Submitted by Лариса Александровна Лобанова on Tue, 16/11/2010 - 22:54
Ход урока:
Учитель: Здравствуйте, ребята! На сегодняшнем уроке, ребята, мы поговорим о духовной музыке, о музыке в православном храме. Какую музыку мы называем духовной? Слышали ли вы музыку в храме? Какое впечатление произвело на вас церковное пение? (ответы детей). Действительно, приходя в храм, слушая церковное пение, человек испытывает умиротворение, успокоение, становится лучше.
Музыку для православных богослужений писали разные композиторы: это и П.И.Чайковский, и С.В.Рахманинов, П.Г.Чесноков, А.А.Архангельский (слайд №1).
Произведение, с которым мы познакомимся на сегодняшнем уроке, называется «Херувимская песнь №7» Дмитрия Степановича Бортнянского (слайд №2: показ портрета).
Д.С.Бортнянский (1751-1825) – русский композитор, живший на рубеже 18-19 столетий. Родился в г.Глухове Черниговской губернии. Был первым директором придворной певческой капеллы. Он увеличил число хористов в капелле и постепенно достиг того, что капелла стала исполнять только церковные песнопения, а для театральных представлений был создан свой хор. В обязанности Д.С.Бортнянского входило не только заведование капеллой и дирижирование ею, но и сочинение церковных песнопений (слайд №3).
Херувимская песнь исполняется на главном богослужении дня – литургии. Литургия в переводе с греческого означает «общее дело» (слайд №4). «Херувим – означает «созерцающий» (Он созерцает мудрость Божью)... Херувимы… изображаются обычно со множеством глаз»[1]. Это один из девяти ангельских чинов (слайд №5). Послушайте текст «Херувимской песни»: «Иже Херувимы тайно образующе, и животворящей Троице трисвятую песнь припевающе, всякое ныне житейское отложим попечение. - Яко да Царя всех подымем, Ангельскими невидимо дориносима чинми. Аллилуиа (трижды)». В переводе это означает следующее: «Мы, таинственно изображая херувимов и воспевая трисвятую песнь Троице, дающей жизнь, оставим теперь заботу о всем житейском, чтобы нам прославить Царя всех, Которого невидимо носят и прославляют ангельские силы» (слайд №6).
Прослушайте внимательно «Херувимскую песнь №7» Д.С.Бортнянского и скажите, какое впечатление произвела на вас музыка (слайд №7).
Слушание «Херувимской песни №7» Д.С.Бортнянского.
Ответы детей (музыка очень красивая, возвышенная, светлая, умиротворенная; слушая эту музыку, человек становится лучше, добрее, сострадательнее, задумывается о вечности, о душе, о Боге…)
Кто исполнял это произведение? (мужской хор).
Какие средства музыкальной выразительности использует Д.С.Бортнянский при написании «Херувимской песни»? Почему? (ответы детей). Слайд №8.
Слушая это произведение, вы, конечно же, обратили внимание на то, что хор пел без музыкального сопровождения. Дело в том, что в русской православной церкви все песнопения исполняются acappella, то есть без музыкального сопровождения.
Музыка в храме производит на человека глубокое впечатление. Послушайте, какое стихотворение написал об этом Иван Бунин (слайд №9):
Любил я в детстве
Любил я в детстве сумрак в храме,
Любил вечернею порой
Его, сияющим огнями,
Перед молящейся толпой.
Любил я всенощное бденье,
Когда в напевах и словах
Звучит покорное смиренье
И покаяние в грехах.
Безмолвно, где-нибудь в притворе,
Я становился за толпой,
Я приносил туда с собой
В душе и радости, и горе.
И в час, когда хор тихо пел
О «Свете Тихом», – в умиленьи
Я забывал свои волненья
И сердцем радостно светлел...
И, конечно же, приходя в храм, человек приходит к Богу (слайд №10). На прошлом уроке мы начали разучивать песню «Рождество Христово» П.Синявского. О чем эта песня? Что это за праздник – Рождество? (ответы учащихся).
Исполнение 1-го и 2-го куплетов.
Разучивание 3-го куплета:
Работа над:
-дикцией,
-ансамблем,
-выразительностью исполнения.
Исполнение песни П.Синявского «Рождество Христово» целиком.
Итог: подводя итог сегодняшнему уроку, я хочу задать вам вопрос: «Что нового на сегодняшнем уроке вы узнали? С какими произведениями познакомились?
Д/з: дома ответьте, пожалуйста, письменно на вопрос: «Какое впечатление произвела на меня прослушанная на уроке музыка?»
[1]Опрышко Н.А., «Православные святые. Почитание и прославление», Москва, ОЛМА-ПРЕСС, 2002г, стр.96