Submitted by Татьяна Болеславовна Юрко on Tue, 29/03/2011 - 15:07
Ход урока:
Оргмомент и целеполагание.
Создание проблемной ситуации и выработка программы совместных действий.
Выдвижение гипотез языковой картины мира в будущем, основанных на личном интеллектуальном опыте.
4. Работа в группах по поиску информации в Интернет-ресурсах.
5. Обсуждение итогов поиска. Анализ собранного материала.
6. Презентация отчётов групп.
7. Обобщение и выводы. Итоги урока.
8. Домашнее задание.
На всей земле был один язык и одно наречие.
И сказали люди друг другу: «Построим себе город и башню высотою до небес».
И сказал Господь:
«Вот один народ и один язык у всех, и вот что они начали делать, и не отстанут они от того, что задумали. Сойдём же и смешаем язык их, так чтобы один не понимал речи другого».
И рассеял их Господь оттуда по всей земле…
Книга Бытия
Проблемный вопрос:
На каком языке будет говорить новый мир в будущем?
Может ли русский язык стать доминирующим мировым языком вXXIвеке?
«Мир в будущем станет говорить на языке той страны, которая первой опишет новую реальность, уложит её в определённые смыслы и программы действия, на языке той страны, которая будет этой реальностью управлять.»
А.Столяров
Вопросы учебной темы:
Статус русского языка в сопоставлении с другими мировыми языками
Потенциал русского языка как возможного средства международных коммуникаций
Использование русского языка в именовании процессов, предметов и явлений быстро развивающегося современного мира
Рейтинг русского языка в современном мире
Работа в группах №1 и 2
Гипотеза 1:
Русский язык широко распространён в мире, он обладает достаточным внутренним потенциалом и может стать доминирующим мировым языком в обозримом будущем.
Гипотеза 2:
Русский язык переживает кризис, теряет свои позиции в мире, он не может стать доминирующим мировым языком в обозримом будущем.
Задание для группы №3:
изучить статью Ю.Рождественского «Хорош ли русский?» и представить на уроке её основные тезисы.
Экспертная группа учащихся наблюдает за работой групп №1, 2,3 и резюмирует её.
Основные положения отчёта группы №1:
Русским языком владеет около 300 миллионов человек, он занимает в мире огромное пространство – географическое, гуманитарное, культурное, входит в десятку мировых языков, занимает 4 место по числу владеющих им после китайского, английского и испанского.
Русский язык после значительного спада интереса к нему, вызванного развалом СССР, вновь становится востребованным теми, кто принимает участие в развитии связей с Россией и реализации проектов международного сотрудничества.
70% населения в СНГ владеет русским языком.
На русском языке опубликована 1/3 мировой научной литературы.
Русский язык является одним из официальных языков ООН, МАГАТЭ, ЮНЕСКО, ВОЗ.
На русском языке созданы литературные произведения, которые вошли в мировую классику .
Русский язык изучается более чем в 90 странах мира.
Достоинства русского языка
как потенциально способного стать доминирующим мировым языком:
Огромный лексический запас
Свобода словообразовательных возможностей
Богатство синонимики
Широкое применение оценочной лексики
Стилевое разнообразие
Литературно-художественная разработанность
Гибкость порядка слов
Мелодичность речи
Способность адаптировать заимствования из разных языков
Мощь и величие русского языка являются неоспоримым свидетельством великих сил русского народа, его оригинальной и высокой национальной культуры, его великой и славной исторической судьбы. Русский язык единодушно признаётся великим языком великого народа. (Академик В.В.Виноградов)
Основные положения отчёта группы № 2
Число русскоязычного населения в бывшем СССР, дальнем зарубежьеи мире в целом неуклонно уменьшается и, по прогнозам аналитиков, к 2025 году снизится до 152 миллионов. Вполне вероятно, в скором времени русский язык выйдет из десятка основных языков человечества.
Сократилась база и снизилась культура разговорного русского языка.
Развал СССР вызвал значительное падение популярности русского языка в бывших республиках и странах Восточной Европы.
Нет ни одного русского писателя ХХ века, который был бытак широко известен за рубежом, как его великие предшественники.
Русская литература в ХХ веке перестала быть образцом нормированного литературного языка.
Отечественная информатика существенно отстаёт в именовании процессов, явлений и предметов современного мира.
Иностранное засилье разрушает семантические связи между русскими словами.
Языковую вседозволенность не просто демонстрируют, но и декларируют журналисты, политики, представители искусства в своих печатных работах, публичных выступлениях, в свободном общении.
Крайне мало новых словарей русского языка, включающих, помимо общеобразовательной лексики, современную экономическую, юридическую, политическую терминологию и техническую лексику, необходимую человеку, живущему в мире рыночной экономики и научно-технического прогресса.
Вывод:
Русский язык как язык международного общения уступает главенствующее положение в мире другим языкам, в первую очередь - английскому, в силу большего экономического и технического могущества таких высокоразвитых государств, как Великобритания, США, Франция, Германия, а также по причине внутреннего кризиса языка, обусловленного демографическими проблемами в стране и небережным отношением к нему со стороны его носителей.
Представление статьи Ю. Рождественского «Хорош ли русский?»
Как лингвист, отдавший много лет сравнительному языкознанию, ответственно утверждаю: нет ни одного языка на земле, который обладал бы такими широкими возможностями передавать эмоции, образы и понятия, как русский язык.
(Юрий Рождественский)
Резюме экспертной группы
Статус русского языка в мире может повыситься только при условии преодоления демографического кризиса в России, возрастания её влияния на мировые процессы, экономического и научно-технического прогресса в стране, введения целевых государственных программ по пропаганде и распространению русского языка в мире, а также по возрождению вековой языковой культуры русского народа. Станет ли мир говорить на русском языке в будущем, во многом зависит от политики государства, от отношения его населения к проблеме, от каждого из нас.
Домашнее задание: написать сочинение-миниатюру « Мы сохраним тебя, русская речь, великое русское слово». (А.А.Ахматова)
Приложения
Юрий Рождественский
Хорош ли русский? (фрагмент)
Что же необходимо для того, чтобы русский язык не проиграл английскому, французскому, китайскому и любому другому?
1. Нужно перестроить языковое воспитание так, чтобы человек владел всеми видами словесности достаточно глубоко и умел изобретать мысль и отвечать за смысл своей речи - владеть речевой этикой. Тогда выражение "если ты такой умный, то почему ты бедный?" будет правильно понято: "ты не умный, ты глупый". В центре языкового воспитания должна стать полноценная современная филологическая школа.
2. Необходимо усовершенствовать норму русского языка. Издать новый словарь русского языка для всеобщего употребления, в который должны войти: 1) термины общеобразовательные (чего сейчас нет); 2) достижения новой и новейшей поэтической практики; 3) также общенаучная и общетехническая лексика, чего тоже сейчас нет. Необходимо развить издания учебных словарей всех типов и особенно словарей-тезаурусов.
3. Нужно издать серию полноценных учебных толково-энциклопедических словарей, стилистических словарей, орфографических словарей. Среди этих словарей должен занять видное место словарь-тезаурус терминов общего образования.
4. Необходимо исследовать и разработать русскую литературу ХХ века. Разобраться в истории стилей, определить лучших стилистов, выделить корпус лучших произведений для нужд обоснованной школьной хрестоматии и для обучения новых поэтов.
5. Разработать современную документную систему, отвечающую действительным потребностям рыночной экономики и обеспечивающую связи с общественностью.
6. Нужно создать языковый союз стран СНГ не только в ученом, но и в конкретно юридическом смысле, обеспечив его мерами по активизации переводческого дела, развитию образовательной литературы, созданию общих и дифференцированных образовательных схем.
Кроме этих главных мер, полезно произвести мелкие:
а) Надо, чтобы публичные ораторы, особенно политические, использовали нормальные слова русского языка с надлежащей дикцией, так как с них берут пример.
б) Надо, чтобы пресса не подражала дурным образцам политических речей, распространяя хорошие образцы политической речи. Это предложение особенно касается деятельности телевидения.
в) Надо, чтобы в создании любого публичного текста, имеющего широкое значение, принимал участие стилист-консультант с хорошим литературным вкусом.
г) Надо, чтобы пропагандировались эстетически совершенные литературные произведения, влияющие на язык, а не авторы, влиятельные во властном смысле