Вы не зарегистрированы

Авторизация



Сложное бессоюзное предложение. Знаки препинания при бессоюзных сложных предложениях.

Фото пользователя Анна Геннадьевна Фёдорова
Submitted by Анна Геннадьевна Фёдорова on чт, 31/03/2011 - 11:06
Данные об авторе
Автор(ы): 
Оттева Л.Н.
Место работы, должность: 
МОУ Чернореченская СОШ №1, учитель русского языка и литературы
Регион: 
Красноярский край
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
среднее (полное) общее образование
Целевая аудитория: 
Учащийся (студент)
Класс(ы): 
10 класс
Предмет(ы): 
Русский язык
Цель урока: 
Цель урока: обобщение материала по теме, закрепление умения постановки знаков препинания в бессоюзном сложном предложении.
Тип урока: 
Урок закрепления знаний
Учащихся в классе (аудитории): 
15
Используемое оборудование: 

компьютеры, CD, карточки с заданиями

Используемые ЦОР: 

слайды, тесты

Краткое описание: 
Сложное бессоюзное предложение. Знаки препинания при бессоюзных сложных предложениях. Цель урока: обобщение материала по теме, закрепление умения постановки знаков препинания в бессоюзном сложном предложении. Дидактические задачи: выявление уровня освоения постановки знаков препинания в бессоюзных сложных предложениях, определения стилистической функции предложений; проверка овладения действиями контроля и оценки при анализе выполняемых работ. Воспитательные задачи урока: прививать любовь к родному языку на примере художественных текстов А.С.Пушкина, создать условия для формирования культуры умственного труда, межличностных отношений учащихся в классе, интереса к знаниям, умения слушать. Развивающая: создать условия для формирования адекватности самооценки через выполнение предложенных заданий по теме. Ожидаемые результаты: создание условий для выявления уровня сформированное™ умений и определения уровня адекватности самооценки каждым учеником.

 

Сложное бессоюзное предложение. Знаки препинания при бессоюзных сложных предложениях.

Цель урока: обобщение материала по теме, закрепление умения постановки знаков препинания в бессоюзном сложном предложении.

 

Дидактические задачи: выявление уровня освоения постановки знаков препинания в бессоюзных сложных предложениях, определения стилистической функции предложений; проверка овладения действиями контроля и оценки при анализе выполняемых работ.

Воспитательные задачи урока: прививать любовь к родному языку на примере художественных текстов А.С.Пушкина, создать условия для формирования культуры умственного труда, межличностных отношений учащихся в классе, интереса к знаниям, умения слушать.

Развивающая: создать условия для формирования адекватности самооценки через выполнение предложенных заданий по теме.

Ожидаемые результаты: создание условий для выявления уровня сформированное™ умений и определения уровня адекватности самооценки каждым учеником.

 

I. Вступительное слово.

  • Ребята, сегодня на уроке мы повторим значения сложных бессоюзных предложений, способы проверки постановки того или иного знака препинания, вы будете контролировать знания, умения и оценивать самих себя. Вы узнаете о стилистической функции БСП в художественном тексте.
  • Запишите число, «Классная работа» и тему урока.

 

П. Прежде перенесёмся в Древнюю Грецию и послушаем легенду о знаменитом баснописце Эзопе, рабе богатого философа Ксанфа. ( слайд № тихо звучит музыка Баха - Harpsichord Concerto №5).

 

Выходят 3 ученика в древнегреческих одеяниях.

 

Ведущий: Когда Ксанф попросил приготовить для гостей самое лучшее, Эзоп приготовил блюда из языков и объяснил это так:

 

Эзоп: - Ты велел купить самое лучшее. А что может быть на свете лучше языка? При помощи языка строятся города, развивается культура народов. При помощи языка мы изучаем науки и получаем знания, при помощи языка люди могут объясняться друг с другом, решать различные вопросы, просить, приветствовать, мириться, давать, получать, выполнять просьбы, вдохновлять на подвиги, выражать радость, ласку, объясняться в любви. Поэтому нужно думать, что нет ничего лучше языка.

 

Ведущий: В другой раз Ксанф распорядился, чтобы Эзоп приобрёл к обеду самое худшее. И Эзоп пошёл опять покупать языки. Все удивились этому, а Эзоп объяснил так.

 

Эзоп: -Ты велел мне сыскать самое худшее. А что на свете хуже языка? Посредством языка люди огорчают и разочаровывают друг друга, посредством языка можно лицемерить, лгать, обманывать, хитрить, ссориться. Язык может сделать людей врагами, он может вызвать войну, он приказывает разрушать города и даже целые государства, он может вносить в нашу жизнь горе и зло, предавать, оскорблять. Может ли быть что-нибудь хуже языка?

 

Учитель: - В каком значении употребленное слово «язык» в этой легенде?

  • Почему Эзоп в одном случае говорит, что лучше языка нет, в другом - что язык -самое худшее, что есть на свете? (примерные ответы: каждый человек использует язык в своих целях, а цели могут быть разные). Существует такое утверждение: «Язык мой- друг мой, язык мой - враг мой».
  • Что бы ответили вы Ксанфу на месте Эзопа о прогрессивной функции языка? Составьте предложение, можно начать так:

«Язык имеет огромное значение в жизни людей,...» (слайд №3)

-  А теперь обратимся к высказываниям известных людей и выразительно прочитаем их. (слайд №4 «Афоризмы»)

Язык дан человеку, чтобы скрывать свои мысли.

(Ш. Талейран - французский политик) Слова подобны листьям: дерево, производящее их очень много, приносит очень мало плодов.

(Поуп А.- великий английский поэт, переводчик «Илиады» Гомера) Цени слово: каждое может быть твоим последним.

(Лец С. Е. - выдающийся польский сатирик)

-  Все эти высказывания представляют собой сложные предложения. Назовите союзное предложение, бессоюзные. Почему они так называются? Перестройте своё предложение о языке, чтобы получилось бессоюзное. Какой знак препинания поставили? А ещё какие знаки препинания могут быть в БСП? От чего зависит выбор знака препинания в БСП?

 

III. Учитель:

 

1)    Теоретическая часть.

- На эти вопросы вы ответите своим «учителям». Возьмите карточку №1, рассмотрите схему, расскажите, сменяя друг друга, что поняли. Можете пользоваться таблицей слайда на экране ( слайд №5)

2)    Практическая часть.
(работа в парах)

 

Задание: продиктуйте по два предложения, сменяя друг друга. Расставьте и объясните знаки препинания. Составьте схемы предложений. Назовите автора этих строк и названия произведений. Проверьте по ответам, результат занесите в оценочный лист.

  1. Дуня села в кибитку подле гусара слуга вскочил на облучок ямщик свистнул лошади поскакали.
  2. Напрасно мне кудесники сулят дни долгие дни власти безмятежной ни власть, ни жизнь меня не веселят.
  3. Полки ряды свои сомкнули катятся ядра свищут пули нависли хладные штыки.
  4. Делать было нечего Марья Ивановна села в карету и поехала во дворец.

 

- Кому принадлежат предложения, записанные вами? (Пушкину)

- Из каких произведений эти предложения? ( ключ к карточке №1)

1) 3апятые, значение одновременности. Из «Станционного смотрителя»

2) Тире, противопоставление союз но. «Борис Годунов»

3) Запятые, значение последовательности. «Полтава»

4) Двоеточие, пояснение. «Капитанская дочка»

 

 

Н.В.Гоголь справедливо заметил: «Пушкин есть явление чрезвычайное и, может быть, единственное явление русского духа: это русский человек в его развитии, в каком он явится через двести лет. В нём русская душа, русский язык, русский характер отразились в такой же чистоте, в такой очищенной красоте, в какой отражается ландшафт на выпуклой поверхности оптического стекла Слов немного, но они так точны, что обозначают всё. В каждом слове бездна пространства, каждое слово необъятно, как поэт. Они так просто возвышенны, так ярки, так пламенны, так сладострастны и вместе так детски чисты. (Выразительно читает наизусть заранее подготовленный ученик).

 

Действительно, Пушкин в своих произведениях часто использует БСП. Проанализировав ряд произведений поэта, мы пришли к выводу, что А. С. Пушкин чаще всего пользовался запятой, двоеточием и реже - тире.

IV. Исследовательская работа.

Лингвистическая задача. -Ребята, попробуйте представить себя в роли учёного-лингвиста. Перед вами проблемная задача - решите её.

В полном собрании сочинений А.С.Пушкина (1964 г.) в 5 главе романа «Евгений

Онегин» знаки препинания расставлены так:

Он знак подаст - и все хохочут;

Он пьёт - все пьют и все кричат;

Он засмеётся - все хохочут;

Нахмурит брови - все молчат.

(слайд№ 8)

В трёхтомнике 1989 г. вместо тире стоят двоеточия.

Докажите, что знаки одного из вариантов легко можно оспорить, зная особенности бессоюзного сложного предложения. Какой ответ верен?

 

-Мы пришли к выводу, что, хотя один из знаков спорен, мы имеем право поставить любой из них. Речь идёт о таком понятии, как вариативность знаков препинания. Продолжите стихотворение А. С. Пушкина "Осень". Унылая пора! Очей очарованье!

- Какой знак вы поставите в бессоюзном сложном предложении? Записи в тетрадях:

Приятна мне твоя прощальная краса: (-) Люблю я пышное природы увяданье, В багрец и золото одетые леса.

 

Выход на проблемную ситуацию: причинно-следственная связь - можно ставить либо двоеточие, либо тире. Одно и то же предложение понято учащимися по-разному. - Как поступать в подобных ситуациях?

 

Учитель: в настоящее время в подобных примерах предпочтение отдаётся тире, что не наблюдалось во времена А.С.Пушкина.

 

V.  Работа с текстом М. Пришвина (текст на экране, слайды 9,10)

Задание: раскройте скобки, вставьте пропущенные буквы и знаки препинания.

 

Точно из далекого детства кто(то) взгл..нул на меня голубыми глазами с такою радос.ной силой почувствовал я тонкую красоту нашей пр..роды. Лиловая дымка накрывала луга и поля. Широко ра(с,сс)тилались луга осыпа(н,нн)ые цветами.

 

Хоч..ш.. душу леса постигнуть найди лесной ручей и отправляйся берегом его в(верх) или в(низ). Водная дрож.. бросае(т,ть)ся тенью на ствол ели на травы, а по ним бегут тени и чуди(т,ть)ся травы р..стут под музыку. Потом вид..ш.. согласие теней.

 

-  Проверьте себя по презентации , определите типы орфограмм, в которых сделали ошибки, для дальнейшей работы.

VI.  Подготовка к ЕГЭ.

1)  Задание: определите тип и стиль записанного текста.

-  Какие виды тропов используются?

-Объясните постановку знаков в бессоюзном сложном предложении, (слайд №8)

2)  Решение тестов (задание обсудите в своей группе, ответ запишите).

VII.   Работа в группах с интерактивными тестами. Предложения в тестах взяты из
рассказов нашего писателя-земляка, Александра Илларионовича Щербакова.
Рассказ «Лазоревая бабка» тёплый, добрый, несмотря на то, что описывает он
жизнь людей в сибирской деревне последний год войны.

 

VIII.    Результаты оценочных листов.

 

IX.  Домашнее задание: упражнение 239.

 

 

X. Рефлексия.

 

-Урок закончен. Осталось поставить последнюю точку. Давайте поразмышляем, что дал вам сегодняшний урок, что вы вынесли из него, с какими чувствами покидаете класс.

Какими словами описали бы вы своё состояние после урока:

-Ты понял блаженство занятий, удачи закон и секрет (оценка собственной

работы).


»  Размещено в сообществах: