Уравнения. Простейшие уравнения с предметами. (1 класс)
Submitted by Татьяна Александровна Григорьева on Fri, 18/03/2011 - 15:08
Ход урока.
1.Организационный момент.
2. Актуализация знаний.
- Сегодня у зайчика Пуса день рождения (вывешиваю картинку), он пригласил к себе ёжика (вывешиваю картинку). Ёжик взял подарки и отправился к зайчику. На пути ёжику встретятся разные задания, поможем, ребята, ему с ними справиться? (да).
1. работа с задачами по схемам.
Шёл ёжик, шёл и набрёл на цветочную поляну, (вывешиваю картинки)
- Давайте составим задачу, используя эти данные к моей схеме (вывешиваю схему).
Задача: на полянке росло 2 ромашки и 4 колокольчика. Сколько всего цветов росло на полянке?
Покажите ответ на веере. Давайте составим задачу, обратную данной.
Задача: на полянке росло 6 цветов. 2 ромашки и колокольчики. Сколько росло колокольчиков на полянке? Ответ покажите на веере.
-А теперь давайте составим задачу к этой схеме (вывешиваю на доску). Дети составляют задачу на сравнение.
Задача: было –2 ромашки и 4 колокольчика. На сколько колокольчиков больше, чем ромашек?) Ответ покажите на веере.
Итог: Молодцы, ребята, помогли ёжику составить и решить задачи.
2. группировка, составление числовых равенств.
Но не успел ёжик тронуться дальше, как увидел над цветами кого ребята? (бабочек и стрекоз).
-А здесь, что бы вы предложили сделать ёжику? (составить равенства, сгруппировать)
-Ребята, давайте составим числовые равенства про бабочек и стрекоз, (каждое равенство комментируется и записывается в тетрадь, при объяснении используется обратная связь - светофоры).
_ 3+4=7
4+3=7
7-3=4
7-4=3
- А что в этих равенствах является целым? (насекомые)
- Какой цифрой обозначены все насекомые? (7)
- А что будет частями? (бабочки и стрекозы)
- Какими цифрами обозначены части? (4 и 3)
Обозначьте в тетради части и целое.
Если затрудняетесь, можно пользоваться карточкой-подсказкой.
Итог: Молодцы, ребята, составили числовые равенства, сумели найти части и целое.
3. Физкультминутка.
4.Изучение нового материала.
1. Создание проблемной ситуации.
Полюбовался ёжик насекомыми, пошёл дальше, а по дороге решил переложить подарки для зайчика из двух корзин в одну большую корзину.
- Ребята, а посмотрите, что ёжик решил подарить зайчику, что же вы видите в первой корзине? (морковки). Сколько их, какой цифрой обозначим число морковок? (2) и ещё он подарил яблоки. А когда ёжик переложил в большую корзину, предметов стало 5. Показываю корзину с закрытой крышкой, в которой находятся все подарки. Ребята, а сколько яблок во второй корзине, мы их видим? (нет). А как это обозначить? (знаком вопроса). А в математике неизвестное число принято обозначать латинской буквой Х- икс.
- Давайте теперь запишем числовое равенство по рисунку в тетрадь и прочитаем его. (2+х=5)
- Ребята, посмотрите, какая получилась интересная запись. Как бы вы её назвали? (предположения детей)
- А хотите узнать, как она называется в математике?
2. Открытие нового знания.
На столе у вас лежат карточки. Возьмите их. Если вы правильно решите примеры, то разгадаете слово, и мы с вами узнаем новое математическое название, а ёжик не опоздает на день рождения.
Образец карточки:
1+4= (Н) 4+4= (И)
3-2= (У) 6-3= (А)
5+1= (Е) 6-4= (Р)
2+2= (В)
1
2
3
4
5
6
5
8
6
- Какое слово получилось? (уравнение)
-А как вы понимаете это слово? Где можно посмотреть значение неизвестного слова? (в толковом словаре)
В толковом словаре есть определение (уравнение-это математическое равенство с одной или несколькими неизвестными величинами).
Теперь давайте вернёмся к нашему уравнению.
-Что известно? (часть и целое). Что неизвестно? (вторая часть). Как вы думаете, как найти неизвестную часть? (надо из целого вычесть известную часть). Посмотрите, как я запишу, ребята. Запишите точно также в тетради.
2+х=5
х=5-2
х=3
-Узнали мы неизвестную часть? Так сколько же было яблок? (3).Давайте откроем корзинку и проверим.( Дети пересчитывают все подарки).
Итог: Вот так решаются уравнения, этому мы будем учиться на следующих уроках, а сегодня будем упражняться составлять уравнения по рисункам и находить неизвестное число, пользуясь правилом.
- Как же найти неизвестную часть? Давайте откроем учебники на странице 20 и сверим наше правило с правилом, которое предлагает нам автор учебника.
Итог: Какие мы молодцы! Давайте себе похлопаем.
5. Физкультминутка
6. Первичное закрепление.
1. работа с интерактивной доской.
Посмотрите на доску.
Какое бы задание вы предложили? (к каждому рисунку найти своё уравнение). Дети соединяют уравнения и объясняют.
-1) известна первая часть 2, вторая неизвестна. Целое равно 6.
-2) первая часть неизвестна, вторая равна 3, целое равно 7.
-3) первая часть равна 5, вторая неизвестна, целое равно 9.
Итог: Молодцы, ребята, всё сделали правильно и грамотно объяснили.
2. работа по учебнику.
Откройте учебники на странице 20 №1.
Что надо сделать? (найти неизвестную часть)
Задание: объяснить с комментированием, опираясь на правило.
3. самостоятельная работа по выбору.
Нашли №2, задание - выбрать одно уравнение, найти неизвестную часть.
Если затрудняетесь, можно пользоваться карточкой- подсказкой, (у каждого на парте).
Проверка: а) зелёный квадрат и синий треугольник
б) зелёный квадрат
Итог: Поднимите руку вверх, кто сделал всё правильно.
Самооценка: поставьте в учебнике знак «+».
7. Итог урока.
-Какое правило помогло вам выполнить это задание?
- С каким новым математическим понятием мы познакомились? (уравнение)