Видео ролики бесплатно онлайн

Смотреть вк видео

Официальный сайт sosamba138 24/7/365

Смотреть видео бесплатно

НФПК
Проект реализуется
Национальным фондом подготовки кадров
Вы не зарегистрированы

Авторизация



Слет специалистов оптики: загадочные оптические явления

Фото пользователя Ольга Владимировна Свириденко
Размещено: Ольга Владимировна Свириденко - чт, 03/02/2011 - 00:15
Данные об авторе
Автор(ы): 
Свириденко Ольга Владимировна
Место работы, должность: 
МОУ «СОШ р.п. Красный Текстильщик Саратовского района Саратовской области»
Регион: 
Саратовская область
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
основное общее образование
Уровень образования: 
среднее (полное) общее образование
Целевая аудитория: 
Учащийся (студент)
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Класс(ы): 
8 класс
Класс(ы): 
11 класс
Предмет(ы): 
Физика
Цель урока: 
Закрепление и совершенствование знаний обучающихся по теме «Световые явления»; формирование умений школьников применять знания для объяснения природных оптических явлений. Развитие ключевых компетентностей обучающихся: познавательных, коммуникативных, информационных, научно-исследовательских.
Тип урока: 
Урок комплексного применения ЗУН учащихся
Используемые учебники и учебные пособия: 

 

1. Элементарный учебник физики: Ландсберг Г.С. – Учебное пособие в 3-х т. Т. III. Колебания и волны. Оптика. Атомная и ядерная физика. – 10-е изд., перераб.- М.: Наука. Главная редакция физико-математической литературы, 1986.– 656 с., ил.
2. Перельман Я.И. – Занимательная физика – Изд. 12-е, «Наука», главная редакция физико-математической литературы – Москва 1976.
3. Комисарова О.В. Слет специалистов оптики,- Физика в школе, 2002, № 1
4. Проклова В.Ю. Оптические явления в природе, - Первое сентября. Физика, 2005, № 2
5. Тульчинский М.Е. Качественные задачи по физике в средней школе. Пособие для учителей. Изд.4-е. переработ. и доп. М., "Просвещение", 1972
6. Лукашик В.И., Иванова Е.В. Сборник задач по физике для 7 - 9 классов общеобразовательных учреждений/ - 22-е изд. - М.: Просвещение, 2008. - 240 с.: ил.
7. Фурсов В.К. Задачи-вопросы по физике. Пособие для учителей. М., "Просвещение",1977

 

Используемые ЦОР: 

 

ЦОР №19 тестовая работа «Световые явления» (№ 186557) http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/8b74c9c3-9aad-4ae4-abf9-e8229c87b786/110356/?inter>
слайд-шоу «Миражи» (№ 186301), http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/8b74c9c3-9aad-4ae4-abf9-e8229c87b786/110356/?inter>.

 

Краткое описание: 
Цель игры: вовлечение обучающихся в работу по изучению материала по теме «Оптические явления в природе». Организационный замысел: класс делится на три группы: группа специалистов по загадкам природы, группа «журналистов» известных научно-популярных изданий «Квант», «Наука и жизнь», «Вокруг света», и т.д., группа экспериментаторов. Тема «Загадочные оптические явления» изучается группой специалистов, однако каждое из них недостаточно знакомо с выводами и методами исследований своих коллег. Группа журналистов подбирает и составляет загадки и вопросы, работая с различными источниками информации. Группа экспериментаторов готовит опыты-загадки. Задача участников слета: 1) изучить оптическое явление и ознакомить всех с вопросами, которые разрабатывались в данной группе, подготовить презентации и буклеты по теме. 2) подготовить интересные вопросы для проведения пресс-конференции. 3) подготовить интересные опыты-загадки. Все специалисты должны быть готовы ответить на вопросы. Чтобы оценить вклад каждого и группы в проведении слета, за оригинальные вопросы и ответы, интересные доклады выдают жетоны. По количеству набранных жетонов и можно дать оценку работы. План слета специалистов (этапы урока): (вывешивается заранее в кабинете) I. Проверь себя II. Сообщение специалистов: 1. Миражи. 2. Гало, глории, нимбы. 3. Брокенский призрак. 4. Радуга. III. Пресс-конференция специалистов по загадочным оптическим явлениям. IV. Выступление экспериментаторов V. Экспертиза знаний. VI. Рефлексия. VII. Подведение итогов. Подготовка к мероприятию. Обучающиеся выбирают тему (в данном случае «Загадочные оптические явления») и роли. Тему разбивают на подтемы так, чтобы их число соответствовало числу групп «специалистов» в классе: 1. Миражи. 2. Гало, глории, нимбы. 3. Брокенский призрак. 4. Радуга. Для каждой группы составляется информационная карта (в ней - название подтемы, перечень вопросов, которые нужно раскрыть, и список литературы), а также карточку демонстратора (там - название подтемы, список опытов, которые требуется осуществить, и указания, где они описаны). Готовят также наборы книг и пособия по физическому эксперименту, презентации в программе Power Point. Поясню на примере информационной карты по изучению явления миражи. Название подтемы: Оптическое явление «Мираж» План изучения явления: 1. изучить теоретические основы явления; 2. аргументировано объяснить оптическое явление; 3.экспериментально смоделировать в нашей школьной лаборатории возможность наблюдения. Рекомендуемая литература: 1. Элементарный учебник физики: Ландсберг Г.С. – Учебное пособие в 3-х т. Т. III. Колебания и волны. Оптика. Атомная и ядерная физика. – 10-е изд., перераб.- М.: Наука. Главная редакция физико-математической литературы, 1986.– 656 с., ил. 2. Перельман Я.И. – Занимательная физика – Изд. 12-е, «Наука», главная редакция физико-математической литературы – Москва 1976. В карточке демонстратора по этой подтеме после ее названия стоит: 1) наблюдения явления мираж в школьной лаборатории. Лит.: Демонстрационный эксперимент по физике в старших классах средней школы.-М., 1967.-Ч. I .-С. 342- 343. план-конспект урока физики

 

Задачи урока:
Образовательные: обобщить знания обучающихся по теме «Световые явления» в ходе выявления физической сущности природных оптических явлений (радуга, мираж, гало, глории, венцы, брокенский призрак);
способствовать формированию: коммуникативной культуры, информационной культуры; навыков учебно-исследовательской, проектной деятельности школьников
 научить: выделять главное, обобщать, систематизировать, делать выводы;
способствовать развитию: критического мышления, развитию умения презентовать и защищать свою работу перед оппонентами.
 

Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют/приобретут/закрепят/др. ученики в ходе урока:

 

Актуализируют и закрепляют: законы отражения, преломления, прямолинейного распространения света; понятия «дисперсия света», «спектр», «оптическая плотность среды»; явление полного внутреннего отражения.

Приобретут: навыки учебно-исследовательской, проектной деятельности; навыки самостоятельного прохождение материала с оценкой результатов; коммуникативные и информационной компетенции.

 

Мотивация учащихся:
Данное мероприятие можно провести в конце учебного года как завершение в 8 классе темы «Световые явления», как итоговое занятие элективного курса «Оптические явления», как интегрированное мероприятие в рамках предметной декады, как урок-защиту группового проекта «Загадочные оптические явления». С исследовательскими работами, выполненными в ходе работы над проектом, обучающиеся успешно принимали участие в различных научно-практических конференциях и конкурсах
 
Ход и содержание урока
 
1. Организационный этап.  
Мы рады приветствовать всех участников и гостей слета специалистов оптики. Данное мероприятие является заключительным этапом работы над проектом «Загадочные оптические явления», специалисты представят свои работы, а представители известных научно-популярных изданий имеют возможность получить ответы на интересующие их вопросы в ходе пресс-конференции (слайд 4). Познакомимся с планом Слета (слайд 5).
План слета специалистов оптики:
I. Проверь себя
 II. Сообщения специалистов по загадочным оптическим явлениям
 III. Физминутка «Гимнастика бодрости»
 IV. Пресс-конференция специалистов по загадочным оптическим явлениям
V. Выступление экспериментаторов
 VI. Экспертиза знаний
 VII. Рефлексия
  VIII. Подведение итогов
Просьба к участникам Слета:
 соблюдать регламент, 
 быть взаимно вежливыми,
 добросовестно заполнить оценочный лист самоконтроля  участника Слета
2. Актуализация знаний (слайд 6)
Готовы ли мы осознанно работать на уроке? Чтобы ответить на данный вопрос предлагаю вам проверить свои знания  по теме «Световые явления».
Проверка знаний обучающихся по теме «Световые явления»: ЦОР «№ 7 Запомни «Световые явления» (№186434):
1.Миражи.
2. Гало, глории, венцы
3. Радуга
4. Брокенский призрак
Перед каждым выступлением учитель озвучивает загадку. Ответ на загадку является гиперссылкой ученической презентации.
(презентация учителя: слайд 8, Слайд 9, Слайд 10, Слайд 11).
 
5. Физминутка «Гимнастика бодрости».
Комплекс упражнений для бодрости ума и профилактики заболеваний органов зрения с музыкальным сопровождением (слайд 12-17). Эти упражнения снимают напряжение в мышцах головы и глаз.
 
5.«Пресс-конференция для журналистов известных изданий «Квант», «Наука и жизнь», «Вокруг света» ит.д.» Ролевая игра: ученики, представившись журналистами  конкретного издания, задают вопросы.  
Учитель выступает в роли ведущего, следит за верностью рассуждений обучающихся.
 
Вопросы «Группы журналистов», обращенные к специалистам по загадочным явлениям
1. В 1085 г. – знамение в граде Ярославе. С утренних часов стоял круг до полуночи, на другой день к полудню явился второй круг. В нем крест с короною, и солнце мрачное. И под большим кругом явилась радуга.
Вопрос: Какие явления описаны в этих отрывках? Чем они могут быть объяснены?
Ответ: Это описание гало – светового явления, связанного с преломлением и отражением света в ледяных кристалликах, находящихся в воздухе.
2. Один парижский аббат в своем сочинении (1781 г.) сообщает, что ему удалось наблюдать радугу, находясь в Париже, у одного ее конца, в то время как другой ее конец упирался в предместье города.
Вопрос: возможно ли такое?
Ответ: Видеть радугу, стоя у одного ее конца, нельзя. Глаз наблюдателя всегда находится на прямой линии, соединяющей центр радуги с центром солнечного диска. По этой причине два разных наблюдателя никогда не видят одну и ту же радугу.
3. Пасечник Рудый Панько из произведения Н.В. Гоголя «Вечера на хуторе близ Диканьки» рассказывал: «За Киевом показалось неслыханное чудо. Все паны и гетьманы собиралась дивиться сему чуду: вдруг стало видимо далеко во все концы света. Вдали засинел лиман, за Лиманом разливалось Черное море. Бывалые люди узнали и Крым, горою подымавшийся из моря, и болотный Сиваш. По левую руку видна была Галичская.
Вопрос: Что это такое?
Ответ: Это – мираж.
4. Путнику, поднявшемуся на степной бугор тихим солнечным утром, иногда кажется, что далекие предметы отражаются в водной глади.
Вопрос: О каком явлении идет речь? Почему происходит эта иллюзия? Какое влияние на показатель преломления воздуха оказывает его нагревание?
Ответ: Это явление – мираж. Эта иллюзия происходит потому, что, лучи, идущие от предметов в направлении почвы, испытывают полное отражение от припочвенного слоя воздуха и лишь, затем попадают в глаз наблюдателя. Полное отражение может происходить только от оптически менее плотной среды. Солнечные лучи нагревают поверхность Земли. От нее нагреваются нижние слои атмосферы. Их показатели преломления при этом уменьшаются.
5. В рассказе А.И. Куприна «Черная молния» написано: «Глубокой зимой, в день ужасного мессианского землетрясения, утром… часов в десять-одиннадцать на совершенно безоблачном небе вдруг расцвела радуга. Она обоими концами касалась горизонта, была необыкновенно ярка и имела в ширину градусов сорок пять, а в высоту двадцать – двадцать пять. Под ней, такой же аркой, изгибалась другая радуга, но несколько слабее цветом, а дальше третья, четвертая, пятая. И все бледнее, и бледнее – какой-то сказочный семицветный коридор. Это продолжалось минут пятнадцать. Потом радуги растаяли, набежали…тучи, и повалил сплошной снежище».
Вопрос: Возможно ли описанное явление?
Ответ: Описанное явление возможно. «Когда бы радуга ни возникла, она всегда образуется игрой света на каплях воды. Обычно это дождевые капли, изредка – мелкие капли тумана. Если вы когда-нибудь услышите, что кто-то видел радугу в падающем снеге или на совершенно чистом небе, будьте, уверены, что снег был полурастаявшим или радуга была видна на моросящем дожде, который временами идет без всяких туч». (М. Миннарт. Свет и цвет в природе. М., «Наука», 1969, стр. 181). Возникает сомнение относительно расположения радуг второго, третьего и высших порядков. Для радуги второго порядка теория дает угол 51 град,т.е. эта радуга должна быть вне первой яркой дуги, а не внутри ее.
6. Можно ли в полдень 22 июня увидеть радугу в Москве?
Ответ: Радуга видна лишь тогда, когда высота Солнца над горизонтом не превышает 42 град. Высота же полуденного Солнца 22 июня на широте Москвы равна 57,5 град.
7. В какой части неба может появиться радуга ранним утром?
Ответ: В западной.
8. Когда радуга бывает выше: в 4 или в 5 ч пополудни?
Ответ: В 5 ч, т.к., чем ниже опускается Солнце, тем выше поднимается точка О (центр радуги). Следовательно, радуга все большей дугой поднимается над горизонтом, а при заходе Солнца она становится полукруглой.
9. Как искусственным путем получить радугу?
 
6.Выступления экспериментаторов.
Группа экспериментаторов показывает всем интересные опыты-загадки.
Учитель следит за соблюдением техники безопасности, за верностью рассуждений обучающихся.
(При отсутствии возможности  демонстрации,  опыты можно заменить просмотром видеороликов без звука (слайд 19), предложив детям объяснить наблюдаемые явления, а затем заслушать объяснение.)
Опыт 1 – палочка-невидимка. (Стеклянную палочку опускают в глицерин. Она не видна, т.к. показатель преломления стекла и глицерина почти равны). Почему палочка становится невидимкой?
Опыт 2 – блестящая закопченная ложка. (Ложку, покрытую сажей опускают в воду. Из черной она превращается в блестящую.) Почему блестит в воде закопченная ложка?
Ответ: Из-за копоти поверхность ложки покрыта слоем воздуха, на границе которого с водой происходит полное внутренне отражение освещающего ложку света.
Опыт 3 – радуга. Оставить в конденсаторе проекционного фонаря одну линзу (вторую линзу и объектив снять) и получить, таким образом, почти параллельный пучок света. На пути этого пучка поставить колбу с дистиллированной водой, загородив его от зрителей небольшим экраном. Пучок вторичных лучей, идущих в виде конической поверхности от колбы в сторону фонаря, образует на экране радужное кольцо. Объяснить явление. Начертить ход лучей в колбе.
Ответ: наблюдаемое явление – радуга. Пучок лучей, вошедших в воду, претерпевает в колбе полное внутренне отражение и два преломления. Так как лучи разных цветов преломляются под разными углами, то белый свет разлагается на составные лучи (дисперсия).
Опыт 4. – смешивание цветов. (берут картонный круг с цветными секторами: красный – 51 град, оранжевый – 33град, желтый – 55 град, зеленый – 67 град, голубой – 68 град, синий – 10 град, фиолетовый – 76 град,; вставляют его проходящую через центр ось-ножку в центробежную машину. Цвета как бы смешиваются, а на самом деле вследствие инерции зрения «сливаются» почти в белый цвет. Почему происходит это явление?
 
8.Рефлексия
1.Еще раз обратить внимание обучающихся на основные законы отражения и преломления света.
ЦОР:
Видеоролик - анимация "Закон отражения"   Видеоролик - анимация "Преломление света"
слайд-шоу «Миражи» (№ 186301), http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/8b74c9c3-9aad-4ae4-abf9-e8229c87b786/110356/?inter>.
2. Отметить свое эмоциональное состояние на оценочном листе самоконтроля участника Слета.
9.Подведение итогов. Оценка получившихся презентаций, буклетов,  подсчет числа заработанных баллов, общие результаты.
7.Экспертиза знаний (всех участников слета). (слайд 20)
ЦОР №19 тестовая работа «Световые явления» (№ 186557) http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/8b74c9c3-9aad-4ae4-abf9-e8229c87b786/110356/?inter>
Индивидуальная работа учеников на ПК. Самопроверка. Выставление отметки в оценочный лист самоконтроля.

 

 

 

Прикрепленный файл Размер
SviridenkoOW_konspekt.FestivalMM1_.docx 89.05 Кбайт
SviridenkoOW_FestivalMM1_.ppt 1.06 Мбайт
SviridenkoOW_opisanie multimedia.FestivalMM1_.docx 25.98 Кбайт
SviridenkoOW_anatazia_.docx 18.71 Кбайт

»  Тэги к этому документу:
»  Размещено в сообществах:   

Фото пользователя Ольга Владимировна Свириденко

На: Слет специалистов оптики: загадочные оптические явления


Уважаемые коллеги! Познакомиться полностью с данной разработкой, с работами обучающихся можно по адресу http://moemesto.ru/OlgaSvir/link/10534183

OlgaSvir



Поиск

Loading
Муниципальные научные лаборатории Саратовской области

Оценка материала

...

В хорошем качестве hd видео

Онлайн видео бесплатно