Официальный сайт rosregistr 24/7/365

НФПК
Проект реализуется
Национальным фондом подготовки кадров
Два учителя в одной семье

Краткое резюме публикации

 

Один из распространенных мифов: у выпускников сельских школ шансов поступить в вузы меньше, чем у их городских сверстников. А вот Наталья Малькова, преподаватель русского языка и литературы средней общеобразовательной школы в пос. Гаврилово, убеждена: если ученик хочет учится, то он поступит в любой вуз.
Наталья Ивановна уже 35 лет работает учителем. Сейчас преподает в школе, в которой училась и куда отдала потом учиться своих детей. Как она сама признается, для нее эти годы пролетели очень быстро:
          Мою первую учительницу звали Тамара Семеновна Вагина. Она пришла в школу сразу после педагогического училища, и мы все в нее просто влюбились. А потом у меня был замечательный педагог - Анна Ивановна Бояринцева. Именно они подтолкнули меня стать учителем. После окончания школы я поступила в Гатчинское педагогическое училище. В то время считалось, что учителем быть очень почетно. И мои родители мечтали, чтобы их дочь получила достойное образование, тем более, что мама закончила всего шесть классов…
          Что можно сказать сегодня о вашем предмете?
          Программа по литературе очень насыщенная. Например, на изучение древнерусской литературы теперь отведено два часа. Это так мало! Раньше Пушкиным мы с ребятами занимались почти всю третью четверть, а теперь - восемь или девять часов. Поэтому приходится выделять главное и давать самый необходимый минимум информации. Но ведь литература – это так интересно! Я всегда радуюсь, когда мои ученики читают…
          В программу обучения входит современная литература?
          Увы, нет. Но хочется, чтобы ребята знали новинки, сегодняшних авторов. И здесь нам помогает библиотека Алвара Аалто. Наши ребята слушают там лекции, участвуют в чтениях. Как-то работали в качестве библиотекарей весь день и даже проводили по уникальному зданию экскурсии.
          Есть у вас воспитанники, которыми можно гордиться?
          Если оценивать по тому, каким человеком стал мой ученик, то таких много. 
          Какие-нибудь забавные случаи были в вашей практике?
          Никогда не забуду первый год работы. Нашу группу (всего около 30 человек) после окончания училища направили по распределению на Северный Кавказ, в Дагестан. Хотя там были, конечно, свои педагогические институты и училища. Но с распределением не поспоришь - пришлось отправляться. Нас, шесть девушек, направили в школу-интернат, расположенную высоко в горах, где не было ни электричества, ни дорог. Добраться туда можно было только на лошади или пешком. Мы волновались: что же нас ждет? На бумаге считалось, что это достойное учебное заведение, средняя школа-интернат; рядом находится больница. А увидели земляные пол и потолок… И жили мы в точно таких же домах. 1 сентября все учителя нарядились, накрасились при свете керосиновых ламп... И разошлись по своим пока что пустым классам ожидать прихода учеников. Но в тот день так никто и не пришел. Как оказалось, все заняты: кто-то ушел в горы со стадом, кто-то сидит дома с ребенком, кто-то на охоте. На следующий день мы пошли по близ лежащим селениям собирать детей в школу. Занятия смогли начать только в конце сентября.
Хотя я была учителем начальной школы, так получилось, что мне пришлось преподавать историю и литературу в старших классах. К моему ужасу, ученики мои не знали ни одного русского слова. Преподавать приходилось буквально «на пальцах». Попутно учили ребят языку. К концу года все они более или менее сносно разговаривали на русском. А ведь в свое время приезжали проверяющие, и никто из них внимания не обращал на то, что дети говорят только на своем языке.
Магазинов там, где мы жили, не было. Приходилось раз в две недели ходить с вещмешками за продуктами в селение через перевал. Бывало, и потуже затягивали пояса, так как перевалы заваливало снегом. Помню свои первые каникулы (ноябрьские). Я и мои одногруппницы решили поехать домой. И не знали: лететь через Махачкалу или через Тбилиси? Выбрали второй вариант. Представляете, мы поднялись с утра, погода хорошая, падает легкий снежок... А мы в туфлях пошли через перевал, так как другой обуви с собой не было. При этом о своем уходе   никого не уведомили: каникулы, мы свободны! К ночи перешли через перевал, переночевали в близлежащем селении, на самолете местной авиалинии долетели до Тбилиси, а там уже и домой. Когда вернулись после каникул, нас ждала «выволочка»: в день нашего ухода в селение  пришли горцы. Но они перешли перевал не так удачно, как мы: при сходе снежной лавины у них погибли два человека. Сейчас это вспоминается светло, в те времена мне казалось, что я могу все!
 
На встречу с корреспондентом Наталья Ивановна пришла с дочерью Еленой и внучкой Катей. Елена преподает в той же школе, что и ее мать, уже почти 23 года. Рассказывает, что с первого раза поступить не удалось, пошла работать в школу вожатой. Институт был «покорен» на следующий год: днем - работа, вечером - учеба. В понедельник писала планы на несколько дней вперед, тетрадки брала с собой в электричку...
          Елена Викторовна, что же вас подтолкнуло стать учителем?
          А я кроме этой работы ничего и не видела. Мама брала меня с собой в школу (а куда деть?). И с подругами мы играли в школу. Поэтому после десятого класса вопроса даже не стояло, куда идти учиться.
          А не ревновали маму к ученикам?
          Нет. Обижалась только, когда мама отчитывала меня в классе, ведь моей первой учительницей была тоже она. И попадало мне больше. В свою очередь я - первая учительница у своей дочери. И, конечно, тоже отношусь к ней более строго, чем к остальным ученикам. Я пошла по стопам матери и в выборе специализации. Но если она потом переквалифицировалась в преподавателя русского языка и литературы, то я так и осталась учителем начальных классов. В этом году у меня как раз новый класс.
          Наверное, трудно с первоклассниками, они ведь только начинают учиться….
          Деток любишь несмотря на то, что затрачиваешь на них массу усилий: пока они привыкнут к тому, что уроки идут долго, что надо сидеть и слушать, приучить их поднимать руку... На этот раз ко мне уже пришли дети моих бывших учеников. Так что можно сказать, что я стала «бабушкой».
          Программа сильно изменилась за те годы, которые вы преподаете?
          И да и нет. Объем знаний остался тот же, только вместо трех лет теперь учат четыре. Изменилась программа по чтению: нет стихов многих советских поэтов. Например, хорошо знакомого всем Маршака. Приходится дополнять программу внеклассным чтением и поездками в музеи.
          А в какие музеи возите учеников?
          Обязательно в Выборгский замок, в Сваргас, в Петропавловскую крепость, в Русский музей… Часто так получается, что на экскурсии едут смешанные группы, состоящие из учеников разных классов.
          А дочь собирается идти по стопам мамы и бабушки?
          Я считаю, что два педагога в семье — это более чем достаточно. Кроме очень большой нагрузки на самого учителя, не меньше достается и его семье. Поэтому я безмерно благодарна отцу и мужу за терпение, которые они проявляют к нам с мамой. К тому же они очень помогают нам с ремонтом в школе. Для нас наши классы — это второй дом, ведь мы там проводим очень много времени.
          Как вам работается с мамой в одной школе?
          Хорошо (улыбается). К тому же в последние годы так получается, что я выпускаю классы, а мама их берет как классный руководитель. У нас очень похожа манера преподавания. Как известно, по тому, как себя ведет или как отвечает ученик, сразу можно определить, кто был его первым учителем.
Как у же говорилось, Катерина, внучка Натальи Ивановны, идти по стопам мамы и бабушки не собирается. Она считает: для того, чтобы быть учителем, ей не хватит терпения. А поступать Катя собирается в Санкт-Петербургский колледж информатизации и управления .
 
Автор публикации
Юлия Полшкова
Наименование информационного ресурса, на котором опубликован материал
газета "Выборг"
Наименование организации
газета "Выборг"
Ссылки на полный текст публикации
Дата выхода публикации
12.11.2010
Cубъект Российской Федерации
Ленинградская область

»  Тэги к этому документу:

Поиск

Loading

Актуальные темы

Смотреть kino онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн