательное воздействие художественных произведений: выразительное чтение, сравнение поступков персонажей с их собственным поведением. Эти приёмы позволяют закрепить понятия «взаимовыручка», «поддержка», «смелость», «самообладание», «решительность», «мужество», «трусость». Например:
·        Случалась ли с вами ситуация, подобная той, которую описал поэт Андрей Дементьев?
Когда со мной случалось горе,
Подняться не хватало сил,
Рук подоспевшее подспорье
Всегда в друзьях я находил.
·        Чему нас учат взаимоотношения двух друзей: Жилина и Костылина?
Осуществляя межпредметную связь, при изучении стихотворения М.Ю.Лермонтова «Бородино» (7 класс) путём показа презентации сформировала представления о том, как исторические события отражаются в искусстве и литературе. Понятия «мужество», «героизм», «любовь и преданность Родине» закрепила, проводя параллель между понятиями «богатырь» и «защитник». На этапе применения знаний и умений оптимизировала процесс понимания, запоминания и усвоения учебного материала, используя специальные коррекционные упражнения. Составив характеристику по манере держаться, характеру, возрасту, закрепили понятия «достоинство», «готовность пожертвовать жизнью за Отчизну», «патриот»,  «решительность», «мужество», «гордость за своих товарищей». Работа над уточнением образа народного героя способствовала самостоятельному выбору детей из предложенных мною качеств наиболее приемлемых и характеризующих русского солдата.  
На этапе закрепления учебного материала при изучении «Повести о настоящем человеке» Б.Полевого (8 класс) закрепили понятия «целеустремленность», «самообладание», «человеческие возможности», «полноценный», способствовавшие осмыслению и анализу поступков, воспитанию патриотизма, чувства гордости и уважения к русскому солдату, используя методы анализа и синтеза:
·        Через какие трудности пришлось пройти Алексею? Какие качества личности помогли ему достигнуть цели? Благодаря чему Алексей добился результатов? Какую пословицу можно подобрать к повести?
Формируя умения умственно отсталых детей думать над прочитанным, сопереживать героям, оценивать их поступки, осмысливать их проблемы, соотносить их жизнь со своей, стараться поступать в соответствии с воспринятыми нравственными нормами использую метод беседы. Считаю его оптимальным при изучении произведений, заставляющих задуматься над каким-либо вопросом: например, в рассказе А.П.Чехова «Злоумышленник» (9 класс):
·        Справедливо ли будет наказан Денис Григорьев? Как вы относитесь к злоумышленникам нашего времени – похитителям цветного металла?
На этапе систематизации знаний ученики высказали своё отношение к персонажу, и, связав материал с современными реалиями, определили каковы могут быть последствия беспечности, к чему она приводит и какую ответственность понесёт человек за содеянное. Работа над определениями позволила разобраться в человеческих качествах, таких как «безответственность», «воровство», «необразованность» и, с помощью приёма соотнесения выбрать из предложенных черт характера наиболее свойственные и нужные человеку и закрепить их в сознании детей:
Зависть                       умный                      простой
Жадность                   справедливый         хитрый
Скупость                    добрый                    хозяйственный
 Лживость                  смелый                    находчивый
 Лень                          трудолюбивый        пассивный
 Ум                             мстительный           скромный
 Ответственность       заботливый             вежливый
На каждом уроке чтения провожу разнообразную работу с пословицами и поговорками. Постепенно анализ пословиц усложняю, включая в него сравнение, сопоставление мыслей о трудолюбии, дружбе, о любви к Родине смелости и трусости, правде и лжи. С целью формирования у умственно отсталых детей своего рода «иммунитета» против отрицательных влияний приобщаю детей к общечеловеческим духовным, культурным ценностям через собственные эмоциональные переживания, свой личный жизненный опыт, развиваю умение аргументировать ответы с помощью примера. Например:
а) Как ты понимаешь пословицу: «Чтобы рыбку съесть, надо в воду влезть»? Вспомни случай, когда можно было бы её употребить.
б) Знаешь ли ты поговорку: «Остаться у разбитого корыта»? Как ты думаешь, откуда она появилась?
в)  Игра «Найди лишнюю пословицу» и объясни свой выбор.
Хвастать – не косить, спина не болит.
Не спеши языком – торопись делом.
Язык до Киева доведёт.
На этапе систематизации и обобщения на уроке предлагаю выбрать из предложенных пословицы, наиболее точно подтверждающие смысл произведения. На этапе актуализации темы урока даю задание «Пословицы «рассыпались», собери их; на этапе организации класса – задание: восстановите пословицу по этим словам (слова на табличках «Дело – мастер», «Дело – потеха»).
Работу по формированию нравственно-культурных ценностей путём закрепления понятий через раскрытие субъективного опыта обучающихся провожу и на уроках письма и развития речи. Например, на уроке русского языка по теме  «Части речи» (8 класс) по русскому языку  с помощью приёмов объяснения и доказательства, анализа и синтеза, классификации и аналогии реализую принцип сознательности и активности обучения путём переноса полученных знаний из одних условий в другие. Это позволило, опираясь на эмоциональный настрой детей, закрепить понятия «друг», «дружба» и связанные с ними нравственные критерии «верный», «надёжный», «настоящий»,  например:
·        Нужно доказать, что слово ДРУЖБА- имя существительное, НАДЁЖНЫЙ - имя прилагательное, ПОМОГАТЬ - глагол. Нужно оформить своё доказательство в виде связного рассуждения, опираясь на признаки и свойства;
·        Объясните смысл пословиц: «Дружбу за деньги не купишь».
«Дружба — как стекло: разобьешь — не сложишь».
«Крепкую дружбу и топором не разрубишь».
·        Каким может быть друг? Какими из названных качеств обладаете вы?
Отработку орфографического правила осуществляю методом заданий по нарастающей трудности: сначала на отдельных словах, затем используя текст на сходные правила, потом на тренировочных диктантах.
На уроке русского языка при изучении темы «Суффикс» (5 класс) закрепили качества, необходимые для человека после уточнения значения слов. Дети образовали новые слова с суффиксами по аналогии, опираясь на более сохранные анализаторы:


Глупый - … (глупец)
Хвастливый - …(хвастун)
Сильный -… (силач)
Смелый -…(смельчак)
Храбрый - …(храбрец)
Крепкий -…(крепыш)


При изучении темы «Однокоренные слова» (6 класс) на этапе систематизации знаний и умений использую задание «Чудо-дерево», которое позволило закрепить категории «друг», «смелый», «герой» путём применения знаний и умений в новых условиях: 
 
 
 
 
 
 
Целенаправленно воздействуя на речь умственно отсталых детей, на коррекцию всех сторон речи, формирую навыки практического использования различных категорий в речи через речевые упражнения: ответы на вопросы, чтение диалогов с соответствующей интонацией, пересказ, обмен мнениями, ролевые игры. Например, при изучении темы «Творительный падеж имени прилагательного» в 6 классе, при актуализации знаний уточняю сведения о том, кем дети хотят стать и какими они хотят быть, а потом на таблице дописываем окончание в словах, обозначающих профессии мужчин и женщин. 
Развивая у детей нравственную культуру поведения во взаимоотношениях со сверстниками и взрослыми, учу детей разбираться в поведении и поступках людей, воспитываю желание следовать нормам поведения, принятым в обществе. При этом использую метод проблемных вопросов, к числу которых относятся речевые задания. Например, при организации класса к уроку и его завершении:
 1.Вы входите в класс и здороваетесь с учителем. Какое из приветствий теплее, вежливее? Почему?
                         -Здравствуйте!
                         -Здравствуйте, Нина Ивановна!
 2.Уходя из дома, вы прощаетесь. Какое из ваших прощаний теплее? Почему?          -До свидания!
                         -До свидания, бабушка!
- Какие из прилагательных уместны в сочетании с данными существительными: уважаемая или любимая? Почему?
     Наряду со словесной вежливостью воспитываю культуру поведения. Например:
1.Вы звоните и случайно попадаете не туда, куда вам надо. Как вы спросите? Почему?            -Какой у вас номер?
                                             -Простите, ваш номер такой-то?
 2. Вы открываете дверь кабинета и видите, что не туда попали. Как вежливо удалиться? Почему?
                           -Ой, я не туда попал!
                           -Простите, я, вероятно, ошибся!
Коллективное обсуждение поставленных перед детьми вопросов способствовало уточнению речевых конструкций, расширило их жизненный опыт. Для закрепления в памяти учащихся «вежливой» лексики провожу работу по развитию связной устной и письменной речи, составление диалогов, составление предложений, словарный диктант. С помощью многократного закрепления изученного материала, разнообразия упражнений, способствующих переносу полученных знаний из одних условий в другие, добилась прочности знаний и умений умственно отсталых школьников в определении частей речи, различного вида разбора предложений, написании изложений и мини-сочинений, умения связного высказывания.
Сравнительный анализ обученности и качества знаний, умений и навыков обучающихся 5-10 классов по письму и чтению за 3 года показал, что ОРО составляет 100%, качество знаний  по письму и развитию речи в 2007-2008 учебном году составило 31%, в 2008-2009 учебном году - 32%, в 2009-2010 учебном году – 32%. По чтению и развитию речи качество знаний в 2007-2008 учебном году - 40%, в 2008-2009 учебном году – 40%, в 2009-2010 учебном году – 41%. Средний балл на протяжении 3 лет стабилен и находится в оптимальной зоне.
Прикрепленный файл Size
Формирование нравственных категорий.ppt 9.03 MB
Формирование нравственных категорий.ppt 8.94 MB

Смотреть видео hd онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн