Официальный сайт isprras 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Состав слова. Роль каждой части слова в языке.

Фото пользователя Наталья Сергеевна Бурдина
Submitted by Наталья Сергеевна Бурдина on пн, 08/11/2010 - 09:54
Данные об авторе
Автор(ы): 
Бурдина Наталья Сергеевна
Место работы, должность: 
г.Гай МОУ "СОШ №8", учитель начальных классов
Регион: 
Оренбургская область
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
начальное общее образование
Целевая аудитория: 
Учащийся (студент)
Класс(ы): 
3 класс
Предмет(ы): 
Русский язык
Цель урока: 
1. Повторить знания учащихся о морфемном составе слова и о роли каждой значимой части слова. 2. Развивать речь учащихся, навык анализа. 3. Воспитывать интерес к родному языку через проектную деятельность.
Тип урока: 
Комбинированный урок
Учащихся в классе (аудитории): 
25
Используемые учебники и учебные пособия: 

Учебник: Русский язык. Рамзаева Т.Г.

Используемая методическая литература: 

1.      http://artclassic.edu.ru

2.      http://www.greekroman.ru

3.      http://www.gramma.ru

4.      http://learning-russian.gramota.ru

5.      http://www.floranimal.ru

 

 

Используемое оборудование: 

                      ПК, экран, проектор, презентация, учебник, тетради.

Используемые ЦОР: 

презентация "Корни одного слова"

Краткое описание: 
Задачи урока: 1. Формировать умение классифицировать части слова. 2. Формировать навык самостоятельного разбора слова. 3. Повторить части речи. 4. Познакомить с проектом учащихся. 5. Обучать тестовой работе с помощью компьютера.

МОУ «СОШ №8 »г. Гая

Бурдина Наталья Сергеевна, учитель начальных классов первой квалификационной категории.

Тема урока: Состав слова. Роль каждой части слова в языке.

Русский язык  3 класс

Учебник: Русский язык. Рамзаева

Тип урока: Комбинированный урок

Цели урока:

                     1. Повторить знания учащихся о морфемном составе слова и

                      о  роли каждой значимой части слова.

                      2. Развивать  речь учащихся, навык анализа.

                      3. Воспитывать интерес к родному языку через проектную

                      деятельность.

Задачи урока:

1.     Формировать умение классифицировать части слова.

2.     Формировать навык самостоятельного разбора слова.

3.     Повторить части речи.

4.     Познакомить с проектом учащихся.

5.     Обучать тестовой работе с помощью компьютера.

Оборудование:

                      Компьютерный класс, экран, проектор, презентация, учебник, тетради.

 

Ход урока:

 

1. Организационный момент.

( Запись на экране)

Ж ц ч с ш щ о й ч с ж т ш а ч в щ й с ч л щ ч ц о ж ц в щ а й

(задание: убрать все только твёрдые и  все только мягкие, прочитать тему урока)

- Какие вы буквы убрали?

- Что у вас получилось? (состав слова)

 

2.Проверка домашнего задания.

- Проверим ваше домашнее упражнение с.15 У.22

- Зачитайте словосочетания, которые вы выписали.

- Почему в слове «библиотека» первая безударная гласная «и»?

-Слово происходит из греческого языка, состоит из двух частей

  «библион»- книга, «ТЭКе»- хранилище.

- Какие синонимы вы можете подобрать к слову «дорога»?

(путь, тропинка, шоссе)

- А знаете ли вы самые знаменитые библиотеки мира?

(показ слайдов библиотек мира)

 

 

3. Чистописание.

 

 

-Сегодня мы повторим, как пишется буква П.  Запишите письменными буквами:

Пекарь пёк калачи в печи.

 ПТпт (всю строку)

 

(работа над скороговоркой)

 

4. Работа по теме урока.

А) классификация слов по признаку родственных слов

(на экране  слова, их нужно распределить  по группам)

-Гриб, горка, грибок, лес, лесной, горняк, садовый, лесок, гора, грибной, грибник, сад, садик, горный, лесовик, садовник.

 

-Сколько групп у вас получилось и почему?

(4 группы, в каждую группу входят родственные слова)

 

- Как по-другому называются родственные слова?

(Однокоренные)

- Какие слова мы можем назвать однокоренными?

(Слова, которые имеют общую часть)

- Какой второй признак однокоренных слов?

(Они должны быть сходны по смыслу)

 

- Группа ребят из нашего класса поставили для себя цель: Узнать, какие же слова мы можем называть родственными? Свои результаты  они покажут в проекте, который выполнили совместно.

(Приложение №1)

 

Б) Анализ слов

- Задание: исключить в ряду лишнее слово. Доказать, что оно лишнее, разобрать слова по составу.

( на экране 2 ряда слов)

Гусь, гусыня, гусеница, гусята, гусиная.

Циркуль, циркачи, цирк, цирковой.

 

В) Работа по учебнику.

-А теперь выполним упражнение24 на стр.16 (устно)

 

Г) Игра «Сцепщики»

Задание: необходимо сцепить разные части слов по данным схемам и записать слова.

 

1 вариант: приставка + корень

                    Приставка + корень + окончание

 

 

2 вариант: корень + окончание

                     Приставка + корень + суффикс

(задание на экране)

- Без какого вагона нельзя было обойтись?

(Без корня)

- Почему?

(Корень – часть слова, в которой заключается значение слова)

- Какие значения может иметь слово «корень»?

- Это многозначное слово. Что оно  может обозначать?

 - На экране появляется изображение подсказок:

 (Волосы, зубы, исток реки, дерево, уравнение)

- Значит,  слово «корень» обозначает:  корень волоса, корень дерева, корень зуба, корень уравнения.

 

Д) Работа по учебнику.

(Чтение вывода  с.16)

(Выполнение упражнения 26, стр.16)

- Какая часть слова имеется в первой группе слов?

(приставка, суффикс)

- Какая часть слова называется приставкой?

(Часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов)

- Какая часть слова называется суффиксом?

(Часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов)

(Проверка определений частей слова с помощью слайдов на экране)

(Чтение вывода с.18)

 

5.Физкультминутка

 

Руки в стороны, в кулачок.

Разжимай, и на бочок.

Руки вниз, и  в кулачок.

Разжимай, и на бочок.

Руки вверх, и  в кулачок.

Разжимай, и на бочок.

Руки влево, и  в кулачок.

Разжимай, и на бочок.

Руки вправо, и  в кулачок.

Разжимай, и на бочок.

 

 

 

 

 

6. Словарно-орфографическая работа.

- Прочитайте текст  с.18 упр.29.

- Какова его тема?

(Это рассказ о прощальных песнях птиц)

- Какие птицы исполнили эти песни?

(Тетерев, пеночка, дрозд)

- Назовите слова с приставками.

(Вымокли, притих, откликнулся, просвистел, затенькала, послышались)

- Найдите слова с поверяемой безударной гласной в корне.

-Что вы знаете о пеночке?

(мини-сообщение о пеночке с использованием слайдов)

 

7. Тестовая работа

(выполняется вдвоём за компьютером)

 

1. В какой части слова заключается значение слова?

А) приставка   б) суффикс  в) корень   г) окончание

 

2. С помощью, каких частей слова образуются новые слова?

А) корня и приставки   б) окончания и корня в) суффикса и приставки

 

3. Как называется изменяемая часть слова?

А) приставка   б) окончание  в) суффикс

 

4. Какое слово лишнее в ряду: Нос, носик, носильщик, носатый

А) нос  б) носильщик  в) носатый

       

5. В каких словах допущена ошибка: час, честичка, части, чисовщик?

А) час, чисовщик              б) честичка, чисовщик

(после выполнения – взаимопроверка, правильные ответы на экране)

1. В   2.В   3.Б   4.Б   5.Б

 

8. Итог урока

- Что мы сегодня повторяли?

- Что нового вы узнали из сегодняшнего урока?

- Чем наш урок непохож на все остальные?

- Какой вид работы на уроке вам больше всего понравился?

 

 

 

 

 

 

Список общеобразовательных ресурсов сети Интернет, использованных при разработке урока

                                                                                                 

1.      http://artclassic.edu.ru

2.      http://www.greekroman.ru

3.      http://www.gramma.ru

4.      http://learning-russian.gramota.ru

5.      http://www.floranimal.ru

 

 

 

Прикрепленный файл Size
Тема урока.odt 20.74 KB
приложение№11.odp 340.3 KB

Смотреть видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн