Submitted by Зоя Григорьевна Халикова on пн, 04/04/2011 - 20:14
Ход урока:
В начале урока используется упражнения – энергизаторы:
· Несколько раз встряхнем кисти / избавление от излишков напряжения/
· Энергично растираем ладошки друг о друга /успокаивающие упражнения/
1. Целеполагание.
Тема сегодняшнего урока: Мы в искусстве, искусство в нас.
О чем на ваш взгляд, можно поговорить в контексте данной темы?
Составляется план исходя из ответов учащихся.
План: / записывается на доске и в тетрадях/
1. Что такое искусство?
2. Особенности искусства
2. Роль искусства в жизни человека и общества.
2. «Поиск истины»
Вопросы для размышления мы выбрали, начнем наше исследование.
Что есть ИСКУССТВО?
Для начала составим логически завершенную схему из данных слов.
Приложение 1.Слайд 2.
Ответы ребят резюмируются и проверяются по слайду 3
Итак, исходя из нашей схемы, давайте попробуем составить определение понятию ИСКУССТВО.
/Ответы учащихся резюмируются/ слайд 4
Если есть понятие в широком смысле, по логике вещей есть, вероятно, понимание и в узком смысле. Какой смысл на ваш взгляд будет вкладываться в данном случае?
/Ответы учащихся резюмируются/ слайд 5
Мы очень часто в нашей речи слышим фразы: военное искусство, искусство дизайнера, искусство повара, искусство врачевания…
Какой смысл приобретает ИСКУССТВО в этом контексте?
/Ответы учащихся резюмируются/
Слайд 6
Мы с вами нашли разные определения искусству. Предлагаю, прежде чем мы пойдем дальше в поиске своей истины, проверить на себе собственное мастерство врачевания и поднять свой тонус для дальнейшей работы.
Сделаем « гимнастику для уха» ( упражнения -энергизаторы) 2 минуты.
Приложение 2.
А теперь снова вернемся к нашей схеме. приложение 1. слайд 7
И искусство, и религия, и наука - это части духовной культуры. Но если их мы разделили, следовательно, они чем -то отличаются друг от друга. Как думаете чем?
Что важно для каждого из них?
/Ответы учащихся резюмируются/ слайд 8
Искусство - это, прежде всего мир красоты, мир эстетического наслаждения. Как мы постигаем эту красоту? Через что?
/Ответы учащихся резюмируются/ слайд 9
Постижение мира посредством образов – это одна из отличительных особенностей искусства.
Мы с вами тоже на предыдущем уроке работали с образом понятия культуры. Я приглашаю первую группу, представить свое творчество. сладй 10
Учащиеся объясняют, почему именно таким получился их образ культуры.
А вот другой образ этого же…. слайд 11
/ 2 группа объясняет смысл своего образ./
Глядя на ваши работы, мы можем сформулировать еще одну особенность искусства. Посмотрите, какие они разные.
После высказывания учащихся, делается резюме:
Искусство очень субъективно. Каждый видит и слышит по-своему.
Вопрос к классу: итак, какие особенности искусства мы узнали?
(Обобщенный ответ )
А теперь давайте подумаем, когда же возникло искусство? (ответы учащихся) слайд 12
Еще первобытные охотники проявили себя прекрасными художниками. Свое художественное мастерство человечество оттачивало в античное время.
слайд 13
И продолжает совершенствовать в сегодняшние дни. сладй 14
Исходя из этого, напрашивается определенный вывод? Какой?
Ответ: Искусство вечно.
Искусство является постоянным спутником человека. Если оно есть, значит, оно для чего- то нужно. Какую роль играет в нашей жизни искусство?
Давайте послушаем девочек, которые непосредственно соприкасаются с искусством.
Выступления учащихся, которые посещают музыкальную школу, художественную, занимаются в театре моды, танцами.
/ компьютерные презентации учащихся /
танец / приложение 3/
музыка / приложение 4/
театр моды / приложение 5 /
живопись / приложение 6/
Резюмируя выступления, определим основные функции искусства.
( ответы учащихся)
А теперь проверим? совпали ли нами открытые истины с предложенными в нашем учебнике слайд 16
( работа с учебником с. 167 схема.)
Все ли слова понятны?
/Дети находят непонятные им понятия/
Гедонистическая функция - ?
/Учитель разъясняет значение./
Ее зачатую относят к немотивированным функциям искусства.
Я хочу предложить вашему вниманию посмотреть небольшую часть моего личного творчества, и попытаться самим догадаться о значении этой функции.
«Человек пишет … человек рифмует свои мысли…получаются стихи.
что для меня стихи?
Это, прежде всего, эмоции, выплеснутые на бумагу…
Спросите, что это мне дает?
Конечно, нет в этом практической выгоды, но это мой способ самореализации.
Это мой ПУТЬ к самой себе. Я получаю наслаждение, удовольствие, когда облекаю свои чувства в словесную оболочку.»
приложение 7. Видеоролик "Мои стихи"
И так, кто догадался о смысле этого понятия?
Ответ: Гедонистическая функция- это получение удовольствия, эстетического наслаждения.
Второе непонятное определение, найденное учащимися в учебнике-
Рекреационная функция – это оздоравливающая, психотерапевтическая.
Не является секретом, что искусство может лечить.
Изотерапия, танцевальная терапия, лечение музыкой - это уже прописные истины.
Создатель музыкальной фармакологии ученый Роберт Шофлер предписывает с лечебной целью слушать все симфонии Чайковского, «Лесного царя» Шуберта, оду «К радости» Бетховена. Он утверждает, что эти произведения способствуют ускоренному выздоровлению. А исследователи калифорнийского университета экспериментально доказали, что после 10 минутного прослушивание музыки Моцарта тесты показали повышение коэффициента интеллектуальности у студентов на 8-9 единиц.
Но не всякое искусство лечит. Приведите примеры.
Например: Рок музыка - вызывает выделение стресс-гармонов, которые стирают часть информации в мозгу, вызывают агрессию или депрессию. Русский психолог Д. Азаров отмечает, что есть особое сочетание нот, он назвал их музыкой-убийцей., прослушав несколько раз такие музыкальные фразы, у человека появляется мрачное настроение и мысли.
А сейчас предлагаю послушать «Маленькую серенаду» Моцарта.
Приложение 8
Расслабьтесь.. закройте глаза и пусть ваше воображение рисует вам гармоничные картинки.
После прослушивания обмен своими образами.
Представим, что искусство – это некая чаша. Что там лежит на сегодняшний день? Каким вам видится современное искусство?
Попытайтесь нарисовать эту «чашу искусства».
/ работа в малых группах с последующим объяснения своего видения/
3.Рефлексия
Вот и пришел к завершению наш урок. Какими словами вам захотелось бы его завершить? ( мысли учащихся)
Завершающее слово учителя.
Мир дуален. И современное искусство содержит в себе очень много как разрушительной энергии, так и созидательной энергии. Наш земной мир соткан из совершенства и несовершенства. И только от самого человека зависит, каким он сделает свое будущее, что читать будет он, что слушать, как говорить.
Домашнее задание.
Параграф 27, вопросы
Творческое задание: Слушая дома классическую музыку, нарисовать красками свои чувства.