Вы не зарегистрированы

Авторизация



Внеклассное мероприятие "В защиту Петра Великого"

Данные об авторе
Автор(ы): 
Хеорхе Иван Иванович
Место работы, должность: 

МОУ Гатчинская Гимназия им. К.Д. Ушинского, учитель истории и обществознания.

Регион: 
Ленинградская область
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
среднее (полное) общее образование
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Класс(ы): 
7 класс
Предмет(ы): 
История
Цель урока: 

1) главной задачей урока является не только углубление знаний о Петре Великом, стремление подсказать учащимся, как о нем думать (исходя из темы урока), но, прежде всего, развитие умений работать с литературой и мыслить вообще, аргументировано отстаивать свое мнение, отыскивать совместно способ решения проблемы, отслеживая свои действия; 2) подвести учащихся к пониманию сложности изучения великой личности в истории (на примере Петра I), в силу неоднозначности позиций, с которых рассматривается его деятельность, и субъективности восприятия исторической действительности каждым конкретным исследователем; 3) развитие умений и навыков коммуникативного характера в расчете на то, что это поможет повысить самооценку и позволит увереннее чувствовать себя на уроке каждому ученику.

Тип урока: 
Урок комплексного применения ЗУН учащихся
Учеников в классе: 
26
Используемое оборудование: 

 

·        литература о Петре I;

·        раздаточный материал: задания с фрагментами текста И.Л. Солоневича и вопросами к ним;

·        карта «Россия в конце XVII - первой половине XVIII вв»;

·        портрет Петра I;

 

 

·        запись на доске: «Что такое, Петр, чудо или чудище? Я опять-таки решать не берусь. Он слишком родной мне, слишком часть меня самого, чтобы я мог судить о нем беспристрастно». Д.С. Мережковский.

 

 

 

 

Краткое описание: 
<p> Форма проведения мероприятия (урок-исследование) была выбрана с учетом возрастных и индивидуально-психологических особенностей учеников. Материал внеклассного мероприятия полностью основан на учебном материале, изучаемом на уроках истории по данным теме. Работа в микрогруппах способствовала формированию у учащихся таких положительных личностных качеств, как доброжелательность, ответственность, чувство взаимопомощи. Успех одного &ndash; успех всей команды, а успех всей команды &ndash; успех одного. Выполнение заданий занимало немного времени и позволяло проверить одновременно всех учащихся, которые были поставлены в равные условия, т.е. работали в одно и то же время с одинаковым по объему и сложности материалом. Благодаря уроку учащиеся расширили границы своих знаний по эпохе Петра I, попробовали определить место и роль личности в истории. Полагаю, что проведение подобных мероприятий позволяет обеспечить довольно высокий уровень усвоения знаний, оценки субъективной и объективной информации и служит стимулом к дальнейшему получению знаний исторического характера.</p>
Ресурс для профильной школы: 
Ресурс для профильной школы

 

Сценарий

 

 

Вводная часть урока:

 

 

Учитель: Пока жива будет Россия, не умолкнут споры о Петре великом, начатые ещё его современниками. Нет однозначной оценки личности императора, так же, как и его преобразований, в чем вы убедились на прошлом уроке. Почему?

И далее идет беседа, в ходе которой ребята приходят к мысли, что вокруг имени любого великого человека всегда ведутся страстные споры и дискуссии. Собственно, они и являются своеобразным показателем масштаба личности. Что касается Петра, то истина, видимо, заключается в противоречивости самого царя, в сочетании хорошего и плохого, великого и злого в нем и его делах. Учащиеся обращают внимание на то, что, радея о благе России, он достигает её величия слишком дорогой ценой. О Петре по-разному пишут и говорят историки и политики, публицисты и поэты, писатели. Многие из них идеализируют царя-реформатора (ребята вспоминают, кто именно) Пушкин А.С., Толстой А.Н., Ломоносов М.В., Погодин М.Н. Другие гораздо осторожнее подходят к оценке его деятельности – Н.М. Карамзин, С.М. Соловьев, В.О. Ключевский, Н.И. Павленко и др., отмечая его негативные черты, они не умаляют значимости его преобразований. Но есть и такие, которые в Петре I видят исключительно источник всех бед России – П.Н. Милюков, славянофилы.

 

 

Задаются вопросы:

Чью позицию заняли бы вы, живущие в конце XX века? Почему?

Как бы вы отнеслись к полному отрицанию заслуг Петра I?

И далее учитель подводит ребят к мысли, что у них сегодня есть возможность выступить в защиту Петра, объявляет тему урока и ставит перед учащимися учебные задачи.

Основная часть урока:

Прежде чем начать работу над заданиями, один из учащихся делает небольшое сообщение об авторе предложенных фрагментов текста - Иване Лукьяновиче Солоневиче. Такая неординарная судьба автора во многом, наверное, определяла его необычные рассуждения о Петре I и его реформах.

 

 

Организация работы над первым заданием:

 

 

Насколько верно утверждение Солоневича, что Россия отнюдь не стояла на краю бездны в начале XVIII века, так было ли Петру от чего её спасать?

Ребята обсуждают этот вопрос, как и все другие в микрогруппах, потом идет обсуждение на уровне класса.

 

 

Организация работы над вторым заданием:

Работа с вопросами второго задания представляет собой  объяснение так называемой Солоневичем «трусости и военной бездарности» Петра в 1689 году под Нарвой, в Прутском походе.

Мог ли Петр I быть спасителем России, если был труслив и бездарен? – основной вопрос, вокруг которого идет работа в микрогруппах.

 

 

Работа над третьим заданием:

 

 

Оно связано с обсуждением позиции Солоневича, который считает, что преобразования Петра I – это миф, все уже было в России до него.

 

 

Заключительный этап урока:

Он сводится к рефлексии, т.е. размышлению, оценке своей деятельности в реализации поставленных учебных задач.

 

 

Как мы работали? Каким путем шли к разрешению проблемы? Что у нас получилось лучше? Что хуже? Почему? Где мы, исходя из полученного опыта, могли бы пойти другим путем.

 

 

 

 


»  Tags for document:
»  Размещено в сообществах:   
Сообщество учителей Гатчинского муниципального района