Официальный сайт pepsilight 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Алгоритмы и исполнители

Данные об авторе
Автор(ы): 
Карлышева Ольга Анатольевна
Место работы, должность: 
учитель информатики МБОУ СОШ им. А. М. Горького № 4 г. Петропавловска-Камчатского
Регион: 
Камчатская область
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
основное общее образование
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Класс(ы): 
6 класс
Предмет(ы): 
Информатика и ИКТ
Цель урока: 
а) образовательная: сформировать представление об алгоритме как фундаментальном понятии информатики, сформировать представление об основных понятиях, относящихся к теме «алгоритм», научить определять исходные данные, необходимые для выполнения поставленной задачи;научить использовать графические возможности офисных приложений для рисования схем; б) воспитательная: научить работать самостоятельно и в парах; в) развивающая: развитие речи, мышления, расширение кругозора; развивать умение работать по инструкции.
Тип урока: 
Комбинированный урок
Учеников в классе: 
16
Используемые учебники и учебные пособия: 
  1.  Босова Л. Л. «Информатика: учебник для 6 класса"
  2.  Босова Л. Л. «Информатика: рабочая тетрадь для 6 класса"
Используемая методическая литература: 
  1. Л. Л. Босова, А. Ю. Босова «Уроки информатики в 5-7 классах: методическое пособие"
  2. Н. Л. Югова, И. Ю. Хлобыстова «Поурочные разработки по информатике: 6 класс»
Используемое оборудование: 
  1. интерактивная доска InterwriteBoard
  2. компьютер учителя Pentium IV, c Windows XP
  3. компьютерный класс на базе iMac333
  4. офисныйпакет Claris Works 2 (Mac OS 9)
Используемые ЦОР: 

1. CD-диск Л. Л. Босова «Информатика 5-7", БИНОМ

Краткое описание: 
урок в 6 классе общеобразовательной школы пропедевтического курса информатики по УМК Л. Л. Босовой. В конспекте упоминается личная разработка практической работы, выполняемой в офисном приложении операционной системы Mac OS 9. Однако аналогичную работу можно выполнять и в офисных приложениях других ОС. В уроке используются две презентации, одна из которых взята с CD-диска "Информатика 5-7" и дополнена. Эти презентации прилагаются.

Конспект урока по теме «Алгоритм».

Составила: учитель информатики Карлышева Ольга Анатольевна.

Дата: 23 марта 2011 года.                  Класс: 6а.                Год изучения информатики: 5-й.

Используемые учебники и учебные пособия:

учебник Л. Босова «Информатика» 6 класс,

рабочая тетрадь Л. Босова «Информатика» 6 класс,

Л. Босова, А. Босова «Уроки информатики в 5-7 классах» методическое пособие,

Н. Л. Югова, И. Ю. Хлобыстова «Поурочные разработки по информатике: 6 класс»

Тема: «Алгоритм»

Вид:комбинированный.

Цели:

а) образовательная: сформировать представление об алгоритме как фундаментальном понятии информатики, сформировать представление об основных понятиях, относящихся к теме «алгоритм», научить определять исходные данные, необходимые для выполнения поставленной задачи;

б) воспитательная: научить работать самостоятельно и в парах;

в) развивающая:развитие речи, мышления, расширение кругозора; развивать умение работать по инструкции.

Оборудование:

·        интерактивная доска (или экран и проектор),

·        компьютерный класс на базе iMac333 – 8 машин,

·        офисныйпакетClaris Works 2 (Mac OS 9),

·        раздаточный материал  для практической работы за компьютером.

План урока:

1.     Организационный момент – 1 минута

2.     Повторение – 5 минут

3.     Изучение нового материала – 17 минут

4.     Физминутка – 2 минуты

5.     Подведение итогов теоретической части – 3 минуты

6.     Практическая работа – 15 минут

7.     Подведение итогов – 2 минуты.

Ход урока

1. Организационный момент

Учитель:Здравствуйте, ребята. Сегодня мы с вами подведём итог изучения прошлой темы «Человек и информация» и начнём новую тему, которая вам хорошо знакома, вы сами сможете её назвать.

2. Повторение

Учитель:  На прошлом уроке вы выполняли тест по теме «Человек и информация». Посмотрим ответы и обсудим его результаты. (Презентация «Анализ теста»). Бланки тестов собираются учителю.

3. Изучение нового материала.

Учитель:Теперь давайте перейдём к изучению нового материала. Мы изучали тему «Человек и информация».

  • Что такое информация?(Информация – это знания, которые человек получает из различных источников)
  • На какие две части можно разделить все знания человека? (Факты и правила) Учитель на доске рисует схему.
  • Какие знания относят к фактам? (Явления, события, свойства объектов, зависимости между объектами)
  • Какие знания относят к правилам? (Последовательности действий, направленных на достижение определённой цели)
  • Как ещё мы называли правила, последовательности действий, направленных на достижение определённой цели? (Алгоритмы)

Мы разобрались со знаниями, представленными в виде фактов. Теперь начнём изучать правила, алгоритмы. Тема сегодняшнего урока «Алгоритмы». (Презентация «Алгоритмы и исполнители», слайд 1)

Перед нами в жизни, учёбе, работе стоит много практических задач самой разной сложности. Некоторые из этих задач столь просты и привычны, что мы решаем их не задумываясь, автоматически. А другие задачи бывают очень сложны, мы их долго обдумываем и размышляем, как достичь поставленной цели. (Слайд 2). Рассмотрим примеры таких задач. (Слайды «Покупка хлеба», «Фонетический разбор слова», и др.) Аналогично, в виде последовательности шагов можно описать процесс решения многих других задач. Такая последовательность шагов, приводящая к определённой цели, называется алгоритмом.

  • Можно ли поменять порядок выполнения шагов в алгоритме? Почему? (Дети обсуждают и приходят к выводу, что порядок  изменять нельзя, потому что тогда не будет решена поставленная задача).
  • При составлении алгоритма надо точно знать 2 вещи (слайд 6):

1. Начальные (исходные) условия.

2. Требуемый результат.

Тогда говорят, что задача хорошо поставлена. Выполним задания № 1, 2, 3 на стр. 65 учебника. (Слайды 7-11).

№ 1. Приведите два-три примера правил или предписаний, которым вы следуете в повседневной жизни.(Переход через дорогу, выполнение домашнего задания, уборка в квартире, чистка зубов и т. д.)

№ 2. Задача может быть успешно решена только тогда, когда она очень чётко описана. Из приведённого списка задач выберите те, которые сформулированы чётко. Свой ответ обоснуйте.(Задачи б) и д)).

№ 3. Можно ли считать хорошо поставленной задачу в одной из русских народных сказок: «Иди туда, не знаю куда. Принеси то, не знаю что»?(Нельзя, т. к. не определены начальные условия и требуемый результат).

Учитель:Таким образом, скажем ещё раз, что такое алгоритм. (Слайд 12) Алгоритмэто конечная последовательность шагов в решении задачи, приводящая от исходных данных к требуемому результату.

  • Кто составляет алгоритмы? (Дети обсуждают и приходят к выводу, что составлять алгоритмы может только человек).
  • Кто выполняет алгоритмы?(Дети обсуждают и приходят к выводу, что выполнять алгоритмы может и человек, и животное, и техническое устройство).
  • Выполнять алгоритмы может и человек, и животное, и техническое устройство у них общее название – ИСПОЛНИТЕЛИ.
  • Откуда появилось это необычное слово «алгоритм»? Слово «алгоритм» давнего происхождения и идёт от имени выдающегося арабского ученого Мухаммеда Аль-Хорезми, что означает Мухаммед из Хорезма. Задание по желанию: создать сообщение на 2-3 минуты о происхождении слова «алгоритм» и прочитать его на следующем уроке. Это сообщение может быть в виде текста или презентации.

 Выполним задание № 4 на стр. 76 рабочей тетради. (Слайды 16-20).

№ 4. Каких сведений вам не хватает для ответа на следующие вопросы? Запишите все исходные данные, необходимые для решения задачи.

1) Семья, состоящая из Дедки, Бабки, Внучки, Жучки и Кошки, выращивает репу. Потребуется ли им помощь Мышки для сбора урожая?

Исходные данные

Каков урожай репы

Сможет ли семья убрать его самостоятельно

Какова работоспособность Мышки

2) Малыш и Карлсон решили по-братски разделить два сладких орешка – большой и маленький. Как это сделать?

Исходные данные

Схема деления «по-братски»

 

 

4. Физминутка.

5. Подведение итогов теоретической части. (Слайд 22)

•         Алгоритм– конечная последовательность шагов в решении задачи для получения результатов из исходных данных

•         Разрабатывает алгоритмы ЧЕЛОВЕК.

•         Исполняет алгоритмы ИСПОЛНИТЕЛЬ.

Ребята, попробуйте, зная то, о чём мы сегодня говорили, составить схему из слов и стрелок: Алгоритмы, ЧЕЛОВЕК, ИСПОЛНИТЕЛЬ, Составлять, Исполнять. (1 ученик выполняет задание у интерактивной доски, при необходимости класс или учитель ему помогают).

Домашнее задание № 5 и № 6 на стр. 77-78 рабочей тетради.

6. Практическая работа за компьютером.

Задание на компьютере тоже будет связано с нашей темой «Алгоритмы». Эту схему надо будет нарисовать в программе ClarisWorks. Чтобы вам было легче выполнить это задание, я составила подробную инструкцию.

  • Просмотрите бегло инструкцию и скажите, является ли эта инструкция конечной последовательностью шагов, приводящих к решению поставленной задачи? (Да).  
  • Тогда можем ли мы сказать, что эта инструкция – алгоритм? (Да).
  • Кто будет выполнять алгоритм? (Мы, ученики).
  • Тогда кем вы будете при выполнении этого задания? (Исполнителями).
  • Когда вы будете её выполнять, я увижу, как хорошо вы можете выполнять алгоритмы, какие вы ИСПОЛНИТЕЛИ. Тот, кто справится с заданием раньше, будет выполнять в рабочей тетради задание № 4, (закончить 3) и 4)).(Ученики выполняют практическую работу за компьютером).

Выполняется гимнастика для глаз.

7. Подведение итогов.

Учитель просит ребят ответить на вопросы:

1.     Что такое алгоритм?

2.     Кого или что называют исполнителем алгоритма?

3.     С какой задачей может справиться только человек?

4.     Что необходимо знать при разработке алгоритма?

Наиболее активным учащимся выставляются оценки за работу на уроке.

  • Урок окончен. Спасибо за работу на уроке!

 

Приложение 1

Решение заданий № 4 (3, 4) для проверки сильных учеников.

Исходные данные

Сколько будет человечков

Сколько съедает каждый человечек

 

3)

 

 

4)

Исходные данные

Как зависит обхват талии Винни-Пуха от количества съеденных сладостей

Размер проёма двери

 

 

Прикрепленный файл Size
Алгоритмы 1урок.ppt 658 KB
Практическая работа Кларис 6 кл.doc 38 KB
ОБСУЖДЕНИЕ к-рЛогичМышление.ppt 1.86 MB

Смотреть видео hd онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн