Вы не зарегистрированы

Авторизация



Авторская программа "Человек в мире денег"

Submitted by Ирина Ирековна Камалова on пн, 15/11/2010 - 00:37
Данные об авторе
Автор(ы): 
Камалова Ирина Ирековна
Место работы, должность: 
МОУ средняя общеобразовательная школа № 4 города Агрыз РТ
Регион: 
Республика Татарстан
Характеристики ресурса
Уровни образования: 
основное общее образование
Класс(ы): 
9 класс
Предмет(ы): 
Обществознание
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Ресурс для профильной школы: 
Ресурс для профильной школы
Тип ресурса: 
учебная программа
Краткое описание ресурса: 
Курс по выбору «Человек в мире денег» направлен на формирование личной финансовой грамотности, учитывает обязательный минимум содержания образования по обществознанию. Предлагаемая программа курса по выбору рассчитана на изучение в основной школе (9 класс) в течение 15 часов учебного времени.

Normal 0 false false false RU X-NONE X-NONE MicrosoftInternetExplorer4 /* Style Definitions */ table.MsoNormalTable {mso-style-name:"Обычная таблица"; mso-tstyle-rowband-size:0; mso-tstyle-colband-size:0; mso-style-noshow:yes; mso-style-priority:99; mso-style-qformat:yes; mso-style-parent:""; mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt; mso-para-margin:0cm; mso-para-margin-bottom:.0001pt; mso-pagination:widow-orphan; font-size:10.0pt; font-family:"Times New Roman","serif";}

 

МОУ средняя общеобразовательная школа № 4 города Агрыз РТ

 

 

 

 

ПРОГРАММА КУРСА ПО ВЫБОРУ

( 9 класс, 15 часов )

 

 

 

ЧЕЛОВЕК В МИРЕ ДЕНЕГ

 

 

 

 

Автор программы: Камалова Ирина Ирековна,

 учитель I квалификационной категории

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Агрыз, 2007.

                            СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

 

 

 

1.     Введение в курс (1ч.)

Цели и задачи курса. Итоги курса (Работаем над проектом. Презентация.)

2.     Личные финансы и бюджет (3ч.)

Деньги и денежный бизнес. Деньги и потребности человека. Личный бюджет.

3.     Сбережения и вклады (2ч.)

Как вложить деньги, чтобы заработать. Как вложить деньги, чтобы не потерять.

4.     Финансовые механизмы в глобальной экономике (2ч)

Финансовые механизмы. Международные расчеты.

5.     Инвестиции (2ч)

Инвестиции. Доходность и риск. Механизмы инвестирования.

6.     Кредитование. Страховые услуги (2ч)

Особенности кредитования населения. Как работает страховой бизнес.

7.     Личные жизненные стратегии (2ч)

Ценность и выбор профессии. Личная жизненная стратегия (планирование жизни).

8.     Итоговое обобщение (1ч)

Защита проектов и презентаций.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Пояснительная записка

 

 

Курс по выбору «Человек в мире денег» разработан на основе программы личной финансовой грамотности, учитывает обязательный минимум содержания образования по обществознанию. Предлагаемая программа рассчитана на изучение обществоведческого курса в основной школе (9 класс) в течение 15 часов учебного времени.

Выбранная тема программы является актуальной. Во-первых, это жизненная потребность: людей не умеющих заниматься финансовым планированием и управлением, очень много и им  постоянно не хватает денег. Во-вторых, она обладает социализирующей функцией, формирует определенные мировоззренческие позиции. В-третьих, развивает творческое мышление и самостоятельность. В-четвертых, позволяет выбрать личную стратегию с учетом способностей, интересов и ценностей, сделать профессиональный выбор.

 

        Цели курса:

 

-         формирование личной финансовой грамотности, ориентирование в мире денег;

-         создание условий для социализации личности;

-         содействие воспитанию гражданственности, активной жизненной позиции;

-         развитие умений ориентироваться в потоке разнообразной информации и типичных жизненных ситуациях;

-         создание условий для дальнейшего выбора профиля обучения.

Данный курс отличается от базового курса, позволяет углубиться в знаниях, дает возможность ученику проявить себя и добиться успеха. Программа учитывает потребности и познавательные возможности учащихся 13-15 летнего возраста. Она включает различные виды деятельности учащихся (поиск и сбор информации, выполнение творческого домашнего задания, анализ ситуаций и т.д.). На уроках работа может быть и индивидуальной, и групповой. Изучение курса завершается защитой проекта.

 

При изучении курса можно использовать  следующие учебные и вспомогательные материалы:

 

1.     Нидхэм Н. Программа личной финансовой грамотности.

2.     Казаков А. Школьнику о рыночной экономике.

3.     Автономов В.С., Голдстин Э. Экономика для школьников

4.     Программированные материалы –СД-РОМ диски-

«Агентство по развитию предпринимательства РТ»

           «Обществознание». Учебное электронное издание («Новый диск»)

         «Экономика и право» («1 С»)

5.     Ресурсы интернета.

6.      Периодическая печать

         Также желательно организовать встречи с представителями финансовых организаций.

Данная программа содержит различные формы занятий (лекции, семинарские и практические занятия, беседы) и контроля (работа над вопросами, разбор ситуаций, тесты).

         Далее прилагается примерное тематическое планирование курса.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА

 

         

Раздел,

Тема

Кол-во

час.

Основные

Вопросы

Основные

 понятия

Основные знания

 и умения

Формы

 контроля

Домашнее

задание

 

1.Введение

 в курс

1 час

1.Цели и задачи

 курса

2. Формы работы

3. Итоги курса:

а) работаем над проектом

б) презентация

Проект,

 презентация

Знать цели и задачи курса.

Уметь работать над проектом и защитить его.

Составить конспект урока-лекции

Подготовить сообщения, вопросы

по теме, работа над проектом (опережающее задание по группам)

 

                                                           Раздел I.         

Личные

финансы

 и бюджет

 

Тема 2.

Деньги и

денежный

бизнес

1 час

1.Из истории денег

2.Функции денег

3.Денежный бизнес

4. Управление финансами

Деньги, товар, бартер, сбережения, стоимость денег, бизнес, финансы

Знать об истории денег и их функциях.

Знать состояние современного денежного бизнеса

1.Сообщения (опережающее задание)

2.Работа над вопросами

3. Тесты

 3.3, стр.1

Вопросы:

Как вы обычно используете деньги?

Какую часть своих денег вы готовы потратить отложить и накопить

 

Тема 3.

Деньги и

потребности

человека

1 час

1.Личная

финансовая отчетность

2.Потребности человека

3.Основные доходы и текущие расходы

Финансы, финансовый план, баланс, активы, пассивы, бюджет, потребность, доход, расход.

Знать о личной финансовой отчетности, влияние потребностей на личный выбор и расходы. Уметь анализировать, сопоставлять фактический материал.

1.Составление опорного плана-конспекта

2.Анализ рекламных объявлений

3.Схема (пирамида А.Маслоу)

 

 

 

1.Вопросы по теме.

 § 3.6, выучить основные понятия

2.Составить список расходов семьи на день, неделю, месяц.

3. Глава 2 (занятие 1)

 

Тема 4.

Личный

бюджет

1 час

1.Основы бюджетного планирования

2.Финансовые решения на различных этапах жизни.

3.Составление личного бюджета.

Бюджет, доход, расход, бедность, богатство, потребительское поведение.

Знать об основах бюджетного планирования, о финансовых решениях на различных этапах жизни. Уметь составлять личный бюджет.

1.Учет доходов.

2.Учет расходов.

3.Составление бюджета (разрабатываются модели к определенным ситуациям по группам)

 § 3.6, стр. 13 составить список вещей, которые вы не можете позволить себе приобрести в настоящее время.  «Умеете ли вы обращаться с деньгами» (тест)

 

                                                          Раздел II.              Сбережения

 и вклады.

 

 

Тема 5.

Как вложить

деньги, чтобы

 заработать

1 час

1.Ценность денег

2.Цели и

характер

сбережений. Банковские услуги

4.Факторы, определяющие размещение сбережений.

Банк, сбережения, временная ценность, процентная ставка.

Знать о механизмах сбережения и роста денег, банковских услугах.

Уметь анализировать банковские услуги, вычислять проценты.

1.Вопросы по теме.

2.Схемы (виды банков, виды банковских услуг)

3.Решение задач (вычисление процентов по депозитам)

 § 3.4, глава 3 (занятие 1), стр. 28

(практическое задание, заполнить таблицу)

 

Тема 6.

Как вложить

деньги, чтобы

не потерять

1 час

1.Инфляция

2.Влияние инфляции на сбережения

3.Способы минимизации последствий инфляции

Инфляция, гиперинфляция                           галопирующая инфляция, дефляция, дезинфляция, диверсификация валютный курс.

Знать о сущности инфляции, ее влиянии на сбережения, о способах минимизации последствий инфляции.

Уметь выбирать правильную стратегию.

1.Сообщения (опережающее задание)

2.Вопросы по теме.

3.Составление опорного плана-конспекта.

 § 3.3, глава (занятие 2)

вопросы стр. 32

 

                                           Раздел III.                      Финансовые

механизмы в

глобальной

экономике.

 

Тема 7.

Финансовые

механизмы

1 час

1.Способы осуществления платежей за товары и услуги.

2.Заменители денег

3.О чем необходимо помнить.

Бартер, наличные деньги, бумажные, пластиковые, электронные заменители, ценные бумаги.

1.Знать о способах осуществления платежей за товары и услуги.

2.Уметь пользоваться заменителями денег.

1.Работа по группам, анализ информации, ответы на вопросы.

2.Сформулировать правила на тему «О чем необходимо помнить»

  § 3.3, глава 4 (занятие 1) задание на стр.45 (опережающее задание) вопросы по теме.

Тема 8.

Международные

расчеты.

1 час

1.Национальная валюта

2.Валютный рынок

3.Конвертируемость валют

4.Чем определяются валютные курсы?

5.Покупка и продажа наличной валюты

Национальная валюта, валютный рынок, конвертируемость, валютный курс, паритет покупательной способности.

Знать об особенностях международных расчетов, факторах, определяющих валютные курсы. Уметь анализировать валютные курсы, делать выводы.

1.Сообщения (опережающее задание)

2.Составить конспект урока-лекции.

§ 3.4, 3.5 глава 4 (занятие 2) домашнее задание стр. 53.

                                                                    Раздел IV.               Инвестиции.

 

Тема 9.

Инвестиции.

Доходность

и риск.

1 час

1.Компромисс между доходностью и риском.

2.Риски и доходность представления займов.

 

Процент, дивиденд, риск, инвестиция, займ, облигация, фондовый рынок, акция, ссуда.

Знать о механизмах прироста денег,

Факторах, влияющих на инвестирование.

Уметь подводить итоги, анализировать ситуации.

1.Сообщения (опережающее задание)

2.Составить план-конспект

3.Анализ ситуаций.

  Глава 5 (занятие 1) вопросы стр. 61, 67

 

Тема 10.

Механизмы инвестирования

1 час

1.Виды инвестиций

2.Финансовые посредники и риск.

3.Частный инвестор на фондовом рынке.

4.Организация инвестиционного клуба.

Акция, недвижимость, капитал, диверсификация, инвестиционный портфель, дивиденд, инвестиционные фонды.

Знать о видах инвестиций и механизмах инвестирования, ромеинвестиций.

Уметь делать выводы, решать проблемные задачи.

1.Сообщения (опережающее задание)

2.Составить правила «Важно помнить»

3.Работа над вопросами.

4.Зполнить таблицу.

Глава 5 (Занятие 3)

Вопросы стр. 70, 80

 

                                                       Раздел V.                 Кредитование.           Страховые услуги.                                                                                                

 

Тема 11.

Кредитование

населения.

1 час

1.Жизнь в кредит.

2.Кредитные организации.

3.Образовательный кредит.

4.Ипотечный кредит.

5.Погашение кредита.

Кредит, долг, залог, кредитная процентная ставка, кредитоспособность, кредитный рейтинг, кредитный риск.

Знать об основных достоинствах и недостатках кредита, о видах кредитов.

Уметь разбираться в основных доступах к источникам денег, делать выводы.

1.Составление плана.

2.Разбор ситуаций.

3.Схема (виды кредита)

4. Сообщения (опережающее задание)

§ 3.4, глава 6 (занятие 1)

вопросы стр. 87

 

Тема 12.

Страховые

услуги.

1 час

1.Виды страхования

2.Как работает страховой бизнес

3.Пенсионное обеспечение

4.Нужно ли страховаться

Страхование, перестрахование, сострахова-ние, пенсионная реформа, Пенсионный фонд России.

Знать о страховых услугах, их роли в жизни человека.

Уметь делать выводы, анализировать, сравнивать.

1.Схема (виды страхования)

2.Работа над вопросами

3.Решение проб- лемной задачи

4.Формирование правил.

Глава 7 (занятие 1) вопросы стр 93

 

                                                                                                Раздел VI.

Личные 

жизненные

стратегии.

 

Тема 13.

Ценности и выбор

профессии.

1 час

1.Ценности в жизни человека

2.Деньги – ценность или средство

3.Управление личными финансами и планирование будущего

4. Факторы, влияющие на выбор профессии.

Ценность, стратегия, профессио-нальная карьера, личные финансы, способность, талант.

Знать об основных ценностях, выделять факторы, влияющие на выбор профессии.

Уметь, ориентируясь в мире денег, планировать будущее.

1.Работа над вопросами

2.Заполнение таблицы

3.План (факторы, влияющие на выбор профессии)

Глава 8, (занятие 1), вопросы стр. 114

Сочинение (эссе) «Деньги – фетиш»

 

Тема 14.

Личная

жизненная

стратегия

1 час

1.Этапы жизненного пути

2.Роль образования

3.Планирование жизни и выбор профессионального направления

Стратегия, экономически активное население, способность.

Знать об этапах жизненного пути, о профессиональной карьере и влиянии на нее образования, денег.

Уметь анализировать ситуации.

1.Выполнение проблемных заданий по группам

2.Работа над вопросами

3.Тесты

Глава 8, (занятие 1, 2) вопросы стр. 117.

Какую роль в вашей жизни играют деньги?

 

Тема 15.

Итоговое

Обобщение

1час

Темы проектов (возможные)

1.»Роль денег в жизни человека»

2.»Человек в мире денег»

3.»Как научиться экономить деньги»

4.»Нужно ли страховаться»

5.»Сбережения и вклады»

6.»Роль кредитов в современной жизни»

7. «Управление личными финансами»

8.»Моя личная жизненная стратегия»

 

Уметь выступать, приводить аргументы, делать выводы.

1.Защита проектов

2.Рефлексия:

 Что знал?

Что узнал?

Что еще хочу узнать?

 

 

                       

                                                                                                                                                                                                                             

 


»  Tags for document: