Вы не зарегистрированы

Авторизация



Еще раз об учителе для одаренных детей

Какие личностные и профессиональные качества необходимы

учителю для работы с одаренными детьми?


        Одними исследователями (в частности, Лосевой Э.Л.) отмечаются такие качества, как: любовь к детям и педагогической деятельности, широкая эрудиция, педагогическая интуиция, высокоразвитый интеллект, высокий общий уровень культуры и нравственности, профессиональное владение разнообразными методами обучения и воспитания, стремление к совершенствованию самого себя. Этот перечень профессиональных и личностных качеств, по нашему мнению, можно отнести, к общей характеристике любого учителя.           

            Ушатикова  И.И. отмечает, что учителям для работы с одаренными   школьниками  в современных условиях необходимы: гуманистическая направленность личности, активная профессионально-личностная позиция учителя, лидерство, высокий уровень социальной и познавательной активности, профессиональной мотивации, эмпатии, рефлексии; внутренний локус контроля;  адекватная самооценка;  потребность в  самосовершенствовании;  здоровые амбиции; стремление вывести своих учеников в число лучших. Этот  список  выглядит более убедительным,  он разработан автором для будущих учителей, для сегодняшних студентов педагогических вузов, только собирающихся стать профессионалами, начинающих свою педагогическую деятельность.

             Третий перечень специфических  качеств учителя, необходимых  для  работы с одаренными людьми, предложен  в работах Н.С. Лейтеса, Ю.З. Гильбух и др. Учитель должен :

-     уметь разбираться в особенностях психологии одаренных ;

-                   быть доброжелательным  и чутким, обладать способностью к эмпатии;

-                   иметь высокий уровень интеллектуального развития и творческих способностей:

-                   иметь широкий круг интересов и умений;

-                   иметь активный и живой характер;

-                   обладать чувством юмора;

-                   проявлять гибкость, быть готовым к пересмотру своих  взглядов и постоянному самосовершенствованию;

-                   иметь позитивную "Я-концепцию", быть  оптимистичным и уверенным в себе;

-                   обладать хорошими организаторскими способностями ;

-                   быть эмоционально устойчивым;

-                   проявлять способность к индивидуализации обучения;

-       быть профессионально подготовленным к работе с одаренными детьми теоретически и практически, то есть  уметь:  строить обучение в соответствии с результатами диагностического обследования ребенка;   модифицировать учебные программы с учетом особенностей учащихся;   стимулировать познавательные способности  учащихся;  работать по специальному учебному плану;   консультировать учащихся и их родителей.

                     "В формировании профессиональной и творческой активности педагога выделяются две стороны: воспитание профессионализма и развитие его личности, - пишет психолог Л.В. Фомина.- Если о профессиональной подготовке думает как педагог, так и государственные институты, то о развитии личности мыслей немного у всех. А ведь профессионализм всегда опосредован индивидуальными качествами, которые и позволяют наиболее полно реализовать творческий потенциал человека." И далее автор пишет о том, что у педагога должно быть такое качество как гибкость в поведении, мышлении, эмоциональном реагировании. Он должен уметь легко отказываться от  не соответствующих ситуации или задаче средств деятельности, приемов мышления, способов поведения и уметь вырабатывать или принимать новые, оригинальные подходы к разрешению различных ситуаций при неизменных целях и идейно-нравственных основаниях.
              Педагог, направленный на работу с одаренными и желающий  заниматься развитием творческого потенциала детей, отличается ярко выраженным стремлением к саморазвитию и самоактивизации, верой в собственные силы, самоуважением. Он смел и энергичен, склонен к экспериментированию, у него творческий стиль деятельности. Педагоги, работающие с одаренными детьми, имеют внутреннюю особую мотивацию к этому труду. Они эффективны в общении с детьми и влияние осуществляется не через поучение (делай так и не делай этого), а через трансляцию своих целей на жизненные цели и ценности своих маленьких коллег по творчеству.
            Однако, как отмечают большинство авторов (в том числе Л.И.Савенков) стремление самого учителя к творчеству не должно доминировать там, где ученику нужна конкретная помощь или определенные организационные действия учителя.  Учитель должен обладать многими характерными чертами одаренного ученика и специфическими способностями, без которых его работа с одаренными детьми не может быть успешной. Эти способности представляют собой синтез общих педагогических способностей со специальными, относящимися только к работе с умственно одаренными детьми.

             Мы знаем, что  есть прекрасные, грамотные учителя, дающие высокий процент учащихся, обучающихся на «хорошо» и «отлично», но не имеющие учеников-победителей олимпиад или проявляющих высокие способности и оригинальность мышления в предметной деятельности.  Такой учитель обладает той составляющей педагогического мастерства, которая позволяет ему успешно передавать ученику необходимый, даже расширенный объем предметных знаний, обучать его предметным действиям и применению полученных знаний в типовой ситуации. Но в его деятельности и собственном мышлении ремесленное превалирует над творческим. Поэтому он не может ни «заразить» ученика потребностью и интересом к творческой деятельности, ни помочь ему развить нестандартное мышление, ни сопровождать развитие одаренного ребенка.  Более того, такой учитель чаще всего не поощряет нестандартные ответы, воспринимает их как ошибку, если они серьезны, или как проявления шутовства. Он может обладать широкой предметной эрудицией, психолого-педагогическими знаниями, отработанной педагогической техникой работы со «средним» учеником в условиях фронтальной работы с классом или индивидуальной работы как репетитор, но не уметь, по мнению В. Савенкова,  работать с одаренным учеником.

            Личность учителя, таким образом, является важнейшим фактором в процессе развития одаренных детей. С одаренными детьми учителю надо уметь не спуститься, а подняться к уровню питомца. Учитель одаренных детей должен быть профессионально компетентен, иметь определенные знания и умения по психологии и педагогике детской одаренности, занимать определенную профессионально-личностную позицию,  обладать особыми личностными качествами.


»  Размещено в сообществах:   
СоцОбраз