Официальный сайт teledu 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Система духовно-нравственного развития младших школьников

Submitted by Маргарита Николаевна Григорьева on вс, 14/11/2010 - 15:27
Данные об авторе
Автор(ы): 
Григорьева М.Н.
Регион: 
Нижегородская область
Характеристики ресурса
Уровни образования: 
начальное общее образование
Класс(ы): 
4 класс
Предмет(ы): 
Внеклассная работа
Целевая аудитория: 
Классный руководитель
Тип ресурса: 
рекомендации (советы) по обучению и воспитанию
Краткое описание ресурса: 
... Патриотизм – сложное чувство. Оно не возникает само по себе, а специально воспитывается, формируется. Зарождаясь из любви к своей малой Родине, патриотическое чувство, пройдя ряд этапов на пути к своей зрелости, поднимается до общегосударственного патриотического самосознания, до осознанной любви к своему Отечеству...

 

Гражданственность в толковании современных лингвистов - это патриотизм, нравственность, правовая культура.

Гражданин – патриот не пассивный созерцатель, не активный потребитель, а деятель, стремящийся к гармонии чувств и разума.

Философская и педагогическая мысль в России всегда была ориентирована на воспитание высоких гражданских качеств.

            Вспомним А.С.Пушкина:

«Два чувства дивно близки нам.             

В них сердце обретает пищу:

Любовь к отеческим гробам,

Любовь к родному пепелищу.

На них основано от века

По воле Бога самого

Самостоянье человека,

Залог величия его».

            Патриотизм – сложное чувство. Оно не возникает само по себе, а специально воспитывается, формируется. Зарождаясь из любви к своей малой Родине, патриотическое чувство, пройдя ряд этапов на пути к своей зрелости, поднимается до общегосударственного патриотического самосознания, до осознанной любви к своему Отечеству.

            Смысл образования и воспитания в том, чтобы воспитать хорошо информированных, нравственных, ответственных и добропорядочных граждан.

            Гражданственность созидательна и формируется через деятельность. Человек, воспитанный в духе гражданственности,  является уникальной личностью, способной самостоятельно анализировать события и явления, имеющей свою точку зрения, готовой сделать свой вклад в построение гражданского общества. «Патриотизм всегда конкретен, направлен на реальные объекты. Деятельная сторона патриотизма является определяющей, именно она способна преобразовать чувственное начало в конкретные для Отечества и государства дела и поступки» 1

            Идея патриотизма – необходимое условие существования любого государства. Чтобы возродить ее, общество должно приложить максимум усилий к тому, чтобы остановить нравственное разложение молодежи и возродить истинный патриотизм, как духовно-нравственную и социальную ценность.

            Социально-экономическая нестабильность современного общества: экономическая дезинтеграция, социальная дифференциация, девальвация духовных ценностей, утрата российского патриотического сознания, обострение национальных отношений – оказывают негативное влияние на сознание подрастающего поколения, порождая в детской среде равнодушие, эгоизм, индивидуализм, агрессивность, снижая интерес к отечественной истории и ее героическому прошлому, способствуя падению престижа Российской армии и воинской службы.

Рассматривая воспитание составляющей целостного процесса социальной адаптации, жизненного самоопределения и становление личности, государственная политика, определяющая цели и приоритетные задачи воспитательной работы, представлена серьезной нормативно-правовой базой: «Закон об образовании»; «Национальная доктрина образования в Российской Федерации», «Концепция модернизации образования на период до 2010 года»; «Программа развития воспитания в системе образования до 2004 года», Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005годы»; Программа «Дети России» (2003-2006годы), Программа «Молодежь России» (2001-2004 годы), Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы» и другие.

В свете правительственных документов воспитательная система, существующая в нашем МОУ, имеет шесть направлений: художественно-эстетическое, экологическое, физкультурно-оздоровительное, гражданско-патриотическое, интеллектуально-познавательное, нравственно-духовное.

Определив духовно-нравственное развитие учащихся одним из важнейших направлений этой системы, в учреждении была разработана программа «Возрождение», определившая ее содержание и формы на период с 2007года по 2011 годы.

Поиск эффективных путей реализации этой программы побудил учащихся, родителей и педагогов к активному сотрудничеству, направленному на создание и организацию новой формы совершенствования патриотического воспитания: детского патриотического клуба. Существовал ряд объективных предпосылок, объясняющих его появление в моём классе. Так, наблюдение за динамикой формирования нравственных качеств личности младших школьников выявило необходимость повышения уровня их патриотического воспитания.

            Негативные общественно-социальные факторы побудили к поиску форм воспитательной работы, способных им противостоять.

            Нужно было создать условия согласованности воспитательной системы класса с направлением государственной политики в области патриотического воспитания.

            Помимо названных причин, были выявлены потребности детского и родительского коллективов в сотрудничестве по изучению отечественной истории, побудившие к созданию детского клуба, а предстоящая знаменательная дата в истории развития государства: 65-я годовщина Великой Победы – активизировали детскую и взрослую инициативу, направленную на поиск эффективных форм воспитательной работы.

Идея создания объединения младших школьников (патриотического клуба) появилась после того, как небольшая группа моих воспитанников увлеклась краеведческой работой; сбором материала о героях – земляках, участвовавших  в Великой Отечественной войне. Увлеченность ребят была активно поддержана их родителями, включившимися в поиск. Выбор в пользу клубной работы был сделан еще и потому, что именно клубы позволяют развивать социальную активность, поддерживать инициативу, раскрывать творческие возможности ребенка и максимально использовать потенциал детского и взрослого коллективов.

Постепенное расширение клубного пространства: включение в реализацию его программы максимального количества детей и взрослых – повлекло за собой необходимость более четкой организации и планирования работы, распределения обязанностей между членами клуба. А это, в свою очередь, обусловило потребность в осмыслении идеи детского объединения.

Взращивание этой идеи символически удобнее всего представить в виде растения.

 Рисунок отражает технологию формирования клуба: от возникновения идеи (благодатной почвы) через общение (корни растения) к расширению клубного пространства и поиску единомышленников (самые первые побеги), которые держатся на стержне (прочный ствол) и ведут к образованию новых сильных побегов: активное общение позволяет привлечь единомышленников в члены клуба. Вершиной воплощения идеи  является содержание работы (верхний побег), которое определяется при участии всех его членов и является результатом их совместного общения и поиска.Достоинство этой схемы в том, что она содержит приоритеты клубной работы с детьми: в основе клуба лежит общение, а не образовательное пространство.

Патриотическая направленность клуба была определена сразу несколькими факторами: во-первых, задачами государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010годы»; во- вторых, первоначальным поиском группы воспитанников, появлением у них единомышленников; в-третьих, результатами детского опроса и анкетирования родителей, подтвердившими совпадение их потребностей по многим параметрам и обоюдное желание: направить совместное общение на знакомство с историей Родины, города, района в период Великой Отечественной войны.

Результаты детского опроса и анкетирования родителей: «Что бы Вы (Ваши дети) хотели узнать (должны знать) о Великой Отечественной войне».

Дети

Родители

- вклад членов моей семьи в Победу над врагом;

- своих родственников, воевавших  или трудившихся в тылу в годы войны;

- имена героев- земляков, давшие названия улицам нашего города, района;

- историю Родины, города, района, связанную с периодом Великой Отечественной войны;

- историю памятника на площади Славы (пьедестал с танками);

- героев-земляков и исторические места города, района, связанные с боевыми событиями;

- ветеранов Великой Отечественной войны и тружеников тыла, живущих рядом с нами;

- историческое значение дня Победы: 9 Мая 1945 года;

- места расположения и историю мемориалов и монументов, посвященных бойцам фронта и труженикам тыла.

 

Ну, и конечно, возникновение клуба патриотической направленности было продиктовано необходимостью подготовки к празднованию 65 годовщины Великой Победы, т.к. государственная программа не только предлагает «создание и организацию деятельности патриотических, военно-патриотических, культурно-исторических, военно-исторических клубов и объединений»1, но и рекомендует активно вовлекать подрастающее поколение в празднование юбилейных дат.

Название патриотического клуба тоже глубоко символично: «Память». Оно наиболее точно передает направленность данного детского объединения на формирование высоких моральных качеств личности. Глубину и емкость названия хотелось бы подтвердить строчками великих людей России: ученого-лингвиста и поэта. 

«Память противостоит уничтожающей силе времени… Благодаря памяти прошлое входит в настоящее, а будущее как бы предугадывается настоящим, соединенным с прошедшим. Память – преодоление времени, смерти. В этом величайшее нравственное значение памяти».                                                                                                 

   (Д.Лихачев).

 

«Люди!

Покуда сердца стучатся, -

помните!

Какою

ценой

Завоёвано счастье, -

пожалуйста,

                       помните!"

 

                                                                                             Р.Рождественский.

 

Цели, задачи и содержание работы детского патриотического клуба «Память» определены его программой, принятой на период с 2007 по 2010 годы. Своеобразным девизом стали слова В.Солоухина:

«Будем же собирать по крохам, по камешку все, что можно любить и что в целом будет составлять нашу любовь к России».

Программа детского патриотического клуба  направлена на воспитание достойного патриота и гражданина нашей страны и позволяет удовлетворить значительный спектр интересов и познавательных потребностей ребенка, предоставить ему возможность для самореализации и развития духовных качеств.

Цель: создание объединения младших школьников, способствующего эффективному патриотическому воспитанию на примере изучения отечественной истории и краеведения; подготовка к празднованию 65 годовщины Великой Победы. Достижение поставленной цели предполагает широкий круг задач, направленных на утверждение в сознании учащихся высоких духовно-нравственных и культурно-патриотических ценностей. Их решение представляет собой многоплановое, систематическое, скоординированное воспитательное влияние, способствующее формированию у младших школьников высокого патриотического сознания.

Задачи клуба.

1.      Содействие духовно-нравственному развитию младших школьников через изучение истории российского государства на примере ярких страниц периода Великой Отечественной войны.

2.      Сплочение детского и родительского коллективов на выявление своих родственников, участвовавших в боевых действиях и трудившихся в тылу в период Великой Отечественной войны.  

3.      Знакомство с героями-земляками и историческими местами города, района, связанными с событиями военной поры.

4.      Вовлечение младших школьников в разнообразную общественно-полезную деятельность с целью приобретения воспитанниками опыта положительного нравственного поведения и навыков взаимопомощи и сотрудничества.

Координатором работы детского патриотического клуба стал его Совет, объединивший учащихся, их родителей и педагогов.

  

Совет клуба.

Учащиеся

1. Путилова Милана                              

2. Дрожжин Степан                                              

3. Овакимян Кристина              

4. Зарков Максим                      

5. Сёмина Наташа                      

 

Родители

1.  Овакимян И. Ю. 

2. Зотова А. В

3. Зарков Р. П.

4. Якутская О.М.

5. Барков М. А.

                 

Педагоги

1.  Григорьева М.Н.

2.Новичкова Т.С.

 

 

 

 

Его функции:

 - готовит и вносит на рассмотрение предложения и аналитические материалы по вопросам патриотического воспитания;

- содействует выработке целостной системы патриотического воспитания в классе;

- обеспечивает оперативное руководство реализацией программы;

- рассматривает ход, результаты, проблемы патриотического воспитания в классном коллективе;

- координирует взаимодействие членов клуба (детского и взрослого коллективов);

- анализирует и обобщает результаты реализации программы и разрабатывает рекомендации по совершенствованию патриотического воспитания.                            

Совет клуба выработал правила членов клуба и определил его структуру, которые способствовали бы свободному общению всех его членов в клубном пространстве и помогали достижению цели и решению задач.

 

Правила членов клуба.

- выбери дело по душе;

- найди единомышленников;

- свободно общайся;

- предложи свою помощь;

- попробуй себя в разных ролях (в разном качестве).          

Педагогическое сопровождение процессом совместной деятельности учащихся и их родителей в рамках детского клуба своеобразно и состоит в координации действий каждого его члена, выступающего в конкретной роли, побуждении их к сотрудничеству и взаимопомощи, выборе эффективных методов и форм работы, позволяющих успешно решать поставленные воспитательные задачи.

            Именно педагогами сделан прогноз ожидаемых результатов от реализации программы детского патриотического клуба.

В результате совместной работы по формированию духовно-нравственных качеств личности учителем, воспитателем ГПД, педагогами дополнительного образования и родителями ожидается:           

1.      Создать систему патриотического воспитания на основе единства деятельности школы, класса и различных структур.

2.      Сформировать личность, способную испытывать истинные патриотические чувства, знающую историю своей страны, города, района.

3.      Выработать у учащихся потребность к участию в разнообразной общественно-полезной деятельности.

4.      Сплотить детский и родительский коллективы на изучение истории своей семьи, исторических мест города, района, связанных с периодом Великой Отечественной войны.

5.      Накопить разнообразный краеведческий материал в виде книги, фотоальбома, карты, сборника, хроники, поэтического альманаха, которые можно было бы использовать при подготовке к празднованию 65 годовщины Великой Победы.

 

            Педагогами класса систематически проводится оценка эффективности программы, которая обеспечивается:

 

- регулярным обсуждением хода её реализации на Совете клуба, методическом объединении, педагогическом Совете;

- проведением диагностической работы по результатам спланированных мероприятий;

-подготовкой и информационным обеспечением педагогической и родительской общественности, ведущей работу в рамках проблемно-творческих и временных творческих групп.           

            Определив основой клубной работы общение, а главным содержательным компонентом программы воспитание гражданственности и патриотизма, необходимо было представить своеобразный механизм реализации программы детского патриотического клуба, наметив точки соприкосновения программного материала уроков с  содержанием внеклассной работы в группе продленного дня и воспитательными задачами учреждений системы дополнительного образования. 

            Успешной реализации программы способствуют тщательно подобранное в соответствии  с возрастными и психологическими особенностями младших школьников содержание, несущее высокий идейный смысл, и разнообразные формы воспитательной работы, побуждающие членов клуба к взаимодействию и творчеству. 

  

Достаточно продолжительный срок реализации программы определяет сочетание разовых (кратковременных) мероприятий с продолжительными, рассчитанными на несколько месяцев или на целый учебный год. 

 

 План мероприятий детского патриотического клуба «Память»

 

№ п/п

Мероприятия

Сроки

Ответственные и привлеченные к участию

1.

Нравственные классные часы на патриотические темы.

1.        «С чего начинается Родина?»

 

2.        «О героях былых времён…»

 

 

 

 3.«Город, что славен людьми».

 

 

 

4. «Я бы в армию пошел…?»


 

Октябрь 2007г 


январь 2008г

 

 

 

март 2008г

 

 

 

февраль 2009г

 

Классный руководитель, просмотр кинофильма в к/т «Сормовский».

 

Классный руководитель, библиотека им.Горького.

 

 

Классный руководитель, экскурсия на площадь Славы.

 

 

Классный руководитель, встреча с работником военкомата.

2.

Уроки патриотизма

1.             Главные сражения ВОВ, определившие ее ход. Города-герои.

2.             Великие полководцы Великой войны.

 

 

3.             «Всё для фронта, всё для Победы». Вклад нижегородцев в «кузницу» Победы.

 

4.             «Броня крепка, и танки наши быстры...»

 

 

5.             Красная Армия– освободительница.

 

ноябрь 2007г 

 

февраль 2008г 

 

 

 

апрель 2010г 

 

 

май 2009г 

 

 

 

май 2010г.

 

Классный руководитель, ветераны ВОВ. 

Классный руководитель, библиотека им.Горького.

 

 

Встреча со специалистом завода «Красное Сормово», классный руководитель.

 

 

 Экскурсия в Кремль, к монументу двух танков.

 

 

Классный руководитель, встреча с ветеранами ВОВ.

3.

Система коллективных творческих дел (к.т.д.)

  1. Составление «Книги Памяти» сормовичей, жителей нашего микрорайона, участвовавших в ВОВ и трудившихся в тылу на оборонных предприятиях.

 

  1. Сбор материала о родственниках учащихся класса, сражавшихся на фронте. «Из жизни рядовых участников великих сражений».

 

  1. Составление карты боевых походов сормовичей-фронтовиков. «Нам дороги эти позабыть нельзя».

 

 

  1. Подробная хроника дня 9 мая 1945 года в судьбах фронтовиков. «День Великой Победы».
  2. Оформление фотоальбома о местах расположения мемориальных мест и памятников, связанных с событиями ВОВ «Память в граните и камне».
  3. Издание поэтического альманаха стихов, сочинений учащихся и их родителей о ВОВ. «Следы войны под нашей крышей».


сентябрь2008г.-февраль 2010г.



октябрь 2009г.-март 2010г.

 

 

 


ноябрь 2009 г - февраль 2010г.

 

 

сентябрь 2009 г - май 2010г. 

 

Сентябрь 2008г – апрель 2009 г. 

 

Январь-апрель 2010г.

 

 

 

 



Классный руководитель, члены клуба, родительский комитет, воспитатель ГПД. 

 

 

Классный руководитель, члены клуба, родительский комитет, воспитатель ГПД.

 

 

Классный руководитель, члены клуба, родительский комитет, семья Зарковых, воспитатель ГПД.

 

 

Классный руководитель,  воспитатель ГПД. Семья Кузиных.


воспитатель ГПД, семьи Зотовых, Овакимян, Дрожжиных. 

 

Совет клуба, классный руководитель, руководитель кружка «Эрудит».

 

 

 

4.

Акции:

  1. По выявлению участников Великой Отечественной войны и тружеников тыла, проживающих в нашем микрорайоне.

    «Ветеран живет     рядом».

 

  1. Благотворительная ярмарка «Добрые сердца».

 

 

  1. Поздравление ветеранов с Днем Победы.

 

 

 октябрь 2007г -январь 2008г. 

 

 

 

Май, ежегодно

 

 

 

Май, ежегодно

 

 

  

Классный руководитель, воспитатель ГПД, Совет клуба 

 

 

Классный руководитель, члены клуба, родители , воспитатель ГПД.

 

 

Классный руководитель, члены клуба, родительский комитет, воспитатель ГПД

4. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5.

Экскурсии:

 

  1. На площадь Славы к монументам двух танков.
  2. На улицу Коминтерна к домам 121 и 137 (мемориальные доски).

 

  1. К бюсту Героя Советского Союза Семёнова П.А. (ул.Свирского).

 

  1. В Нижегородский Кремль к Стеле Славы.

 

 

  1. К стреле «Бойцам фронта» на пр.Кораблестроителей.

 

  1. На улицы А.Сутырина и Е.Никонова, названные в честь героев войны.

 

Конкурсы

 

  1. Патриотической песни «Песни военной поры».

 

  1. Поэтическая гостиная «Войной опаленные строки».

 

 

  1. Стихов собственного сочинения о войне. «Поклонимся великим тем годам».
  2. Сочинений «Возьми себе в пример Героя».                   (По литературным произведениям о войне).

 

 

 

 ноябрь 2007г .

февраль 2008г. 

 

 

Октябрь 2009г.

 

 

Апрель 2009г. 

 

 

Январь 2010г. 

 

 

Март 2010 г.

 

 

 

 

 Февраль, ежегодно. 

 

октябрь, ежегодно.

 

 

 

Сентябрь 2007 – апрель 2010гг. 

Ноябрь, ежегодно.

 

 

Временная творческая группа. (куратор Зотова А.В.)

Временная творческая группа. (куратор Дрожжин К.В.) 

 

Временная творческая группа. (куратор Кузина Е..В.)

 

Временная творческая группа. (куратор Путилова С.А.)

 

 

Временная творческая группа. (куратор Барков М.А.)

 

Временная творческая группа. (куратор Овакимян И.Ю.)

 

 

 

 Классный руководитель, воспитатель ГПД, учитель музыки.

 

Классный руководитель, воспитатель ГПД, Совет клуба.

 

 

 

Временные творческие группы, классный руководитель. 

Временные творческие группы, классный руководитель.

 К сожалению, строки  анализа и статистики не могут передать той живой и интересной атмосферы, в которой проходила работа клуба. Поэтому хочется рассказать о самых интересных делах.

Общение, положенное в основу деятельности детского патриотического клуба, является  уникальной воспитательной средой. Причем, участниками диалога становятся не только учащиеся, родители, педагоги, ветераны, сотрудники учреждений дополнительного образования, но, по большому счету, и архивные документы, воспоминания, старые фотографии.

Положительные эмоции, накопленные от такого общения, нашли выход в собственном творчестве ребят. В поэтическом альманахе «Следы войны под нашей крышей» собраны стихи о Великой Отечественной войне, о Великой Победе, о героях, о  родственниках ребят, сочиненные с помощью родителей, учащихся-консультантов, педагогов-кураторов.

Приведу пример нескольких стихотворений, проникнутых чувствами благодарности и любви к ветеранам, ненависти к жестокой войне.

 

«Слава ветеранам».

Чтоб мы с тобою мирно спали,

Привычно радуясь весне,

Отцы и деды воевали,

Сражаясь на смерть на войне.

Надев солдатские шинели,

Оставив дома жен, детей,

Родную землю защищали,

Чтоб жить и радоваться ей.

                                             Кристина О.

«Нет – войне!».

В боях погибли миллионы,

Брат, муж, отец, сестра и сын,

Чтоб человечности законы,

Все люди чтили, как один.

                                             Степан Д.

 

            «Слава солдатам».

Слава, слава всем солдатам,

Что к Победе привели,

Что Россию отстояли,

Мир народам принесли.

                                               Наташа С.

 

            «Мой дед на войне».

Была война уже давно.

Но дед мой не забыл ее;

И вечерами детворе

Рассказывает  о войне.

Почти мальчишкой воевал,

И насмерть на полях стоял,

И на себя огонь он брал,

И ранен был тогда.

Теперь мой дед и стар и сед,

Но он душою молодой.

И я горжусь им:

Он - герой!

                                                   Полина С.

 

            «Пусть будет мир».

Ветераны – наша гордость,

Наше счастье и покой.

Их мы любим, чтим и помним,

И стоим за них горой.

Знают взрослые и дети,

Как выигрывали бой.

Ветераны, наши деды,

Защищая нас с тобой.

Пусть же будет мир повсюду.

Не хотим войны и мы.

И здоровья мы желаем

Ветеранам той войны.              Кристина Н.

                                              

           

            «Наказ Родины».

Враг разбит – мы идем в атаку! –

Это значит: Победа у нас!

Мы назад не шагнем и шагу!

Помним, Родина, твой наказ!

                                                                Диана З.

 

            Ничто и никогда не заменит общения с живыми свидетелями суровых лет военного времени. Поэтому члены клуба используют любую возможность, чтобы устроить встречу с ветеранами Великой Отечественной войны; расспросить их о фронтовой жизни, подержать в руках боевые награды, почувствовать свою причастность к великим событиям, перевернувшим 65 лет назад мировое устройство.

            Неоднократно посчастливилось ребятам и родителям побывать дома у прадеда и прабабушки Даниила Б., услышать историю их чудесной встречи, которая произошла на войне; увидеть пробитые пулей фотографии матери и любимой девушки, которые спасли Константина Алексеевича от смерти, срекашетив шальную пулю.

            Уважение, любовь и благодарность в глазах мальчишек и девчонок были наградой ветерану, прошедшему трудными дорогами войны.

            Неоценимо воспитательное воздействие такого общения: оно делает юные души добрее, отзывчивее, заботливее, учит их любви и состраданию к  ближнему.

            Собирая материал о своих родственниках, воевавших на фронтах Великой Отечественной войны, многие ребята смогли прикоснуться к фронтовым письмам и открыткам, присланным прямо с передовой из мест боев и сражений.

            Пожелтевшие и истлевшие от долгого хранения в семейных архивах листочки, опаленные страшной бедой, хранят тепло и заботу о своих любимых и родных людях. Как много могут они рассказать об авторе, пославшем письмо из прошлого в будущее!

            Сколько душевных сил надо маленькому гражданину, чтобы понять, что от родного человека осталась только память и эти строчки  в письме!

            Работе с фронтовыми письмами мы посвятили несколько классных часов и уроков мужества.

            Вот перед вами один из таких безмолвных свидетелей той страшной войны: письмо с фронта, написанное молодым лейтенантом Запеваловым Константином Николаевичем, призванным на фронт в 1942 году прямо со скамьи военного училища (он является двоюродным дядей моего воспитанника Максима К).

            На фотографии совсем юный (20 летний) офицер, с не по возрасту серьезным взглядом. Молодой человек делится подробностями службы в стрелковом полку, где был заместителем политрука (причем некоторые военные подробности были устранены из письма фронтовой цензурой, что свидетельствует, о том что оно написано с передовой).

            Лейтенант пишет родным о встрече с земляком-сормовичом по фамилии Беляев (земляк на фронте больше, чем родственник!); делится новостями о погоде, о своем здоровье. Без ненависти и злобы, а больше со скрытым интересом, рассказывает о встрече с пленными немцами.

            Наскоро передает незатейливые приветы родным (спешит – скоро в бой!). В конце письма обещает: «…ждите еще от меня писем, их я буду писать каждую свободную минуту…».

            Свернутый треугольником тетрадный листок из детской тетради в косую линейку фронтовая почта понесла матери, а молодой лейтенант, с надеждой жить, сражаться за Родину и вернуться домой после войны, идет в бой, после которого считается «пропавшим без вести».

            На память о нем осталось только маленькое (3х4) фото, где он всегда будет 20 летним, и фронтовое письмо с обещанием чаще писать и вернуться, заученное матерью наизусть от ежедневного прочтения.

            Значительно расширить клубное пространство и разнообразить общение позволяет экскурсия.

            Каждая  способна максимально удовлетворить познавательные потребности членов клуба и предоставить возможность  участия в разнообразной практической деятельности.

            Содержание предлагаемых программой экскурсий направлено на решение ее задач и получение ожидаемых результатов: накопление краеведческих материалов, необходимых для подготовки к празднованию годовщины Победы.

            Большинство экскурсий совершается по улицам и площадям любимого города, района под девизом «Память в граните и камне».

            Ребята собрали материалы о героях, чьи имена носят улицы и площади Сормовского района: Героях Советского Союза А.А.Сутырине и П.А.Овчинникове, дравшимся с фашистами еще в Испании, (до войны он проживал в доме №137 по ул.Коминтерна); П.А.Семёнове, бюст которому установлен на территории училища на ул.Свирского, носящего его имя, Евгении Никонове, матросе с лидера «Минск», заживо сожженном фашистами за то, что не выдал своих товарищей; танкисте Николае Безрукове, пехотинце Иване Сидорове и других.

            Мемориальная доска на доме №121 (ул.Коминтерна) хранит память горожан о земляках, 80 добровольцах, которые в июле 1941 года ушли защищать Москву.

            Их нет с нами, Героев войны, но их мена помнят, они золотом горят на стеле Славы в Нижегородском Кремле.

            А рядом у Вечного огня, ребята прочитали волнующие душу каждого человека слова:

 

«Товарищи, помните жизнь отстоявших.

Они сберегли нам и солнце и радость,

За честь и свободу, за Родину павших,

Навеки считайте идущими рядом!».

 

            Более двух десятков имен героев Великой Отечественной войны были вписаны в «Книгу Памяти», созданную учащимися и их родителями. Сколько человеческих судеб, непрочитанных страниц семейных историй открыли для благодарной памяти потомков члены детского клуба.

            Такт и понимание, терпение и выдержка, проявленные ими, несомненно, отзовутся в детских душах самыми теплыми и нежными струнами.

            Трудно переоценить воспитательное воздействие взрослых, сумевших донести до сознания маленьких граждан понимание того огромного вклада, который внесли труженики тыла (дети, женщины, старики) «в кузницу» Победы. Есть в «Книге Памяти» странички, посвященные этим замечательным людям, которые четыре долгих года жили, подчиняя свою волю и сознание единственному закону: «Все - для фронта, все - для Победы!».

            Нам ли, сормовичам, не интересоваться историей знаменитого на всю страну завода «Красное Сормово», получившего в годы Великов Отечественной войны особый правительственный заказ. Именно здесь был усовершенствован бывший на вооружении Красной Армии танк Т-34.

            За годы войны завод «Красное Сормово» выпустил 12 тысяч танков Т-34, полтора миллиона снарядов для «Катюш» и тысячи тонн боеприпасов.

            За это в июле 1945 года завод был награжден орденом Отечественной войны 1 степени.

            Временная  творческая группа, организатором которой был Даниил З., собрали богатый материал о танках, стоящих на пьедестале на площади Славы. Они были установлены в память о тех рабочих завода, кто добывал трудную победу, работая в неимоверно тяжелых условиях. Ребята этой группы, куратором которой была председатель родительского комитета класса Овакимян И.Ю., узнали историю не только стоящих в Сормове двух танков, но и третьего – в Нижегородском Кремле.

            С гордостью и уважением к подвигу земляков учащиеся рассказали о Т-34, одним из первых ворвавшихся в Берлин. Этот танк №422 был после войны передан заводу «Красное Сормово» как боевая реликвия. Экипаж танка под командованием героя войны лейтенанта Суркова П.П. написал заводчанам письмо, а 9 мая 1965 года (в день 20-летия Победы) приехал на встречу со своим «другом». Член этой же творческой группы Степан Д. проявил инициативу и вместе с папой Константином Васильевичем узнал историю танка, стоящего в Нижегородском Кремле у Вечного огня: он освобождал Вену (столицу Австрии).

            Каждая годовщина Победы волнует сердца всех граждан России, понимающих насколько велико значение этого исторического события в судьбе всего государства.

            Ставшая традицией в нашем образовательном учреждении ежегодная благотворительная ярмарка «Добрые сердца», устраиваемая накануне Великого праздника, является акцией милосердия по отношению к живущим в микрорайоне школы ветеранам. Члены детского патриотического клуба вместе с родителями проявляют выдумку, фантазию в изготовлении поделок и разнообразной выпечки, украшении витрин и придумывании рекламы. В день ярмарки ребята выполняют самые неожиданные роли: приемщик товара, оценщик, рабочий торгового зала, продавец, кассир, член контрольной комиссии, технический работник и др. Детское участие курируется родителями. Самым активным участникам предоставляется право стать членами делегации, которая поздравляет ветеранов накануне праздника: 8 мая.

            После очередной благотворительной ярмарки у части членов патриотического клуба и возникла идея: попытаться составить подробную хронику дня 9 мая 1945 года: «День Великой Победы». Работа была организована в двух направлениях. Во-первых, собрать воспоминания у живущих ныне ветеранов Великой Отечественной войны и тружеников тыла о том великом и незабываемом дне; во-вторых, попытаться восстановить  примерную картину этого далекого дня, представив себя очевидцами или участниками тех событий.

            Задача второй группы ребят усложнилась еще и тем, что необходимо было выдержать рамки публицистического жанра хроники, проявив воображение и соответствующий эмоциональный настрой.

            Вот строчки из хроники этого дня.

«Польша. Полковой госпиталь. 9 мая 1945 года. Обычный по военным меркам трудовой день сержанта медицинской службы Бурановой Анны Андреевны. Она спешит принять с передовой раненных, проследить: сделаны ли срочные перевязки, зайти к тяжелобольным, проверить наличие медикаментов… Но что это? В непривычной утренней тишине госпиталя послышались шумные разговоры, крики, а в старом парке, что прямо напротив, беспорядочная стрельба. Поправив гимнастерку, сержант А.Буранова выбегает на улицу, ловя на  бегу волнующие слова: «Победа!» «Капитуляция!» «Конец войне!». Задохнувшись от счастья, девушка в расстегнутой не по уставу гимнастерке выбегает на улицу и сливается с толпой раненных и непонятно  откуда взявшихся штатских. Целует и обнимает незнакомых людей, бегущих ей навстречу, и кричащих на смешанном русско-польском языке одно заветное, сладкое, дорогое сердцу слово: «Победа!».

         Так представил свою прабабушку, встретившую день Победы в Польше, Максим З..

Еще страница хроники.

            «Столица побежденной Германии – Берлин. Сожженные дома. Заваленные битым кирпичом и остатками военной техники улицы. Взвод пехотинцев, четко чеканя шаг, идет к месту назначения. Лица бойцов усталые, почерневшие от боев, но идут бодро, словно и не было за плечами трудного штурма последней вражеской крепости. С левого фланга – крепкий, высокий, немолодой уже солдат – это мой прадед Кузнецов Семен Андреевич. На груди поблескивают ордена : Красной Звезды, Боевой славы 3-ей и 2-ой степеней; медали: за Отвагу, за освобождение Сталинграда, Киева, Варшавы.

            Четыре долгих года: от июня 1941 года до мая 1945 – воевал солдат-пехотинец, чтобы дожить до этого Великого дня: Дня Победы. Все. Недолго осталось, враг разбит! Победа – за нами! Пора домой! Семья заждалась».

            Так написала о своем прадеде Ксюша С.

            А вот страница хроники Великого Дня Победы, поведанная, Миланой П. о своем прадедушке.

«Красная Армия победоносно освободила страны захваченные фашистами в начале войны и подошла к границам Германии. 8 мая 1945 года. Немецкий город Фридрихсвальд. Военный аэродром, на котором дислоцирован бомбардировочный авиаполк.

            Авиамоторист майор Николай Николаевич Путилов вместе с сослуживцами, выполнив боевую задачу, внимательно следят за штурмом Берлина, прислушиваясь к канонаде боя. А ночью в 2 часа 10 минут 9 мая  пришла радостная весть: объявили о капитуляции Германии.

            Но возвращение домой откладывалось: военные летчики до начала июля должны заниматься эвакуацией боевых машин. Быть рядом с бывшим фашистским логовом и не увидеть его: это не в характере майора Путилова. И в июле 1945 года летчик - майор, прошедший с боями от Ростова до Берлина, сделал на развалинах Рейхстага надпись: «Я Путилов из Козьмодемьянска на  Волге, был в Рейхстаге в 06.07.1945 года».

 

            «Так обычно и просто рукой моего прадеда была внесена небольшая строка в историю Великой Отечественной войны и ее Великой Победы», - пишет Милана.

            По крупицам, по крохам ребята собирали историю того незабываемого дня, ради которого были отданы миллионы человеческих жизней, сломаны судьбы десятков тысяч семей. Но именно он, этот великий и святой для всех нас день, и называется Великим праздником Победы.

            О работе нашего клуба можно говорить очень много. Каждое организованное Советом клуба дело вызывало положительный отклик в сознании моих воспитанников , и несомненно, помогало им приобретать опыт положительного нравственного  поведения.

            Говоря о результатах работы клуба за период с октября 2007 года по май 2010 года, прежде всего, надо отметить создание в классе эффективной системы воспитательной работы, направленной на совершенствование духовно-нравственного развития младших школьников в целом, и повышение уровня патриотического воспитания в частности.

            Об этом свидетельствует динамика формирования нравственных качеств личности.

Мониторинг нравственной воспитанности, включающий в себя несколько методик: диагностика нравственной самооценки, диагностика этики поведения, диагностика отношений к жизненным ценностям, диагностика нравственной мотивации -, которые регулярно проводились с учащимися в начале и в конце каждого учебного года, свидетельствуют о стабильности сформированных нравственных качеств и повышении уровня воспитанности учащихся с каждым годом.  


            Организация детского патриотического клуба позволила решать практические задачи воспитания при активном использовании возможностей сотрудничества всех участников воспитательного процесса: учащихся, родителей, педагогов, - что, несомненно, способствовало сплочению детского и взрослого коллективов.

            Воспитательные проблемы, существующие в классе, и необходимость их решения, привели к продуктивному диалогу, инновационному поиску и апробированию новой, нетипичной для  начальной школы, формы работы – детского клуба.

            Четкая структура работы клуба, разнообразные формы и методы воспитательной работы, отлаженный механизм позволили достичь намеченной цели и реализовать все поставленные задачи.

            В результате совместного поиска был собран и систематизирован объемный краеведческий материал:

·         «Книга Памяти» (материал о членах семей учащихся, участвовавших в боевых действиях и трудившихся  в тылу);

·         Фотоальбом «Память в граните и камне» (история создания и места расположения мемориальных мест, связанных с событиями Великой Отечественной войны);

·         Карта боевых походов сормовичей – фронтовиков «Нам дороги эти позабыть нельзя»;

·         Сборник материалов об участниках Великой Отечественной войны и тружениках тыла, живущих в микрорайоне МОУ «Отчизны верные сыны».

·         Поэтический альманах «Следы войны под нашей крышей» (стихи, сочинения учащихся и их родителей о Великой Отечественной войне);

·         Хроника дня 9 мая 1945 года «День великой Победы».

Активное участие ребят, членов клуба, в разнообразной общественно- полезной деятельности способствовало формированию высоких истинных патриотических чувств: любви к Родине, уважению и гордости за боевые и трудовые подвиги соотечественников, памяти и благодарности своим предкам.

С использованием собранного членами клуба краеведческого материала готовится проект праздника, посвященного 65 годовщине Великой Победы.

Взрослые участники воспитательного процесса (родители и педагоги) удовлетворены динамикой формирования нравственных качеств учащихся и результатами работы объединения младших школьников в целом.

            В планах воспитательной системы класса расширить клубное пространство, распространив эту форму работы на другие направления, существующие в образовательном учреждении в области воспитания.

            Завершить рассказ о работе детского патриотического клуба «Память» я хочу строчками Вадима Сикорского, написанными в мае 1945 года.

 

«Как я люблю людей родной России!

Они тверды. Их вспять не повернешь!

Они своею кровью оросили

Те нивы, где сегодня всходит рожь.

Их не согнули  никакие беды.

И славить вечно вся земля должна

Простых людей, которым за победы

Я б звезды перелил на ордена».

 

Литература.

 

  1. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской федерации на 2006-2010 годы», ж-л «Внешкольник», 2005 №10, с 1.
  2. «Отечество: гражданское и патриотическое воспитание», Москва, «ВАКО», 2009г.
  3. Поляков С. «Ресурсы школьного воспитания», ж-л «Народное образование» №2008 №10, с 231.
  4. Гасанов З.Т. «Цели, задачи и принципы патриотического воспитания граждан», ж-л «Педагогика», 2005 №6, с.59.
  5. Якушкевичене О. «Методические приемы духовно-нравственного воспитания подростков», ж-л «Ниродное образование», 2009 №1.
  6. Мирошкина М. «Подрастково-молодежные клубы по месту жительства едут в «Орленок» (программа мастер-классов), ж-л «Народное образование», 2005 №3 с.240.
  7. Баранов Е.А. «Комплексная программа сельской школы» (Уроки патриотизма), ж-л «ОБЖ Основы безопасности жизни», 2008 №10, с.18.
  8. Некрасов А.М. «Летние морские сборы юных патриотов» ж-л «ОБЖ», 2008 №10, с.23.
  9. Забайкин Г. И другие (штаб военно-патриотического клуба «Сибирская дружина», МОУ Гимназия №6 Ханты-Мансийского автономного округа) «Сибирская дружина», ж-л «ОБЖ», 2007г. №6, с.29.
  10. Быков А.К. «Проблемы патриотического воспитания» ж-л «Педагогика», 2006 №2, с.37.
  11. Лутовинов В.И. «Гражданско-патриотическое воспитание» ж-л «Педагогика», 2006 №5, с.52.
  12. Капустина З.Я. «Воспитание гражданственности в условиях обновляющейся России» ж-л «Педагогика» 2003 №9, с.45.
  13. Савотина Н.А. «Гражданское воспитание: традиции и своевременные требования» ж-л «Педагогика» 2002  №4, с 39.
  14. Вырщиков А.И., Кусмарцев М.Б. и др., «Настольная книга по патриотическому воспитанию школьников» «Глобус», 2007 год.
  15. «Концепция патриотического воспитания граждан Российской федерации»  М., 2003г.

 

 


Смотреть русские видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн