Официальный сайт nokia 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Классный час "Молодежные субкультуры"

Фото пользователя Елена Александровна Пономарева
Submitted by Елена Александровна Пономарева on Wed, 13/04/2011 - 20:39
Данные об авторе
Автор(ы): 
Пономарева Елена Александровна
Место работы, должность: 
МОУ гимназия № 9 города Воронежа
Регион: 
Воронежская область
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
основное общее образование
Уровень образования: 
среднее (полное) общее образование
Целевая аудитория: 
Воспитатель
Целевая аудитория: 
Классный руководитель
Целевая аудитория: 
Родитель
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Класс(ы): 
9 класс
Класс(ы): 
10 класс
Класс(ы): 
11 класс
Предмет(ы): 
Внеклассная работа
Цель урока: 

Знакомство с понятием молодежной субкультуры, формирование представления о контркультурах как опасных для психического здоровья подростка явлениях в современном обществе.

Используемое оборудование: 

Презентация, компьютер, проектор или телевизор

Краткое описание: 
<p> Создавать классный час помогают сами ребята, они изучают интересы одноклассников, формируют творческие группы, которые готовят сообщения о различных молодежных субкультурах. Педагог строит общение со старшеклассниками в форме беседы, подводя ребят к мысли, что распространившиеся сегодня контркультуры могут быть опасны для психики их адептов.

Знакомство старшеклассников с молодежными субкультурами не только отвечает интересу обучающихся к явлениям в современном обществе, но и помогает формировать иммунитет против деструктивных контркультур.

Цель: Знакомство с понятием молодежной субкультуры, формирование представления о контркультурах как опасных для психического здоровья подростка явлениях в современном обществе.

 

Подготовка: Творческая группа, ответственная за классный час, изучает мнение ребят, с какими молодежными течениями они хотят познакомиться, распределяет между собою темы сообщений: готы, эмо-киды, аниме и т.д. (те, которые заинтересуют ребят).

Ход мероприятия.

Учитель:

В русском языке встречается приставка «Суб», пришедшая к нам из латинского. Она означает расположенное около чего-то – например, субтропики, или что-то меньшее, неосновное – например, субпродукты.

 

  • Подумаем вместе: что такое субкультура?

 

Культура, согласно толковому словарю Ожегова, – совокупность общественных, духовных, производственных достижений людей.

Субкультура -  это система норм и ценностей, отличающая группу от большинства общества.

Основой субкультуры могут быть стиль музыки, образ жизни, определённые политические взгляды. Развитые субкультуры имеют свои периодические издания, клубы, общественные организации. Чтобы легко отличать своих от чужих, в субкультуре появляется свой дресс-код, язык, манера поведения. Субкультура формирует убеждения человека, его отношение к окружающему миру, его поступки, систему ценностей. Субкультура непременно влияет на весь строй жизни человека, это не просто увлечение с 12-00 до 14-00 два раза в неделю.

  •  К субкультуре обычно не относят фанатов какого-либо предмета: стиля, певца, футбольной команды. Хотя у них может быть свой сленг, свои издания и сайты, даже общие элементы одежды. Попробуйте объяснить, почему?

 

Фанатство («фэндом») сосредоточено только вокруг предмета своего интереса, за пределами «тусовки» люди имеют разные мировоззрения, вкусы, имидж. То же можно сказать и о хобби – увлечении человека каким-либо занятием (геймеры, хакерыи т. п.). За пределами увлечений их поклонники – совершенно разные люди.

 

Многие считают, что субкультура – явление непременно негативное. Давайте разбираться.

 

  • Как вы считаете, субкультура – это хорошо или плохо? Почему?

 

В любом обществе обязательно есть группы, создающие культуру, отличающуюся от массовой. Например, в нашей стране испокон веков основной культурой было Православие, но в тот период, когда страна заявляла себя атеистической, православных в ней вполне можно было выделить в субкультуру. Так что само понятие субкультуры не является негативным.

Другое дело, что некоторые субкультуры носят экстремальный характер, их несогласие с культурой большинства выливается в демонстративный протест против общества. Такие субкультуры, вступающие в конфликт с ценностями традиционной культуры, называют контркультурой.

Конечно, для общества в целом контркультуры вряд ли представляют собой серьезную опасность. Но проходят ли они бесследно для индивидов, попавших в их сети?

 

  • Как вы думаете, может ли субкультура принести вред своим приверженцам? Каким образом?

 

 Навязывая человеку свои идеи, далекие от общепринятых ценностей, она ломает его психику, мешает социальной адаптации, пониманию своего места в обществе. Ведь не случайно в Заповедях, данных человечеству Богом, содержится предостережение: Не сотвори себе кумира. Субкультура, претендующая на всего человека, формирующая его  личность по своей мерке, - это и есть кумир.

Сегодня мы будем говорить как раз о контркультурах, безопасность увлечения которыми вызывает сомнение.

 

  • Были ли такие субкультуры в истории СССР?

Были. Достаточно длительный период они носили малоразвитый характер в силу самого устройства социальной системы. Пожалуй, до Великой Отечественной войны единственной молодежной субкультурой можно считать шпанскую субкультуру с ярко выраженным дресс-кодом и собственным шпанским полууголовным сленгом и фольклором. Первое время они даже пользовались благосклонностью властей в силу "социальной близости" рабочему классу. Но уже в середине 20-х власть проводит серию показательных акций, включая расстрелы и увеличения срока наказания за хулиганства.

 В послевоенное время у этой молодежной субкультуры произошёл новый подъем, прославивший московских огольцов и жиганов, как произошёл и подъем другой субкультурной прослойки - стиляг. В 60-х в отдельных крупных городах сформировалась небольшая прослойка зажиточных молодых людей, потреблявших модную и меломанскую продукцию и старавшихся выглядеть не менее респектабельно, чем их зарубежные сверстники, о которых можно было узнать из кинолент и  журналов. К стилягам  и шпане в 70-х добавились ещё хиппи.

Хиппи (сообщение учащегося).

Субкультура хиппи появилась в 1960-х в США. Молодые люди в джинсах с длинными распущенными волосами, основной лозунг которых: «Занимайтесь любовью, а не войной». Хиппи слушали рок-н-ролл, употребляли наркотики, жили коммунами, путешествовали автостопом, увлекались восточной мистикой и медитацией. Хиппи носили длинные волосы, вплетали в них цветы. Цветы часто раздавали прохожим, вставляли в дула винтовок солдат, поэтому их называли еще «детьми цветов».

В годы хрущевской оттепели похожее течение появилось в нашей стране. У хиппи был свой сленг, многие слова которого пережили время и остались в молодежном употреблении. Были внешние атрибуты – фенечки (плетеные браслетики), которые имели сложную систему символики. Было любимое занятие – попрошайничество.

Правда, большинство хиппи, повзрослев, приняли культуру общества. А само движение пошло на спад.

На смену ему пришли панки.

Панки (сообщение учащегося).

Металлистыи панкисформировались в 1970-80-е вслед за новыми жанрами в рок-музыке. Панки обладали ярко выраженной политической позицией: их девиз - анархия. Появились они сначала в Великобритании, США, Канаде и Австралии.

Слово punk в английском языке многозначно, но до появления панк-рока в большинстве случаев использовалось как ругательство. «Подонок» или «негодяй», а то и просто эмоциональное нецензурное выражение. На уличном жаргоне так называли проституток. Именно в этом значении слово punk встречается в пьесе Уильям Шекспира «Мера за меру».  В начале XX века, в Америке, слово punk на сленге употребляют по отношении к заключённым — «шестеркам» или просто молодым людям, вовлечённым в преступную деятельность. Позже слово стало употребляться в значениях «грязь», «гнилье», «отбросы».

Для панков характерен шокирующий внешний вид.

Они красят волосы в яркие неестественные цвета, начёсывают и фиксируют их лаком, гелем или пивом, чтобы они стояли торчком. В 80-х среди панков стала модной причёска «ирокез».

Цепи от собачьих поводков. Рваные протёртые джинсы. Часто их предварительно вымачивали в растворе отбеливателя, чтобы те пошли рыжими разводами. Тяжёлые ботинки или кеды.

Куртка-косуха — была перенята, как рок-н-ролльный атрибут из 50-х, когда мотоцикл и рок-н-ролл были неотделимы. Панки первой волны стремились вернуть рок-музыке нарочитую задиристость и драйв, которые со временем отняла массовая коммерциализация музыки.

В одежде преобладает стиль «DEAD» - «мёртвый стиль». Черепа, кости, смерть, тлен. Напульсники и ошейники из кожи с шипами, заклёпками и цепями. Многие панки делают татуировки.

Политические, экономические, социальные проблемы 1980-х, порождают многообразные молодежные течения, чьи увлечения разнились от подпольного культуризма и восточных единоборств, до увлечений модой, меломанией, фарцовкой. "Волновики" (дискотечная молодежь), "рокеры" (широкое понятие, объединявшее боевой костяк поклонников тяжелого рока, часть которого скоро пересела на мотоциклы и стала известна под термином "байкеры"), "люберы".

С появлением готик-рока, в 1980-е зарождается  готическая субкультура. Характерные её черты - мрачность, апатия, нигилизм, эстетика фильмов ужасов и готических романов.

В Нью-Йорке, благодаря эмигрантам с Ямайки, появилась хип-хопкультура со своей музыкой, имиджем и образом жизни.

В нашей стране В последнее десятилетие возникло множество молодежных субкультур: готы, эмо, любители аниме, «жертвы корпораций», толкиенисты, блоггеры и многие другие.

 

Эмо (сообщение учащегося).

Слово «эмо» происходит от латинско­го emotio — «чувство». Бесполые темноволосые существа, одетые в черно-розовое, все чаще ста­ли появляться в мегаполисах. Недруги именуют их «нытики» и «плаксы», сами себя они зовут «тру» и «позе­рами», официальное же их на­звание — эмо-киды. Еще в сере­дине 1980-х термин «эмо» обо­значал стиль тяжелой музыки с лирическими текстами про не­разделенную любовь и надрыв­ным вокалом.Манера вокала эмо включает в себя зачастую визг, плач, стоны, шёпот. Тексты песен носят личный характер - о переживаниях автора, а в некоторых случаях - о политике.

От музыкального стиля по­степенно перешло к стилю жиз­ни. «Я такой, какой я есть: оди­нокий, мягкий, мнительный, легкоранимый, при том, что мне скоро 20»,— такие записи не редкость в дневниках эмо-кидов. Непосредственность, дохо­дящая до инфантилизма, эмоци­ональность, переходящая в ис­терики, максимализм, плавно перетекающий в попытки суи­цида… Клубы, где проходят эмо-концерты, вывешивают на дверях объявления: «Уважаемые гости, не режьте себе вены в нашем туалете».

У эмо собственный стиль одежды, присущий только ему. Вот некоторые атрибуты внешнего вида эмо кида:  выкрашенные в черный цвет  волосы должны быть коротко срезаны спереди бритвой и прикрывать половину лба. Таким же образом волосы срезаются высоко по ушам, очки в роговой оправе, или, по крайней мере, в толстой черной оправе, тяжелые слаксы, обычно очень плотные и короткие, кофты из полиэстера, очень маленького размера (с верхним рядом пуговиц и воротником),  также майки детского размера со случайными лозунгами на них, или со спортивными номерами на спине, узкие майки с хеви-металл дизайном (Iron Maiden, Metallica, Motorhead). Желательно немного заношенная теннисная обувь, тесные жакеты и свитера с v-образным вырезом, свитера темных тонов с поперечной полосой, штаны из черного денима должны быть подвернуты не более чем в два раза, эмо куртки из серии "рабочая одежда", выдержанные в земляных тонах, а также коричневого, серого и темно синего цвета.

Чтобы выглядеть, как 100-процентный эмо, покрасьте во­лосы в черный, выстригите челку, закрывающую один глаз, взъерошьте остатки волос на затылке. Отберите джинсы и майку у младшей сестренки, черный карандаш для глаз — у старшей. Намотайте на шею па­лестинский платок-арафатку. На запястья наденьте напульс­ники или вязаные гетры, что­бы скрыть порезы на венах. Эмо-киды приветствуют друг друга, приставляя два пальца одной руки к виску, вторую руку прикладывают к сердцу и наклоняют голову, чтобы чел­ка упала налицо. Но даже если вы поступите в точном соот­ветствии с инструкцией, бере­гитесь: настоящие «эмо» презирают тех, кто под­ражает их эффектному внеш­нему виду, не разделяя идео­логию. Как ни странно, в ней немало элементов здорового образа жизни: эмо-киды никог­да не употребляют допинги, воздерживаются от случайных половых связей, да к тому же вегетарианцы.Психологи считают, что ком­плекс эмо имеет глубокие со­циальные корни. «Сейчас в Рос­сии силен культ успешности че­ловека, его благополучия и престижа. Популярность суб­культуры «эмо» — в ее откровенном протесте против мажорных тенденций.

Главную опасность для молодежи представляет философия поклонников эмо, которая заключается в том, что представители эмо "бессмертны и в случае гибели просто меняют внутреннюю форму".В документе, распространенном департаментом образования в школах Нижегородской области,  говорится: "Мечта каждого эмо - умереть в ванне от потери крови путем перереза собственных вен в области запястий (считается неким спортом). В этой связи некоторые из них носят повязки, которые закрывают нанесенные раны". Сами эмо объясняют, что нанося порезы, они не хотят убить себя. Просто за физической болью они отвлекают себя от душевных страданий.

Однако, во-первых, даже просто нанося царапину в области вен, не избежать опасности повредить вену или занести инфекцию. Во-вторых, эмо много рассуждают о смерти, а иногда и  доводят дело до конца.

Например, в конце прошлого года на Украине, в Полтавской области, самоубийство совершили двое подростков-представителей субкультуры эмо, еще двоих удалось спасти.

У одной из спасенных девушек, 15-летней Юлии, был найден дневник, в котором было множество рисунков черепов и сердец в крови, а также надписей типа "Зачем нам нужна жизнь, зачем?" или "Свет мне не мил". А на одном из сайтов эмо нарисовано окно, возле которого написано: "Сколько метров нужно, чтобы тебя полюбил весь мир?".

"Новая газета"приводит историю, которая также заставляет задуматься. Подростки эмо отдыхали в каком-то клубе, вышли подышать воздухом, после чего охрана отказалась пускать одну из девушек обратно. Тогда она бросила на землю своего плюшевого мишку, разбила бутылку с пивом и осколками вскрыла себе вены.

 

Готы (сообщение учащегося).

Слово «гот» в городах уже не вызывает удивления. Суть идеологии  готов - смакование боли и страданий. Настоящему готу приятно упиваться своим несчастьем, реальным или надуманным. Они создали свою философию, в которой счастливые представляются ограниченными, а несчастные - свободными. Один из принципов готики гласит, что сегодняшний день может стать последним, потому и прожить его нужно соответ­ственно, то есть максимально депрессивно. «Темные замки, мрачные долины — вот наша сти­хия,-  говорят готы. Это очень специфическая кра­сота. Но мы ее чувствуем, а вы боитесь. Потому что мы верим в вампиров, а вы — в дорогие машины».

Готы  любят мистику и угнетающую тяжелую музыку. Они читают страшные романы, вампирские новеллы,  их любимые авторы  Эн Райс, Эдгар По и Лавкрафт. Особо впечатлительные всерьез считают себя вампирами и верят в свое сверхъестественное происхождение.  С особой нежностью готы относятся к кладбищам, где по ночам дек­ламируют стихи, пьют абсент и пугают сторожей.

Умереть молодым — голубая мечта каждого гота. В этом они очень похожи на своих праде­душек и прабабушек: в начале XX века тоже был в моде мис­тицизм. Да и одевались, и гри­мировались тогдашние юные мистики похоже. Крася себе лица в мертвенно-бледный цвет, оде­ваясь в черные одежды, они как бы играют в смерть. Для большинства такая игра закан­чивается сама собой, но особо впечатлительные могут заиг­раться, и тогда без помощи психологов и даже психиатров их бывает трудно вернуть к нормальной жизни. Еще в 2006 году исследователи университета Глазго установили, что молодые люди, которые являются приверженцами готической субкультуры, более склонны к самоубийствам, чем представители других молодежных движений. Готическая субкультура слишком прочно связана с эстетикой смерти, и она особенно привлекает людей с психологическими проблемами.

Готы не придерживаются каких либо определенных знаков и символов.  Широкий ассорти­мент аксессуаров предлагается готам всех видов и мастей. Вы­бирай — не хочу, но каноны со­блюдай. Любая одежда — черно­го цвета. Встречаются корсеты, сетчатые колготки и ошейники с шипами. Кое-кто придержи­вается старинного стиля: платья и сюртуки Викторианской эпо­хи, винтажные кружевные ру­башки. Активно используется оккультная символика. Длин­ные черные волосы, подбритые виски и брови, цветные линзы, имитирующие волчьи или коша­чьи зрачки. К чисто готическим символам можно отнести различные изображения летучих мышей. Для готов главное желание  - выглядеть красивее, необычнее, отсюда и увлечение всякого рода «мрачной» символикой.

Есть готы «андрогинные», их обязательные атрибуты - грим и юбка.

«Киберы» - это готы  у которых в собранные в пучок (иногда в два пучка) волосы вплетены провода или волосы заплетены в косички в виде проводов (цвета проводов), в обтягивающем комбинезоне из латекса или винила. Киберготы - готы, тяготеющие к киберпанку и мрачной электронной музыке, они культивируют идеал киборга и постчеловека.

Самый неординарный гот - фрик.  У него пирсинг на всех частях тела, начесы на волосах кислотного цвета. Огромные бутсы на высокой платформе тянут ноги к земле, а макияж напоминает маску индейца. Они хотят быть похожими на утопленников, вурдалаков и прочую «нежить» нарочито белыми лицами, черными кругами вокруг глаз и линзами с глазами точками. Отдельные виды тяготеют к вампирской эстетике. Удлиняют себе клыки или передние зубы.

Ну и музыку слу­шают соответствующую — готик-рок, где высокий женский вокал сочетается с мужским рыком.

То ли самостоятельное, но имеющее что-то от готов, течение, то ли ответвление субкультуры готов – вампиры.

 

Вампиры (сообщение учащегося).

Если заявление: «Я гот» в осо­бых доказательствах не нужда­ется, труднее тем, кто говорит о себе: «Мы — вампиры». Потому и на улицах они стараются по­являться только после захода солнца.

«Вампирская» тусовка делит­ся на два больших клана. Пер­вые просто увлечены сказочны­ми кровопийцами: собирают всю литературу и фильмы о них, подражают их поведению, фор­ме одежды и пристрастиям. Вто­рые считают себя представите­лями особой породы бессмерт­ных. Абсолютно серьезно в ча­тах и на форумах они обсужда­ют, стоит ли им бояться осино­вого кола и серебряных пуль и в какое место лучше кусать сво­его полового партнера. «Я ни­когда не умру,— самоуверенно заявляет девушка Лала.— Я на­стоящий вампир. На свет смот­реть не могу, кровь на вкус мне нравится, несколько раз попа­дала под машину — так, одни царапины. Голова кружится, когда понимаю, что передо мной расстилается вечность». Не­смотря на такие заявления, на­звать Лалу сумасшедшей труд­но. Никаких асоциальных дей­ствий не предпринимает просто потому, что мало контактирует с людьми. Но при этом ее окру­жает стая единомышленников.

На самом деле те, кто назы­вает себя «истинными вампира­ми», тоже дурачатся. Говорить всем: «Я бессмертный приспешник тьмы» — это один из элементов игры. «Вампир» ловит кайф не от вкуса крови, а от шока, кото­рые испытывают его близкие, услышав от любимого чада, что оно — исчадие ада».

 

Аниме (сообщение учащегося).

Аниме  -  фанаты японской анимации (от англ. Аnimation).

История аниме начинается с начала XX века, когда японские кинорежиссеры начали первые эксперименты с техниками мультипликации, изобретенными на Западе.

Сюжеты аниме, первоначально рассчитанные на детей, с годами становились всё сложнее, обсуждаемые проблемы все серьезней, что делало ее весьма популярной в мире.

Фанаты  аниме  (anime) - японской анимации и манга (mange) - японских комиксов составляют основную массу детско-подросткового крыла ролевого сообщества. Самонаименование данных формирований - «анимешники».

Люди, целенаправленно стремившиеся к знакомству с аниме, обменивавшиеся фильмами и начавшие объединяться в клубы, появились в  конце 1990-х - начале 2000 годов.

Принадлежность анимешника к той или иной подгруппе во многом зависит от аниме, которое он предпочитает. Самое крупное ответвление - «махо седзе» - девочки волшебницы. Наиболее известное такое направление - это «муняшки» - поклонники мультсериала «Сейлор Мун». Чаще всего к нему принадлежат только  молодые девушки до 17-18 лет, которые стремятся внешне вести себя как можно более инфантильно. Они красят волосы обычно в ярко желтый, синий или красный цвет и в одежде предпочитают стиль японской школьницы (белые гольфы, короткая юбка, сандали и т. д.).

«J рокеры»  - группа анимешников, которая увлекается японской музыкой, разбирается в ее направлениях, исполняет ее, иногда внешне они напоминают готов, но только внешне.

В  среде фанатов японской анимации наибольшей активностью отличаются поклонники стилей «юри», «яой», «кавайи» и «хентай» - специфической японской сексуальной  субкультуры (которая присутствует, в том числе и в детских японских мультсериалах). Именно данные фанаты имеют собственные сайты о японском  аниме в сети Интернет. Почти все эти сайты имеют четкую гомосексуальную направленность (как женскую, так и мужскую).

Многие анимешники увлекаются японской поп и рок музыкой. В данной субкультуре распространено также увлечение современной японской культурой, что обуславливает выбор в качестве попутного занятия таких видов искусства, как кендо, оригами, икебана и т. п.

Детское ответвление движения "покемончики"   фанаты мультсериала "Покемоны".

Причины для беспокойства у родителей, чьи дети стали поклонниками аниме, есть. Чрезмерное увлечение японской мультипликацией, в которой иногда бывает более чем достаточно насилия и эротики, выливается в патологические формы, в частности в необоснованную агрессивность.

  • Вернемся к началу. Есть ли опасность стать пленником субкультуры? В чем она?
  • Какие из субкультур вам кажутся наиболее неприемлемыми? Почему?
  • Какие из этих терминов вам знакомы: хиппи,  панки,  байкеры,  рокеры, рейверы,  яппи, металлисты,  люберы,  скинхеды,  АнтиФа,  трейсеры. Кто они?

 

Список источников

  1. Омельченко Е. Молодежные культуры и субкультуры / Ин-т социологии РАН, Ульян. гос. ун-т. Н.-И. центр «Регион». — М.: Ин-т социологии РАН, 2000. — 262 с.
  2. http://ru.wikipedia.org
  3. http://www.rian.ru/society/20080221/99791231.html
  4. http://www.rian.ru/spravka/20080221/99797580.html
  5. http://northedu.ru/content/view/584/258/
  6. http://www. ng.ru/region/2008-02-19/7_emo.html 
Прикрепленный файл Size
Молодежные субкультуры.ppt 3.03 MB
Молодежные субкультуры.doc 100 KB

»  Размещено в сообществах:   
Сообщество преподавателей ОПК

Смотреть kino онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн