Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Верхопенская средняя общеобразовательная школа имени М.Р.Абросимова»
Доклад на тему: «Учет возрастных и индивидуальных особенностей учащихся при выполнении проектных заданий по технологии» (на примере изучения раздела «Проектирование и изготовление одежды» в 5-8 классах)
Подготовила:
Стадник Алина Владимировна
МОУ «Верхопенская средняя общеобразовательная
школа им. М.Р. Абросимова», учитель технологии
Верхопенье, 2010
Опыт показывает, что внедрение в образовательный процесс, особенно по технологии, метода проектов открывает значительные возможности для повышения качества обучения. Особенностью данного метода является то, что ученик должен не только собрать и проанализировать необходимую информацию, изготовить изделие, но и оценить, а так же публично защитить свой проект. При более сложных коллективных проектах обязательным является определение реального вклада каждого участника. Тем самым решается комплекс педагогических задач, включающих формирование у школьников чувства ответственности за принятые ими решения, способности работать в группе (при коллективном проекте), а также обучение анализу своей деятельности и полученных результатов, умению правильно описать процесс своей деятельности, способности применять на практике полученные знания по основам наук. Все это составные части системы работы школы по формированию технологической культуры и проектного мышления школьников.
Таким образом, метод проектов можно считать системообразующим фактором образовательного процесса, придающим ему интегративный характер и практическую направленность. Использование метода проектов способствует развитию самостоятельности школьников, учит объективно оценивать свою деятельность, развивает коммуникативные навыки. Сейчас метод проектов активно внедряется не только в образовательной области «Технология», но и в других учебных предметах. Привлекательность проектного метода обучения состоит еще и в том, что в процессе работы над проектом у школьников развиваются организационные и рефлексивные способности. Они учатся планировать и корректировать свою деятельность, а это, как правило, влияет на повышение интереса к учебе и улучшает результаты обучения.
Важно и то, что проектный метод способствует интеграции учебных предметов. Кроме того, внедрение проектирования позволяет привлечь к этой работе и родителей, что расширяет их общение и совместную деятельность с детьми.
Эффективность усвоения трудовых действий во многом зависит от возрастных особенностей учащихся. Установлено, например, что у детей десяти и старше лет костно-мышечная и нервная системы развиты настолько, что становится возможным систематическое трудовое обучение учащихся в школьных мастерских. В этом возрасте происходит наиболее интенсивное физическое и психическое развитие детей. Костная система развивается очень быстро, часто опережая развитие мышечной системы, вследствие чего усложняется координация движений, а это, в свою очередь, отрицательно влияет на усвоение трудовых действий. Не так стремительно развивается и сердечно-сосудистая система, что совокупности с отставанием мышечной системы приводит к быстрому утомлению подростков. В связи с этим возникает проблема учета возрастных особенностей учащихся при выполнении проектных заданий на уроках технологии, т.е. учитель при обучении трудовым действиям должен обязательно учитывать все возрастные особенности школьников. Игнорирование этих особенностей, по мнению ученых, приводит к серьезным отрицательным последствиям.
На основе вышеизложенного была выбрана тема доклада «Учет возрастных и индивидуальных особенностей учащихся при выполнении проектных заданий по технологии» (на примере изучения раздела «Проектирование и изготовление одежды» в 5-8 классах). Цель: поделиться опытом организации проектной деятельности на уроках технологии.
Минимальный уровень технологической подготовки учащихся задается обязательным минимумом содержания по образовательной области «Технология», определяет необходимый уровень знаний. Умений и навыков для полноценного становления личности, ее социализации. Эти цели будут достигнуты, если учащиеся получают возможность испытать себя выполнением ряда творческих работ, которые включают в себя усвоение информации, овладение рабочими приемами, технологическими операциями и, что не менее важно, оценочным отношением к планируемым результатам и достигнутым в трудовой деятельности.
Под проектом понимается творческая завершенная работа, соответствующая возрастным возможностям ребенка. Важно, что при этом, начиная с младших классов, школьники участвовали бы в выявлении потребностей общества, школы, семьи в той или иной продукции и услугах, оценке имеющихся технологических возможностей и экономической целесообразности, выдвижении идей проекта, разработке конструкции и технологии изготовления продукции (изделия), ее практическом воплощении, в оценке, в том числе и возможностей реализации. Сложность проекта определяется знаниями, умениями и способностями учащихся. Цель его - сформировать систему методов и средств преобразовательной деятельности, интеллектуальных и общетрудовых знаний и умений учащихся, воплощаемых в конечные конкурентно способные потребительские продукты или услуги, способствовать творческому развитию личности.
Свою деятельность при проектном обучении я направляю по трем основным направлениям: формирование банка учебно-познавательных задач, создание условий для разработки и осуществления учащимися творческих проектов и вооружение их необходимыми для этого знаниями и умениями. С целью оказания помощи учащимся на первоначальном этапе мною был оформлен стенд «Проект», на котором были помещена информация о видах проектах, этапах выполнения, направленности и т.п. Была создана библиотечка периодических журналов, выставка работ учащихся, необходимой литературы. Чтобы заинтересовать школьников в проектировании, я использую некоторые процедуры формирования интереса к процессу проектирования:
Объяснение по сути проектного метода обучения – расширяю понятие «проект» на примерах инженерных, дизайнерских, экономических и других видах, а так же его как способ улучшения технико-экономических показателей, социальных и экономических показателей производства товаров, изделий и услуг.
Представление вариантов выполняемых проектов – знакомлю с содержанием и объемом проекта, требованиями к его оформлению, акцентирую внимание на элементах творчества (достижения новизны, разнообразие вариантов), формирование банка идей, выявляю сильные и слабые стороны представляемых проектов; сообщаю критерии оценивания выполняемых работ, с учетом сложности проекта.
Аннотирование перечня возможных проектов – представление перечня (не менее 10-12 листов), комментирую возможные результаты; ожидаемые проектные решения (изменение модели, размера, самостоятельный выбор материала), изменение функции изделия (ночная сорочка – топ, сарафан и пр.), уменьшение или изменение деталей, улучшение технологии изготовления, самостоятельный выбор оптимальных способов при выполнении проекта, проведение осмысленного эксперимента под девизом: «А я бы сделал так!»
Ознакомление с процедурой выполнения проектов – этапы, работа в классе, дома, консультации групповые и индивидуальные, выполнение проектов группами, материальное воплощение проекта: учебные занятия, тренинги, книги, учебники, специальная литература, журналы, роль учителя.
В основу методики закладываю следующие принципы:
- подбор тем творческих проектов, адаптированных для возрастных групп 5 - 8 классов, анализ моделей одежды, декоративно-прикладных работ в соответствии с направлением современной моды, умение работать с журналами мод и другой необходимой и нужной информацией;
- введение в курс обучения единой базовой цельнокроеной конструкции для плечевых изделий (с 5 по 8 класс), экспресс-построения поясных изделий, которые позволяют быстро и точно выполнять современные чертежи, изготавливать выкройки, наглядно применять приемы художественного конструирования;
- применение современной технологии обработки швейных изделий, которая обеспечивает выполнение творческих проектов, предварительная проработка на образцах из ткани ручных, машинных швов, унифицированных деталей и узлов, использование техники быстрого шитья;
- усвоение кратких сведений о тканях, овладение приемами работы на швейной машине с электрическим приводом и техникой быстрого шитья, что необходимо для качественного выполнения творческой работы.
При выполнении творческих проектов в 5-х - 8-х классах особенно серьезно отношусь к выбору его темы. Задание выдаю заранее, еще в начале учебного года, а завершается проект в 4-й четверти. За это время учащийся должен определиться с выбором изделия, возможно с помощью родителей, чтобы оно было полезным для дома. Один раз в две недели провожу с учащимися консультации. К началу 4-й четверти тема проекта должна быть определена. Как правило, темы для учебного проектирования учащиеся выбирают по своему желанию, но утверждаются мной, что позволяет учитывать индивидуальные возможности и способности учениц. При выборе тем творческих проектов учитываю следующие факторы:
1) востребованность изделия потребителем;
2) сложность и трудоемкость изделия;
3) личные интересы и возможности учащегося;
4) возможности материальной базы.
После этого на вводном уроке по выполнению творческого проекта коллективно обсуждаем выбранные темы, ожидаемую полезность, эскизы, предполагаемые конструкцию, технологию изготовления, художественную отделку. При этом я предоставляю полную свободу в обсуждении как собственных, так и проектов товарищей, учитывая, что перед учащимися поставлена интересная проблема и для решения мобилизуется весь их творческий потенциал. На мой взгляд, именно в проектной деятельности учащиеся должны научиться использовать высказывания, начинающиеся со слов: «я так считаю, потому что ...», «я предлагаю ...», «я предполагаю, потому что ...», «я не согласен, потому что ...», «мне кажется ...». Она же является предпосылкой установления тесных взаимосвязей между учителем и учащимися. Постоянное привлечение учащихся к самостоятельному творческому решению поставленных проблем способствует их непрерывному творческому развитию.
Кроме предоставления школьникам свободы в выборе проекта и подборе творческой группы, желательно, чтобы у каждого учащегося перед началом работы был своеобразный путеводитель, алгоритм последовательных действий. Представляется, что это может быть памятка для учащегося примерно такого вида.
П А М Я Т К А У Ч А Щ Е Г О С Я
I. Осознание нужд или проблемы.
Нужды начинаются там, где ты стоишь. Где бы ни появились люди, появляются проблемы, требующие решения. Твоя проблема должна быть оформлена в виде краткого описания. Оно должно четко формулировать то, что ты собираешься делать.
II. Исследование и развитие идей.
Следующий шаг – найти как можно больше информации по твоей проблеме. Необходимо записывать все, что, на твой взгляд, может помочь тебе. Включай эскизы, диаграммы, пометки.
Подумай о:
- времени – как долго ты будешь решать эту проблему?
- материалах – какие материалы имеются в твоем распоряжении?
- стоимости – сколько это будет стоить?
- функциях – для выполнения каких функций нужен данный объект?
- внешнем виде – как он будет выглядеть?
Развивая свои идеи – помни, что простые идеи – часто лучшие идеи.
III. Планирование и изготовление.
Сейчас ты должен составить план, как ты собираешься решить данную проблему. Запиши порядок своей работы. Тщательно продумай, сколько времени необходимо тебе, какое оборудование понадобится.
IV. Испытание и оценка.
Решил ли ты проблему? Подумай об этом и спроси других людей. Может, тебе необходимо произвести изменения в твоем проекте или может быть, начать все заново? Очень небольшое количество дизайнерских решений безупречно, всегда есть путь для улучшения!
Каждый проект состоит из теоретической и практической частей. Работа над проектом начинается после составления плана выполнения проектов, подбора литературы для их выполнения. Помимо книг и периодической печати, журналов, материалов выставок, музея, рекомендую по возможности использовать современные средства информации, телепередачи, видеофильмы, компьютерные технологии.
Работа над выполнением практической части начинается после ряда тренировочных уроков (выполнение образцов швов, поузловой обработки, изучение правил техники безопасности). Практическая часть проектов по изучению раздела «Проектирование и изготовление одежды» представляется образцами готовых изделий в зависимости от возраста исполнительниц (фартуки, юбки, плечевые изделия), различных фасонов и назначений.
Объем ученического проекта составляет не менее 10 страниц (написанные от руки, машинописные, набранные на компьютере). Первую проверку провожу в черновом варианте, затем после разработки школьницами инструкционных (технологических) карт, качество работы контролирую во второй раз. По окончании составления графической части проекта, эскиза изделий, тренировочных работ ученицы приступают к изготовлению изделия.
Подобное методическое планирование работы является целесообразным, т.к. оно не только снижает высокую общую нагрузку школьниц, но и способствует ее постепенному осмыслению ими учебного материала.
В защите проектов, относящихся к разделу «Проектирование и изготовление одежды», ученицы представляют изготовленные изделия и к нему пояснительную записку, которая состоит из следующих разделов: выбора и обоснования темы проекта, исторической справки, банка идей и предложений, выбора модели, разъяснение технологии выполнения проекта технологической последовательности выполнения работы, перечня оборудования, инструментов, приспособлений, экономическое обоснование, рекламного проспекта. Защитная речь учащихся состоит из названия темы, цели, задач проекта, исторической справки, экономического обоснования, собственного описания работы над изделием, выводов самооценки работы. Членами «аттестационной комиссии» являются сами учащиеся. Во время защиты проектов стимулируется активность учениц на беседу с защищающими проект одноклассницами. Так, во время защиты проектов по разделу «Проектирование и изготовление одежды», девочки задают вопросы по всем разделам курса (технологии изготовления швов, поузловой обработки, конструированию и моделированию и т.п.). Оценку выставляю по соответствию модели возрасту учащегося, подбору ткани (цвет, фактура, цветовое сочетание), сложности фасона (конструкция, детали, отделка), соблюдению технологии обработки ткани, дополнениям к швейным изделиям, за показ модели, ответы на вопросы и за наличие соответствующей документации. Свою оценку сравниваю с коллективной оценкой учащихся, и прихожу к окончательному решению после контроля и анализа творческих работ.
Анализируя результаты использования метода проекта в обучении, я пришла к выводу, что ядром мотивации проектной деятельности является уровень технической подготовленности учащихся, возрастные особенности учащихся. Так для учащихся 5-х–6-х классов характерно стремление к воспроизведению вызвавших интерес объектов, ожидание личного успеха.
Учащиеся 7-х–8-х классов, хотя и тяготеют к выбору знакомых объектов и нацелены на успешный результат, но уже проявляют попытки добиться оригинальности. Для старшеклассников характерны нацеленность на достижение результата, желание испытать свои силы и возможности, хотя им присуще и стремление к личному успеху, беспроблемности в выполнение задания.
Изучение, наблюдение и анкетирование учащихся позволяет сделать следующее заключение: в 5-м–6-м классе определить круг потребностей, и даже само изделие учащимся помогает учитель. Например, он предлагает спроектировать и изготовить передник (фартук) для мамы или бабушки. Кроме того, учитель сам точно определяет, из какого материала должно быть изготовлено изделие.
Пятиклассники, шестиклассники в силу своей технической подготовленности, используют простую формулировку проектной задачи с перечнем нескольких критериев для ее рассмотрения. И, в отличие от старших классов, где возможны групповые проекты, учащиеся 5-х–6-х классов характерна индивидуальная деятельность при работе над проектом. В результате того, что учащимся предлагался только один вид изделия, некоторые девочки, облегчая себе задачу, пытались копировать работы одноклассниц. Только создание атмосферы конкуренции, обстановки соревнования позволило настроить учащихся на творческую ноту.
Важно заметить, что в процессе выполнения проектного задания неоднократно возникают те или иные сложности, но, тем не менее, некоторые работы были выше по уровню выполнения, чем другие. Это в свою очередь дало возможность определить способности каждого учащегося для того, чтобы усложнить выполнение проектного задания в будущем.
Что касается 7-х–8-х классов, то учащиеся самостоятельно выбирают темы проектных заданий, в зависимости от того, какой вид работы им нравится. Здесь, в отличие от учащихся 5-х–6-х классов, ученики сами выбирают материал из того, который имелся в наличии, прилагают усилия для поиска нужных материалов. Усложнение выполнения проекта было связано со способами постановки задачи. Кроме того, проекты учащихся 7-х–8-х классов, в отличие от так “называемых проектов” учащихся 5-х–6-х класса, содержат всю необходимую документацию, расположенную в строгой последовательности, также здесь отмечается максимальный подъем творческой активности, что позволяет детям наиболее полно проявить свою фантазию, творческую инициативу.
Таким образом, при предъявлении учащимся проектных заданий следует учитывать уровень их развития. Абсолютное большинство из них способны справиться и решить несложные задачи. Кроме того, при выполнении такого рода заданий важно осуществлять подбор творческих заданий в соответствии с познавательными интересами, склонностями и способностями учащихся, изучать психолого-педагогические и теоретические основы данного метода, знать и грамотно применять методические приемы организации проектной деятельности.
Все сказанное выше можно представить в виде таблице: