Официальный сайт avufa 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



план-конспект урока

Фото пользователя ирина владимировна васютина
Submitted by ирина владимировна васютина on пн, 21/03/2011 - 15:39
Данные об авторе
Автор(ы): 
Васютина Ирина Владимировна
Место работы, должность: 
учитель начальных классов МОУ "Павловская СОШ"
Регион: 
Красноярский край
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
начальное общее образование
Целевая аудитория: 
Учащийся (студент)
Класс(ы): 
4 класс
Предмет(ы): 
Окружающий мир
Цель урока: 
1. Познакомить с историей российского государства в эпоху правления Петра I; с жизнью и деятельностью царя-реформатора 2. Развивать мыслительные способности учащихся, расширять их кругозор в области истории родной страны 3. Воспитывать любовь к Родине, к народу и её многовековой истории
Тип урока: 
Комбинированный урок
Учащихся в классе (аудитории): 
14
Используемые учебники и учебные пособия: 

Normal 0 false false false RU X-NONE X-NONE MicrosoftInternetExplorer4 /* Style Definitions */ table.MsoNormalTable {mso-style-name:"Обычная таблица"; mso-tstyle-rowband-size:0; mso-tstyle-colband-size:0; mso-style-noshow:yes; mso-style-priority:99; mso-style-qformat:yes; mso-style-parent:""; mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt; mso-para-margin:0cm; mso-para-margin-bottom:.0001pt; mso-pagination:widow-orphan; font-size:11.0pt; font-family:"Calibri","sans-serif"; mso-ascii-font-family:Calibri; mso-ascii-theme-font:minor-latin; mso-fareast-font-family:"Times New Roman"; mso-fareast-theme-font:minor-fareast; mso-hansi-font-family:Calibri; mso-hansi-theme-font:minor-latin; mso-bidi-font-family:"Times New Roman"; mso-bidi-theme-font:minor-bidi;}

А.А.Плешаков. Окружающий мир, учебник 4 класса.

Используемое оборудование: 

Normal 0 false false false RU X-NONE X-NONE MicrosoftInternetExplorer4 /* Style Definitions */ table.MsoNormalTable {mso-style-name:"Обычная таблица"; mso-tstyle-rowband-size:0; mso-tstyle-colband-size:0; mso-style-noshow:yes; mso-style-priority:99; mso-style-qformat:yes; mso-style-parent:""; mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt; mso-para-margin:0cm; mso-para-margin-bottom:.0001pt; mso-pagination:widow-orphan; font-size:11.0pt; font-family:"Calibri","sans-serif"; mso-ascii-font-family:Calibri; mso-ascii-theme-font:minor-latin; mso-fareast-font-family:"Times New Roman"; mso-fareast-theme-font:minor-fareast; mso-hansi-font-family:Calibri; mso-hansi-theme-font:minor-latin; mso-bidi-font-family:"Times New Roman"; mso-bidi-theme-font:minor-bidi;} мультимедийная установка (слайды)

Используемые ЦОР: 

презентация

Краткое описание: 
На уроке учащиеся знакомятся с историей российского государства в эпоху правления Петра I; с жизнью и деятельностью царя-реформатора

Конспект урока.

Normal 0 false false false RU X-NONE X-NONE MicrosoftInternetExplorer4 /* Style Definitions */ table.MsoNormalTable {mso-style-name:"Обычная таблица"; mso-tstyle-rowband-size:0; mso-tstyle-colband-size:0; mso-style-noshow:yes; mso-style-priority:99; mso-style-qformat:yes; mso-style-parent:""; mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt; mso-para-margin:0cm; mso-para-margin-bottom:.0001pt; mso-pagination:widow-orphan; font-size:11.0pt; font-family:"Calibri","sans-serif"; mso-ascii-font-family:Calibri; mso-ascii-theme-font:minor-latin; mso-fareast-font-family:"Times New Roman"; mso-fareast-theme-font:minor-fareast; mso-hansi-font-family:Calibri; mso-hansi-theme-font:minor-latin; mso-bidi-font-family:"Times New Roman"; mso-bidi-theme-font:minor-bidi;}

Тема урока: Пётр Великий

Normal 0 false false false RU X-NONE X-NONE MicrosoftInternetExplorer4 /* Style Definitions */ table.MsoNormalTable {mso-style-name:"Обычная таблица"; mso-tstyle-rowband-size:0; mso-tstyle-colband-size:0; mso-style-noshow:yes; mso-style-priority:99; mso-style-qformat:yes; mso-style-parent:""; mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt; mso-para-margin:0cm; mso-para-margin-bottom:.0001pt; mso-pagination:widow-orphan; font-size:10.0pt; font-family:"Times New Roman","serif";}

Цели:             1. Познакомить с историей российского государства в эпоху правления Петра I; с жизнью и деятельностью царя-реформатора

2. Развивать мыслительные способности учащихся, расширять их кругозор в области истории родной страны

            3. Воспитывать любовь к Родине, к народу и её многовековой истории

 

Методы и приёмы: словесный (беседа)

Оборудование: мультимедийная установка (слайды)

 

 

Ход урока.

I Организация начала урока

                        Россия – священная наша держава,

                        Россия – могучая наша страна.

                        Могучая воля, великая слава –

                        Твоё достоянье на все времена… 

- Что чувствуете вы, когда звучит гимн Российской Федерации?

(Ответы учащихся: гордость за свою страну, вспоминаю историю нашей страны, мурашки по коже)

- Когда слышишь слова гимна России, сердце переполняет чувство гордости, чувство любви к своей стране, к своему народу. Чувствуешь себя частичкой этой великой и могучей державы, имя которой Россия.

            Россия огромна не только в территориальном отношении, у неё ещё и богатая история. И мы, изучая историю родной страны, открываем для себя  двери в её тайны.

- Сегодняшний урок у нас пройдёт в виде игры «Умники и умницы». За каждый правильный ответ или дополнение к ответу одноклассника вы получите «орден умника или умницы». По результатам собранных медалей, определим самого эрудированного ученика или  ученицу нашего класса. Итак, начнём.

II. Повторение ранее изученного материала

  1. Портреты и скульптуры, каких знаменитых людей нашей истории вы видите на экране?

(слайды)

(Ответы учащихся: Минин и Пожарский, Иван Фёдоров, Александр Невский, Иван Грозный) 

- Что вы о них знаете?

(Ответы учащихся: Ребята коротко рассказывают о том, что они знают о том или ином историческом персонаже)

2. Соотнеси портрет и историческое событие, предмет. 

(слайды)

(Ответы учащихся: Опричник – Иван Грозный, шапка Мономаха – Иван Калита, народное ополчение – Минин и Пожарский,  первая печатная книга – Иван Фёдоров, Ледовое побоище – Александр Невский)

  1. Определи историческое событие по дате:

5 апреля 1242 года                                 8 сентября 1380 года

1480 год река Угра                                19 апреля 1563 – 1 марта 1564 года

1612 год Москва             30 апреля (8 июня) 1672 – 28 января (8 февраля) 1725 года

 

(Ответы учащихся:

5 апреля 1242 года – Ледовое побоище под предводительством Александра Невского

8 сентября 1380 года - Куликовская битва под предводительством Дмитрия Донского

    1480 год река Угра – военные действия между ханом Большой Орды   Ахматом и великим князем московским Иваном III

1612 год Москва – народное ополчение под руководством Минина и   Пожарского

19 апреля 1563 – 1 марта 1564 года- вышла первая печатная русская книга «Апостол» Ивана Фёдорова

      30 апреля1672 – 28 января1725 года – годы жизни Петра I (подсмотрели в учебнике)

III. Новая тема

- Что это за дата 30 апреля (8 июня) 1672 – 28 января (8 ф6евраля) 1725 года

- 30 апреля (8 июня) 1672 в Москве родился будущий император России Пётр I.

- Что вы о нём знаете?

(Ответы учащихся:

Это -  царь. Был очень высокого роста; царь, который много сделал для нашей страны)

(слайд) 

- Трудно найти человека, который не знал бы имени Петра I - русского императора. Характерными его чертами были: ум, воля, энергия, широта взглядов, целеустремлённость, любознательность, невероятная трудоспособность.

Кроме того, он был вспыльчив и жесток, принимал личное участие в пытках и казнях.

- Как я уже сказала, Пётр I родился в 1672 году, в Москве. В 4 года он лишился отца, и российский престол занял его старший брат Фёдор. Через 6 лет он умирает, и Петра венчают на царствие вместе со своим братом Иваном, которому было 16. Но Пётр мал, ему всего 10 лет, а Иван попросту болен  и слаб. Так, что фактически, власть переходит в руки их старшей сестры Софье. Но Софья не могла стать царицей, потому, что …

- Почему Софья не могла стать царицей России?

(Ответы учащихся:  По законам того времени, женщина не могла наследовать престол.

 Престол наследовался только по мужской линии.) 

- Петр рос любознательным, деятельным и одарённым мальчиком. Он проявлял интерес к религии и наукам, с особым увлечением обучался военной премудрости.

       С 1683 года в селе Преображенском под Москвой шла «военная игра». Из своих сверстников юный царь образовал «потешные полки».

- Как вы понимаете «потешные полки»?

(Ответы учащихся: Потеха – игра. Полки для игры)

(слайд)

- Иностранные офицеры обучали Петра и его «потешных» артиллерийской науке. Правда, чтобы мальчишки – солдаты не покалечили себя, стреляли не настоящими ядрами, а … пареной репой.

      Со временем «потеха » превратилась во всестороннюю военную подготовку с освоением оружия и приёмов ведения боя. А «потешные полки» - в грозную силу и верную опору юного царя. С них началась новая регулярная русская армия.

 «Дедушка русского флота»

(слайд) 

- Что означает эта фраза?

(Ответы учащихся: небольшой кораблик)

- Сколько себя помнил царь Пётр – его всегда интересовали корабли. На прудах в Преображенском впервые оттолкнулся он о берега на маленькой лодочке. Потом в сарае нашли старый ботик (маленькое парусное судно). Пока его ремонтировали, Пётр постигал премудрости новой потехи. Он учился ставить мачту, поднимать и убирать паруса, «ловить ветер». Потом и строить корабли научился. Рано понял Пётр, что нужен России свой военно-морской флот. И в 1696 году было вынесено решение: «Морским судам быть». С того времени – 20 октября 1696 года – эту дату считают днём рождения военно–морского флота России. А началось всё с ботика – маленького парусного судна, которого и назвали «дедушкой русского флота». Он и сейчас служит, только в музее. 

«То академик, то герой,

То мореплаватель, то плотник –

Он всеобъемлющей душой

На троне вечный был работник»  (А.С.Пушкин)

- Так писал о Петре  I  Александр Сергеевич Пушкин в своей бессмертной поэме «Медный всадник»

- Почему он так его называл?

(Ответы учащихся: Пётр Первый много работал и овладел несколькими ремёслами

(слайд)

- Пётр понимал, что в техническом плане и военно-морском деле Россия ещё далеко отстаёт от Европы. По инициативе Петра I  в Голландию отправляется первое Посольство, которое состоит в основном из молодых бояр. Петр едет в Голландию инкогнито, под вымышленным именем моряка Петра Михайлова. За границей Пётр Михайлов изучает кораблестроение, работает на судне, постигает морское дело.

Петр  I любил говорить «Я – царь, а у меня мозоли на руках».

- За всю жизнь Пётр  I освоил 14 ремёсел.

- По возвращении из-за границы молодой царь начинает свои знаменитые реформы.

- Что такое «реформы»?

(Ответы учащихся: преобразования, новое в жизни страны)

- Какие реформы Петра I вы знаете?

(Ответы учащихся: новый календарь, новая одежда, завёз картофель)

- Прекрасный праздник – Новый год. Представляется ёлка, поскрипывающий под ногами снег, Дед Мороз, Снегурочка, подарки…

Оказывается, так было не всегда. Новый год на Руси отмечался …

- Когда отмечался Новый год на Руси? Почему?

(Ответы учащихся: 1 сентября после сбора урожая, 1 марта, когда природа просыпалась после зимней спячки)

- 1 Сентября урожай был собран, крестьяне могли отдохнуть и повеселиться. А в Европе Новый год начинался 1 января. К тому же летоисчисление на Руси вели от «сотворения мира», а в Европе от Рождества Христова. Получается, в России шёл 7207 год, а в Европе 1699. всё это было очень неудобно, поэтому 20 декабря 1699 года Пётр I издал указ: «В знак… доброго  начинания и нового столетнего века в царствующем граде Москве… друг друга поздравлять  с новым годом; между тем по большим улицам ставить украшения из древ и веток сосновых, еловых и можжевеловых,… кроме того, где место позволит зажигать по ночам с 1 по 7 января костры и смоляные бочки…»

-Так  в Россию пришёл Новый 1700 год.

(физкультминутка) 

-Много нового появилось в России во времена Петра I, в том числе и печатные газеты.

 С XVII века специально для царя и его приближённых делали переводы зарубежных газет с сообщениями о войнах, смене правительств, крупных пожарах, эпидемиях и других событиях. Эти рукописные листы назывались «курантами» (фр. - текущий)

- С какой целью переводились эти газеты, как вы думаете?

(Ответы учащихся: Царя интересовала жизнь соседних с ней стран)

Вскоре и в России стали выпускать печатную газету «Ведомости о военных и иных делах, достойных знания и памяти, случившихся в Московском государстве и во иных окрестных странах»

(слайд)

Пётр I круто изменил жизнь России, внеся преобразования в армию, государственное управление, хозяйство и образование. При нём строились новые города, заводы, шахты, корабли. Всё это было очень важно для страны.

- Почему, Как вы думаете?

(Ответы учащихся: Петр I  хотел, чтобы Россия процветала и жила, так же как и соседние с ней страны)

Немаловажным было и то, то Пётр I стал брать пошлину (плату) за …

- Как вы думаете, с чего начали брать пошлину со своих приближённых Пётр I?

(Ответы учащихся: за бороду и усы)

(слайд)

«Пошлина с бороды взята» - жетон с такой надписью носил тот, кто не хотел расставаться со своей бородой и усами. Они то и платили налог на усы и бороду.

Русские люди никогда не брили бороду: растёт и пусть себе растёт, но в Европе в то время мужчины в соответствии с модой брили бороду и носили короткую европейскую одежду. В России же бород не брили и носили длиннополую одежду с длинными рукавами.

Так вот Пётр I издал указ – брить бороды и укорачивать платье. Трудно исполнялся указ царя. Некоторым легче было расстаться с головой, чем с бородой.

- Почему Пётр I так делал?

(Ответы учащихся: Традиционная одежда знатных людей стесняла движения, а работать в ней и вовсе невозможно. А Петру нужны были люди знающие, энергичные, подвижные помощники)

В те далёкие времена  в лексиконе крестьян присутствовало такое  словосочетание «чёртово яблоко».

- Что так называли?

(Ответы учащихся: Так называли картофель)

 Картофель и табак привёз в Россию Пётр I. Русские крестьяне не сразу сообразили, что у заморского растения едят не «вершки», а «корешки». «Вершки» оказались горькими и ядовитыми, поэтому и назвали картофель «чёртовым яблоком». Петр был человеком настойчивым, если уж что задумал – непременно выполнит. Крестьян силой заставляли сажать картошку. Крестьяне сопротивлялись. Были даже «картофельные бунты», которые жестоко подавлялись.

«Отсель грозить мы будем шведу.

Здесь будет город заложён

Назло надменному соседу.

Природой здесь нам суждено

В Европу прорубить окно…» (А.С.Пушкин)

 

- О чём говориться в этом отрывке?

(Ответы учащихся: О строительстве Петербурга)

(слайд)

«Пусть Пётр занимается пустой работой – строит города, а мы оставим за собой право брать оные… » - сказал шведский король Карл XII, узнав о строительстве Петербурга.

Почти 3 столетия прошло с тех пор, но город ни разу не был сдан неприятелю. (Даже во время Великой Отечественной войны 1941-1945 гг., когда Ленинград был окружён фашистами русский народ, терпя голод, холод и лишения не попросил пощады и не  сдал свой город)

       По приказу Петра на строительство города собирали «работных людей» со всей страны. Иногда мужики убегали – ведь хозяйство оставалось без присмотра. Их возвращали в «двоешных цепях» - ручных и ножных кандалах.

      Город строился на болоте, и деревья везли сюда издалека. А дубы здесь вообще не росли. Их сажали по приказу царя.  «За порубку дуба – смертная казнь». Сейчас Петербург один из самых зелёных городов мира.

Город и во времена Петра был очень чистым. И жители его удивляли иностранцев: …

-Чем удивляли жители Петербурга иностранцев?

(Ответы учащихся: Чистыми улицами, красивыми домами, парками)

… мылись 2 раза в неделю, тогда как в Европе обходились лишь «душистым спиртом»

Петр  I верил, что новая столица России – Петербург -  выведет Россию из мрака и запустения к могуществу и славе. Так оно и случилось. Россия в результате многогранной деятельности Петра превратилась в великую европейскую державу.

Жители Петербурга увековечили Петра I, установив ему  памятники.  Один из них «Медный всадник»

(слайд)

Вывод.

Петр стал царём в 1682 году, когда ему было 10 лет. Россия в те времена переживала трудный момент в своей истории. Она очень сильно отставала в своём развитии от других стран Европы.

Молодой царь хорошо понимал, что нужно выводить страну из отсталости, строить города, заводы, фабрики.

В 1721 году Сенат за выдающиеся заслуги торжественно присвоил царю Петру I  титул Великого и Императора Всероссийского. Россия была провозглашена империей – так называли большие и сильные государства.

 

Итог урока.

Выявление и награждение победителей игры.

Домашнее задание

 

 

 

 

 

 

Прикрепленный файл Size
Пётр Первый.ppt 8.3 MB

»  Tags for document:
»  Размещено в сообществах:   
ИКТ-шники

Смотреть видео 365 онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн