Календарно-тематическое планирование уроков литературы в 7 классе
Пояснительная записка
Календарно – тематическое планирование по литературе составлено в соответствии с программой по литературе для 5-11 классов под редакцией В.Я. Коровиной. (Авторы: (базовый уровень) В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин и др. Допущено МО и науки РФ, 9-е издание Москва, «П», 2007 г), которая полностью соответствует федеральному компоненту Государственного образовательного стандарта 1998 г и Федеральному базисному учебному плану 1998 г.
КТП рассчитано на 68 часов, что соответствует учебному плану и расписанию школы.
Преподавание предполагает использование УМК, в который входят вышеуказанная программа; учебник «Литература 7 класс. Учебник – хрестоматия для общеобразовательных учреждений. В двух частях. Автор–составитель В.Я. Коровина. Рекомендовано Министерством образования РФ. Москва «Просвещение» 2007 г; а также следующие методические пособия:
- В.Я. Коровина. Литература 7 класс. Методические советы. М. «П», 2004 г
- О.А. Еремина «Поурочное планирование по литературе. 7 класс. «Экзамен», Москва, 2003 г.
- Б.И. Турьянская, Е.В. Комиссарова. Литература в 7 классе. Урок за уроком. «Русское слово», М., 2004 г.
Требования к уровню подготовки учащихся 7 класса соответствуют требованиям данной программы, (см. «Программа. Раздел «Требования к уровню подготовки учащихся 7 классов» с. 55-56.)
Iчетверть
№ п/п
дата
содержание
корректировка уроков
1
2
3
4
1
Введение. Изображение человека как важнейшая идейно – нравственная проблема литературы.
2
Предание как поэтическая автобиография народа. Истинные события в преданиях.
3
Понятие о былине. «Вольга и Микула Селянинович.» Прославление мирного труда.
4
Внеклассное чтение. «Илья Муромец и Соловей–разбойник». Черты характера Ильи Муромца (или былина «Садко»).
5
Пословицы и поговорки.
6
Древнерусская литература. «Поучение» Владимира Мономаха. Нравственные заветы Древней Руси.
7
«Повесть о Петре и Февронии Муромских». Прославление любви и верности.
8
Р.Р. Подготовка к письменной работе «Народная мудрость в произведениях УНТ».
9
М.В. Ломоносов «К статуе Петра Великого», «Ода на день восшествия на престол…» Мысли автора о Родине, русской науке.
10
Г.Р. Державин «Река времен в своем стремленье», «На птичку», «Признание». Философские размышления о смысле жизни и свободе творчества.
11
А.С. Пушкин «Полтава». Мастерство в изображении Полтавской битвы.
12
«Медный всадник» (отрывок). Выражение чувства любви к Родине.
13
«Песнь о вещем Олеге» и её летописный источник. Смысл сопоставления Олега и волхов.
14
Р.Р. «Борис Годунов». Сцена в Чудовом монастыре. Образ летописца Пимена. Подготовка к домашнему сочинению «История России в произведениях А.С. Пушкина»
15
«Станционный смотритель». Изображение «маленького человека», его положения в обществе.
16
Дуня и Минский. Анализ эпизода «Самсон Вырин у Минского.
17
М.Ю. Лермонтов «Песня про купца Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». Картины быта ХUIвека и их роль в понимании характеров и идеи поэмы.
18
Нравственный поединок Калашникова с Кирибеевичем и Иваном Грозным.
19
М.Ю. Лермонтов «Когда волнуется желтеющая нива». Проблема гармонии человека и природы.
20
Контрольная работа по творчеству А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова (ответы на вопросы, тестирование).
IIчетверть
1
2
3
4
21
Н.В. Гоголь «Тарас Бульба». Историческая и фольклорная основа повести.
22
Смысл противопоставления Остапа и Андрия.
23
Подготовка к сочинению по повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба».
24
И.С. Тургенев «Цикл рассказов «Записки охотника» и их гуманистический пафос.
25
Стихотворение в прозе. «Русский язык», «Два богача». Особенности жанра.
26
Н.А. Некрасов «Русские женщины» Величие духа русской женщины.
27
«Размышления у парадного подъезда». Боль поэта за судьбу народа.
28
А.К. Толстой. Исторические баллады «Василий Шибанов» и «Михайло Репнин»
29
М.Е. Салтыков-Щедрин «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»
30
Р.Р. «Дикий помещик». Смысл названия сказки. Подготовка к домашнему сочинению «Средства создания комического в сказках М.Е. Салтыкова-Щедрина».
31
Литературный ринг «Проблемы и герои произведений Н.В. Гоголя, И.С. Тургенева, Н.А. Некрасова, М.Е. Салтыкова-Щедрина.
IIIчетверть
32
Л.Н. Толстой «Детство». Автобиографический характер повести.
33
Главный герой повести. Его чувства, поступки и духовный мир.
34
И.А. Бунин «Цифры». Сложность взаимопонимания детей и взрослых.