Вы не зарегистрированы

Авторизация



Общество как динамичная система. МОУ гимназия №23. Сонина Мария Николаевна.

Фото пользователя Мария Николаевна Сонина
Размещено: Мария Николаевна Сонина - вс, 27/03/2011 - 18:46
Данные об авторе
Автор(ы): 
Сонина Мария Николаевна
Место работы, должность: 
Муниципальное образовательное учреждение гимназия №23 города Челябинска. Учитель обществознания и экономики.
Регион: 
Челябинская область
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
среднее (полное) общее образование
Целевая аудитория: 
Учащийся (студент)
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Класс(ы): 
10 класс
Класс(ы): 
11 класс
Предмет(ы): 
Обществознание
Цель урока: 

Изучить различные подходы к определению понятия общество, раскрыть признаки общества как системы.

Тип урока: 
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Учащихся в классе (аудитории): 
24
Используемые учебники и учебные пособия: 
  • Баранов П. А. Обществознание в таблицах. 10-11 классы. - М.: АСТ, Астрель, 2009.
  • Боголюбов Л.Н. Обществознание. 10 класс. - М.: Просвещение, 2007.
  • Школьный словарь по обществознанию. 10 — 11 кл. - М.: Просвещение, 2010.
  • Обществознание. 8 - 11 класс. Мультимедийное учебное пособие./Боголюбов Л.Н., Городецкая Н.И., Матвеев А.И. и др. - М.: Новый диск, 2004 (Примечание: данное пособие при подготовке урока использовалось исключительно как источник иллюстраций, поэтому оно не включено в список использоуемых ЦОР)

 

Используемая методическая литература: 
  • Бегенеева Т. Поурочные разработки по обществознанию. Базовый уровень. 10 класс. - М.: ВАКО, 2008.
  • Киприянова Е. В. Обществознание: введение в философию. Познавательно-творческие задания. 11 класс: методическое пособие для учителей. - Ростов н/Д: Легион, 2008.
  • Лазебникова А. Ю., Котова О. А. ЕГЭ. Обществознание. Поурочное планирование. Тематическое планирование уроков подготовки к экзамену. - М.: Экзамен, 2005.
Используемое оборудование: 
  • Интерактивная доска StarBoard фирмы HITACHI (программа StarBoard Software)
  • Система интерактивного голосования VerdICT фирмы HITACHI с одноименным программным обеспечением
  • Документ-камера AVerVision 330 AVerMedia (программа VisionAP)
Используемые ЦОР: 

Авторские ЦОРы к уроку, созданные в программе StarBoard Software для интерактивной доски StarBoard фирмы HITACHI

Все ЦОРы данного типа сохранены с помощью программной функции "Видеозапись экрана" в программе Windows Media Player. 

Авторский ЦОР к уроку, созданный в программе для системы интерактивного голосования VerdICTфирмы HITACHI.

ЦОР сохранен в формате презентации, каждый слайд которой - отдельный вопрос теста.

 

 

Краткое описание: 
Авторский конспект урока с использованием интерактивного оборудования показывает пример органичного внедрения интерактивного оборудования в традиционную схему урока. Изучение нового материала происходит с использованием возможностей интерактивной доски, документ-камеры и системы интерактивного голосования. Недостаток готовых электронных пособий для интерактивной доски по общественным дисциплинам, делает необходимым обмен идеями и ресурсами между преподавателями. В процессе урока интерактивное оборудование используется не только учителем, но и учащимися, предоставляя больше возможностей для участия в коллективной работе, развития личных и социальных навыков.
Цели и задачи урока

знать: понятия и термины "общество", "общество как система", "сферы жизни общества", "общественные отношения"

уметь: сравнивать, анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задания, работать в группе, выступать публично

воспитывать: способствовать выработке гражданской позиции учащихся 

 

Ожидаемые результаты

По итогам урока учащиеся должны знать системное строение общества, выделять особенности социальной системы, описывать ее подсистемы. Уметь  раскрывать на примерах важнейшие теоретические положения и понятия социально-гуманитарных наук, формулировать на основе приобретенных социально-гуматитарных знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам.

 

Формы организации работы детей: деятельность, направленная на получение обобщенного представления материала в виде конспекта или схемы, аналитическая деятельность на уроке, в которой участвуют как учитель, так и учащиеся, направлена на анализ представленного материала; используются фронтальные, групповые и индивидуальные формы работы.

 

Формы организации работы учителя: работа с подготовленным электронным наглядным пособием на интерактивной доске, с применением системы интерактивного голосования и документ-камеры; пояснительная деятельность учителя, направленная на представление нового материала

 

Педагогическая эффективность используемых технологий. 

Применение интерактивной доски вместо традиционной маркерной или меловой вполне оправданно, так как может решать тот же круг задач, что и обычная доска, не говоря о том, что он будет существенным образом расширен, что даст возможность учителю разнообразить виды урочной деятельности, и повысить качество усвоения материала школьниками. Графические изображения основных понятий урока (различные значения понятия "общество", характеристики общества как системы, строение общества, общественные отношения и их виды) позволяют более полно представить содержание учебного материала. Применение интерактивной доски в преподавании обществознания развивает познавательную активность учащихся за счет оптимизации процесса обучения, повышения его наглядности и содержательности. За счет использования системы интерактивного голосования расширены возможности для контроля знаний учащихся. Использование возможностей документ-камеры в совокупности с возможностями интерактивной доски позволяют оперативно работать с созданными в процессе урока творческими проектами учащихся.

 

Ход урока.

1) Понятие общества.  

Используется ЦОР Общество. Значение понятия.

Так выглядит ЦОР перед началом работы. Часть ЦОР затенена, рабочая часть выделена с помощью инструмента "Лупа".

 

 

У каждого ученика на парте лежит небольшая карточка, на которое понятие "общество" употреблено в конкретно-определенном смысле. Задача учащихся - определить, в каком из указанных на доске значений употреблено понятие "общество" и разбиться, сообразно значениям, на 6 групп. Разбивка на группы. Примеры употребления понятия "общество" подобраны таким образом, чтобы учитель мог осуществить уровневую дифференциацию, выдав учащимся с высоким уровнем подготовленности более сложные примеры, но при этом в итоге получаются шесть однородных групп дифференцированного состава. В итоге в классе должно образоваться 6 групп по 4 человека в каждой. После проверки правильности разбивки на группы (= правильности определения значение понятия "общество"), инструмент "Лупа" на доске снимается, и ЦОР выглядит следующим образом.

 

 

К доске по очереди выходят по одному представителю каждой группы, определяя ультразвуковым маркером местоположение "своего" значения (режим "Выбрать") и подбирая к нему соответствующий пример. Окончательный вид ЦОР.

 

 

Делается вывод о том, что в определении понятия «общество» в научной литературе существует многообразие подходов. Это подчеркивает абстрактный характер этой категории, и, определяя ее в каждом конкретном случае, необходимо исходить из того, в каком контексте употребляется это понятие.

 

2) Характеристики общества как системы.

Созданные на первом этапе урока группы распадаются и создаются новые: в каждой карточке, используемой на предыдущем этапе, указан номер новой группы. Таким образом образуются 4 группы по 6 человек в каждой. Каждой группе выдается лист формата А4, маркеры, фломастеры.

Мотивационное задание для групп.

 Созданные группами модели системного строения общества через режим фотографирования документ-камеры проецируются на экран интерактивной доски. Каждая группа презентует результаты своей работы у интерактивной доски. На данном этапе посредством применения интерактивного оборудования решаются организационные задачи: возможность работы с дидактическими материалами учащихся, а также акцентологические задачи: у учеников есть возможность делать заметки, метки повышенного внимания на созданных материалах, демонстрируемых с помощью документ-камеры. Они могут не только подчеркивать и выделять самые значимые аспекты своей работы, но и использовать такие функции, как "Непрозрачный экран", "Лупа", "Указка". 

Обобщение деятельности групп происходит с помощью ЦОР "Системное строение общества". Рассказ учителя сопровождается выстраиванием схемы на интерактивной доске (инструмент "Выбрать").

 

Первоначальный вид схемы.

 

Слово «система» греческого происхождения, означает целое, составленное из частей, совокупность. Системой принято называть множество элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, образующих определенную целостность, единство. Каждая система включает в себя взаимодействующие части: подсистемы и элементы.

Общество относится к числу сложных систем (образующих его элементов и связей между ними чрезвычайно много), открытых (взаимодействующих с внешней средой), материальных (реально существующих), динамичных (изменяющихся, развивающихся в результате внутренних причин и механизмов). Из всех этих характеристик в экзаменационных заданиях специально рассматривается положение об обществе как о сложной динамичной системе.

Общество как сложная система состоит из множества элементов, которые, в свою очередь, могут быть объединены в подсистемы. Подсистемами (сферами) общественной жизни являются:

  • экономическая (производство, распределение и потребление материальных благ, а также соответствующие отношения);
  • социальная (отношения между классами, сословиями, нациями, профессиональными и возрастными группами, деятельность по обеспечению социальных гарантий);
  • политическая (отношения между обществом и государством, между государством и политическими партиями);
  • духовная (отношения, возникающие в процессе создания духовных ценностей, их сохранения, распространения, потребления).

Каждая сфера общественной жизни, в свою очередь, представляет собой сложное образование, ее элементы дают представления и об обществе в целом. 

 

Окончательный вид ЦОР.

 

Следует отметить, что в зависимости от уровня подготовленности класса, возможны различные варианты работы в рамках данного этапа урока с данным ЦОР на уроке.

  1. Учитель сопровождает свой рассказ выстраиванием схемы на интерактивной доске.  В этом случае вид деятельности учителя с доской - пояснительный, задачи, которые решаются ее применением - демонстрационные.
  2. По окончании рассказа учителя один или несколько учеников (например, по цепочке: каждый выходящий к доске ученик сопоставляет один элемент схемы) выстраивают схему на доске без его помощи. Такой вариант нацеливает учащихся на активное слушание во время работы учителя. Преобладающий вид деятельности - аналитическая - в ней участвуют и учитель, и учащиеся, направлена на анализ и систематизацию представленного материала.
     

3) Общественные отношения.

Данный этап работы проходит в диалоговом режиме. Обсуждается задание: "Как вы понимаете слова К. Маркса: «Общество не совокупность людей, а совокупность отношений между людьми»? Приведите примеры отношений между людьми, попробуйте выделить типы отношений".

Итогом обсуждения становится сбор на интерактивной доске схемы Общественные отношения 

 

Первоначальный вид ЦОР.

 

Учащиеся делают вывод, что общественные отношения – это многообразные связи, возникающие между социальными группами, классами, нациями (а также внутри их) в процессе экономической, социальной, политической, культурной жизни и деятельности общества.

 

Окончательный вид ЦОР.

 

4) Первичный контроль изученного материала. Проводится с помощью теста, выполненного в  программе для системы интерактивного голосования.

Вот как выглядит рабочее окно программы при создании теста.

 

 

Проверочный тест. Каждый ученик, используя персональный пульт для интерактивного голосования, индивидуально отвечает на вопросы теста. Программные возможности системы интерактивного голосования способны вывести на экран (или, при желании, на печать) общие результаты класса или персональные - каждого ученика - в целом по тесту, или по отдельным вопросам.

 

5) Рефлексивный блок.

Используя возможности системы интерактивного голосования, проанализировать выполненный тест. Образец работы с результатами теста рассмотрен в презентации Анализ теста. Слайд №1 дает возможность увидеть общую статистику выполнения всеми учащимися: в цифровом варианте и в формате диаграммы. Слайд №2 показывает вариант анализа, при котором можно просмотреть правильные ответы по каждому вопросу, а также то, как отвечал на него каждый учащийся. Слайд №3, также показывая правильный ответ по каждому вопросу, дает информацию о процентном распределении выбранных вариантов ответа. В зависимости от результатов теста, особенностей класса, времени, оставшегося на рефлексию, учитель может выбрать любой из возможных вариантов. В любом случае, учитель может прокомментировать вопросы, в которых допущено наибольшее количество ошибок, чтобы провести корректировку и закрепление полученных знаний.

 

Урок заканчивается выставлением оценок каждому ученику. Оценка за урок определяет:

- результативность работы в группах на 1 и 2 этапах урока;

- результативность участия в обсуждении на 3 этапе: активность учащихся во время обсуждения, содержательность ответов;

- результативность выполнения проверочного теста.

 

Домашнее задание:

 

§1 - 2 (выборочно), письменно выполнить в тетради одно из предложенных заданий (по выбору):

- стр. 16 - 17, ответить на вопросы к документу;

- стр. 17, задание №2

Лицензия Creative Commons
Произведение «Общество как динамичная система» созданное автором по имени Мария Николаевна Сонина, публикуется на условиях лицензии Creative Commons Attribution-NonCommercial-NoDerivs (Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений) 3.0 Непортированная.


»  Тэги к этому документу:
»  Размещено в сообществах:   

На: Общество как динамичная система. МОУ гимназия №23. Сонина Ма


Version:1.0 StartHTML:0000000167 EndHTML:0000006232 StartFragment:0000000501 EndFragment:0000006216 p { margin-bottom: 0.21cm; }

«Общество — динамичная система», - название урока Марии Николаевны. Можно назвать динамичной системой и сам урок: постоянная смена деятельности, смена групп, заданий, форм слушания и изучения текста, форм ответов у доски, видов использования материалов ребят. В динамике, в движении проходит, наверное, «пролетает» урок. Но все действия подчинены определенной системе.

Ценны материалы, которыми делится Мария Николаевна: схемы, презентации, текстовый материал по учебной теме. Подробное методическое описание хода урока позволит учителю других предметов использовать приемы работы, например, с документ-камерой, с материалами, которые создаются ребятами на уроке.

Как уже было отмечено на конкурсе, важно не просто использование интерактивного оборудования, а использование его с привлечением к активной поисковой, аналитической, исследовательской деятельностью каждого ребенка. На таком уроке получает отметку от учителя любой ученик. Каждый ли учитель может так организовать работу в классе, чтобы потом каждому ученику поставить оценку? Обратите внимание: оценка складывается из нескольких частей!

Урок заканчивается выставлением оценок каждому ученику. Оценка за урок определяет:

- результативность работы в группах на 1 и 2 этапах урока;

- результативность участия в обсуждении на 3 этапе: активность учащихся во время обсуждения, содержательность ответов;

  • результативность выполнения проверочного теста.

Сначала можно подумать, как не запутывается сам учитель в такой структуре оценки, но потом понимаешь, что на помощь ему приходит четкий фиксатор всего происходящего: и Система голосования, и выходы ребят к доске и обязательная работа в группах.

Еще обратила внимание, что группы Мария Николаевна не выбирает сама. Помню на одном семинаре не очень давно учителя рассказывали, как они проводят работу в группах: «сильных» - в одну сторону, «слабых» - в другую. Совершенно не принимаю такой «методический» ход, вижу, что и Мария Николаевна не думает так поступать. Я была на уроке Марии Николаевны у своих десятиклассников, мне понравилось, как они представляли свои проекты! Каждый был заинтересован, каждый знал, что нужно сказать, как ответить на вопросы.

Мария Николаевна — удивительный учитель: готовит к активной жизненной позиции ребенка, учит его анализировать, сравнивать, учит думать и делать.

Поэтому считаю, Мария Николаевна, вы сама как Динамичная система позволяете и другим становиться активнее, любопытнее, и главное, вооружаете ребят приемами интеллектуальной работы. Хочется учиться у такого педагога даже учителю не обществоведу!

С уважением, Екатерина Михайловна

Комментарий был изменен с момента создания (ВАсильева Е.М., чт, 31/03/2011 - 21:13).

Трудности - показатель верного пути!




Фото пользователя Елена Евгеньевна Воробьёва

На: Общество как динамичная система. МОУ гимназия №23. Сонина Ма


Урок продуманный и четкий, огромная подготовка педагога, возможность для ребят мыслить быстро, наглядно, получить не одну оценку за урок. Повезло учителю, что есть новые возможности для творчества.

С уважением, Воробьева Елена Евгеньевна, администратор Сообщества учителей истории http://www.openclass.ru/communities/1294



Поиск

Loading