Официальный сайт jetune 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



«Учет возрастных и индивидуальных особенностей учащихся при выполнении проектных заданий по технологии» (на примере изучения раздела «Проектирование и изготовление одежды» в 5-8 классах)

Submitted by Алина Владимировна Стадник on вс, 02/01/2011 - 12:53
Данные об авторе
Автор(ы): 
Стадник Алина Владимировна
Место работы, должность: 
МОУ "Верхопенская средняя общеобразовательная школа им.М.Р.Абросимова", учитель технологии
Регион: 
Белгородская область
Характеристики ресурса
Уровни образования: 
среднее (полное) общее образование
Класс(ы): 
5 класс
Класс(ы): 
6 класс
Класс(ы): 
7 класс
Класс(ы): 
8 класс
Предмет(ы): 
Технология
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Тип ресурса: 
рекомендации (советы) по обучению и воспитанию
Краткое описание ресурса: 
Рекомендации по организации проектной деятельности
 
 

 

 
 
 Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Верхопенская средняя общеобразовательная школа имени М.Р.Абросимова»
 
 
 
 
 
 
Доклад на тему: «Учет возрастных и индивидуальных особенностей учащихся при выполнении проектных заданий по технологии» (на примере изучения раздела «Проектирование и изготовление одежды» в 5-8 классах)
                       
 
 
 
 
 
 
                                                                            Подготовила:
Стадник Алина Владимировна
                                         МОУ «Верхопенская средняя общеобразовательная
                                      школа им. М.Р. Абросимова», учитель технологии
 
 
 
 
 
 
 
Верхопенье, 2010
 

 Опыт показывает, что внедрение в образовательный процесс, особенно по технологии, метода проектов открывает значительные возможности для повышения качества обучения. Особенностью данного метода является то, что ученик должен не только собрать и проанализировать необходимую информацию, изготовить изделие, но и оценить, а так же публично защитить свой проект. При более сложных коллективных проектах обязательным является определение реального вклада каждого участника. Тем самым решается комплекс педагогических задач, включающих формирование у школьников чувства ответственности за принятые ими решения, способности работать в группе (при коллективном проекте), а также обучение анализу своей деятельности и полученных результатов, умению правильно описать процесс своей деятельности, способности применять на практике полученные знания по основам наук. Все это составные части системы работы школы по формированию технологической культуры и проектного мышления школьников.
Таким образом, метод проектов можно считать системообразующим фактором образовательного процесса, придающим ему интегративный характер и практическую направленность. Использование метода проектов способствует развитию самостоятельности школьников, учит объективно оценивать свою деятельность, развивает коммуникативные навыки. Сейчас метод проектов активно внедряется не только в образовательной области «Технология», но и в других учебных предметах. Привлекательность проектного метода обучения состоит еще и в том, что в процессе работы над проектом у школьников развиваются организационные и рефлексивные способности. Они учатся планировать и корректировать свою деятельность, а это, как правило, влияет на повышение интереса к учебе и улучшает результаты обучения.
Важно и то, что проектный метод способствует интеграции учебных предметов. Кроме того, внедрение проектирования позволяет привлечь к этой работе и родителей, что расширяет их общение и совместную деятельность с детьми.
Эффективность усвоения трудовых действий во многом зависит от возрастных особенностей учащихся. Установлено, например, что у детей десяти и старше лет костно-мышечная и нервная системы развиты настолько, что становится возможным систематическое трудовое обучение учащихся в школьных мастерских. В этом возрасте происходит наиболее интенсивное физическое и психическое развитие детей. Костная система развивается очень быстро, часто опережая развитие мышечной системы, вследствие чего усложняется координация движений, а это, в свою очередь, отрицательно влияет на усвоение трудовых действий. Не так стремительно развивается и сердечно-сосудистая система, что совокупности с отставанием мышечной системы приводит к быстрому утомлению подростков. В связи с этим возникает проблема учета возрастных особенностей учащихся при выполнении проектных заданий на уроках технологии, т.е. учитель при обучении трудовым действиям должен обязательно учитывать все возрастные особенности школьников. Игнорирование этих особенностей, по мнению ученых, приводит к серьезным отрицательным последствиям.
На основе вышеизложенного была выбрана тема доклада «Учет возрастных и индивидуальных особенностей учащихся при выполнении проектных заданий по технологии» (на примере изучения раздела «Проектирование и изготовление одежды» в 5-8 классах). Цель: поделиться опытом организации проектной деятельности на уроках технологии.
Минимальный уровень технологической подготовки учащихся задается обязательным минимумом содержания по образовательной области «Технология», определяет необходимый уровень знаний. Умений и навыков для полноценного становления личности, ее социализации. Эти цели будут достигнуты, если учащиеся получают возможность испытать себя выполнением ряда творческих работ, которые включают в себя усвоение информации, овладение рабочими приемами, технологическими операциями и, что не менее важно, оценочным отношением к планируемым результатам и достигнутым в трудовой деятельности.
Под проектом понимается творческая завершенная работа, соответствующая возрастным возможностям ребенка. Важно, что при этом, начиная с младших классов, школьники участвовали бы в выявлении потребностей общества, школы, семьи в той или иной продукции и услугах, оценке имеющихся технологических возможностей и экономической целесообразности, выдвижении идей проекта, разработке конструкции и технологии изготовления продукции (изделия), ее практическом воплощении, в оценке, в том числе и возможностей реализации. Сложность проекта определяется знаниями, умениями и способностями учащихся. Цель его - сформировать систему методов и средств преобразовательной деятельности, интеллектуальных и общетрудовых знаний и умений учащихся, воплощаемых в конечные конкурентно способные потребительские продукты или услуги, способствовать творческому развитию личности.
Свою деятельность при проектном обучении я направляю по трем основным направлениям: формирование банка учебно-познавательных задач, создание условий для разработки и осуществления учащимися творческих проектов и вооружение их необходимыми для этого знаниями и умениями. С целью оказания помощи учащимся на первоначальном этапе мною был оформлен стенд «Проект», на котором были помещена информация о видах проектах, этапах выполнения, направленности и т.п. Была создана библиотечка периодических журналов, выставка работ учащихся, необходимой литературы. Чтобы заинтересовать школьников в проектировании, я использую некоторые процедуры формирования интереса к процессу проектирования:
Объяснение по сути проектного метода обучения – расширяю понятие «проект» на примерах инженерных, дизайнерских, экономических и других видах, а так же его как способ улучшения технико-экономических показателей, социальных и экономических показателей производства товаров, изделий и услуг.
Представление вариантов выполняемых проектов – знакомлю с содержанием и объемом проекта, требованиями к его оформлению, акцентирую внимание на элементах творчества (достижения новизны, разнообразие вариантов), формирование банка идей, выявляю сильные и слабые стороны представляемых проектов; сообщаю критерии оценивания выполняемых работ, с учетом сложности проекта.
Аннотирование перечня возможных проектов – представление перечня (не менее 10-12 листов), комментирую возможные результаты; ожидаемые проектные решения (изменение модели, размера, самостоятельный выбор материала), изменение функции изделия (ночная сорочка – топ, сарафан и пр.), уменьшение или изменение деталей, улучшение технологии изготовления, самостоятельный выбор оптимальных способов при выполнении проекта, проведение осмысленного эксперимента под девизом: «А я бы сделал так!»
Ознакомление с процедурой выполнения проектов – этапы, работа в классе, дома, консультации групповые и индивидуальные, выполнение проектов группами, материальное воплощение проекта: учебные занятия, тренинги, книги, учебники, специальная литература, журналы, роль учителя.
В основу методики закладываю следующие принципы:
- подбор тем творческих проектов, адаптированных для возрастных групп 5 - 8 классов, анализ моделей одежды, декоративно-прикладных работ в соответствии с направлением современной моды, умение работать с журналами мод и другой необходимой и нужной информацией;
- введение в курс обучения единой базовой цельнокроеной конструкции для плечевых изделий (с 5 по 8 класс), экспресс-построения поясных изделий, которые позволяют быстро и точно выполнять современные чертежи, изготавливать выкройки, наглядно применять приемы художественного конструирования; 
- применение современной технологии обработки швейных изделий, которая обеспечивает выполнение творческих проектов, предварительная проработка на образцах из ткани ручных, машинных швов, унифицированных деталей и узлов, использование техники быстрого шитья;
- усвоение кратких сведений о тканях, овладение приемами работы на швейной машине с электрическим приводом и техникой быстрого шитья, что необходимо для качественного выполнения творческой работы.
При выполнении творческих проектов в 5-х - 8-х классах особенно серьезно отношусь к выбору его темы. Задание выдаю заранее, еще в начале учебного года, а завершается проект в 4-й четверти. За это время учащийся должен определиться с выбором изделия, возможно с помощью родителей, чтобы оно было полезным для дома. Один раз в две недели провожу с учащимися консультации. К началу 4-й четверти тема проекта должна быть определена. Как правило, темы для учебного проектирования учащиеся выбирают по своему желанию, но утверждаются мной, что позволяет учитывать индивидуальные возможности и способности учениц. При выборе тем творческих проектов учитываю следующие факторы:
1) востребованность изделия потребителем;
2) сложность и трудоемкость изделия;
3) личные интересы и возможности учащегося;
4) возможности материальной базы.
После этого на вводном уроке по выполнению творческого проекта коллективно обсуждаем выбранные темы, ожидаемую полезность, эскизы, предполагаемые конструкцию, технологию изготовления, художественную отделку. При этом я предоставляю полную свободу в обсуждении как собственных, так и   проектов товарищей, учитывая, что перед учащимися поставлена интересная проблема и для решения мобилизуется весь их творческий потенциал. На мой взгляд, именно в проектной деятельности учащиеся должны научиться использовать высказывания, начинающиеся со слов: «я так считаю, потому что ...», «я предлагаю ...», «я предполагаю, потому что ...», «я не согласен, потому что ...», «мне кажется ...». Она же является предпосылкой установления тесных взаимосвязей между учителем и учащимися. Постоянное привлечение учащихся к самостоятельному творческому решению поставленных проблем способствует их непрерывному творческому развитию.
Кроме предоставления школьникам свободы в выборе проекта и подборе творческой группы, желательно, чтобы у каждого учащегося перед началом работы был своеобразный путеводитель, алгоритм последовательных действий. Представляется, что это может быть памятка для учащегося примерно такого вида.
П А М Я Т К А     У Ч А Щ Е Г О С Я
I. Осознание нужд или проблемы.
Нужды начинаются там, где ты стоишь. Где бы ни появились люди, появляются проблемы, требующие решения. Твоя проблема должна быть оформлена в виде краткого описания. Оно должно четко формулировать то, что ты собираешься делать.
II. Исследование и развитие идей.
 Следующий шаг – найти как можно больше информации по твоей проблеме. Необходимо записывать все, что, на твой взгляд, может помочь тебе. Включай эскизы, диаграммы, пометки. 
Подумай о:
- времени – как долго ты будешь решать эту проблему?
- материалах – какие материалы имеются в твоем распоряжении?
- стоимости – сколько это будет стоить?
- функциях – для выполнения каких функций нужен данный объект?
- внешнем виде – как он будет выглядеть?
Развивая свои идеи – помни, что простые идеи – часто лучшие идеи.
III. Планирование и изготовление.
Сейчас ты должен составить план, как ты собираешься решить данную проблему. Запиши порядок своей работы. Тщательно продумай, сколько времени необходимо тебе, какое оборудование понадобится.
IV. Испытание и оценка.
Решил ли ты проблему? Подумай об этом и спроси других людей. Может, тебе необходимо произвести изменения в твоем проекте или может быть, начать все заново? Очень небольшое количество дизайнерских решений безупречно, всегда есть путь для улучшения!
 
Каждый проект состоит из теоретической и практической частей. Работа над проектом начинается после составления плана выполнения проектов, подбора литературы для их выполнения. Помимо книг и периодической печати, журналов, материалов выставок, музея, рекомендую по возможности использовать современные средства информации, телепередачи, видеофильмы, компьютерные технологии.
Работа над выполнением практической части начинается после ряда тренировочных уроков (выполнение образцов швов, поузловой обработки, изучение правил техники безопасности). Практическая часть проектов по изучению раздела «Проектирование и изготовление одежды» представляется образцами готовых изделий в зависимости от возраста исполнительниц (фартуки, юбки, плечевые изделия), различных фасонов и назначений.
Объем ученического проекта составляет не менее 10 страниц (написанные от руки, машинописные, набранные на компьютере). Первую проверку провожу в черновом варианте, затем после разработки школьницами инструкционных (технологических) карт, качество работы контролирую во второй раз. По окончании составления графической части проекта, эскиза изделий, тренировочных работ ученицы приступают к изготовлению изделия.
Подобное методическое планирование работы является целесообразным, т.к. оно не только снижает высокую общую нагрузку школьниц, но и способствует ее постепенному осмыслению ими учебного материала.
В защите проектов, относящихся к разделу «Проектирование и изготовление одежды», ученицы представляют изготовленные изделия и к нему пояснительную записку, которая состоит из следующих разделов: выбора и обоснования темы проекта, исторической справки, банка идей и предложений, выбора модели, разъяснение технологии выполнения проекта технологической последовательности выполнения работы, перечня оборудования, инструментов, приспособлений, экономическое обоснование, рекламного проспекта. Защитная речь учащихся состоит из названия темы, цели, задач проекта, исторической справки, экономического обоснования, собственного описания работы над изделием, выводов самооценки работы. Членами «аттестационной комиссии» являются сами учащиеся. Во время защиты проектов стимулируется активность учениц на беседу с защищающими проект одноклассницами. Так, во время защиты проектов по разделу «Проектирование и изготовление одежды», девочки задают вопросы по всем разделам курса (технологии изготовления швов, поузловой обработки, конструированию и моделированию и т.п.). Оценку выставляю по соответствию модели возрасту учащегося, подбору ткани (цвет, фактура, цветовое сочетание), сложности фасона (конструкция, детали, отделка), соблюдению технологии обработки ткани, дополнениям к швейным изделиям, за показ модели, ответы на вопросы и за наличие соответствующей документации. Свою оценку сравниваю с коллективной оценкой учащихся, и прихожу к окончательному решению после контроля и анализа творческих работ.
 Анализируя результаты использования метода проекта в обучении, я пришла к выводу, что ядром мотивации проектной деятельности является уровень технической подготовленности учащихся, возрастные особенности учащихся. Так для учащихся 5-х–6-х классов характерно стремление к воспроизведению вызвавших интерес объектов, ожидание личного успеха.
Учащиеся 7-х–8-х классов, хотя и тяготеют к выбору знакомых объектов и нацелены на успешный результат, но уже проявляют попытки добиться оригинальности. Для старшеклассников характерны нацеленность на достижение результата, желание испытать свои силы и возможности, хотя им присуще и стремление к личному успеху, беспроблемности в выполнение задания.
Изучение, наблюдение и анкетирование учащихся позволяет сделать следующее заключение: в 5-м–6-м классе определить круг потребностей, и даже само изделие учащимся помогает учитель. Например, он предлагает спроектировать и изготовить передник (фартук) для мамы или бабушки. Кроме того, учитель сам точно определяет, из какого материала должно быть изготовлено изделие.
Пятиклассники, шестиклассники в силу своей технической подготовленности, используют простую формулировку проектной задачи с перечнем нескольких критериев для ее рассмотрения. И, в отличие от старших классов, где возможны групповые проекты, учащиеся 5-х–6-х классов характерна индивидуальная деятельность при работе над проектом. В результате того, что учащимся предлагался только один вид изделия, некоторые девочки, облегчая себе задачу, пытались копировать работы одноклассниц. Только создание атмосферы конкуренции, обстановки соревнования позволило настроить учащихся на творческую ноту.
Важно заметить, что в процессе выполнения проектного задания неоднократно возникают те или иные сложности, но, тем не менее, некоторые работы были выше по уровню выполнения, чем другие. Это в свою очередь дало возможность определить способности каждого учащегося для того, чтобы усложнить выполнение проектного задания в будущем.
Что касается 7-х–8-х классов, то учащиеся самостоятельно выбирают темы проектных заданий, в зависимости от того, какой вид работы им нравится. Здесь, в отличие от учащихся 5-х–6-х классов, ученики сами выбирают материал из того, который имелся в наличии, прилагают усилия для поиска нужных материалов. Усложнение выполнения проекта было связано со способами постановки задачи. Кроме того, проекты учащихся 7-х–8-х классов, в отличие от так “называемых проектов” учащихся 5-х–6-х класса, содержат всю необходимую документацию, расположенную в строгой последовательности, также здесь отмечается максимальный подъем творческой активности, что позволяет детям наиболее полно проявить свою фантазию, творческую инициативу.
Таким образом, при предъявлении учащимся проектных заданий следует учитывать уровень их развития. Абсолютное большинство из них способны справиться и решить несложные задачи. Кроме того, при выполнении такого рода заданий важно осуществлять подбор творческих заданий в соответствии с познавательными интересами, склонностями и способностями учащихся, изучать психолого-педагогические и теоретические основы данного метода, знать и грамотно применять методические приемы организации проектной деятельности.
Все сказанное выше можно представить в виде таблице: 
 
 
  
 
 
 

 
Особенности проектирования в 5-х – 8-х классах с учетом возрастных особенностей учащихся
Класс
Возрастные особенности
Особенности проектной деятельности
Цель
Вид проекта
Основные этапы проектирования
Оценивание результатов
5-6
 
 
 
Учащимся характерен малый объем знаний, не умение оценивать свои возможности, не умение находить нужную информацию, низкая способность к доработке, относительная легкость в выборе объектов труда, ограниченность функциональной грамотности, выполнение работы руками.     Спектр интересов – репродукция и смелость выбора интересующего объекта труда, пробы и ошибки, подмена видов деятельности, овладение новыми умениями, ожидание личного успеха.
Овладение учащимися новыми знаниями, умениями и навыками; формирование основ технологической, графической, экономической и экологической грамотности учащихся; изготовление швейных изделий простых конструкций (фартук, косынка, юбка, шорты)
Выполнение простейших проектов, связанных с основными процессами материального производства – изготовление изделий.
 
Индивидуальная работа учащихся над проектом.
 
 
·Анализ технического задания;
·установление технических требований;
·оценка материальных и профессиональных возможностей для разработки и реализации проекта;
·эскизирование
·деталировка,
·изготовление образца;
·определение его примерной «цены»;
·защита проекта.
При оценке учитывается уровень подготовленности учащихся их малый объем знаний, умений и навыков.
7-8
У учащихся наблюдается, пусть заниженная, но уже оценка своих возможностей, наличие критики постановки задач, отказ от помощи, работа в одиночестве. Осторожность в выборе объекта труда и боязнь неуспеха, выполнение работы руками, но уже под контролем головы.
Спектр интересов – выбор знакомого или нужного объекта, попытки оригинальности решения, желание достигнуть успеха, любопытство, нацеливание на результат.
Совершенствова-ние полученных ранее знаний, умений и навыков; изготовлению плечевых изделий, сложных конструкций с цельнокроеным и втачным, рубашечным рукавом (халаты, блузы, блузоны, куртки-ветровки, рубашки, ночные рубашки и т. д.), исследовательская работа по народному костюму, истории моды; разработка бизнес-плана организации школьного ателье.
Выполнение материальных, исследователь-ских проектов.
 
Возможно выполнение парных и групповых проектов.
·Анализ технического задания;
·установление технических требований;
·оценка материальных и профессиональных возможностей для разработки и реализации проекта;
·эскизирование
·деталировка,
·изготовление чертежей;
·макетирование
·выявление противоречий,
·составление технологической карты;
·изготовление изделия, образца;
·экономическое обоснование;
·реклама проекта;
·защита проекта.
·                        
Учитывается сложность задания, совершенствова-ние трудовых умений, точность в выполнении операций.
 

 
Проектный подход или метод проектов, предложенный еще на заре ХХ века, обещает образованию многое. Однако и от учителей он требует немалого как при освоении его рабочих приемов, так и при организационном встраивании в сложившуюся систему обучения. Из-за этого его путь к признанию был долог и труден, да и сегодня еще отнюдь не усыпан розами.С точки зрения школы проектный подход значим двояко. Прежде всего, он есть учебное средство, дающее надежду успешнее справляться с рядом «вечных» образовательных проблем; но само включение этого средства в учебный процесс дает учащимся некое жизненно – практическое умение, полезное каждому выпускнику независимо от избранной им профессии, специальности и дальнейшей карьеры.
В основе метода проектов как педагогической технологии лежит развитие познавательных, творческих навыков учащихся, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления. Кроме того обучение учащихся на уроках технологии с применением проектных заданий способствует развитию художественно – эстетических качеств личности учеников, развитию индивидуальных и творческих способностей, умению целенаправленно искать, добывать и использовать нужную информацию; формирует технологическую культуру учащегося и творчески думающую, активно действующую и легко адаптирующуюся личность школьников, что необходимо для деятельности в современных социально – экономических условиях. У учащихся вырабатывается и закрепляется привычка к анализу потребительских, экономических, экологических и технологических ситуаций, способность оценивать идеи исходя из реальных потребностей, материальных возможностей и умений выбирать наиболее технологичный, экономичный, отвечающий требованиям дизайна способ изготовления объекта проектной деятельности (продукта труда).
В результате проектной деятельности полнее обеспечиваются современные требования к развитию обучающихся. Выполняются и осваиваются не только конкретные трудовые действия, но и решаются разнообразные конструкторско–технологические задачи, возникающие в ходе выполнения проектов, анализируются факторы, влияющие на конструкцию, форму и дизайн объектов труда (моделей, изделий).
Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся – индивидуальную, парную, групповую, которую учащихся выполняют в течение определенного отрезка времени. Работа по методу проектов предполагает не только наличие и осознание какой-то проблемы, но и процесс ее раскрытия, решения. Использование данного метода позволяет на деле реализовать деятельностный подход в трудовом обучении учащихся и интегрировать знания и умения, полученные ими при изучении различных школьных дисциплин на разных этапах обучения.
Важно помнить, что для плодотворной и творческой работы в области проектов, при предъявлении учащимся заданий в форме конструкторско-технологических задач следует учитывать их индивидуальные особенности, степень подготовки, возрастные и физиологические особенности, необходимо определять тематику творческих проектов исходя из реальных условий: материальной базы, количества учебных часов, возраста учащихся, давать учащимся, тот необходимый объем содержательной части, который создает мотивацию к творческой работе, позволяет выполнять качественные проекты на высоком эстетическом уровне.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
 
1. Баранов С.П. Педагогика. [Текст] // С.П. Баранов. - М.: Просвещение, 1987. – с. 241 – 243.
2.  Бершадский М.Е., Гузеев В.В. Дидактические и психологические основания образовательной технологии. [Текст] // М.Е. Бершадский, В.В. Гузеев. -   М.: Центр «Педагогический поиск», 2003. – 256с.
3.  Васин Е. К. Работа над проектом в 5 классе. [Текст] // Е.К. Васин. // Школа и производство. – 2004. - №7. – с. 34 – 35.
4. Гилева Е.А., Егоров С.Ю. Формируем у школьников технологическую культуру. [Текст] // Е.А. Гилева, С.Ю. Егоров.   // «Школа и производство». – 2001. - № 4. – с. 25 – 28.
5. Жураковская В.М., Симоненко В.Д. Десять творческих проектов для учащихся 7 – 9 классов. [Текст] // В. М. Жураковская, В. Д. Симоненко. – Брянск, 1997.
6. Капустин В.С. Методика занятий по разделу «Проект» в 5 – 7 классах. [Текст] // В.С. Капустин. // «Школа и производство». – 1999. - № 4. – с. 33 - 34, 36 - 37.
7.  Кругликов Г.И. Методика преподавания технологии с практикумом. [Текст]: Учебное пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений. // Г.И. Кругликов. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – с. 30 – 35, 201 – 203, 251 – 259, 480.
8. Крылов Н.В. Проектирование в технологии. [Текст] // Н.В. Крылов. // «Школа и производство». – 2002. - № 1. – с. 7 – 9.
9. Программно-методические материалы: Технология. 5 – 11 кл. – 4-е изд., стереотип. [Текст] // Сост. А. В. Марченко. – М.: Дрофа, 2001. – с. 46, 136.
10. Мельникова Л.В., Осипова Л.В., Фридман Т.Б. Методика трудового обучения. [Текст]: Учебное пособие для учащихся пед. уч-щ. //                       Л.В. Мельникова, Л.В. Осипова, Т.Б. Фридман - М.: Просвещение, 1985. – с. 51 – 52.
11. Павлов М.Н., Питт Дж. Проектный подход в обучении технологии. [Текст] // М.Н. Павлов, Дж. Питт. // «Школа и производство». – 2003. - № 2. – с. 11 – 14 .
12. Селюкова Т.Н. Методические рекомендации по методу проектов. [Текст] // Т.Н. Селюкова. – Белгородский обл. научно-методический центр содерж. образования (НМЦСО), 2000. – 14 с.
13. Технология. Метод проектов в технологическом образовании школьников. [Текст]: Пособие для учителя. // Под редакцией И.А.Сасовой. – М.: Вентана-Граф. 2003
14. Современная дидактика. [Текст]: Учеб. для вузов. // А. В. Хуторской. - СПб.: Питер, 2001. – 536 с.
 
 
 
 

Смотреть русские видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн