Официальный сайт morning-news 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



"Музыка эпохи Ренессанса" урок музыки в 8 классе

Фото пользователя Татьяна Михайловна Марченко
Submitted by Татьяна Михайловна Марченко on Wed, 16/03/2011 - 09:41
Данные об авторе
Автор(ы): 
Марченко Татьяна Михайловна
Место работы, должность: 
МОУ Анашенская СОШ №1, учитель музыки, искусства, школьный библиотекарь
Регион: 
Красноярский край
Характеристики ресурса
Уровни образования: 
все уровни образования
Уровни образования: 
среднее (полное) общее образование
Класс(ы): 
8 класс
Предмет(ы): 
Искусство
Предмет(ы): 
Музыка
Целевая аудитория: 
Все целевые аудитории
Тип ресурса: 
методическая разработка
Краткое описание ресурса: 
Урок с применением разных форм рефлексивной деятельности, с использованием технологии критического мышления.

p { margin-bottom: 0.21cm; }

Методическая разработка сценария по музыке

 

Музыка РЕНЕССАНСА

 

(урок музыки в 8 классе, с применением

разных форм рефлексивной деятельности)

 

Цель: сопоставить музыку Ренессанса разных эпох в соответствии

  • с сюжетной линией

  • стилистическими или жанровыми особенностями

  • представлением о возможностях отображения «портрета эпохи»

 

Формы работы: парная, групповая, коллективная

 

Виды деятельности:

 

  • работа с текстом

  • составление синквейна

  • заполнение сводной таблицы

 

Учитель: Музыка – это особый вид искусства. Если литература, живопись, театр, архитектура, мода доминируют в действительности как внешняя среда обитания и духовная сторона жизни, а музыка звучит, казалось бы, как сопровождение, лишь для немногих – как всеобъемлющий вид искусства, то её роль и значение в ренессансные эпохи обретают основополагающий характер, о чем достаточно свидетельств из классической древности и эпохи Возрождения в Италии, но это больше по трактатам.

У нас же есть возможность слушать музыку Ренессанса в России и знать, что она стала всемирной. Как вы думаете, почему?

Ученики: Потому что Ренессанс – это всемирное явление, определяющее этапы в развитии человеческой цивилизации и культуры.

Учитель: На рубеже 19 – 20 веков в России определяющее воздействие на умонастроение общества оказывали литература, театр, живопись, архитектура. Но в исторической перспективе именно музыка предстает ведущим видом из всех искусств, что предопределяет её блистательное развитие в течение почти всего двадцатого столетия.

Наша задача: доказать, что музыка предстает ведущим видом искусства 18, 19, 20 веков. После прочтения предложенных текстов вам необходимо составить синквейн. На эту работу отводится 5 минут. Работа в малых группах.

 

1 группа 18 век

 

Текст

Если в итальянском Ренессансе ведущими видами были и остались пластические искусства, в испанском и английском – театр, то в России архитектура, живопись уступают классической прозе в 19 веке, а с ее завершением – музыке, которая из классико-романтической становится ренессансной, с достижением новых вершин мирового развития

 

Синквейн

Музыка

Классико - романтическая, ренессансная

Развивается, утверждается, становится

Становится вершиной мирового развития

Вершина

 

2 группа 19 век

 

Текст

Если зарождение и развитие новой русской литературы, живописи, архитектуры в 18 веке у нас были склонны объяснять заимствованиями, то в течение 19 века русская литература формируется не просто как классическая, а ренессансная, с утверждение нового гуманизма, и становится ведущей в мире и сохраняет это положение в условиях модернистских исканий в мировом искусстве 20 века. И этому торжеству русской классической прозы сопутствовала музыка.

 

Синквейн

Музыка

Классическая, ренессансная

Формируется, становится, утверждается

Занимает ведущее место в мире

Мир

 

 

3 группа 20 век

 

Текст

На рубеже 19-20 веков в театр приходят не только гениальные художники, но и гениальные музыканты. Именно в этих условиях классический балет в России (классический в смысле академический) из придворного зрелища и для непритязательной публики получает импульсы к расцвету от музыки Чайковского, Римского-Корсакова и нового поколения музыкантов, организовывает и блестяще демонстрирует Дягилев в Русских сезонах в Париже. С тех пор Русский балет становится мировым явлением, и это положение он будет сохранять в течение всего 20 века, благодаря классической школе танца в России и, разумеется, прежде всего музыке.

 

Синквейн

Музыка

Академическая, ренессансная

Расцветает, доминирует, организовывает

Доминирующая в мире над всеми видами искусства

Жизнь

 

 

 

 

 

Ребята зачитывают готовые синквейны.

Вывод: Итак, на протяжении эпох 18, 19, 20 веков, музыка достигает вершин мирового развития. Торжеству русской классической прозы 19 века сопутствовала музыка. В 20 веке Русский балет становится мировым явлением, благодаря классической школе танца в России и, разумеется, прежде всего музыке, доминирующей в мире.

А пока мы у истоков ренессансного всплеска в развитии русской музыки, представители которой сформировались на рубеже столетий в условиях ренессансных явлений русской жизни и русского искусства, пусть не осознанных в то время как таковое. Но именно в ренессанские эпохи появляются плеяды гениальных поэтов, художников и музыкантов.

 

А сейчас выполним следующее задание. Класс делится на 2 группы. Задание: Доказать, что музыка Рахманинова и Стравинского является ренессансной, проследить развитие русской музыки 19, 20 века в соответствии с сюжетной линией, как музыка отображает «портрет эпохи». Итогом задания будет заполненная таблица «Творчество композиторов русского Ренессанса».

 

Текст № 1

 

Сергей Васильевич Рахманинов (1873-1843) родился в имении Онег, Новгородской губернии, то есть вырос, как и Глинка, в атмосфере дворянской усадьбы. 12-ти лет он попадает в пансион И.С.Зверева, который совершенно безвозмездно заботился о нескольких учениках и учил игре на фортепиано, удивительный педагог-энтузиаст, коими необыкновенно богата та эпоха, ренессансная по всем устремлениям интеллигенции, вопреки политической реакции.
Ведь педагогическая жилка оказалась и у тети Скрябина, у барышни, которая, закончив Курсы, взяла на себя всецело воспитание племянника трех лет. Удивительная педагогическая жилка оказалась и у матери С.С.Прокофьева, о чем он сам пишет в автобиографических записках. Еще более удивительными педагогами были выдающиеся музыканты и композиторы, начиная от Римского-Корсакова. Был пансионером Зверева и А.И.Зилоти, у которого будет учиться в консерватории как пианист Рахманинов.
Рахманинову посчастливилось: его дипломная работа  опера «Алеко» была поставлена на сцене Большого театра.
Все складывалось слишком хорошо. Рахманинов закончил «Первую» симфонию. Она исполнялась в Петербурге 15 марта 1897 года под управлением Глазунова и не имела успеха. Рахманинову казалось, что именитый композитор и дирижер не принимал никакого душевного участия в исполнении его музыки.

Во всяком случае, провала не вынес и буквально заболел и года три вообще не мог писать музыку. К счастью, в это время привлек к дирижированию Рахманинова Савва Мамонтов в его Частной опере, и он оказался в особой атмосфере театра, где вызревал стремительно гений Шаляпина.
Полная пауза в творчестве наступит еще раз и продлится 10 лет - в связи с отъездом после революции за границу. Как пианист и дирижер Рахманинов будет пользоваться мировой славой.

Музыка Рахманинова мощная, вселенская, призывная. Может быть, поэтому провидением было предназначено Рахманинову - прожить еще целую жизнь на чужбине, не слыша звуков русского леса и вод, даже приобретя имение в Швейцарии у озера, с непрерывными выступлениями по всему миру как пианист и дирижер, с музыкой Русского Ренессанса.

 

 

 

Таблица №1

Творчество композиторов русского Ренессанса

музыка

Рахманинов С.

Стравинский И.

 

Сюжетная линия

Вопреки политической реакции, эпоха была ренессансная по всем устремлениям интеллигенции

 

Стилевые или жанровые особенности

В опере, симфонии прослеживается музыка эпохи Ренессанса

 

Отображение «портрета эпохи»

Музыка мощная, вселенская, призывная. Ярко отражает «портрет эпохи». Опера «Алеко», «Первая симфония»

 

 

 

 

 

Текст №2

 

Игорь Федорович Стравинский (1882-1971), их младший современник. Он родился в Ораниенбауме и с ранних лет слышал «пение баб из соседней деревни», как пишет в «Хронике моей жизни». Когда он напевал эти песни, взрослые хвалили его слух, и это запомнилось, потому что с этого момента он «почувствовал себя музыкантом».

Рос он в семье оперного певца, и в доме постоянно звучала музыка. Несмотря на явную одаренность одного из сыновей, музыкальным его образованием не занимались, поскольку отец не желал ему музыкальной карьеры, а направит его на юридический факультет Петербургского университета. И все же, когда Игорю исполнилось девять лет, родители пригласили ему учительницу музыки, очевидно, для общего воспитания.
И тут сразу сказался гениальный дар: «Я очень быстро научился читать ноты и так много разбирал, что у меня  явилось желание импровизировать... Кроме импровизаций и упражнений на фортепиано, я находил огромное удовольствие в чтении с листа оперных партитур, из которых состояла библиотека моего отца... Приблизительно тогда же услышал я и оперу Глинки «Руслан и Людмила». Вечер этот мне очень памятен, я был в восторге от музыки, - а она меня буквально сводила с ума».
Такого рода события и переживания и определяют призвание и судьбу художника и его эпоху. И Стравинский отдавал в этом отчет: «С этого дня, должно быть, и началась моя сознательная жизнь как артиста и музыканта». Ему было 10 лет. Вынужденный, по желанию отца, поступить в Университет, Стравинский лишь в 20 лет приступает к систематическим занятиям музыкой, но не в Консерватории, а у Римского-Корсакова на дому, что будет продолжаться пять лет, до смерти композитора. По технике композиции и оркестровке Стравинский достиг совершенства, по признанию Прокофьева, который вырабатывал ее на свой лад уже по окончании Консерватории.
Стравинский непосредственно обращается к русской песне и сказке, но музыка его самым неожиданным образом предстает как новаторская, предопределяя модернистские искания XX века. В дальнейшей судьбе Стравинского решающую роль сыграл Дягилев, предложивший начинающему композитору написать музыку балета «Жар-птица» для сезона «Русских балетов» в Париже весною 1910 года. Как известно, затем последовал балет «Петрушка». Успех был головокружительный. А в чем причина?
Среди сопутствующих причин (новаторство Фокина, гениальность артистов балета, вообще постановок) можно указать на одну - не просто на музыку, казалось бы, на сказочную тему или чисто балаганную, а исполненную жизни, с энергией жизни через край, что я всегда отмечаю как свойство ренессансной эстетики. Это же отмечает Н.Я.Мясковский в отзыве на балет Стравинского «Петрушка»: «А «Петрушка» - это сама жизнь: вся музыка его полна такого задора, свежести, остроумия, такого здорового неподкупного веселья, такой безудержной удали, что все эти нарочитые пошлости, тривиальности, этот постоянный фон гармоники не только не отталкивает, но, напротив, еще более увлекают, точно вы сами в снежно-солнечный сверкающий масленичный день, со всем пылом молодой свежей крови втесались в праздничную, веселую, хохочущую толпу и слились с нею в непрерывное ликующее целое».
Стравинский с 1910 года жил в Швейцарии, Франции, США. В 1962 году приезжал в СССР. Он писал: «Я всю жизнь по-русски говорю, по-русски думаю... Может быть, в моей музыке это не сразу видно, но это заложено в ней, это в ее скрытой природе». Преемственность в развитии русской музыки сохранилась. Стравинский - первейший гений музыки всего XX века в мире и именно музыки Ренессанса, включая эпоху европейского Возрождения.

 

 

 

Таблица №2

Творчество композиторов русского Ренессанса

музыка

Рахманинов С.

Стравинский И.

 

Сюжетная линия

 

Музыка Ренессанса, включая европейское Возрождение, сохранилась в преемственности развития русской музыки 20 века.

 

Стилевые или жанровые особенности

 

В песнях, операх, балете ярко выражена музыка эпохи Ренессанса.

 

Отображение «портрета эпохи»

 

Музыка явилась новаторской, модернистской, исполнена жизни, с энергией через край, наполнена ренессанской эстетикой

Балет «Петрушка», «Жар-птица»

 

 

 

Ребята презентуют свои работы. Приглашается по 1 человеку от каждой группы.

Учащиеся заполняют сводную таблицу на листе ватмана, прикрепленного к доске.

Подведение итогов, выставление оценок.

Домашнее задание: написать эссе на тему: «Музыка Ренессанса разных эпох».

Учитель: Благодарю за внимание, урок окончен.


 



Фото пользователя Виктория Романовна Татаринова

На: "Музыка эпохи Ренессанса" урок музыки в 8 классе


Татьяна Михайловна, спасибо.Успехов, весеннего настроения. С уважением =

Виктория


Смотреть видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн