Используемые учебники и учебные пособия:
Ход урока.
I Организационный момент.
II Письменная проверочная работа по изученным темам.
Задание 1: с помощью приёма условно-графической наглядности изобразить социальную структуру:
а) западноевропейских стран (лимон с развитой центральной частью (средние слои), относительно невысокими полюсами высшего класса (элита) и группами беднейших слоёв);
б) латиноамериканских стран (это Эйфелева башня с широким основанием (беднейшие слои), вытянутой средней частью (средние слои) и верхушкой (элита);
в) стран Восточной Европы России (это своеобразная придавленная к земле пирамида, основание которой составляет примерно 80% населения (бедные слои), около 3-5% -- её вершина; средний же класс, насчитывающий примерно 13% населения, занимает между ними очень тонкую полоску);
Задание 2: Что такое социальные лифты? (перемещение людей и целых групп по вертикали).
Задание 3: Маргинал—это… (человек, находящийся в промежуточном положении, вне какой-либо социальной группы или класса).
III Вступительное слово учителя по теме урока (учащиеся конспектируют в тетрадях).
-- Основными тенденциями развития социальных отношений в России являются:
а) возрастание социальной дифференциации;
б) падение статуса многих массовых интеллектуальных профессий;
в) появление новых социальных групп;
г) усиление маргинализации общества;
д) противоречивость идущих социальных процессов (например, 20-30% населения России живёт за чертой бедности, но -- доходы населения в последние годы возрастают).
IV Беседа по следующим вопросам (индуктивный подход рассмотрения проблемы).
- В чём, по-вашему, главное отличие профессионала от непрофессионала?
- Какая из двух тенденций преобладает в нашем обществе: рост профессионализма или усиление некомпетентности? Выводы обоснуйте.
- Какова сегодня роль образования в достижении более высокого статуса? Что можно сказать о престиже преподавательской деятельности?
- Можно ли утверждать, что большинство людей в нынешних условиях работают много и интенсивно? Если «да», то чем это стимулируется?
- Существуют противоположные оценки возможностей людей изменить свой социальный статус в сложившихся условиях. Одни утверждают, что социальная мобильность резко возросла. Другие считают, что попасть в высшие социальные страты сегодня также трудно, как и 10 лет назад. А каково ваше мнение?
- Какие противоположные тенденции социальной структуры нашего общества нам удалось выявить? (ответы учащихся обобщаются).
V Итоги урока. Оценки выставляются в начале следующего занятия на основе активности учащихся в ходе беседы и результатов письменной проверочной работы.
VI Домашнее задание:(на доске записано учителем во время выполнения учащимися проверочной работы).
1. Составление таблицы.
Появление новой группы и её укрепление в социальной структуре.
|
Изменение традиционного положения (постепенное повышение статуса).
|
Постепенное понижение статуса группы.
|
Перспектива распада группы и её исчезновения.
|
|
|
|
|
Распределить по графам таблицы следующие группы нашего общества: фермеры, высококвалифицированные рабочие, научно-техническая интеллигенция, колхозное крестьянство, предприниматели, канцелярские служащие, офицеры Вооружённых Сил, церковнослужители, казачество, работники правоохранительных органов, чиновничество, преподаватели высшей и средней школы;
2. Смотрите записи в тетради.