Деятельность - единственный путь к знаниям.
Бернард Шоу
ПРОЕКТНЫЙ МЕТОД НА УРОКАХ ИНФОРМАТИКИ
в 6-х классах
Проектный метод на уроках – это своего рода совместное творчество учителя и учителей.
Работа учителей в процессе преподавания информатики на¬правлена на конкретный результат — формирование у учащихся определённых, согласованных с программой знаний и умений по каждой теме школьного курса информатики. Традиционно инфор¬матика считается в большей мере технической или точной наукой, при изучении которой, хочется отыскать место методиче¬ским приёмам и методам, которые воспитывали бы у детей уважение к окружающим, желание помочь, способствовали бы осмыслению проявления не просто интереса к предмету, но и стремление совершенствования своих знаний.
В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве. Это можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности. Моей целью становиться научить детей самостоятельно мыслить, привлекая для этого знания из разных областей, способность предвидеть результат. Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся — индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. Учащиеся, выполняя проекты на уроках информатики, выполняют определенные алгоритмы действий, упражнения. Вот мы и получаем, что задача у нас одна (допустим, подбор рисунка), а варианты ее решения зависят от детского восприятия мира, степени информационной компетентности учащихся. Именно поэтому на уроках информатики полезно вводить элементы проектной деятельности, а не просто решение кокой-то задачи.
Учитывая вышесказанное, предлагаю такую разновидность проектного метода, как учебный проект, использованный в целостности с процессом обучения информатике. Это путь познания, способ организации процесса познания.
Мною опробован метод создания Азбуки с живыми картинками, стихами,
загадками, красочно и интересно оформленными. Была разработана и апробирована методика проведения практических занятий на основе использования, обработки, и анализа предварительно собранных данных по теме «Создание презентации».
Эксперимент проводился на уроках в 6-х классах.
Цели учебного проекта:
1) знакомство учащихся с интересными фактами возможного использования стандартной программы Power Point;
2) выработка стремления и умения учащихся самостоятельно добывать информацию из книг, Интернета и практически использовать полученные знания;
3) выполнение проектного задания на основе продуктивной, творческой деятельности каждого учащегося;
4) умение анализировать материалы путем споров, обсуждений и доказательств практического характера;
5) приобретение знаний, умений, навыков по теме «Power Point» на основе собранных материалов.
Содержание проектного задания состоит в том, что конечный результат можно получить, последовательно выполняя каждый этап. С помощью проектов учащиеся могут выбирать дифференцированные задания.
Созданные ими слайды выглядят по-разному: в зависимости от использованных источников и их творческих склонностей. Используя проектный метод обучения, ученики постигают всю технологию решения данной задач — от постановки проблемы до представления результата.
Первый этап реализации проектного задания — самостоятельный сбор данных в соответствии с замыслом или учебным заданием.
Источниками данных для работы над этим могут быть:
• ресурсы Интернета, с помощью которых ученики не только осваивают виртуальное пространство, но и учатся правильно формировать поиско¬вые запросы, обрабатывать полученную информацию;
• вспомогательная литература (статьи из журналов, газет, учебников и художественной литературы). Это очень полезный этап работы, требующий новых знаний, а ведь сегодня ученики не любят читать. Желание добыть важные сведения к заданному проекту, приводит их в библиотеку;
• карточки, предварительно составленные учителем;
• изображения, которые ученики получают из различных источников, осваивая при этом методы и возможности сканирования и обработки в Fine Reader 8.0. Это для шестиклассников и трудный и интересный процесс. Они задают вопросы, интересуются возможностями распознавания и текстов, и изображений, стремятся самостоятельно познакомиться с графическими редакторами.
После выполнения задания ведётся групповое обсуждение выполненной работы, при котором каждый учащийся пополняет и уточняет свои данные, исправляет ошибки, предлагает варианты объединения интересных форм информации в единое целое.
На втором этапе ученики самостоятельно готовят шаблоны слайдов, которые отображают принципы упорядочивания данных по определённым критериям. Общая структура презентации предварительно обсуждается всем классом. Это тот самый этап, когда ученики не просто изучают тему, а ведут поиск нужного им эффекта, особенностей, дополнительных возможностей.
Третий этап заключается в анализе и практическом применении выполненной работы. После анализа проделанной работы, мы выбираем лучшие заготовки по буквам, меняем или объединяем слайды, спорим о оформлении надписей и т.д. Далее мы предложили свою помощь первоклассникам при проведении утренников «Прощай, букварь». На этом этапе у нас новые судьи – учителя начальной школы. Они присутствуют на демонстрации полученных слайдов по каждой букве алфавита. Высказывают свои пожелания и замечания. И надо сказать, что дети не всегда соглашаются со старшими. Они спорят, убеждают и доказывают свою правоту, свое видение данной работы. На утренниках шестиклассники сами сопровождают показ и делают комментарии. Презентации очень нравятся всем: детям, родителям, учителям. Но особенно восторженны сами исполнители. Их работы красочны, интересны, привлекательны, музыкальны, творчески продуманы.
Завершающим этапом является защита проекта – уже в классе - оценка внешнего вида проектной работы, уровня творчества, оценка решения поставленных задач, выделение лучших работ, подведение итогов выполнения проекта. На этом этапе учитывается все:
• Навыки ораторское искусства
• Умения представить информацию в доступном, эстетичном виде
• Умение выражать свои мысли, доказывать свои идеи
• Умение работать в группе, в команде
• Умение работать самостоятельно, делать выбор, принимать решение
Но работа учащихся над своими проектами не заканчивается. Они делают доклады (что узнали нового, чему научились в процессе создания проекта) на уроках информатики, выступают с беседами перед младшими школьниками с целью привлечения внимания ребят к предмету. Главным результатом проектной деятельности учащихся, на мой взгляд, является привитие им интереса к изучению информатики, воспитание потребности постоянно пополнять свои знания, развитие умений, позволяющих в море окружающей информации находить ту необходимую, которую можно использовать в дальнейшей жизнедеятельности.
Реализация метода проектов на практике ведет к изменению позиции учителя. Я становлюсь не просто носителем готовых идей, а превращаюсь в организатора познавательной, исследовательской деятельности своих учеников. Мои отношения с ребятами переходят на уровень сотрудничества. Я становлюсь в глазах учеников энтузиастом, специалистом, консультантом, руководителем, координатором и даже экспертом, которому верят.
Сама же я создаю свой банк ученических работ, которые могут применяться во внеклассной работе, на уроках, на мероприятиях.
Метод проектов - один из эффективных методов повышения мотивации учащихся для достижения поставленных целей и овладения определенными знаниями. На мой взгляд, информатика именно тот предмет, где в наибольшей степени возможно применение метода проектов. Обучение для детей превращается в увлекательную захватывающую деятельность.
|