Вы не зарегистрированы

Авторизация



Методика исследования мотивов учения

Фото пользователя Ирина Константиновна Еремина
Submitted by Ирина Константиновна Еремина on Sat, 19/02/2011 - 13:08

 Методика исследования мотивов учения


1. Цель: выяснить ведущие мотивы учебной деятельности.
2. Метод: анкета-рейтинг.
3. Инструкция: оцени причины, побуждающие тебя заниматься учебной деятельностью, по пятибалльной системе:
«5» – причина имеет очень важное значение;
«4» – причина имеет большое значение;
«3» – причина имеет небольшое значение;
«2» – причина имеет малое значение;
«1» – причина не имеет никакого значения.

Выполнение инструкций

№ п/п

МОТИВЫ

1

2

1

Понимаю, что ученик должен хорошо учиться по всем предметам

2

Осознаю свою ответственность за учение перед классом

3

Хочу получать одобрение и похвалу учителя

4

Хочу быть лучшим на занятиях

5

Планирую в будущем быть лучшим по предмету

6

Хочу развить в себе гибкость и аналитический склад ума

7

Хочу быть образованным человеком, развитым человеком

8

После школы надеюсь поступить в вуз

9

Нравится участвовать в предметных олимпиадах

10

Люблю заниматься самообразованием

11

Нравится, когда учитель объясняет новый материал

12

Интересно выполнять сложные упражнения и задания


Обработка полученных данных:

1. Социальные мотивы
а) широкие социальные – 1, 2 пункты;
б) узкие специальные – 3, 4 пункты.
2. Познавательные мотивы – 9, 10, 11, 12 пункты.
3. Мотивы личностного роста – 5, 6, 7, 8 пункты.
 
Подсчитать средний балл по каждой группе мотивов (сумму баллов разделить на количество участников анкеты). По среднему баллу сделать вывод о преобладании тех или иных мотивов.
 
Познавательные мотивы реализуют потребность ребенка в знаниях, они связаны с проявлением интереса, любознательности, стремлением узнать новые факты, сведения.
 
Социальные мотивы:
а) широкие социальные мотивы связаны с пониманием своего долга и ответственности перед обществом (группой, классом, командой и т. д.), необходимости учения;
б) узкие социальные выражаются в желании получить социальное одобрение, признание, расширить социальные права.
 
Мотивы личностного роста проявляются в потребности самосовершенствования, саморазвития, самореализации, самоактуализации, самоопределения.
Результаты проведенного исследования подкрепить данными наблюдения, схема которого прилагается.
Схема наблюдений.
1. Познавательные мотивы:
– ученики охотно сотрудничают с учителем, одноклассниками при обсуждении возможных вариантов ответов на поставленные вопросы;
– проявляют максимум активности, заинтересованность при встрече с чем-то новым, неизвестным;
– проявляют готовность к выполнению задания содержательного характера (освоить новое упражнение, овладеть техникой исполнения и т. д.);
– проявляют неудовлетворенность при поверхностном, схематичном, формальном подходе к учебной работе;
– всегда стремятся дойти до сути явления, понятия;
– используют в учебе источники получения знаний – словари, энциклопедии, дополнительную литературу и т. д.).
2. Социальные мотивы:
– учащиеся проявляют чувство долга, ответственность, желание и готовность выполнять любое поручение учителя, необходимую работу, но, с их точки зрения, престижную;
– проявляют высокую инициативность в выборе сложного задания, доказывающего его высокий статус как ученика;
– ориентируются на высокую оценку со стороны педагогов, одноклассников;
– отличаются стремлением к сотрудничеству, взаимопомощи, взаимодействию с окружающими людьми.
3.Мотивы личностного роста:
– учащиеся проявляют большую заинтересованность в получении дополнительных сведений о предмете, стремятся получить консультации по самосовершенствованию от учителя ФК;
– стремятся найти способы и средства саморазвития;
– доброжелательно принимают психологическую поддержку и помощь со стороны учителя и от одноклассников;
– в ходе самонаблюдений и самоанализа обсуждают различные стороны своего отношения к учебе, людям, мыслям, чувствам;
– положительно реагируют на заинтересованность и внимание со стороны окружающих к успехам, продвижение к деятельности, освоение нового задания.

»  Размещено в сообществах:   
Классный  руководитель в современной школе