Официальный сайт circ-a 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Обучение ориентировке в пространстве детей с нарушением зрения

Слепой и слабовидящий специально должны быть обучены тому, что зрячий постигает сам. Л.С. Выготский.

Восприятие пространства относится к сложным видам восприятий и предполагает зрительное восприятие различных пространственных свойств: величину, форму, место положения в пространстве. В восприятие 3х мерного пространства включены следующие функции: 1. Спец. вестибулярного аппарата 2. Глазодвигательных мышц 3. Бинокулярного зрения (глубина пространства) 4. Конвергенция (восприятие удаленности пространства) Пространственное ориентирование – анализ пространственных отношений внешней среды, которое служит основой планирования и регулирования пространственного поведения. Пространственное ориентирование включает три ступени 1. Пространственное различение и восприятие. 2. Пространственное представление. 3. Понимание различных пространственных отношений. Пространственные представления – представления о пространственных свойствах и отношениях, а именно форме, величине, относительном расположении объектов. Причина не сформированности пространственных отношений. 1. Не завершенность сложившихся процессов формирования совместной работы обоих полушарий головного мозга. 2. Обилие появляющихся в речи ребенка словесных обозначений пространственных признаков, которые не подкрепляются соответствующими практическими действиями. Особенности восприятия пространства детьми с нарушением зрения. Нарушения зрения, особенно возникающие в раннем возрасте, отрицательно влияют на процесс формирования пространственной ориентировки детей. Для дошкольников с нарушением зрения характерны недостатки развития движений и малая двигательная активность; у них, по сравнению с нормально видящими сверстниками, значительно хуже развиты пространственные представления, возможности практической микро -и макро ориентировки, словесные обозначения пространственных отношений. Нарушение глазодвигательных функций вызывает ошибки определения детьми формы, величины, пространственного расположения предметов. Исследования проводились с детьми 4 – 5 лет. Составляя, петрушку из геометрических фигур все дошкольники с косоглазием и амблиопией затрудняются словесно обозначать пространственное расположение частей тела. ( По образцу сложить правильно затруднений не вызывает). При соотнесение с помощью зрения и осязания формы предметов с геометрическими эталонами дети не могут дать словесного объяснения выполненного задания. При выявление умений словесно обозначать и определять направления пространства было предложено детям сделать два шага вперед, три назад, посмотреть наверх, вниз, повернуть направо, налево. Большинство детей не дифференцируют правую, левую сторону, понятия вперед - назад. У детей 5 – 6 лет эти же задания особых затруднений не вызывали, за исключением заданий связанных с правой и левой ориентировкой. Кроме того у некоторых детей возникают трудности при ориентировке в частях тела (собственного и напротив сидящего собеседника, большинство детей оказываются не в состояние расставить предметы в соответствие с предложенной схемой). При самостоятельном составление схемы и словесном ее обозначении дети не используют всю поверхность листа. Рисуют не точно. Часто смещают схему к середине листа. Выявились ошибки при собственном передвижение в пространстве. Передвигаясь в заданном направление многие дети не понимают смыслового значения задания. Часть детей знают правую и левую руку, а стороны путают. Причины нарушения: нарушения бинокулярного зрения + неврологическая симптоматика. Коррекционная работа по формированию пространственных представлений. Развитие ориентировки в пространстве слабовидящих детей требует специального обучения активному использованию нарушенного зрения и всех сохранных анализаторов (слуха, тактильно-двигательного восприятия, обоняния и т. д.) Только в этом случае возможно создание у детей целостного обобщенного образа освоенного пространства. Система работы включает: 1. Ориентировку «на себе» и освоению «схемы» собственного тела. 2. Ориентировку на внешних объектах, выделение различных сторон предметов. 3. Освоение и применение словесной системы отсчета по основным пространственным направлениям. 4. Определение расположения предметов в пространстве «от себя», исходная точка отсчета фиксируется на самом субъекте. 5. Определение собственного положения в пространстве, «точка отсчета относительно других объектов», при этом точка отсчета локализуется на другом человеке или предмете. 6. Определение пространственной размещенноси предмета относительно друг друга. 7. Определение пространственного расположения объекта при ориентировке на плоскости, т.е. в 2х мерном пространстве. Определение их расположения относительно друг друга и по отношению к самой плоскости. В процессе обучения дети осваивают значение предлогов и наречий, отражающих пространственные отношения. Выделяют три группы пространственных предлогов и наречий. • предлоги и наречия, отражающие отношения между предметами. • предлоги и наречия, передающие направления движения в пространстве. • предлоги и наречия, отражающие местоположения предмета или действия в пространстве Этапы обучения ориентировки в пространстве детей с нарушением зрения: обучение ориентировке в 3х мерном пространстве. 1 этап на себе. На первоначальном этапе обучаем различать и называть части своего тела. Начинают обучение с выделения симметричных частей тела и обозначение их словами право, лево. Особые трудности дети испытывают при дифференциации правой, левой руки. Формирование этих представлений начинается с называния обеих рук одновременно, в речи подчеркивая различие функций. Далее переходим к формированию понятий о несимметричных частях тела (между, в середине, в центре). 2 этап от себя. Формирование ориентировки в пространстве по основным направлениям. Различаемое ребенком направление пространства связываются с представлением о сторонах собственного тела. Используются задания, в которых необходимо воспроизведение направлений по называнию, самостоятельное обозначение их словами, показ направлений из статического положения. Передвижение в указанном направление, переход их к различению в процессе ходьбы и бега. Усложнение: увеличение количества предметов, увеличение удаленности предметов от ребенка, обозначение направления пространства относительно собственного тела при его повороте на 900 – 1000. Необходимо широко использовать упражнения, требующие дифференцировки основных пространственных направлений в процессе передвижения. Для некоторых детей (детей младшей и средней группы, на первоначальном этапе обучения, для детей с сильным углом косоглазия) с целью облегчения ориентировки в пространстве сложную словесную инструкцию можно разбить по частям в ходе выполнения действий. Постепенно в подобные игры включается игрушка. В конце игры обязательно требуем от ребенка дать словесный отчет. Двигаясь в соответствие с указанными направлениями движения, делая повороты, дети упражняются в определение основных пространственных направлений, при этом ребенок все еще ориентируется «от себя» Усложнение: увеличение площади пространства, увеличение темпа выполнения задания. 3 этап от предмета. Определение местоположения объектов в пространстве. Упражнения по различению основных пространственных отношений на последнем этапе переходит к их сочетанию с упражнениями на определение местоположения объектов. Дети учатся выделять различные стороны у предметов (верхнюю, нижнюю, переднюю, лицевую, заднюю). Следует обучать дошкольников применять освоенную ими систему отсчета по основным направлениям для определения пространственного положения объектов. Сначала выбирается задания требующие ориентировки на ограниченной площади, при близком расположении предметов относительно друг друга. Педагог показывает выполнение задания, ребенок выполняет, повторяет действие, после этого ему задаются вопросы. Далее воспитатель выполняет, какие – либо действия с предметом, а оречевляет ребенок. Предлагаются задания, в которых ребенок занимает активную позицию при размещение игрушек относительно друг друга. При этом активно используется привлечение собственного опыта (поставь кукол также как ты стоишь, когда разговариваешь с мамой, как вы стоите – напротив друг к другу). После этого дети сами выполняют задания, в которых требуется встать в строй или в шеренгу и определить местоположение своих соседей. Работа по определению пространственного расположения объектов относительно друг друга организуется следующим образом: в разных углах комнаты расставляются различные игрушки, ребенок должен рассказать, что он видит, потом меняем местоположение и спрашиваем что изменилось. Обучение ориентировке в 2х мерном пространстве. 4 этап ориентировка на листе бумаги Формируется понятие в центре, по середине, справа , слева, сбоку, по верхней, по нижней, по боковой стороне, левые углы, правые углы. левый нижний угол и т.д. Сначала даем детям лист бумаги квадратной формы, не очень большого размера, после этого тренируем детей на полосе листа потом на плоскости круга, используя задание «зрительный диктант». 5 этап ориентировка на листе бумаги в клетку. Подготовительный этап – обучение ориентировки в клетке Знакомство с понятием ряд и столбик (ряд это клетки расположенные слева на право, столбик это клетки расположенные сверху в низ), дети выполняют следующие задания: поставь точку в середине 2 клетки 5 ряда. Обучение выполнения простых графических узоров (повторение узора, чередование узора) Выполнение сложных графических изображений.


»  Размещено в сообществах:   

Смотреть kino онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн