Официальный сайт netfuncards 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Химия и изобразительное искусство

Фото пользователя Александр Сергеевич Марченков
Submitted by Александр Сергеевич Марченков on Tue, 12/04/2011 - 19:38
Данные об авторе
Автор(ы): 
Марченков Александр Сергеевич
Место работы, должность: 

МОУ "Марисолинская СОШ", учитель химии

Регион: 
Республика Марий Эл
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
основное общее образование
Уровень образования: 
среднее (полное) общее образование
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Класс(ы): 
9 класс
Класс(ы): 
10 класс
Предмет(ы): 
Химия
Цель урока: 

 

  1. Показать взаимосвязь между химией и изобразительным искусством. Дать понятия о различных материалах,   используемых на уроках изобразительного искусства и техники искусства.
  2. Способствовать формированию у учащихся химических знаний, интересов к предмету через изобразительное искусство.
  3. Содействовать развитию любознательности, внимания, умения делать выводы, расширить и углубить представления о роли химии в изобразительном искусстве.
Тип урока: 
Урок обобщения и систематизации знаний
Используемые учебники и учебные пособия: 

 

  1. Школа рисования. Карандаш. Поль Калле. Минск, 2003
  2. Рисунок. А.М. Серов. М. Просвещение, 1973.
  3. Искусство и ты. Е. И. Коротеева, М. Просвещение, 2002
  4. Словарь химических терминов. М. Просвещение, 1971.
  5. Под знаком углерода. Л.Д. Вишневский. М. Просвещение, 1983.
  6. Материалы и техника рисунка. Под. ред. В.А. Королева. М. Изобразительное искусство, 1984.
  7. «Основы рисования». М. Н. Н. Анисимов.
  8. Увлекательная химия. Л. Е. Семин. М. Просвещение, 1978
Используемое оборудование: 

 рисунки,  выполненные различными материалами, кристаллическая решетка графита, уголь, карандаши, пастель, сангина, акварельные краски, сера, оксид железа (III), сажа, оксид хрома (II).

 

Используемые ЦОР: 

презентация

Краткое описание: 
<p> &nbsp;</p> <p> <strong>Эпиграф: </strong>&laquo;Искусство &ndash; это иной мир; я наслаждаюсь им, испытывая чувство огромной признательности&raquo;.</p> <p align="right"> &nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;Поль Калле.</p> <p> &nbsp;</p>

 

Ход урока:

  1. Организационный момент.
  2. Объяснение цели и задач урока.
  3.  Объяснение эпиграфа.

Действительно, искусство – это иной мир,  куда можно войти и жить в нем. Люди вошли в этот мир еще в древности. Представьте сцену, происходящую в пещере доисторические времена. Первобытный человек сидит перед костром. Подбрасывая в огонь ветки и орудуя , обуглившейся палкой, наш предок случайно проводит ею по стене и обнаруживает, что она оставляет за собой след. Так, в  его арсенале появляется нехитрый способ изображать различные знаки и символы. Он заходит постепенно в иной мир искусства.

Искусство – это отражение действительности в художественных  образах.

    Существуют различные виды искусств, но сегодня мы остановимся на изобразительном искусстве и его взаимосвязи с химией.

Химия– это наука о веществах и их превращениях  друг  в друга.

     С глубокой древности художники применяли в качестве рисовального материала древесный уголь.

 Слово учителю изобразительного искусства:

   Уголь (демонстрация) -  обладает большим тональным диапазоном, удобен в работе, легко стирается, не заменим при исполнении больших рисунков. Им удобно пользоваться в эскизных работах и белых набросках. Простым углем можно рисовать на бумаге, картоне, холсте и других материалах пригодных для рисунков. (демонстрация рисунков нарисованных углем) посмотрите на портрет И. С. Остроухова (художника коллекционера, основателя Музея иконописи и живописи в Москве) выполненного И. Репиным углем.

Образ на портрете излучает энергию и бодрость. Свободно и даже несколько небрежно, широкими резковатыми штрихами угля намечено фигура. Нейтральный спокойный тон, точка зрения снизу подчеркивает ощущения величавой властности.

   Уголь продается в магазинах художественного фонда, но его можно приготовить самому.

 Слово учителю химии: 

   Для приготовления древесного угля необходимо взять пучок березовых, ореховых или ивовых прутьев, обмазать их глиной и положить в печь, лучше на горячий уголь. Таким образом,  можно приготовить угольки различной толщины и формы, круглые и граненные. Надо сказать,  что простой рисовальный уголь слабо держится на бумаге и рисунок необходимо вовремя зафиксировать. Этот процесс был  изобретен в Италии в 15 веке. Тогда рисовали на бумаге, уже заранее покрытой слоем клея, когда рисунок был готов,  его подвергали действию водяных паров и таким образом закрепляли. Иногда рисунок помещали в ванну с раствором клея. В настоящее время используют лак фиксатор. Также можно фиксировать снятым молоком, процеженным и разбавленным водой, раствором канифоля в бензине или денатурате (кусочек канифоля с грецкий орех на ¾ стакана). Фиксирует пульверизатором постепенно в несколько приемов, не допускать образования капель.

 Слово учителю изобразительного искусства: 

    Благодаря своим качествам уголь до сих пор остается удобным материалом рисунка и широко применяется современными художниками в сочетании с другими предметами, например с графитовым карандашом.

   Посмотрите на картину нарисованную художником Эдгар Дега (1834-1917) с помощью карандаша и угля «Танцовщица, поправляющая пуанту». Обратите внимание на линии,  которые наносил художник для придания формы и очертания, передачи объемности определения поверхности, придания движения и направления, для подчеркивания эмоции.

 Слово учителю химии:

   Карандаш стал настолько привычным атрибутом нашей жизни что лишь, немногие отдают себе отчет в том,  что он изобретен относительно недавно. Английское название карандаша «Pencil» происходит от латинского «pencillus» означающего  «маленький хвост» - первоначально так называли маленькие кисточки,  которые римляне использовали для письма. Первым карандашом стал свинец,  который отчетливо оставляет след, заключенный в деревянную оболочку. Но такой карандаш писал плохо. Рождение современного карандаша связывают с ураганом, который случился в Англии под корнями,  поваленного 1564 году дерево было открыто месторождение чистого графита, или черного углерода в твердом состоянии. Поначалу графит использовали  в виде отколотых кусочков, которые оборачивали бечевой,  чтобы не испачкать пальцы. Такие графитовые рисовальные камни продавались в Лондоне уличными торговцами. Они выкрикивали:

         «Покупайте камень рисовальный,

         с ним вы никогда не пропадете;

         Если красный как заря,

         Есть и черный как смола».

  Графит – аллотропное видоизменение, темно-серого цвета, жирное на ощупь кристаллическое вещество с металлическим блеском. В нем атомы углерода находятся в SP2 – гибридизации, образуя параллельные слои из плоских шести угольников. Внутри слоя атомы связаны гораздо прочнее,  чем между слоями (демонстрация кристаллической решетки).

По этому кристаллы графита имеют пластинчатую структуру: этим объясняется пишущие  свойства карандаша.

  «Графит» - от греческого слова «граф» то есть писать.

  Изготовление современных карандашей начинается с тщательного измельчения графита и глины. В конечном итоге получают мельчащие частицы, образующие в воде суспензию. После того как частицы в водном растворе тщательно перемешиваются и гомосенеризуются, вода удаляется,  а полученная паста смешивается в огромном прессе. Затем смесь под давление прогоняется через изготовленное из алмаза формирующее отверстие в нижней части цилиндра, диаметр отверстия равен конечному диаметру грифеля, доводится до белого каления, наносится на восковое покрытие и он готов к помещению в деревянную оболочку (демонстрация карандашей).

 Слово учителю изобразительного искусства:

   (Демонстрирует картины)

  На рисунке Ж. Д. Энгра «Портрет дочери Льюсена Бонопарта» и «Портрет мадам Детуш» из его знаменитой серии портретов современников мы видим,  что художник оперирует в основном линией. К. П. Брюллов также отдал дань графитному карандашу в его рисунке «Полина Виордо» тончайшая моделировка объема средствами светотени. 

   Издавна человек использовал пигменты,  как популярный материал для изображения к наиболее популярному виду этого рода красочного материала принадлежит сангина. Она привлекательна своим красивым теплым тоном коричневатым и красноватым. Выбирают такого оттенка,  который лучше отвечает особенностям натуры. Сангина позволяет достигать больших тональных эффектов. (Демонстрация картин) Сангиной рисует и штрихом, растушевывая ее на бумаге. Таким образом,  можно писать важнейшие тональные нюансы.

Слово учителю химии:

   Натуральная сангина – продукт минерального происхождения, состоит из глинистого материала алюмосиликата, окрашенного безводным оксидом железа, залегает в вулканических породах, имеет природный обжиг. Все краски натурального происхождения известны людям с незапамятных времен. Сангина, богатая содержанием железных оксидов имеет интенсивный красно - коричневый светоустойчивый цвет (демонстрация сангины). Впервые сангина была найдена в Италии затем во Франции, есть и в недрах нашей страны. Часто художники рисуют сангиной в сочетании с другими материалами, в частности  с соусом.

Слово учителю изобразительного искусства: 

  Соус – как материал рисунка стал известен в конце 18 - начале 19 века. Большим мастером рисунка в этой технике проявил себя И. Н. Крамской оставивший большое количество рисунков, выполненных этим новым тогда материалом, например, «Портрет С. Н. Крамской». Соус, или черный мел, внешне похож на сангину, он бывает черного, серого и коричневого цвета. Имеет большую красящую силу и дает красивые бархатистые тона: от очень темных до очень светлых, с большим числом тональных градаций между ними. Соусом можно делать как быстрые наброски,  так и длительные, тщательно моделированные рисунки (демонстрация картин). Сухим способом работают соусом примерно также как и углем. Он хорошо растворим в воде, по этому им можно работать и кистью (мокрый способ). Интересен прием, когда сначала весь лист закрывают темно – серым тоном разбавленного водой соуса. По высыхании этой заливки ее тон принимают за общую тональность будущего рисунка, выбирает сначала светлые места потоп полутона. Работу завершают усилением глубоких теней мокрым или сухим соусом.

 

Слово учителю химии:   

    Соус приготовляют из порошка тонко перемолотых продуктов сгорания,  которые добавляется слабый раствор растительного клея. Затем соус прессуется. Он известен как легкий и жирный материал, в сухом виде сильно крошится, что почти не позволяет прибегать к штриховой технике исполнения рисунка, имеет плохое сцепление с поверхностью бумаги, легко стирается и высыпается.

    Рисунки, выполненные сухим соусом, рекомендуется хранить под стеклом или же фиксировать их слабым раствором сахарной воды, 5% раствором желатина или казеин.

    Следующий рисовальный материал пастель.

Слово учителю рисования: 

   Самые ранние сведения о применении техники пастели рисунке дал Джованни Паоло Ломацио. Соединение черного карандаша сангины с цветными мелками по итальянский называется пастель. Рисовать пастелью любили многие художники, например французский художник Э. Дега (демонстрация картин). 

    Пастель представляет собой восковые мелки, и рисуют ею также как и сангиной. Однако пастель мягче, нежнее по составу и позволяет создавать тонкие по живописи и колориту работу. Рисующий пастелью,  имеет перед собой как бы палитру готовыми смесями различного цвета. Остается только подобрать необходимые оттенки для изображения натуры. При бережном хранении пастель не меняется. 

Слово учителю химии:

  Исходный материал для изготовления пастельных карандашей – пигмент, глина, мел, клей. Ее приготовляют,  замешивая пигмент с водой до тестообразного состояния. Если пигмент не содержит глины,  то его растирают с незначительным количеством связующего мела, гипса. Хорошо размешивают пастообразную массу, формируют в металлической или стеклянной трубке. Освобожденные от формы,  палочки высушивают при умеренном тепле (демонстрация пастельных карандашей). Рисунки сделанные пастелью необходимо беречь от сотрясений, прикосновений,  а также влажного воздуха.

   При обучении живописи применяют также акварельные краски, которые выпускаются в плитках, тюбиках, чашечках. Акварельные краски состоят из тонко-тертого красящего вещества и связующего материалов клея, меда, глицерина (демонстрация этих веществ). 

 

Слово учителю изобразительного искусства:

(Демонстрация рисунков из акварели)

   Акварельные краски разводят водой («аква» - вода). Акварель ценится за качества, присущие только ей, - прозрачность, легкость, воздушность. Акварель позволяет передавать резкие, яркие мазки и нежные заливки с тончайшими переливами темных и светлых тонов. Ею можно выполнять и длительные, детально проработанные рисунки и быстрые, почти мгновенные. Это позволяет передать многообразие явлений и предметов действительности. 

Обобщение темы:

Итак, мы сегодня на уроке проследили,  в чем выражается взаимосвязь между химией и изобразительным искусством. Задача химии – не только изучать вещества, их превращения, но и получение их для практического применения, знакомится с их свойствами, в частности, как рисовальный материал для художников.  А создание высокохудожественных произведений изобразительного искусства невозможно без профессиональной культуры владения техникой рисунка и знаний свойств рисовальных материалов.

Заканчивая урок, можно сказать, что мир изобразительного искусства прекрасен и удивителен, а дорога туда начинается в твоей душе, в твоем сердце.

Уместно привести слова Б. Неменского:  «Учись раскрывать свою душу для красоты, учись смотреть на мир и видеть в нем неповторимое и удивительное. Не каждый, кто смотрит, умеет видеть».

 

Домашнее задание.Изготовить угольный карандаш.


Смотреть видео hd онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн