Normal 0 false false false MicrosoftInternetExplorer4 /* Style Definitions */ table.MsoNormalTable {mso-style-name:"Обычная таблица"; mso-tstyle-rowband-size:0; mso-tstyle-colband-size:0; mso-style-noshow:yes; mso-style-parent:""; mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt; mso-para-margin:0cm; mso-para-margin-bottom:.0001pt; mso-pagination:widow-orphan; font-size:10.0pt; font-family:"Times New Roman"; mso-ansi-language:#0400; mso-fareast-language:#0400; mso-bidi-language:#0400;}
Способы развития творческих способностей учащихся на уроках английского языка и во внеурочное время.
(Материалы доклада городского семинара учителей ИЯ на базе МОУ «СОШ № 14» им. А.М.Мамонова.)
Современные требования к обучению иностранному языку предполагают такую организацию учебной деятельности, целью которой является формирование и развитие у учащихся иноязычной коммуникативной культуры. Творческая деятельность на уроке английского языка как нельзя лучше способствует достижению желаемого результата, устраняя один из главных недостатков учительского труда – скуку на уроке, и положительно влияя на развитие речевых умений школьника. Однако творческая активность детей на уроках, как показывает практический опыт, явление не само собой разумеющееся, поэтому творческие и изобретательные способности учащихся необходимо постоянно активизировать и развивать. Это не только многократно увеличивает эффективность самого урока, но и создаёт условия для раскрытия личности учеников. Понятие «творчество» определяется по разному, но наиболее часто как создание новых по замыслу культурных или материальных ценностей. («Толковый словарь русского языка» С.И.Ожегова) То есть творчество в целом или единичный акт творения является созданием вещи, не существовавшей до этого в природе. Эта вещь – материальная или духовная ценность – будет являться в своём роде уникальной, хотя и похожей на другие, подобные ей. Логичной является неотрывная связь творчества и способностей. «Способности» определяются как индивидуально-психологические особенности человека, которые выражают его готовность к овладению определенными видами деятельности и к их успешному осуществлению. Говоря об индивидуально-психологических особенностях, выделяют только такие способности, которые, во-первых, имеют психологическую природу, во-вторых, индивидуально варьируются. Подчеркивая связь способностей с успешным осуществлением деятельности, мы ограничиваем круг индивидуально-варьирующихся особенностей только теми, которые обеспечивают эффективный результат деятельности. Таким образом, в способности не попадают свойства темперамента или характера, хотя они являются и психологическими и индивидуально- варьирующимися. Наконец, слово готовность (к освоению и осуществлению деятельности) еще раз ограничивает круг обсуждаемых индивидуально-психологических свойств, оставляя за его пределами навыки, умения, знания. Так, человек может быть хорошо технически подготовлен и образован, но мало способен к какой-либо деятельности. Известны, например, феноменальные «счетчики» — люди, которые с чрезвычайной быстротой производят в уме сложные вычисления, но при этом обладают весьма средними математическими способностями. Один из самых сложных и волнующих вопросов — вопрос о происхождении способностей: врожденны ли способности или они формируются прижизненно? Существуют доказательства как в пользу наследственных предпосылок, так и в пользу огромной весомости факторов среды, способствующих формированию и развитию способностей. Перед психологией и педагогикой очень остро стоит проблема выявления механизмов формирования и развития способностей. Тонкие механизмы такого процесса еще неизвестны. Однако некоторые сведения могут быть привлечены к обсуждению этого вопроса. Это прежде всего данные о сензитивных периодах формирования функций. Каждый ребенок в своем развитии проходит периоды повышенной чувствительности к тем или иным воздействиям, к освоению того или иного вида деятельности. Известно, например, что у ребенка 2—3 лет интенсивно развивается устная речь, в 5—7 лет он наиболее готов к овладению чтением, в среднем и старшем дошкольном возрасте дети увлеченно играют в ролевые игры и обнаруживают чрезвычайную способность к перевоплощению и вживанию в роли. Важно отметить, что эти периоды особой готовности к овладению специальными видами деятельности рано или поздно кончаются, и если какая-то функция не получила своего развития в благоприятный период, то впоследствии ее развитие оказывается чрезвычайно затруднено, а то и вовсе невозможно. Например, в подростковом возрасте уже очень трудно научиться прямохождению и речи. Применяя все сказанное к специальным способностям, можно предположить, что и их функциональные структуры имеют свои сензитивные периоды или отдельные моменты, в которые они получают (или не получают) своего рода толчки к развитию. Мы, таким образом, подошли к еще одному вопросу, который непосредственно связан с развитием способностей — к особенностям мотивации. Повышенная мотивация - неотъемлемый компонент способностей. Она обеспечивает интенсивную и в те же время «естественно» организующуюся деятельность, необходимую для развития способностей, но неправильное обращение с мотивацией, например, излишнее принуждение, может погасить спонтанную активность ребёнка и помешать развитию способностей. Значит можно сказать, что способности в даже самом бы, казалось, бесталанном человеке можно развить, если при этом он будет иметь высокий уровень мотивации, правильное обучение и, главное, готовность к этому обучению. Именно здесь включается в процесс фактор наследственности – если зерно падает на благодатную почву, оно выживет с большей вероятностью, чем упавшее в бесплодной пустыне. Рассмотрим подробнее умственные творческие способности, к развитию которых у учащихся мы должны постоянно стремиться. К умственным творческим способностям относятся: 1) Зоркость в поисках. В потоке внешних раздражителей обычно воспринимают лишь то, что укладывается в «сетку" уже имеющихся знаний и представлений; остальную информацию бессознательно отбрасывают. На восприятие влияют привычные структурные "клише", установки, оценки и чувства, а также комфорность по общепринятым взглядам и мнениям. Способность увидеть то, что не укладывается в рамки ранее усвоенного - это нечто большее, чем просто наблюдательность. Эта "зоркость" связана не с остротой зрения или особенностями сетчатки, а является качеством мышления, потому что человек видит не только с помощью глаза, но главным образом с помощью мозга. 2) Способность к свёртыванию мыслительных операций. В процессе мышления нужен последовательный переход от одного звена в цепи рассуждений к другому. Порой из-за этого не удаётся мысленным взором охватить всю картину в целом, все рассуждения от первого до последнего шага. Однако человек обладает способностью к свёртыванию длинной цепи рассуждений и замене их одной обобщающей операцией. Этот процесс - лишь частный случай проявления способности к замене нескольких понятий одним, относящимся к более высокому уровню абстрагирования, способности к использованию всё более ёмких в информационном отношении символов. Очень большое значение в связи с этим имеет способ изложения материала - его форма организации и кодирование. 3) Способ кодирования информации нервной системой. Мозг облекает любую мысль в ту или иную конкретную кодовую форму, причём разные люди обладают неодинаковой способностью пользоваться зрительно-пространственным кодом, словесным, акустически-образным, буквенным, цифровым и так далее. Задача развития творческих способностей не только в том, чтобы увеличить число кодов, привычных для одного человека, а в том, чтобы помочь ему понять, какие символы, какой код информации для него наиболее доступен и приемлем. Тогда мышление будет максимально продуктивно и доставит ему максимальное удовлетворение. 4) Способность к переносу. Весьма существенная способность примерить навык, приобретённый при решении одной задачи, к решению другой. Поиски аналогий - это и есть выработка обобщающей стратегии, необходимое условие переноса навыка или идеи. 5) Боковое мышление. Широко распределённое внимание повышает шансы на решение проблемы. По аналогии с боковым зрением врач де Боно назвал боковым мышлением эту способность увидеть путь к решению, используя "постороннюю" информацию. 6) Цельность восприятия. Этим термином обозначается способность воспринимать действительность целиком, не дробя её. 7) Сближение понятий. Одно из слагаемых творческой одарённости - лёгкость ассоциирования и отдалённость ассоциируемых понятий, "смысловое" расстояние между ними. Эта способность проявляется, например, в "синтезе" острот. 8) Гибкость мышления. Гибкость мышления обозначает способность быстро и легко переходить от одного класса явлений к другому, далёкому от первого по содержанию. 9) Гибкость интеллекта. Существует также гибкость как способность вовремя отказаться от скомпрометированной гипотезы. Нужно подчеркнуть здесь слово "вовремя". Если слишком долго упорствовать, исходя из заманчивой, но ложной идеи, будет упущено время. А слишком ранний отказ от гипотезы может привести к тому, что будет упущена возможность решения. 10) Способность к "сцеплению". Этим словом обозначается способность индивида объединять воспринимаемые раздражители, а так же быстро увязывать новые сведения с прежним личностным опытом, без чего воспринимаемая информация не превратится в знание, не становится частью интеллекта. 11) Лёгкость генерирования идей. Ещё одна составляющая творческой одарённости - лёгкость генерирования идей. Причём не обязательно, чтобы каждая идея была правильной. Чем больше идей, тем больше вероятность, что среди них попадутся хорошие идеи. Причём лучшие идеи приходят в голову не сразу. 12) Беглость речи Лёгкость формулирования необходима, чтобы облечь новую идею в слова. Её иногда можно выразить и другим методом - аналитически (формулой), графиком и так далее, но словесно-речевой код - самый универсальный. 13) Способность к доведению до конца. Здесь имеется в виду не просто настойчивость, собранность и волевой настрой на завершение начатого, а именно способность к доработке деталей, к "доведению до ума", к совершенствованию первоначального замысла. Таким образом, перечисленные умственные творческие способности, по сути, не отличаются от обычных мыслительных способностей. Элементарные способности человеческого ума одинаковы у всех. Они только по-разному выражены (сильнее или слабее) и по-разному сочетаются между собой. Важность развития творческих способностей у учащихся бесспорна, особенно на уроках иностранного языка, и в первую очередь, у детей младшего школьного возраста. На начальном этапе учить язык берутся все и с большим энтузиазмом, но потом зачастую появляются усталость и скука, интерес к предмету падает, результаты обучения ухудшаются. Поэтому задача каждого педагога – развивая творческие способности детей, постоянно повышать их интерес к уроку. Очень многие характерные особенности творчества ребёнка младшего школьного возраста основываются на мотивации ребёнка, его интересе к процессу обучения, умении учителя так организовать процесс обучения, чтобы младший школьник находился в наиболее благоприятной среде для раскрытия его творческих способностей по английскому языку - поскольку процесс обучения английскому языку основывается как на положительной мотивации ребёнка, так и на развивающей функции самого процесса обучения, а развитие без творчества невозможно. Использование игр в процессе обучения и развития творческих способностей чрезвычайно велико, особенно для младших школьников. В возрасте 7-9 лет ведущим типом деятельности для них является – игровая деятельность. Игры должны занимать большую часть времени обучения детей - ведь любой элемент обучения, любой текст и тему можно подать в игровой форме, активизируя творчество, мыслительный процесс, энергию и интерес ребёнка к иностранному языку. Игра – особо организованное занятия, требующее напряжения эмоциональных и умственных сил. Игра всегда предполагает принятие решения – как поступить, что сказать, как выиграть? Желание решить эти вопросы обостряет мыслительную деятельность играющих. А если ребенок будет при этом говорить на иностранном языке? Не таятся ли здесь богатые обучающие возможности? Дети, однако, над этим не задумываются. Для них игра прежде всего – увлекательное занятие. Этим-то она и привлекает учителей, в том числе и учителей иностранного языка. В игре все равны. Она посильна даже слабым ученикам. Более того, слабый по языковой подготовке ученик может стать первым в игре: находчивость и сообразительность здесь оказываются порой более важными, чем знание предмета. Чувство равенства, атмосфера увлеченности и радости, ощущение посильности заданий – все это дает возможность ребятам преодолеть стеснительность, мешающую свободно употреблять в речи слова чужого языка, и благотворно сказывается на результатах обучения. Незаметно усваивается языковой материал, а вместе с этим возникает чувство удовлетворения –«оказывается, я уже могу говорить наравне со всеми». Детская игра – понятие широкое. Это и игра по ролям, когда ребенок воображает себя летчиком, а стулья – сверхзвуковым самолетом, и мы присутствуем на небольшом домашнем спектакле. Это и игра по заранее установленным правилам (в прятки, фанты и т.д.) где между играющими происходит в том или ином виде своеобразное соревнование. С точки зрения организации словесного материала игра не что иное, как речевое упражнение. Игру так же рассматривают как ситуативно-вариативное упражнение, где создается возможность для многократного повторения речевого образца в условиях, максимально приближенных к реальному речевому общению с присущими ему признаками – эмоциональностью, спонтанностью, целенаправленностью речевого воздействия. Начальный этап обучения иностранному языку позволяет заложить основы коммуникативной компетенции, необходимые и достаточные для их дальнейшего развития и совершенствования в курсе изучения этого предмета. Как известно, построение начального этапа может быть различным в отношении языкового материала, его объема, организации; последовательности в формировании и развитии устной и письменной речи; учета условий, в которых осуществляется учебно-воспитательный процесс; раскрытия потенциальных возможностей самого предмета в решении воспитательных, образовательных и развивающих задач, стоящих перед школой. Однако неотъемлемой частью этого этапа является активное использование игровой формы обучения. Языковые игры можно разделить на два вида. Первый cоставляют «Подготовительные» - грамматические, лексические, фонетические и орфографические игры, способствующие формированию речевых навыков. Второй - «Творческие игры». Цель этих игр – способствовать дальнейшему развитию речевых навыков и умений, они тренируют учащихся в умении творчески использовать речевые навыки. Помимо привычных «подготовительных игр», в современной методике преподавания иностранных языков используются и так называемые графические упражнения, которые могут быть и грамматического, и орфографического, и лексического и т. д. характера. Они помогают разнообразить урок, сделать его наиболее продуктивным. Меняя направление деятельности школьников, проще сконцентрировать их внимание на предмете изучения: будь-то лексические единицы или грамматическая конструкция. Большинство современных УМК наряду с традиционными заданиями включают разного рода кроссворды, чайнворды, головоломки и т.п., которые помимо обучающей задачи выполняют и другие цели: способствуют снятию напряжения на уроке, помогают заинтересовать детей той или иной формой работы с языковыми трудностями.
Один из графических приемов, который помогает проверить домашнее задание или обобщить знания, полученные на определенном этапе урока, это, так называемый “программированный опрос”. Заранее подготовленные вопросы должны предполагать ответ – true or false. Количество вопросов может быть различным. Отвечая на вопросы, школьники соединяют точки прямой или ломаной линией <Рисунок 1>. Задание воспринимается на слух и по существу является проверкой навыков аудирования. Такие задания незаменимы при проверке понимания прочитанного текста, но могут быть использованы и в другом качестве. Для проверки выполненных работ используется “ключ”, повторяющий рисунок учащихся, только в обратном направлении. Прикладывая “ключ” к работе школьника, ее легко проверить не только учителю, но и ученику в качестве взаимопроверки работ.
К графическим приемам можно отнести игру в “морской бой”. Как известно, в нее играют вдвоем. Если ответы к заданиям зашифровать как “однопалубные корабли”, то ученики могут играть в эту игру, проверяя друг у друга задания на уроке. Заинтересовать детей такой игрой несложно, тем более, что она им хорошо знакома. Для игры “морской бой” лучше всего подходят задания Match the phrases from two columns. Предположим, что один из двух учащихся получает задание, а другой – рисунок расположения однопалубных кораблей. Первый может победить (или получить Чтобы работа на уроке была успешной, учителю необходимо подготовить два варианта задания: для каждого из учащихся, участвующих в игре.
Процесс познания окружающего мира невозможен без воспроизведения его изобразительными средствами. Рисунок делает более понятной и геометрическую теорему и химическую формулу. Без иллюстраций невозможно представить себе школьный учебник или книгу для чтения.
Задания, связанные с изобразительными средствами, развивают логическое и творческое мышление детей, дают возможность отвлечься от привычных форм работы на уроке. Они могут быть использованы на уроках английского языка в качестве одной из форм контроля грамматических навыков или как средство активизации учебной деятельности. Однако, создание абстрактных изображений, понятных детям – непростая задача. Поэтому на координатной плоскости, предлагаемой учащимся для расстановки ключевых точек, можно дать то или иное количество заданных учителем ориентиров, чтобы рисунок получился более узнаваемым и забавным. Ниже приводится пример задания типа “Fill in the gaps”. Дети должны выбрать один из четырех ответов, заполнить пропуски и определить для себя ключевые точки, которые и станут “каркасом” рисунка, изображающего голову кота <Рисунок 3>.
Задания, ответы к которым представляют собой рисунок, особенно интересны детям младшего школьного возраста. Они могут раскрасить получившуюся картинку. Школьники постарше способны создавать такие задания сами. Такая работа поможет не только освоить школьную программу, но и проявить способность к творчеству на уроках английского языка. РОЛЕВАЯ ИГРА Как известно, большое значение в организации учебного процесса играет мотивация учения. Она способствует активизации мышления, вызывает интерес к тому или иному виду занятий, к выполнению того или иного упражнения. Наиболее сильным мотивирующим фактором являются приемы обучения, удовлетворяющие потребность школьников в новизне изучаемого материала и разнообразии выполняемых упражнений. Использование разнообразных приемов обучения способствует закреплению языковых явлений в памяти, созданию более стойких зрительных и слуховых образов, поддержанию интереса и активности учащихся. Ролевая игра относится к группе активных способов обучения практическому владению иностранным языком и развитию творческих способностей её участников. Она представляет собой условное воспроизведение участниками реальной практической деятельности людей, создает условия реального общения. Эффективность обучения здесь обусловлена в первую очередь взрывом мотивации, повышением интереса к предмету. Ролевая игра мотивирует речевую деятельность, так как обучаемые оказываются в ситуации, когда актуализируется потребность что-либо сказать, спросить, выяснить, доказать, чем-то поделиться с собеседником. Школьники наглядно убеждаются в том, что язык можно использовать как средство общения. Практически всё учебное время в ролевой игре отведено на речевую практику, при этом не только говорящий, но и слушающий максимально активен, так как он должен понять и запомнить реплику партнера, соотнести ее с ситуацией, определить, насколько она релевантна ситуации и задаче общения, и правильно отреагировать на реплику. Игры положительно влияют на формирование познавательных интересов школьников, способствуют осознанному освоению иностранного языка. Они содействуют развитию таких качеств, как самостоятельность, инициативность; воспитанию чувства коллективизма. Учащиеся активно, увлеченно работают, помогают друг другу, внимательно слушают своих товарищей; учитель лишь управляет учебной деятельностью.
При подготовке к ролевой игре учителем всегда учитываются следующие ее признаки:
1. Ситуация должна быть наиболее приближенной к жизни.
2. Роли, выбираемые учащимися должны в наибольшей степени подходить/ соответствовать данной ситуации.
3. Участники ролевой игры должны учитывать наличие различных ролевых целей (если кассир продает билет и дает определенную информацию покупателю, то покупатель не только покупает билет, но и запрашивает необходимую информацию, а также отсчитывает деньги, справляется о багаже и т.д.)
4. Участники ролевой игры не должны действовать индивидуально, а только коллективно, реплики одного должны вызывать ответную реакцию другого, а за реакцией следует действие партнера.
5. Наличие общей цели у всего коллектива.
6. Участники игры приходят к собственному решению, подсказанному ситуацией и наклонностями самого учащегося; куда поехать отдыхать, какую книгу прочитать и т.д.
7. Наличие систему группового и индивидуального оценивания деятельности участников игры. Каждый участник игры в зависимости от выполнения заданной ролью задачи оценивается либо экспертом из числа самих участников, либо преподавателем.
8. Наличие управляемого эмоционального напряжения. Создания доброжелательной атмосферы. Создание благоприятной, доброжелательной атмосферы на занятии – очень важный фактор, значение которого трудно переоценить.
|