Вы не зарегистрированы

Авторизация



Обучающее изложение 5 класс

Размещено: Зульфия Махмутовна Миннебаева - чт, 25/11/2010 - 01:28
Данные об авторе
Автор(ы): 
Миннебаева Зульфия Махмутовна
Место работы, должность: 
МОУ "Средняя общеобразовательная школа №81 с углубленным изучением отдельных предметов" Кировского района г. Казани, учитель руского языка и литературы I квалификационной категории
Регион: 
Республика Татарстан
Характеристики ресурса
Уровни образования: 
основное общее образование
Класс(ы): 
5 класс
Предмет(ы): 
Русский язык
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Тип ресурса: 
конспект урока (занятия)
Краткое описание ресурса: 
Конспект урока обучающего изложения 5 класс(закрепление навыков ключевых и предметных компетенций учащихся в плане подготовки к ЕГЭ)

Normal 0 false false false MicrosoftInternetExplorer4 /* Style Definitions */ table.MsoNormalTable {mso-style-name:"Обычная таблица"; mso-tstyle-rowband-size:0; mso-tstyle-colband-size:0; mso-style-noshow:yes; mso-style-parent:""; mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt; mso-para-margin:0cm; mso-para-margin-bottom:.0001pt; mso-pagination:widow-orphan; font-size:10.0pt; font-family:"Times New Roman"; mso-ansi-language:#0400; mso-fareast-language:#0400; mso-bidi-language:#0400;}

ОБУЧАЮЩЕЕ    ИЗЛОЖЕНИЕ  (5 класс)

(закрепление навыков ключевых и предметных компетенций учащихся в плане подготовки к ЕГЭ)

 

Пояснительная записка

 

Развитие, совершенствование и обогащение речи учащихся – одна из серьезнейших и всегда актуальных задач преподавания русского языка и литературы в школе.

Изложение (устное и письменное) формирует умения в разных видах речевой деятельности. С одной стороны, умение воспринимать текст на слух (аудирование) или зрительно (чтение), с другой – умение пересказывать текст устно (говорение) или письменно. Анализ исходного текста, его темы, идеи, композиционных и языковых особенностей и последующее его воспроизведение формирует у учащихся умения связной речи. Это умение раскрывать тему и основную мысль высказывания, умение собирать и систематизировать материал к высказыванию по такому источнику, как текст; умение планировать и создавать высказывание с учетом его задачи, темы, основной мысли; умение строить монологические высказывания разных функционально-смысловых типов (описание, повествование, рассуждение) и др.

Предложенный конспект урока по развитию речи основан на интеграции уроков русского языка и литературы с использованием компьютерных технологий (обучающая программа с элементами контроля), так как сближение задач речевого и литературоведческого развития школьников является важным условием в постижении искусства слова.

Использование компьютерных программ на уроках русского языка и литературы (как один из приемов дифференцированного и индивидуального подхода) способствует индивидуализации учебного процесса в целом как средства повышения качества образования, позволяет сделать уроки более эффективными.

Выбор данного произведения («Майская ночь, или Утопленница» Н.В.Гоголя) обоснован следующими моментами:

1.     «Вечера на хуторе близ Диканьки» отвечают интересам возраста учащихся (5 класс).

2.     Произведение связано с тематикой уроков по литературе – изучением народного творчества.

3.     Такие эпизоды, как рассказ о панночке и ведьме, непосредственно перекликаются с историей мачехи и падчерицы, нашедшей отражение в народной сказке «Морозко» и в «Сказке о мертвой царевне и семи богатырях» А.С.Пушкина.

4.     Ранние повести Н.В.Гоголя представляют исключительную художественную ценность, отличаются глубоким лиризмом. Повествование развертывается в двух планах: реалистически-бытовом и фантастическом.

 

 

 

 

Тип урока:

Урок развития речи

 

Тема урока:

Обучающее изложение.

1.     по способу восприятия – изложение, в котором текст воспринимается на слух и зрительно

2.     по характеру воспроизведения – подробное изложение (содержание исходного текста воспроизводится полно, со всеми подробностями, сохраняется тип текста, его композиционные и языковые особенности)

 

Цели урока:

1.     образовательная:

 - формирование умения осмысливать коммуникативную (речевую) задачу автора теста

- закрепление умений и навыков написания изложения, грамотного письма

 - практическое усвоение учащимися системы речеведческих понятий (речь, ее задачи, функции)

- обобщение и закрепление сведений теоретического характера (текст как продукт речи, его признаки; тема, заголовок, план; типы текстов и стили речи)

 2. воспитательная:

- воспитание интереса к родному языку, литературе

3. развивающая:

 - развитие познавательной активности, мышления, внимания

 - способствование развитию связной речи и логического мышления

 

Формирование ключевых компетенций обучающихся:

1.     ценностно-смысловые компетенции – компетенции, связанные с ценностными ориентирами ученика, его способностью видеть и понимать окружающий мир

2.     общекультурные компетенции – познание и опыт деятельности в области национальной и общечеловеческой культуры; духовно-нравственные основы в жизни человека, культурологические основы семейных, социальных и общественных явлений и традиций

3.     учебно-познавательные компетенции – совокупность компетенций ученика в сфере самостоятельной  познавательной деятельности (креативные навыки)

4.     информационные компетенции – владение современными средствами информации и информационными технологиями

5.     коммуникативные компетенции – знание языка как способ взаимодействия с окружающими, владение различными социальными ролями

6.     компетенция личностного самосовершенствования – духовное и интеллектуальное саморазвитие, психологическая грамотность, культура мышления и поведения

 

 

Формирование предметных компетенций обучающихся на уроках русского языка и литературы:

1.     языковая компетенция – знание языка: способность учащихся употреблять слова, их формы, синтаксические конструкции в соответствии с нормами литературного языка, использование его синонимических структур в соответствии с нормами литературного языка, в конечном счете – владение богатством языка как условие успешной речевой деятельности (введение новых пластов лексики, пополнение фразеологического запаса, синонимические конструкции, обогащение грамматического строя речи учащихся)

2.     лингвистическая компетенция – более глубокое осмысление устной и письменной речи (ее законов, правил, структуры), познавательная культура личности школьника, развитие логического мышления, памяти, воображения учащихся

3.     коммуникативная (речевая) компетенция – знания о речи, ее функциях, развитие умений в области четырех основных видов речевой деятельности (говорения, слушания, чтения, письма), умение создавать и воспринимать тексты – продукты речевой деятельности, умение и навыки речевого общения, анализа текста

4.     культуроведческая компетенция – формирование русской языковой картины мира, средство приобщения к национальной культуре

5.     социокультурная компетенция – становление представлений об окружающем мире; специфический этнический, национальный образ мысли, образование русской языковой картины мира

 

Методы и приемы работы на уроке:

Беседа, анализ языкового материала, компьютерное тестирование, самостоятельная работа учащихся

 

Формирование следующих умений:

1.     умение осмысливать коммуникативную (речевую) задачу автора текста (общение, сообщение, воздействие)

2.     умение определять и раскрывать тему и основную мысль текста

3.     умение определять типы текста (описание, повествование, рассуждение)

4.     умение составлять простой план повествовательного текста (виды плана)

5.     умение пересказывать содержание повествовательного текста подробно и сжато

6.     умение избегать повторения одних и тех же слов, использовать лексические синонимы исходного текста

 

Оборудование:

Компьютерная программа (обучающая с элементами обучения)

 

План урока:

1.     Организация урока – 3 мин.

2.     Чтение текста изложения (комментарий) – 5 мин.

3.     Компьютерные задания (воспроизведение теоретических знаний) – 15 мин.

4.     Обобщение и систематизация материала в процессе тестирования (работа над изложением)– 15 мин.

5.     Задание на дом – 2 мин.

6.     Подведение итогов – 5 мин.

 

Ход урока

 

1 этап

Вступительное слово учителя о творчестве Н.В.Гоголя и его книге «Вечера на хуторе близ Диканьки».

2 этап

Чтение учителем текста (текст на интерактивной доске через мультимедийную установку). У каждого ученика перед собой есть напечатанный экземпляр. Учитель сам читает текст, чтобы дети прониклись настроением текста, представили картину разворачивающихся событий, приведших к трагическому исходу.

3 этап

Компьютерные задания (в форме тестирования) с попутным повторением пройденного (теоретического) материала по развитию речи. Компьютер в конце работы выдает информацию о правильности ответов и выставляет оценку.

4 этап

Написание изложения (в черновом варианте) с использованием рабочих материалов.

 

Конспект урока

Текст изложения

 

Давно жил в этом доме сотник. У сотника была дочка, ясная панночка. Сотникова жена давно умерла.

Привез он молодую жену в новый дом. Хороша была молодая жена, только так страшно взглянула на свою падчерицу, что та вскрикнула.

Настала ночь. Заперлась бедная панночка в своей светлице и стала плакать. Глядит: страшная черная кошка крадется к ней. Шерсть на ней горит, железные когти стучат по полу. В испуге вскочила девушка на лавку – кошка за нею. Перепрыгнула на лежанку – кошка и туда. И вдруг бросилась к панночке на шею и душит ее. С криком оторвала бедная девушка кошку от себя и бросила ее на пол. Схватила отцовскую саблю и бряк по полу – лапа с железными когтями отскочила, и кошка с визгом пропала в темном углу. Целый день не выходила из опочивальни молодая жена, потом вышла с перевязанной рукой. Угадала бедная панночка, что мачеха ее – ведьма.

По наущению ведьмы заставил сотник дочку выполнять всю грязную работу, а потом и совсем выгнал из дома и куска хлеба не дал на дорогу.

Тогда зарыдала панночка и с этого берега кинулась в воду, и с той поры не стало ее на свете.

(по Н.В.Гоголю «Майская ночь, или Утопленница»

из кн. «Вечера на хуторе близ Диканьки»)

 

Компьютерные задания (тесты):

1.     Можно ли этот рассказ назвать текстом (связаны ли предложения по смыслу и грамматически)?

1.     да

2.     нет

 

2.     К какому стилю речи относится этот текст?

1.     научный стиль (краткая точная информация; термины)

2.     художественный стиль (стиль художественных произведений; слова с переносным значением)

3.     разговорный стиль (бытовая речь; просторечные слова)

4.     художественный стиль с элементами разговорной речи

 

3.     К какому типу речи относится этот текст?

1.     описание (признаки, качества, свойства предмета)

2.     повествование (последовательные действия)

3.     рассуждение (причины событий, их связи)

 

4.     Какой заголовок наиболее полно отражает тему текста? Запишите название в рабочие материалы:

1.     «Мачеха-ведьма»

2.     «Бедная падчерица»

3.     «Бедная панночка»

 

5.     На сколько частей можно разделить текст?

1.     три части

2.     четыре части

3.     пять частей

 

6.     Можно ли для краткости пересказа исключить какую-нибудь из этих частей, чтобы это не повредило раскрытию темы и передаче основной мысли текста?

1.     да

2.     нет

 

7.     Попробуйте составить соответствующий план к тексту, обращая внимание на то, чтобы заголовки плана отражали основную мысль и стиль текста. Запишите его. Сравните с предлагаемыми видами плана. Выберите понравившийся план и запишите его.

 

8.     Определите вид плана:

1.     словесный план (предложения взяты не из текста, а составлены нами)

2.     цитатный план (использование цитат, т.е. отрывков из текста)

3.     картинный план (использование предложений в виде картин)

4.     мимический план (перемена в настроении действующих лиц)

 

а). Вид плана?

1. Ясная панночка.

2. Молодая жена.

3.Храбрая падчерица.

4. Мачеха-ведьма.

5. Смерть панночки.

 

б). Вид плана?

1. Сотник и его дочка.

2. Отец приводит молодую жену.

3. Страшная ночь.

4. Догадка бедной панночки.

5. Печальный исход.

 

в). Вид плана?

1. «У сотника была дочка, ясная панночка».

2. «Привез он молодую жену в новый дом».

3. «Настала ночь».

4. «Угадала бедная панночка, что мачеха ее – ведьма».

5. «Тогда зарыдала панночка и кинулась в воду».

 

г). Вид плана?

1. Спокойная жизнь дочери с отцом.

2. Страх панночки перед новой женой отца.

3. Ужас, испытанный падчерицей ночью.

4. Безвыходное положение панночки.

5. Трагический конец.

 

На интерактивной доске лексическое значение слов и синонимы:

1.     сотник – казачий офицерский чин в царской армии

2.     панночка – то же, что и панна, дочь помещика или барина

3.     падчерица – неродная дочь

4.     светлица – в старину светлая передняя комната в доме

5.     лежанка – длинный выступ у печки для лежания

6.     опочивальня – то же, что и спальня

7.     по наущению – по желанию

8.     бряк по полу – ударила, стукнула по полу

9.     зарыдала – громко и судорожно заплакала, слезы полились в три ручья

 

На интерактивной доске  (и на листочке перед каждым учащимся) орфограммы (попутное повторение):

1.     буквы и, у, а после шипящих

2.     безударные проверяемые гласные в корне слова

3.     проверяемые согласные в корне слова

4.     раздельное написание предлогов

5.     гласные и согласные в приставках

6.     употребление ь на конце существительных после шипящих

7.     не с глаголами

8.     тся и ться в глаголах

9.     безударные гласные в окончаниях имен прилагательных

10. употребление ь для обозначения мягкости согласных

11. буквы ё-о после шипящих в корне слова

12. буквы е-и в корнях с чередованием

 

Напишите изложение.

 

 

 

 

 

 

 


»  Тэги к этому документу:

Поиск

Loading

Оценка материала

...
Глобальная школьная лаборатория