Официальный сайт audiophilesoft 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



"Что есть красота?" (урок по рассказу А.И. Солженицына "Матренин двор" в 11 классе)

Данные об авторе
Автор(ы): 
Иринархова Галина Ивановна
Место работы, должность: 
МОУ "Средняя общеобразователтная школа №74" Г. Астрахань
Регион: 
Астраханская область
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
среднее (полное) общее образование
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Класс(ы): 
11 класс
Предмет(ы): 
Литература
Цель урока: 
Познакомить учащихся с содержанием рассказа, выявить его проблематику, художественное своеобразие. Формировать на основе анализа рассказа понятие о красоте человека как нравсвенности и духовности.Углубить понятие о праведничестве. Развивать умение учащихся работать в группах, давать характеристику образу, отстаивать свою точку зрения.
Тип урока: 
Комбинированный урок
Учеников в классе: 
25
Используемые учебники и учебные пособия: 


Ход урока
Вопросы на восприятие рассказа:
1 Что вам понравилось или не понравилось в рассказе7
2 Есть ли в произведении такие моменты, которые вас потрясли?
  Можно провести игру «Литературный футбол». Класс делится на 2 команды по 1,5 ряда. Дается задание на 2-3 минуты составить вопросы по содержанию рассказа. Мячиком в игре служит вопрос, который задает ученик первой команды. Отвечает тот член другой команды, кто первый поднял руку. Если ответ правильный, то вторая команда задет вопрос. Игра проходит в быстром темпе в течение 5-7 минут.
  Учитель: «В малой форме можно очень много поместить, и это для художника большое наслаждение – работать над малой формой. Потому что в маленькой форме можно оттачивать грани с большим наслаждением для себя»,- писал А.И.Солженицын. Рассказ «Матренин двор», основанный на биографических фактах, выходит за рамки обычных воспоминаний и приобретает глубокое нравственное и философское значение. Критики называют рассказ «блистательным», «подлинно гениальным произведением». Попробуем и мы с вами проникнуть в ткань художественного произведения, в мастерскую художника слова, разобраться в проблематике рассказа.
  История публикации рассказа.
«Матренин двор» был написан в 1959 году, опубликован в журнале «Новый мир». При этом А.Т.Твардовским, редактором журнала, год действия в рассказе 1956 был заменен на 1953, а заглавие, данное автором, - «Не стоит село без праведника» - заменено на «Матренин двор». Это была борьба за публикацию произведения, которую приходилось вести в то время. Замена времени действия отодвинула события назад, во времена «дохрущевской оттепели». Это говорит о том, что автором в рассказе были поставлены животрепещущие проблемы.
  Учащиеся к уроку разделились на 4 группы и получили групповые задания. Далее каждая группа работает над текстом по своему заданию, а остальная часть класса ей помогает, дополняет ответы.
  Задание 1 группы:
1Найдите элементы сюжета: пролог, экспозицию, завязку, развитие действия, кульминацию, развязку, эпилог. Какие эпизоды им соответствуют? Какова динамика действия?
2 Что мы узнаем о рассказчике?
3Озаглавьте каждую из 3 частей рассказа. Как в каждой части раскрывается характер героини?
Кто рассказывает о ее жизни?
4Особенность рассказа – документальная основа.
5Язык рассказа.
  Отвечая на эти вопросы, ученики знакомят нас с сюжетом рассказа, образом рассказчика, документальной основой произведения. Исследователи отмечают: А.И.Солженицын любил подчеркивать, что материал его произведений взят из жизни. Уже пролог рассказа подчеркивает достоверность событий. Сам автор, как и его герой-рассказчик, вернувшись «из пыльной и горячей пустыни», то есть из лагеря, хотел «затесаться и затеряться в самой нутряной России», найти «тихий уголок России подальше от железных дорог».
После реабилитации в 1957 году А.И.Солженицын некоторое время работал учителем физики во Владимирской области, жил в деревне Мильцево у крестьянки Матрены Васильевны Захаровой. Но А.И. Солженицыц, мастер слова, смог придать этой истории социальное и философское звучание.
  О языке произведения ученики будут говорить в конце урока.
  Учитель: Какие проблемы вы увидели в этом рассказе?
Учащиеся называют проблему тяжелого положения деревни, проблему русского национального характера, праведничества.
  Учитель: Рассказ «Матренин двор» находится у истоков русской деревенской прозы второй половины XX века. Предоставим слово учащимся второй группы, которая исследовала тему деревни. В ходе обсуждения составьте план ответа.
  Учащиеся говорят, что жизнь русской деревни хорошо видна в судьбе Матрены Васильевны, главной героини рассказа.
  План.
1 Убогая обстановка в избе Матрены. Скудная еда.
2 Обиды Матрены:
  а) год за годом не зарабатывала Матрена ни рубля, а работала «за палочки»;
  б) хлопоты о пенсии.
3 В селе с названием Торфопродукт нет топлива, и бабам приходится воровать торф.
4 Председатель обрезал всем инвалидам огороды.
5 Бабы пашут огород на себе, впрягаясь в плуг.
6 Нет сена, поэтому Матрена не могла держать корову.
7 В селе нет медпункта.
8 Вырублены прежде непроходимые леса.
9 В селе Высокое Поле не пекли хлеба, «деревня волокла снедь мешками из областного города.
  Делаем вывод: что определило трудное положение деревни?
  Учащиеся видят, что все в деревне перевернуто с ног на голову. Если крестьянин не может прокормить корову и обрабатывать огород такого размера, который осилит, разве это нормально? Если крестьянам, всю жизнь проработавшим в колхозе, не платят пенсию? Значит, не только война разорила деревню, но и социальная политика 30-50-х годов. Значит, автор правдиво осветил острую для того времени проблему положения русской деревни.
  Обсуждая проблему русского национального характера, предоставляем слово третьей группе. Задание:
1 Матрена Васильевна – праведница. Согласны ли вы с этим утверждением автора?
Докажите правильность этого утверждения, составьте план ответа.
2 Какие слова из текста можно взять эпиграфом к образу Матрены?
3 В чем трагичность ее судьбы? Почему Матрена рассказывает о своей жизни Игнатьичу? Как автор добивается яркости ее рассказа?
  Учитель: Прежде чем предоставить слово третьей группе учеников, я хочу спросить у вас: какого человека вы считаете красивым? Какими критериями вы меряете красоту?
(Здесь можно использовать репродукции картин, на которых изображены женские портреты, или фотографии).
Можно ли назвать Матрену Васильевну красивой?
Ученики высказывают свое мнение.
  Работа третьей группы.
  План.
1 Портрет Матрены. Больное желтое лицо хозяйки с замутненными глазами.
Вначале героиня, убогая и несчастная, вызывает только сочувствие. Игнатьич рассказывает читателям о повседневной жизни крестьянки, и перед нами предстает замечательный русский характер.
2 Трудолюбие Матрены.
3 Бескорыстная помощь подругам и колхозу. Умение радоваться чужой удаче и достатку.
4 Деликатность героини, стремление угодить своему постояльцу.
  Движение сюжета направлено на постижение тайны характера Матрены. Все вышеизложенное мы узнаем из экспозиции - из наблюдений Игнатьича. Почему Матрена вдруг решила рассказать сама о своей судьбе постояльцу? Растревожил ее приход Фаддея. Этот эпизод и является завязкой рассказа. Характер Матрены по-новому раскрывается в воспоминаниях. Здесь автор снова дает портрет Матрены, но он уже нарисован в розовых тонах. Мы слышим ее голос. Рассказчик представляет себе картины жизни женщины, как на экране. Так автор добивается яркости и выразительности повествования.
5 Близость Матрены некрасовской героини. «Коня на скаку остановит…».
6 Трагедия жизни Матрены.
7 Героиня воспитывает приемную дочь Киру – «кровиночку» Фаддея.
  Лирические, светлые строки раскрывают обаяние, душевную красоту, глубину переживаний Матрены. Внешне ничем не примечательная, сдержанная, нетребовательная, Матрена оказывается необыкновенным, душевным, чистым, открытым человеком.
  Учитель: Изменилось ли ваше представление о красоте теперь? Можно ли назвать Матрену красивой?
  Заранее подготовленный ученик читает стихотворение Н.Заболоцкого «Некрасивая девочка»
Запишем главные строки:
Что есть красота
И почему ее обожествляют люди?
Сосуд она, в котором пустота,
Или огонь, мерцающий в сосуде?
  Учитель: Какой эпиграф вы подобрали к образу Матрены?
Ученики приводят слова из текста: «У тех людей всегда лица хороши, кто в ладах с совестью своей»
  Работа четвертой группы. Вопросы:
1 Кто виноват в гибели Матрены: люди, события, судьба?
2 Прав ли автор, говоря: «Сорок лет пролежала угроза Фаддея в углу…а ударила-таки»?
  Ученики дают характеристику Фаддею, сестер Матрены, людей, разбиравших горницу. Они подчеркивают алчность, корыстность, жестокость окружающих. На их фоне особенно ясно видна нравственная чистота Матрены, сумевшей в условиях трагедии, одиночества и нищеты сохранить в себе человечность.
  Учитель: Как автор относится к своей героине?
  Ученики читают эпилог рассказа. Мы делаем вывод, что А.И.Солженицын выходит на главную тему рассказа – «чем люди живы». Завершающие слова рассказа возвращают к первоначальному названию «Не стоит село без праведника» и наполняют рассказ о крестьянке Матрене глубоким философским и религиозным смыслом. Нравственный идеал А.И.Солженицына – «праведничество», на котором, по его мнению, должна основываться жизнь общества.
  Учитель может спросить учеников, как они понимают слово «праведник».
  Далее учитель может познакомить учеников с точкой зрения П.Паламарчука, который пишет, что этот рассказ как бы продолжает «лесковские повествования о русских праведниках…В нем показано жестокое разорение русской деревни, среди которого все-таки устояла духом почти что нищая крестьянка Матрена» Исследователь А.Архангельский сопоставляет характер Матрены то с Марией, то с Марфой – персонажами из евангельской притчи. Эту притчу можно найти в Евангелии от Луки, глава 10, стихи 38-42.
Иисус приходит в дом к Марии и Марфе. Мария, бросив все земные дела, увлеченно слушает проповедь Иисуса. Она настолько увлечена, что становится выше повседневных забот. А Марфа выполняла все необходимые работы по хозяйству, но не слушала проповеди. Критик в Матрене находит черты то Марфы, то Марии. Поначалу она кажется только Марией, той, «что избрала благую участь и не заботится о многом: даже каши сварить как следует – и то не умеет. Но жизнь заставляла Матрену помнить об обязанностях, и она поступала, как Марфа. На каждый день она намечала ряд дел, держала этот порядок дел в голове и всегда знала, чем ее день будет занят.
  Можно спросить мнение учеников по этому поводу.
  Учитель: Мечты могут не сбыться, счастье – не состояться, успех – не прийти. Но человек, уже родившийся, должен пройти свой путь, каким бы он ни был, сохранив в себе и мужество, и человечность, и благородство, не убив то высокое, что заложено в нем самой природой.

Анализ рассказа рассчитан на 2 урока. На предыдущих занятиях ученики познакомились с биографией писателя, художественным миром, написали небольшую самостоятельную работу. Анализировали рассказ «Один день Ивана Денисовича». На уроках использовался документальный фильм о А.И.Солженицыне, репортаж из программы «Время», выпущенные после смерти писателя .



 


 

 

Используемая методическая литература: 


Паламарчук П. Александр Солженицын: путеводитель // Литература в школе.-1989.-№5.
Мурин Д. Один час, один день, одна жизнь человека в рассказах А.И.Солженицына // Литература в школе.-1990.-№5
Горбань А.А. Рассказ А.И.Солженицына «Матренин двор» // Изучение литературы XIX –XX веков по новым программам. Сборник научно-методических статей.-Самара,1994.
  

Краткое описание: 
Урок посвящен изучению рассказа А.И.Солженицына "Матренин двор" в 11 классе средней общеобразовательной школы.В ходе групповой работы учащиеся определяют проблематику рассказа и его художественное своеобразие.Большое внимание уделяется формированию нравственности и духовности учащихся.


Фото пользователя Ирина Владимировна Яровая

На: "Что есть красота?" (урок по рассказу А.И. Солженицына "Матр


Трудно в 11 классе создать конспект урока по любому произведению, чтобы он отражал все требования Государственного стандарта. Учитель как раз такой конспект и создал. И хотя не со всеми видами работы я согласна, думаю, что урок получился глубокий, если все задумки учителя осуществились и дети не подвели. Однозначно, что урок рассчитан на серьёзную аудиторию, которая привыкла к исследовательской работе и умеет вдумчиво читать. 

Комментарий был изменен с момента создания (zhjdfz_3, чт, 10/02/2011 - 02:11).
Ирина Яровая


Смотреть видео hd онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн