Официальный сайт 4stupeni 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Как сотворить чудо

Фото пользователя Татьяна Болеславовна Юрко
Submitted by Татьяна Болеславовна Юрко on Tue, 29/03/2011 - 12:33
Данные об авторе
Автор(ы): 
Юрко Татьяна Болеславовна
Место работы, должность: 
Гатчинская СОШ №9 С углубленным изучением отдельных предметов
Регион: 
Ленинградская область
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
среднее (полное) общее образование
Целевая аудитория: 
Библиотекарь
Целевая аудитория: 
Методист
Целевая аудитория: 
Учащийся (студент)
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Класс(ы): 
6 класс
Предмет(ы): 
Литература
Цель урока: 
- обсудить содержание повести, охарактеризовать героев, объяснить особенности творческой манеры писателя; - обучать умению рассуждать, участвовать в устной дискуссии, конспективно оформлять мысли, высказанные в ходе урока; - продолжить формирование навыков анализа текста, индивидуального публичного выступления, краткого пересказа, работы в группе; - воспитывать активную жизненную позицию, развивать нравственные качества, самооценку, интерес к художественной литературе.
Тип урока: 
Комбинированный урок
Учащихся в классе (аудитории): 
25
Используемая методическая литература: 

Литература:

  1. Грин А.С. Собрание сочинений. Екатеринбург: КРОК-Центр, 1993
  2. Турьянская Б.И. Литература в 7 классе. Урок за уроком. М: «Русское слово», 2003
  3. Гоголева Е. «Страна Гринландия».Детская роман-газета №3, 2006
  4. Макарова Б.А. «Куда зовут нас «Алые паруса»?» Журнал-сборник «Читаем, учимся, играем» №6, 2005
  5. Менгелене Е. «Нужны ли в нашей жизни чудеса?». Научно-педагогическая газета «Литература» №19, 2006
  6. Менделеева Д. «Феерия и романы Александра Грина». Научно-педагогическая газета «Литература» №23, 2004
Используемое оборудование: 

- тексты феерии  «Алые паруса»

- фотовыставка о жизни и творчестве писателя

- репродукции картин И.Айвазовского с изображением моря

- музыка Шостаковича, Шуберта, Баха

- рисунок бригантины с  контурами алых парусов

- листы-заготовки для индивидуальной работы

 

Краткое описание: 
Урок литературы в 6 классе по повести А. Грина «Алые паруса» с применением коммуникативно-деятельностных форм обучения

 

Ход урока:

  1. Знакомство  с личностью писателя. Экскурсия по фотовыставке. Индивидуальное сообщение учащегося.
  2. Приглашение в Гринландию - страну чудес. История создания повести. Характеристика идейной направленности творчества писателя – мечты о море (репродукции картин), прекрасных людях и их гармоничных взаимоотношениях. Сообщение учителя.
  3. Проверка группового домашнего задания (краткие рассказы и пересказы от имени персонажей):

Первая группа «Жители Каперны»

- быт и нравы приморской деревни

- горе и счастье Лонгрена

- встреча Ассоль с Эглем

- отношение земляков к Ассоль

                                                          Вопросы группе:

                                               - Почему Лонгрен сторонился земляков?

                                               - Какой была Мария, его жена?

                                               - Почему не помогли ей в трудную минуту?

                                               - Почему она умерла?

                                               - Как поняли, почему Лонгрен  не помог утопающему

                                                  Меннерсу? Почему отвернулись от него и так жёстко

                                                  его осудили?

                                                - Почему недолюбливали Ассоль? Как обижали девочку?

                                                   Все ли к ней так относились?

Вопросы классу:

- Какими представляются жители Каперны?

- Почему Ассоль не могла подружиться с детьми своей деревни? Что её отличает от них? Почему она не озлобилась в ответ на плохое отношение?

- Как восприняли жители Каперны весть о приближении корабля с алыми парусами?

  (Зачитать и прокомментировать)

Вторая группа «Служители замка Грэя»

- традиции и порядки замка

- взросление Грэя

- отношения родителей и сына

- выбор Грэем профессии

                                              Вопросы группе:

                                         -  Что было главным в характере Грэя?

                                         -  Как  он относился к близким? К окружающим?

                                         -  Как отнеслись родители к его решению стать капитаном

                                            и покинуть дом? 

                                         -  На каком основании можно считать Артура хорошим сыном?

 Вопросы классу:

- Каким вам представляется Грэй?

- Очертите круг его интересов.

- Какие черты характера и под влиянием чего сформировались у Грэя в родительском доме?

- Можно ли сказать, что Грэй рос в атмосфере любви? Кто и за что любил Грэя!

- Романтиками называют мечтателей, искателей приключений, склонных идеализировать людей, приукрашивать действительность, не терпящих однообразия и скуки, идущих против общепринятых представлений о жизни. Как Грэй доказал, что он истинный романтик?

Третья группа «Команды ”Ансельма” и  “Секрета”»

- служба юнги Артура Грэя на «Ансельме»

- наблюдения капитана Гопа

- странности «загвоздистого» капитана

                                                Вопросы группе:

                                            - Что любил и чего не любил капитан Грэй?

                                            - Почему все слушались капитана Грэя?

                                            - Как отнеслись к затее с алыми парусами?

                                            - Какое настроение было у команды в день, когда «Секрет»

                                              под алыми парусами направился к Каперне?

Вопросы классу:

- Случайно ли название шхуны «Секрет»?

- Каким секретом владел и поделился с командой Грэй? (Он в том, « чтобы так называемые чудеса делать своими руками». Чудеса – это «улыбка, веселье, прощение и вовремя сказанное нужное слово. Владеть этим – значит владеть всем».)

- Как и какое чудо сотворил Грэй?

- Ради чего он это сделал?

4.  Беседа о композиционных и художественных особенностях повести. Работа со схемой.

5.  Использование изобразительно-выразительных средств как приём характеристики героев. Индивидуальные сообщения. Работа с текстом – подбор собственных примеров.

 6.  Характеристика Ассоль и Грэя. Что сближает героев? (Обоих можно считать необычными людьми, отличающимися от своего окружения, способными остро воспринимать красоту, сочувствовать людям, оба живут мечтой и верят в счастье)

7. Чтение финальной сцены – встречи Ассоль и Грэя. Как характеризуют героев первые слова, сказанные друг другу? Почему можно верить в то, что герои будут счастливы? Давайте найдём эмоционально окрашенные слова, которые нашёл А.Грин для описания их счастья.

8. Беседа о мастерстве писателя. Чтение под музыкальное сопровождение наиболее понравившихся отрывков.

- Какое значение придаёт писатель природе, музыке?

- Почему Грэй нанимает музыкантов для встречи с Ассоль?

- Как же расцвела в Каперне сказка? Чьими усилиями? Как же  творится чудо?  Как, по мнению писателя, следует жить? Какими качествами обладать и как относиться к жизни?

   9. Осмысление услышанного. Письменный ответ на вопросы: что символизируют собой  алые паруса и что нужно человеку для счастья?

      (Пойдём вслед за писателем: он считал, что для принятия верного решения необходимо несколько моментов, их он обозначил так: «обязательное молчание», «поразительное открытие», «дух немедленного действия»).

      Чтение ответов. Запись ключевых слов на парусах корабля на доске и рабочих листах.

      10. Отзыв о спектакле Г.А. Барышевой и О.Е. Погудина «Алые паруса» Санкт-Петербургского учебного театра «На Моховой». Индивидуальные сообщения. Обсуждение.

11. Итоги урока. Заполнение таблицы «Оценка собственного труда». Выводы учителя.

12. Домашнее задание по выбору: написать сочинение на одну из предложенных тем

 («Как расцвела сказка в Каперне?», «Как  творить чудеса?», «Размышление о прочитанной повести А.Грина «Алые паруса»); сделать цикл иллюстраций к повести «Алые паруса» и их устную презентацию; написать отзыв о спектакле «Алые паруса».

 


»  Размещено в сообществах:   
Сообщество учителей Гатчинского муниципального района

Смотреть видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн