Метод проектов позволяет формировать личностные качества учащихся, которые развиваются лишь в деятельности и не могут быть усвоены вербально. К таким качествам можно отнести: умение работать в коллективе, принимать ответственное решение и брать ответственность за выбор на себя, анализировать результаты деятельности, активная позиция, свой собственный аналитический взгляд на информацию и др.
Принцип саморазвития реализуюпосредством выполнения следующих правил для учащихся:
· разрабатывайте модели, проекты таким образом, чтобы отдельные компоненты легко заменялись, подвергались модернизации и корректировались;
· делайте свои планы, программы, сценарии такими, чтобы их можно было использовать, приспосабливая к изменившимся условиям;
· не останавливайтесь на одном проекте, имейте в запасе еще один-два проекта, тоже обеспечивающих достижение цели.
При использовании в обучении метода проектов в корне меняются отношения учитель – ученик:
· ученик определяет цель деятельности – учитель помогает в этом;
· ученик открывает новые знания – учитель рекомендует источники знаний;
· ученик экспериментирует – учитель раскрывает возможные формы и методы эксперимента;
· ученик выбирает – учитель содействует прогнозированию результатов выбора;
· ученик активен – учитель создает условия для проявления активности;
· ученик как субъект обучения – учитель как партнер;
· ученик несет ответственность за результаты своей деятельности – учитель помогает оценить полученные результаты и выявить способы совершенствования деятельности.
Данная форма обучения позволяет интегрировать содержание общего и дополнительного образования,так как ориентирует на создание образовательного продукта, а не просто определенной темы.
В проектную деятельность начинаю вовлекать учащихся с 5 класса. Учащиеся всегда самостоятельно выбирают темы проектной деятельности, индивидуальное или групповое выполнение проекта, проводят анализ необходимости данного исследования и самостоятельно выбирают формы проектирования, подбирают литературу. Как учитель провожу корректировку проекта, определяю пространственно-временное обеспечение проектирования, рекомендую использовать ту или иную методическую литературу, веду консультативную работу.
Учащиеся оформляют свой проект на свое усмотрение, но все чаще с использованием компьютерных технологий в виде мультимедийных презентаций, при необходимости выполняют макеты выбранных объектов, соблюдая масштаб.
|