Краткое резюме публикации
Один из распространенных мифов: у выпускников сельских школ шансов поступить в вузы меньше, чем у их городских сверстников. А вот Наталья Малькова, преподаватель русского языка и литературы средней общеобразовательной школы в пос. Гаврилово, убеждена: если ученик хочет учится, то он поступит в любой вуз.
Наталья Ивановна уже 35 лет работает учителем. Сейчас преподает в школе, в которой училась и куда отдала потом учиться своих детей. Как она сама признается, для нее эти годы пролетели очень быстро:
— Мою первую учительницу звали Тамара Семеновна Вагина. Она пришла в школу сразу после педагогического училища, и мы все в нее просто влюбились. А потом у меня был замечательный педагог - Анна Ивановна Бояринцева. Именно они подтолкнули меня стать учителем. После окончания школы я поступила в Гатчинское педагогическое училище. В то время считалось, что учителем быть очень почетно. И мои родители мечтали, чтобы их дочь получила достойное образование, тем более, что мама закончила всего шесть классов…
— Что можно сказать сегодня о вашем предмете?
— Программа по литературе очень насыщенная. Например, на изучение древнерусской литературы теперь отведено два часа. Это так мало! Раньше Пушкиным мы с ребятами занимались почти всю третью четверть, а теперь - восемь или девять часов. Поэтому приходится выделять главное и давать самый необходимый минимум информации. Но ведь литература – это так интересно! Я всегда радуюсь, когда мои ученики читают…
— В программу обучения входит современная литература?
— Увы, нет. Но хочется, чтобы ребята знали новинки, сегодняшних авторов. И здесь нам помогает библиотека Алвара Аалто. Наши ребята слушают там лекции, участвуют в чтениях. Как-то работали в качестве библиотекарей весь день и даже проводили по уникальному зданию экскурсии.
— Есть у вас воспитанники, которыми можно гордиться?
— Если оценивать по тому, каким человеком стал мой ученик, то таких много.
— Какие-нибудь забавные случаи были в вашей практике?
— Никогда не забуду первый год работы. Нашу группу (всего около 30 человек) после окончания училища направили по распределению на Северный Кавказ, в Дагестан. Хотя там были, конечно, свои педагогические институты и училища. Но с распределением не поспоришь - пришлось отправляться. Нас, шесть девушек, направили в школу-интернат, расположенную высоко в горах, где не было ни электричества, ни дорог. Добраться туда можно было только на лошади или пешком. Мы волновались: что же нас ждет? На бумаге считалось, что это достойное учебное заведение, средняя школа-интернат; рядом находится больница. А увидели земляные пол и потолок… И жили мы в точно таких же домах. 1 сентября все учителя нарядились, накрасились при свете керосиновых ламп... И разошлись по своим пока что пустым классам ожидать прихода учеников. Но в тот день так никто и не пришел. Как оказалось, все заняты: кто-то ушел в горы со стадом, кто-то сидит дома с ребенком, кто-то на охоте. На следующий день мы пошли по близ лежащим селениям собирать детей в школу. Занятия смогли начать только в конце сентября.
Хотя я была учителем начальной школы, так получилось, что мне пришлось преподавать историю и литературу в старших классах. К моему ужасу, ученики мои не знали ни одного русского слова. Преподавать приходилось буквально «на пальцах». Попутно учили ребят языку. К концу года все они более или менее сносно разговаривали на русском. А ведь в свое время приезжали проверяющие, и никто из них внимания не обращал на то, что дети говорят только на своем языке.
Магазинов там, где мы жили, не было. Приходилось раз в две недели ходить с вещмешками за продуктами в селение через перевал. Бывало, и потуже затягивали пояса, так как перевалы заваливало снегом. Помню свои первые каникулы (ноябрьские). Я и мои одногруппницы решили поехать домой. И не знали: лететь через Махачкалу или через Тбилиси? Выбрали второй вариант. Представляете, мы поднялись с утра, погода хорошая, падает легкий снежок... А мы в туфлях пошли через перевал, так как другой обуви с собой не было. При этом о своем уходе никого не уведомили: каникулы, мы свободны! К ночи перешли через перевал, переночевали в близлежащем селении, на самолете местной авиалинии долетели до Тбилиси, а там уже и домой. Когда вернулись после каникул, нас ждала «выволочка»: в день нашего ухода в селение пришли горцы. Но они перешли перевал не так удачно, как мы: при сходе снежной лавины у них погибли два человека. Сейчас это вспоминается светло, в те времена мне казалось, что я могу все!
На встречу с корреспондентом Наталья Ивановна пришла с дочерью Еленой и внучкой Катей. Елена преподает в той же школе, что и ее мать, уже почти 23 года. Рассказывает, что с первого раза поступить не удалось, пошла работать в школу вожатой. Институт был «покорен» на следующий год: днем - работа, вечером - учеба. В понедельник писала планы на несколько дней вперед, тетрадки брала с собой в электричку...
— Елена Викторовна, что же вас подтолкнуло стать учителем?
— А я кроме этой работы ничего и не видела. Мама брала меня с собой в школу (а куда деть?). И с подругами мы играли в школу. Поэтому после десятого класса вопроса даже не стояло, куда идти учиться.
— А не ревновали маму к ученикам?
— Нет. Обижалась только, когда мама отчитывала меня в классе, ведь моей первой учительницей была тоже она. И попадало мне больше. В свою очередь я - первая учительница у своей дочери. И, конечно, тоже отношусь к ней более строго, чем к остальным ученикам. Я пошла по стопам матери и в выборе специализации. Но если она потом переквалифицировалась в преподавателя русского языка и литературы, то я так и осталась учителем начальных классов. В этом году у меня как раз новый класс.
— Наверное, трудно с первоклассниками, они ведь только начинают учиться….
— Деток любишь несмотря на то, что затрачиваешь на них массу усилий: пока они привыкнут к тому, что уроки идут долго, что надо сидеть и слушать, приучить их поднимать руку... На этот раз ко мне уже пришли дети моих бывших учеников. Так что можно сказать, что я стала «бабушкой».
— Программа сильно изменилась за те годы, которые вы преподаете?
— И да и нет. Объем знаний остался тот же, только вместо трех лет теперь учат четыре. Изменилась программа по чтению: нет стихов многих советских поэтов. Например, хорошо знакомого всем Маршака. Приходится дополнять программу внеклассным чтением и поездками в музеи.
— А в какие музеи возите учеников?
— Обязательно в Выборгский замок, в Сваргас, в Петропавловскую крепость, в Русский музей… Часто так получается, что на экскурсии едут смешанные группы, состоящие из учеников разных классов.
— А дочь собирается идти по стопам мамы и бабушки?
— Я считаю, что два педагога в семье — это более чем достаточно. Кроме очень большой нагрузки на самого учителя, не меньше достается и его семье. Поэтому я безмерно благодарна отцу и мужу за терпение, которые они проявляют к нам с мамой. К тому же они очень помогают нам с ремонтом в школе. Для нас наши классы — это второй дом, ведь мы там проводим очень много времени.
— Как вам работается с мамой в одной школе?
— Хорошо (улыбается). К тому же в последние годы так получается, что я выпускаю классы, а мама их берет как классный руководитель. У нас очень похожа манера преподавания. Как известно, по тому, как себя ведет или как отвечает ученик, сразу можно определить, кто был его первым учителем.
Как у же говорилось, Катерина, внучка Натальи Ивановны, идти по стопам мамы и бабушки не собирается. Она считает: для того, чтобы быть учителем, ей не хватит терпения. А поступать Катя собирается в Санкт-Петербургский колледж информатизации и управления .
Автор публикации
Юлия Полшкова
Наименование информационного ресурса, на котором опубликован материал
газета "Выборг"
Наименование организации
газета "Выборг"
Ссылки на полный текст публикации
Дата выхода публикации
Cубъект Российской Федерации
Ленинградская область