Официальный сайт rosregistr 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Проблемно-диалогическое обучение

Фото пользователя Елена Яковлевна Данилова
Submitted by Елена Яковлевна Данилова on вс, 07/11/2010 - 14:24

-1-

Доклад

на РМО учителей МХК.

Проблемно-диалогическое обучение. 

                         «Только в диалоге развивается способность мыслить. В беседе,      

                         спрашивании создаются условия для взаимодействия   понимающих  

                         сознаний».                      

                                                                                                    М. М. Бахтин   

1.    В современном обществе меняются приоритеты образования. Ученик должен иметь не только знания, умения и навыки, но и уметь организовывать собственную учебную деятельность, иметь готовность и способность учиться. Исходя из этих целей, необходимо использовать новую организацию совместной деятельности. В развивающей образовательной системе реализуется технология проблемно – диалогического обучения, которая помогает учащимся самостоятельно открывать знания. На смену монологу приходит диалог.

2.     Диалог (от греческого разговор, беседа) – форма речи, состоящая из регулярного                                                                                обмена   высказываниями, репликами, на языковой состав которых влияет  восприятие речевой деятельности говорящих.
        При построении диалогового урока надо учитывать, что диалог – это форма общения.

3.     Диалоговый урок не получится, если присутствуют факторы, тормозящие диалог:
    1. Категоричность учителя, нетерпимость к другому мнению, к ошибке. Навязывание

        своего мнения, обилие дисциплинарных замечаний, авторитаризм.
    2. Отсутствие внимания учителя к ребёнку (улыбка, обращение по имени, физический и  

        зрительный контакт.)
    3. Закрытые вопросы, которые предполагают односложные ответы или вопросы, на   

         которые вообще отвечать не нужно.
4.    Неумение учителя быть хорошим слушателем. Слушание часто бывает критическим:    

       недослушивание, перебивание, негативная оценка услышанного.
 

4.     Необходимыми условиями организации учебного диалога являются: а) снятие факторов, тормозящих общение педагога с детьми; б) восприимчивость к чужому мнению, в) владение педагогом технологией организации предметного диалога.
        Говоря об учебном диалоге, следует учитывать ряд организационных моментов:
- ни одна из реплик не должна остаться без ответа;
- учебный диалог ограничен во времени;
- если ученик не активен, он испытывает недостаток знаний;
- учебный диалог требует полных ответов;
- учебный диалог требует предварительной подготовки.
   

 

-2-

5. 13     В развивающей образовательной системе Занкова активно используется технология проблемно-диалогического обучения. В самом определении «проблемно-диалогическое» первая часть означает, что на уроке изучения нового материала должны быть проработаны два звена: постановка учебной проблемы и поиск её решения. Слово «диалогическое» означает, что постановку учебной проблемы и поиск решения ученики осуществляют в ходе специально выстроенного диалога.

  В развивающей системе  Элькольна-Давыдова есть много различных  преимуществ.               

    1. Ученики становятся более уверенными в своих способностях, что очень важно для восстановления хрупкой детской самооценки. Ребенок более глубоко проникает в суть изучаемых им явлений и предметов.

  2. Дети  учатся адаптироваться   к  новой обстановке и могут с легкостью найти решение      для любых возникающих трудностей и проблем.

 3.  Обучающиеся  активно исследуют предмет или явление, а не просто пассивно запоминают его, так как на обычных школьных занятиях.

 В своей системе педагоги Давыдов и Элькон, для достижения развивающего эффекта обучения и получения  хороших результатов используют два вида диалога: это подводящий и пробуждающий.

        Побуждающий диалог состоит из отдельных стимулирующих реплик, которые помогают ученикам работать творчески и развивает творческие способности.

      Учитель создаёт проблемную ситуацию, затем произносит специальные реплики, которые подводят учеников к осознанию противоречия и формулированию проблемы. Во время поиска решения учитель побуждает учеников выдвинуть и проверить гипотезы, обеспечивает открытие путём проб и ошибок. В формировании проблемы помогают такие приёмы,

    как открытые вопросы, рефлексивные задачи, провокации, ситуации риска, ловушки.
Наличие неожиданного препятствия вызывает у детей удивление и способствует появлению вопроса. Появляется вопрос – начинает работать мышление.

Нет удивления – нет диалога. Если не удаётся удивить ребёнка, то может не получиться проблемной ситуации, и ребёнок останется равнодушным к тому, что происходит на уроке.       

    7.     Важную роль в организации побуждающего диалога играет создание различных ситуаций на уроке.
1. Создание «ситуации успеха». Детям предлагается задача, опирающаяся на имеющийся опыт. Каждый индивидуально решает задачу, не испытывая затруднений. В результате достигается эмоциональное удовлетворение детей своими знаниями.
2. Ситуация «интеллектуального разрыва».недостаток прежних знаний.. В результате возникает эмоциональное переживание всеобщего неуспеха (никто не может). Это положительная эмоция, так как нет переживания своего неуспеха на фоне успеха других.
3. Формулирование учебной задачи вместе с учителем. Дети должны испытать дефицит своих способностей. Появляется учебная задача. «Что будем делать дальше?» Учащиеся сами формулируют вопрос и ищут на него ответ. Диалог развивается от тех вопросов, которые волнуют ребёнка.

Но в каждом коллективе существуют такие дети, которые не принимают участие в обсуждении, в силу того, что являются не очень активными. Элькон, Давыдов  предусмотрели и этот вариант, предложив учителям проводить занятия, разбив класс на

-3-

небольшие группы.  Разработав индивидуальную версию в группе, надо выступить на обсуждении всего класса.

8.      Постановка учебной задачи происходит в форме побуждающего диалога, а её решение – в форме подводящего диалога.
       
Подводящий диалог представляет собой систему вопросов и заданий, которые пошагово подводят учащихся к формулированию темы. На этапе поиска решения учитель выстраивает логическую цепочку к новому знанию, ведёт к «открытию».
        Формы подводящего диалога.
   9.     1. Анализирующее коллективное наблюдение. Предлагается двухсторонний материал для сравнения. Задаётся обобщённый вопрос: «Что заметили? Что хотите сказать?» Выслушивая ответы детей, учитель «цепляется за более интересные реплики и развивает их. Важно  продумать систему фиксации (на доске, в тетради) того, что будет совместно обнаружено. Заканчивается анализирующее наблюдение обобщением в виде схемы – опоры, плана, словесной формулировкой новых понятий.
10.    2. Фронтальная дискуссия заключается в следующем:
          - дети высказываются, выдвигают версии;
          -
версии фиксируются на доске;
           - обсуждение выдвинутых версий;
           - координация версий и приход к правильному ответу;
           - подведение итога, обоснование выдвинутой версии.

11.    Проблемно-диалогические уроки способствуют возникновению у школьников интереса к новому материалу, формированию познавательной мотивации. Достигается понимание учениками материала, так как до всего додумался сам.

12.       На одном этапе урока нужно использовать мотивацию на основе рефлексии.

После актуализации знаний и определения темы урока  следует работа в группах.
    
- Определите группу, в которой будете работать.
     - Обсудите
правила работы в группе
.
1. Понять задание и подумать о решении самостоятельно.
2. Выслушать мнение каждого.
3. Найти общее решение.
4. Выбрать выступающего.
- Посоветуйтесь и сформулируйте цель работы вашей группы

 Обучающиеся  задают друг другу в группах вопросы. Таким образом, мотивация на основе рефлексии дала возможность заинтересовать детей и начать диалог в группах.
Работая с системой Элькольна-Давыдова, учитель должен быть очень внимательным, и также должен хорошо владеть методическими приемами, не должен пропустить нужную мысль детей. И эту  ценную  мысль развивать дальше, чтобы привести к окончательному правильному ответу.

  14.    КОНЕЦ,      Таким образом, складывается сотрудничество. Мы вместе идём по одному пути. В результате дети открывают и осваивают новое знание. Благодаря проблемному диалогу, на уроке нет пассивных, все думают и выражают свои мысли. Диалог приводит к интенсивному развитию речи. Решение одной и той же задачи разными группами детей позволяет сопоставлять и критически оценивать работу, рождает взаимный интерес к работе друг друга.  Диалог  выступает сегодня не просто педагогическим методом и формой, но и становится приоритетным принципом образовательного процесса.

 

Прикрепленный файл Size
Изображение 017 008.jpg 22.47 KB

Смотреть видео hd онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн