Официальный сайт detisavve 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



«Музыка в храмовом богослужении».

Submitted by Лариса Александровна Лобанова on Tue, 16/11/2010 - 22:54
Данные об авторе
Автор(ы): 
Лобанова Лариса Александровна
Место работы, должность: 
Моу "Средняя общеобразовательная школа №7", г.Муром
Регион: 
Владимирская область
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
основное общее образование
Целевая аудитория: 
Учащийся (студент)
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Класс(ы): 
5 класс
Предмет(ы): 
Мировая художественная культура
Предмет(ы): 
Музыка
Цель урока: 
познакомить учащихся с музыкой Русской православной церкви как частью отечественной культуры; объяснить, что такое литургия, «Херувимская песнь», кто такие херувимы;
Учащихся в классе (аудитории): 
25
Используемое оборудование: 

CD-проигрыватель, компьютер

Музыкальный и иллюстративный материал: Д.С.Бортнянский, «Херувимская песнь №7»; «Рождество Христово», сл. и муз. П.Синявского; презентация, сопровождающая ход урока.

 

 

Краткое описание: 
интегрированный урок по музыке и курсу "Основы православной культуры".

Ход урока:

Учитель: Здравствуйте, ребята! На сегодняшнем уроке, ребята, мы поговорим о духовной музыке, о музыке в православном храме. Какую музыку мы называем духовной? Слышали ли вы музыку в храме? Какое впечатление произвело на вас церковное пение? (ответы детей). Действительно, приходя в храм, слушая церковное пение, человек испытывает умиротворение, успокоение, становится лучше.

Музыку для православных богослужений писали разные композиторы: это и П.И.Чайковский, и С.В.Рахманинов, П.Г.Чесноков, А.А.Архангельский (слайд №1).

            Произведение, с которым мы познакомимся на сегодняшнем уроке, называется «Херувимская песнь №7» Дмитрия Степановича Бортнянского (слайд №2: показ портрета).

            Д.С.Бортнянский (1751-1825) – русский композитор, живший на рубеже 18-19 столетий. Родился в г.Глухове Черниговской губернии. Был первым директором придворной певческой капеллы. Он увеличил число хористов в капелле и постепенно достиг того, что капелла стала исполнять только церковные песнопения, а для театральных представлений был создан свой хор. В обязанности Д.С.Бортнянского входило не только заведование капеллой и дирижирование ею, но и сочинение церковных песнопений (слайд №3).

            Херувимская песнь исполняется на главном богослужении дня – литургии. Литургия в переводе с греческого означает «общее дело» (слайд №4). «Херувим – означает «созерцающий» (Он созерцает мудрость Божью)... Херувимы… изображаются обычно со множеством глаз»[1]. Это один из девяти ангельских чинов (слайд №5). Послушайте текст «Херувимской песни»:  «Иже Херувимы тайно образующе, и животворящей Троице трисвятую песнь припевающе, всякое ныне житейское отложим попечение. - Яко да Царя всех подымем, Ангельскими невидимо дориносима чинми. Аллилуиа (трижды)». В переводе это означает следующее: «Мы, таинственно изображая херувимов и воспевая трисвятую песнь Троице, дающей жизнь, оставим теперь заботу о всем житейском, чтобы нам прославить Царя всех, Которого невидимо носят и прославляют ангельские силы» (слайд №6).

            Прослушайте внимательно «Херувимскую песнь №7»  Д.С.Бортнянского и скажите, какое впечатление произвела на вас музыка (слайд №7).

 

Слушание «Херувимской песни №7» Д.С.Бортнянского.

Ответы детей (музыка очень красивая, возвышенная, светлая, умиротворенная; слушая эту музыку, человек становится лучше, добрее, сострадательнее, задумывается о вечности, о душе, о Боге…)

 

Кто исполнял это произведение? (мужской хор).

Какие средства музыкальной выразительности использует Д.С.Бортнянский при написании «Херувимской песни»? Почему? (ответы детей). Слайд №8.

 

            Слушая это произведение, вы, конечно же, обратили внимание на то, что хор пел без музыкального сопровождения. Дело в том, что в русской православной церкви все песнопения исполняются a cappella, то есть без музыкального сопровождения.

            Музыка в храме производит на человека глубокое впечатление.  Послушайте, какое стихотворение написал об этом Иван Бунин (слайд №9):

Любил я в детстве

Любил я в детстве сумрак в храме,
Любил вечернею порой
Его, сияющим огнями,
Перед молящейся толпой.

Любил я всенощное бденье,
Когда в напевах и словах
Звучит покорное смиренье
И покаяние в грехах.

Безмолвно, где-нибудь в притворе,
Я становился за толпой,
Я приносил туда с собой
В душе и радости, и горе.

И в час, когда хор тихо пел
О «Свете Тихом», – в умиленьи
Я забывал свои волненья
И сердцем радостно светлел...

 

             И, конечно же, приходя в храм, человек приходит к Богу (слайд №10). На прошлом уроке мы начали разучивать песню «Рождество Христово» П.Синявского. О чем эта песня? Что это за праздник – Рождество? (ответы учащихся).

 

Исполнение 1-го и 2-го куплетов.

 

Разучивание 3-го куплета:

Работа над:

-дикцией,

-ансамблем,

-выразительностью исполнения.

 

 

        Исполнение песни П.Синявского «Рождество Христово» целиком.

 

        Итог: подводя итог сегодняшнему уроку, я хочу задать вам вопрос: «Что нового на сегодняшнем уроке вы узнали? С какими произведениями познакомились?

 

        Д/з: дома ответьте, пожалуйста, письменно на вопрос: «Какое впечатление произвела на меня прослушанная на уроке музыка?»

       

 



[1]Опрышко Н.А., «Православные святые. Почитание и прославление», Москва, ОЛМА-ПРЕСС, 2002г, стр.96


»  Tags for document:

Смотреть видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн