Вы не зарегистрированы

Авторизация



Байкал - голубая жемчужина Сибири.

Фото пользователя Ольга Владимировна Орлова
Submitted by Ольга Владимировна Орлова on Fri, 31/12/2010 - 12:45
Данные об авторе
Автор(ы): 
Орлова Ольга Владимировна
Место работы, должность: 
учитель географии ГОУ "Санаторная школа-интернат" г.Калининска Саратовской области
Регион: 
Саратовская область
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
основное общее образование
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Класс(ы): 
8 класс
Предмет(ы): 
География
Цель урока: 
Цель урока: Сформировать представление об уникальной природной жемчужине Сибири – озере Байкал. Задачи урока: 1. Определить особенности географического положения,происхождения, климата, вод, животного мира озера; вывить закономерности взаимосвязей компонентов природы на примере Байкала. 2. Формировать умение работать с различными источниками информации, умение выделять главное, систематизировать материал, умение делать логические выводы. 3. Воспитание патриотизма, экологического сознания, интереса к предмету.
Тип урока: 
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Учащихся в классе (аудитории): 
20
Используемые учебники и учебные пособия: 

 

учебник «География:

природа России. 8 класс» (автор Э.М.Раковская)

Краткое описание: 
В ходе урока учащиеся приобретут знания о географическом положении, происхождение, климате, водах и живых организмах Байкала.

 

План – конспект урока
Ход урока.
1.     Организационный момент.
2.     На экране телевизора  слайд, на котором написана тема урока, но не до конца: «…… - жемчужина Сибири».
Учитель: Чтобы узнать тему нашего урока и определить какой природный объект может быть жемчужиной Сибири, послушайте легенду о его происхождении.                  
А) Легенда 
«Посмотрел господь: неласкова вышла земля… как бы не стала она на него обижаться!.. И чтоб не держала обиды, вымахнул ей не какую – нибудь подстилку для ног, а саму меру щедрот своих, которой мерил, чему сколько быть от него». 
Б) Такова легенда о происхождении жемчужины Сибири, «чуда природы во всех отношениях».
Вопросы: 1. Что это за географический объект?
                       2.Как будет звучать тема нашего урока?
            На слайде появляется тема урока полностью («Байкал – голубая   
            жемчужина Сибири». –     
   Дети пишут тему  урока в тетрадь. 
 
3.     Актуализация опорных знаний.
1.     Что вы знаете о Байкале? (ответы детей)
2.     Видеоряд о Байкале. На фоне видеоряда слова учителя: « Байкал в 1996 году включен в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Сегодня в него внесены 506 объектов из 105 стран мира. Байкал – неповторимое чудо света, гордость нашей страны. Летом 2008 года по итогам голосования Байкал вошел в список 7 чудес России. Буряты называют Байкал – «Байгал – далай» - «Байкал – море»».
(После просмотра видеоряда)
Учитель: Здесь возникает вопрос – а много ли мы знаем о Байкале?
3.     Какие сведения сегодня на уроке вы хотели бы узнать?
4.     Компоненты природы: (учащиеся называют их вразброс, а учитель записывает на доске или открывает карточки  в определенном порядке):
1.     Географическое положение
2.     Происхождение
3.     Климат
4.     Воды
5.     Живые организмы.    
                    В природе все  взаимосвязано и все компоненты зависят от  географического положения.
                    Это и есть план нашего урока.  
4.     Работа по модулям:

Учебный материал
(основные вопросы, на которые должны ответить учащиеся в данном модуле)
   Руководство по усвоению
                          Модуль №1 Географическое положение Байкала.
    На экране телевизора – слайд с физической картой Байкала.
1. Дайте характеристику особенностей географического положения Байкала.
Используя карту атласа стр. 44 - 45   ответьте на вопросы:
1.     В какой части России расположено озеро?
2.     Как расположено озеро по отношению к океанам?
3.     Каково направление протяженности Байкала?
4.     Вычислите протяженность озера Байкал? (630 км)
Слайд с фактами на экране.
Факты (записывают в тетрадь):
площадь: 5500000 км2;
длина      636 км;
ширина   25 – 79 км;
средняя глубина - 730 м;
максимальная глубина – 1637 м. ( в 2008 г. – 1680 м.)
5.     Как называется остров в центре Байкала? (Ольхон)
Видеоряд об Ольхоне.
На фоне видеоряда слова: « На озере 22 остова, самый большой из них – Ольхон (73 км в длину, 11 км. в ширину). Ольхон – значит «сухой». И, действительно, дожди на острове – большая редкость. По легендам местных жителей, на Ольхоне обитают грозные духи Байкала».
                                         Модуль №2. Природа Байкала.
2. Каково происхождение котловины озера.
Посмотрите видеосюжет№1.
Ответьте на вопросы.
На экране – геологическая карта.
1.     По карте назовите максимальную глубину озера.
2.     Назовите причину такой большой глубины озера. – происхождение озерной котловины.
3.     Вид озерной котловины? (тектоническая впадина)
Как образовалась озерная котловина Байкала? (разлом земной коры – грабен).
На экране – сейсмическая карта Байкала.
4.     Как вы думаете, какие процессы происходят в зоне разломов земной коры? (сильные землетрясения, поднимаются и опускаются байкальские берега).
Видеосюжет о Байкале №2
 
Учитель (после просмотра): Байкал – древнейшее озеро мира. Его возраст – 15 – 20 млн. лет. Если другие озера со временем стареют и зарастают, то Байкал, наоборот, до сих пор сохраняет свою молодость – его водная площадь и глубина продолжают увеличиваться. В 2008 г. в ходе экспедиции была зафиксирована максимальная глубина Байкала – 1680 м., а берега озера ежегодно расходятся на 2 см/год.
     6. Какие факторы вызывают такие процессы? (тектонические движения, размывание берегов и давление на дно массы рыхлых осадков и водной массы самого озера).
3. Дайте характеристику климатических особенностей Байкала.
На экране – слайд «Климат».
Используя учебник стр. 246 и климатической карты стр. 14 
1. Заполните таблицу:
ср.t июля
ср.t янв.
осадки
тип климата
 
 
 
 
2. Почему климат озера суровый, хотя солнечной радиации территория получает на уровне Средиземноморья?
(Огромная водная масса озера медленно нагревается летом (на экране -  Байкал летом) и медленно остывает осенью, Байкал долго не замерзает (на экране -  Байкал зимой). В декабре озеро начинает сковываться панцирем и лишь в мае освобождается тот льда (слайд - Байкал весной). Зима на берегах Байкала значительно теплее (на 6 - 10°С), а лето прохладнее, чем в соседних районах.
   Значительные перепады температур и давления воздуха над озером и окружающими горными хребтами приводит к возникновению сильных ветров.( на экране – ветер на Байкале).
   По числу штормовых дней (картина шторма на Байкале) Байкал превосходит Черное море. В каждом районе озера дуют свои местные ветры, имеющие собственное название.
3. Учебник стр. 247, 1 абзац – как называются ветры на Байкале? (верховик, сарма, баргузин, култук)
В тетрадь названия ветров:
Сарма – ураганный ветер, поднимает штормовые волны на Байкале, скорость – 60 м/с;
Баргузин – северо – восточный ветер;
Верховик – свежий ветер, дует вдоль озера.
 
Музыкально – физкультурная  пауза.
4. Каковы особенности вод Байкала.
На экране слайд – «Воды».
Учебник стр. 246 – 247.
1.     Байкал уникален огромным объемом воды – по объему воды равен Балтийскому морю.
          ( 5 американских озер,
            2 раза озеро Танганьика,
           90 раз Азовское море) - сравнительная схема.
     2. На воде Байкала все люди могут прожить 40 лет.
     3. В Байкале содержится 20% всех пресных вод планеты.
     4. Имеет уникальную чистую прозрачную воду( до глубины 40 м.)
      5. По химическому составу вода озера очень близка к дистиллированной воде ( соленость 0,1 ‰) и богата кислородом.
Ответить на вопросы:
1.     Сколько рек вытекает из Байкала? (1- Ангара)
2.     Крупнейшая река, впадающая в Байкал?            ( Селенга)
Видеоряд о реках.
5. Какова неповторимость живых организмов озера.
На экране слайд «Органический мир».
Учебник стр. 247 . Ответить на вопросы:
1.     Сколько видов животных и растений обитает в Байкале? (1500 видов животных, 1000 видов растений – большая часть из них – водоросли).
2.     70% обитателей Байкала – эндемики – не встречаются в других водоемах и территориях планеты.
3.     Видеоряд о животном и растительном мире Байкала.
4.     Кроссворд. Если вы ответили верно, то в выделенных клеточках прочтете название рачка, благодаря которому поддерживается чистота Байкала. (эпишура – слайд).
Рачки эпишура – «санитары» Байкала, которые в мире больше нигде не встречаются. Именно эти существа (тысяча таких малюток весит всего один миллиграмм) производят биологическую очистку байкальских вод. Они питаются микроорганизмами, вызывающими цветение.
                                Модуль №3. Повторение и обобщение.
6. Выполните задания и определите уровень своих знаний.
 
 
 
1. Что обозначают эти цифры?
а) 40м.
б) 1637 м.
в) 20 млн.
г) 636 км.
д) 20%
е) 40 лет.
2. В чем уникальность озера Байкал? В чем Байкал является «Чудом природы во всех отношениях», как говорил Л.С. Берг? Почему его называют «голубой жемчужиной Сибири»?
а) самое древнее,
б) самое глубокое,
в) самое чистое и прозрачное,
г) уникален органический мир
д) в озере содержится большой объем пресной воды.
                                        Модуль №4. Рефлексия.
7. Ответьте на вопросы.
1. На все ли ваши вопросы мы сегодня ответили?
2. С помощью каких источников информации вы достигли поставленных целей?
3. Что вы узнали о Байкале на уроке?
5. Домашнее задание. § 43, стр. 248 – 249, проблемы Байкала.

   
6. Итоги. Выставление оценок.
 
6.     (на фоне видеоряда и музыкального сопровождения)
Урок я хочу закончить стихами М.Сергеева:
 
Лесистых гор полуовалы,
Касанье голубых лекал,
И скалы, срезанные валом,
И небо, павшее в Байкал.
    И сам он – величав и вечен,
    В гранитной раме вырезной,
    И весь – до донышка просвечен,
    И весь – до капельки – родной.
И Ангары полёт строптивый,
И ветра гул, и гул турбин,
И птицы – сосны над обрывом,
И дикий ветер – баргузин.
     В этом, без чего не в силах
     Быть далью даль и ширью ширь,
     И ты немыслима, Россия,
     И ты немыслима, Сибирь!
 


»  Tags for document: