Официальный сайт audiophilesoft 24/7/365

НФПК
Проект реализуется
Национальным фондом подготовки кадров
Вы не зарегистрированы

Авторизация



ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТЬ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ

Выберите действие:

 

Мы всю жизнь совершенствуем свою речь, овладевая родным языком. Каждый возрастной этап вносит что-то новое в свое речевое развитие. Наиболее важные ступени в овладении речью приходятся на детский возраст - его дошкольный и школьный периоды. Мы обязаны совершенствовать речь ребенка, обогащать его словарный запас, развивать и повышать культуру речи и всех его выразительных возможностей, ибо речь – это важная и широкая сфера деятельности человека.

  В дошкольном возрасте ребенок старается подражать взрослым, поэтому слушая их выразительное чтение, он с огромным вниманием и интересом вслушивается в художественные тексты – ему хочется воспроизвести их так же. Таким образом, дети делают важный шаг к овладению грамотной, образной, выразительной речи. Подготовку к работе над выразительностью речи начинаю с первых занятий с будущими первоклассниками.  Определяю, на какой стадии находится развитие речи каждого ребенка: умеет ли он описывать предмет по заданию, составлять предложения, рассказы, читать стихи, какой у него слух и ритм? В результате этих занятий имею общее представление о каждом ребенке, исходя из которых планирую дифференцированную работу по развитию выразительной речи. С первых дней учебы знакомлю детей с техникой речи – дыханием, голосом, дикцией.

  Дыхание для устной речи имеет огромное значение. Правильное дыхание – это здоровье. Для этого использую упражнение дыхательной гимнастики:

1.Сдуй лист с бумаги с места

2. Сдуй ватку с кончика носа

3. Подуй на ладошки зима-лето

4. Глубокий вдох, задержка дыхания ( на счет от 1 до 3 ), выдох

Выразительность речи зависит от умения владеть своим голосом и его свойствами. Голос должен быть хорошо развит, гибкий, звонкий и достаточно громкий. Голос, как и дыхание, следует развивать. Лучший голос – естественный, средней силы и высоты, которым правильно руководит говорящий.

     На занятиях я использую упражнения для развития силы голоса:

 

 

Подобные упражнения помогают научить детей пользоваться умением говорить: громко – тихо, выше – ниже, быстро – медленно.

     Несколько слов о дикции, четком произношении звуков, слов и фраз. Хорошая дикция одинаково важна как для читающего, так и для слушающего. Дикция облегчает дыхание, работу голосовых связок. Дети с удовольствием выполняют эти упражнения:

 

 

Учим с детьми скороговорки. На первом этапе учим короткие скороговорки, а затем более сложные:

- Шашки на столе, шишки на сосне

 - Мышонку шепчет мышь: «Ты все шуршишь, не спишь?» и т. д.

Работая со скороговоркой, вырабатываю чистоту звука, а затем и интонацию. Существуют множество упражнений, которые способствуют выработке чистоты звука, нужной дикции. Хорошим материалом, по выработке дикции, являются стихи и пословицы. Стихи произносятся отчетливо, с активной артикуляцией. В пословицах произносим первую часть громко, вторую – тихо и наоборот.

В работе над выразительностью речи большое внимание уделяю средствам речевой выразительности. Это: интонация, логическое ударение, паузы, темп, сила и высота голоса.  Все средства речевой выразительности находятся в тесной взаимосвязи и дополняют друг друга.

   Главное средство речевой выразительности – интонация. В обыденной жизни, интонация рождается непроизвольно, сама собой, т.е. говорящий выражает свои мысли и чувства. При чтении художественного произведения, интонация возникает после осмысления текста, понимания замысла и намерения автора, осознанного отношения к героям, их поступкам. Интонация не выражает сути фразы, она является результатом глубокого проникновения читающего в текст. Поэтому необходимо учить детей нужной интонации. Вот некоторые примеры заданий:

 

 

 

Речевой слух у детей развиваю при помощи прослушивания сказок в записи. Прослушивание текста, произведения, стихов, дает представление о правильной дикции и способствует развитию речевого слуха. Развивать слуховое внимание, значит предупредить многие ошибки в произношении и интонировании. Например:

 

- У меня зазвонил телефон

- Кто говорит?

 - Слон

- Откуда?

- От верблюда

- Что вам надо?

- Шоколада. (К. Чуковский «Телефон»)

2. Произнести поговорку «Проворонила ворона вороненка» передавая разное отношение к случившемуся (сожаление, радость, злость, удивление).

Владение выразительностью речи способствует развитию речевой грамотности детей, которая так необходима в школе.

 

 

                                      Педагог по развитию речи

Наталья Николаевна Матвеева

 

 


»  Размещено в сообществах:   

На: ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТЬ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ


Спасибо за статью. Очень важно систематично и последовательно работать над выразительностью речи.



Смотреть видео hd онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн