Submitted by Татьяна Мансуровна Прасова on Wed, 20/04/2011 - 17:14
Тема: Второстепенные члены предложения. Дополнение.
Цели урока:
— активизировать полученные ранее знания учащихся о дополнении; расширить и углубить понятия о способах выражения дополнений, совершенствовать умение различать дополнения, выраженные инфинитивом, определение прямых и косвенных дополнений;
— воспитывать любовь к предмету, познавательный интерес;
— развивать логическое и творческое мышление, умение анализировать языковой материал, обобщать, делать выводы
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
II. Повторение предыдущего материала. Фронтальный опрос
Стадия вызова
Цель: актуализировать уже имеющиеся знания у обучащихся
Учитель:Сегодня начнём урок с синтаксической разминки. Посмотрите на экран. Компьютер сегодня активный участник урока. Он будет давать вам задания, и помогать в проверке выполненного. Итак, на экране появилось первое задание.
Слайд 3. Учитель: Прочтите первое задание. Укажите неверное утверждение:
словосочетание состоит из главного и зависимого слова;
подлежащее и сказуемое могут образовывать словосочетание;
словосочетанием считается только сочетание слов с подчинительной связью;
в словосочетании выделяется три типа подчинительной связи.
Ученик (предполагаемый вариант ответа): Неверно второе утверждение. Подлежащее и сказуемое не могут образовывать словосочетание, так как это ГО, это предложение.
-Что мы называем словосочетанием?
Учитель: Назовите три способа подчинительной связи слов в словосочетании.
Откройте тетради, запишите дату.
Классная работа. Начнём урок с повторения Цель: актуализировать уже имеющиеся знания у обучащихся
Слайд 4. Учитель: Запишите только те сочетания слов в столбик, которые являются словосочетанием:
гранатовый браслет;
выучу наизусть;
сочиняю музыку;
позвонил друг;
варенье из вишни;
перед рассветом.
Ученик (предполагаемый вариант ответа): Я выписал словосочетания: гранатовый браслет; выучу наизусть; сочиняю музыку; варенье из вишни.
Учитель: А теперь проверьте, всё ли вы записали. (На экране появляется правильная запись) Скажите, пожалуйста, какие сочетание слов не выписал компьютер? Как вы думаете почему?
Примечание: одновременно с ответом ученика правильные варианты появляются на экране. У других учащихся есть возможность себя проверить. (Слайд 3)
Учитель: Объясните, пожалуйста, почему сочетания слов «позвонил друг» и «перед рассветом» не являются словосочетаниями.
Ученик (предполагаемый вариант ответа): «Позвонил друг» - грамматическая основа предложения, а «перед рассветом» - это существительное с предлогом.
Учитель: Укажите тип подчинительной связи каждого словосочетания.
Примечание: одновременно с ответом ученика правильные варианты появляются на экране. У других учащихся есть возможность себя проверить.
Введение в тему урока
Стадия осмысления
Цель: систематизировать новую информацию и соотнести полученные сведения с собственными знаниями.
3. Лингвистический эксперимент.
- Чтобы разобраться в этом вопросе, я предлагаю вам провести лингвистический эксперимент .слайд 6
- Сравните 2 предложения Что изменилось? А какое впечатление производит этот текст? Правильно, возникает целостная картина. Мы воспринимаем её всеми органами чувств.
Благодаря чему возникает целостная картина, полный образ?
А стоило ли изучать второстепенные члены предложения? Нужны ли они в речи , в жизни? Есть те, кто считает, что нужны второстепенные члены предложения? А те, кто считает, что не нужны? Мы видим, что мнения по данному вопросу разделились. (Если мнение у всех одинаковое, то можно задать другой вопрос: кто может дать полный ответ, зачем нужны второстепенные члены предложения?)
Учитель: Какое из предложений несёт больше информации?
Наступила осень. После знойного лета наступила золотая осень.
Ученик (предполагаемый вариант ответа): Больше информации во втором предложении, т.к. в нём, кроме грамматической основы, есть второстепенные члены предложени
Учитель: Зачем в предложении нужны второстепенные члены?
Ученик (предполагаемый вариант ответа): ВЧП поясняют, уточняют, дополняют, распространяют как главные, так и второстепенные члены; помогают более полно и точно описывать предметы и явления окружающей действительности; обогащают нашу речь.
Слайд 8. Учитель: По наличию или отсутствию ВЧП простые предложения делятся на 2 группы. Помогите мне заполнить схему.
Ученик (предполагаемый вариант ответа): По наличию или отсутствию ВЧП простые предложения делятся на 2 группы: распространённые и нераспространённые.
Слайд 9. Учитель: Какие вы знаете ВЧП?
По наличию второстепенных членов простые предложения делятся на:
Распространённые нераспространённые
Учитель: На экране вы видите схему. Запишите её в тетрадь. Сейчас мы будем с ней работать.
1)Но сначала надо найти грамматическую основу предложения.
2)Вид ВЧП нужно определять по вопросу
3)Что обозначают и на какие вопросы отвечают ВЧП?
Примечание: одновременно с ответом учеников правильные варианты появляются на экране. Все учащиеся постепенно заполняют схему по ВЧП.
Слайд 11. Учитель: Мы вспомнили теорию. Давайте применять её на практике.
3. Объяснение нового материала.
Учитель: мы вспомнили всё, что знали о второстепенных членах. Теперь обратимся к дополнению. Им займемся подробно. Приступаем к изучению новой темы урока. Запишите тему урока.
Тема : Второстепенные члены предложения. Дополнение.
Учитель: Цели урока:
— активизировать полученные ранее знания учащихся о дополнении; расширить и углубить понятия о способах выражения дополнений, совершенствовать умение различать дополнения, выраженные инфинитивом, определение прямых и косвенных дополнений; подготовка к ЕГЭ
— воспитывать любовь к предмету, познавательный интерес;
— развивать логическое и творческое мышление, умение анализировать языковой материал, обобщать, делать выводы
1)Откройте учебники на странице , параграф 177, прочитайте, запомните. Изучение теории.
2)Практическая работа. Запишите заголовок таблицы
Способы выражения дополнений
Начертите таблицу
В данных предложениях найдите дополнения, задайте к ним вопросы и подчеркните.
Чем выражено дополнение в каждом случае? ) существительным или местоимением-существительным в косвенных падежах с предлогом или без предлога:
Я читаю письмо и думаю о тебе.
2) любой частью речи в функции существительного:
Он посмотрел на вошедшего.
3) инфинитивом:
Все просили ее спеть.
4) числительным:
Разделите десять на два.
5) фразеологически свободным сочетанием числительного с существительным в Р. п.:
Я купил пять книг.
6) фразеологически связанным словосочетанием:
Я прошу тебя не вешать нос.
(Дети формулируют. От кройте учебник практика на странице 78 упр 175. Сравните 3 и 4 предложение .Выделите ГО, дополнение
Учитель:Продолжаем наблюдение. Запишите словосочетания. Сравните. А что здесь общего?(Ученики должны узнать причастия).
Учитель:Назовите виды дополнения.
Ученики: прямое и косвенное.
Ученики: Знали условия выбора Консультант- лингвист Если дополнение относится к переходному глаголу или к наречию, называя объект, на который направлено действие, и выражается формой винительного падежа без предлога, то такое дополнение называется прямым. Кроме формы винительного падежа без предлога слов любой именной части речи (Я уже читал эти книги), прямое дополнение может выражаться:
1) формой Р. п. без предлога в отрицательных предложениях: Я не читал этих книг;
2) формой Р. п. без предлога при переходных глаголах, совмещающих значение достижения результата с количественным значением: Пойду куплю хлеба;
3) формой Р. п. при некоторых наречиях — сказуемых безличного предложения: Мне жаль потраченного времени.
Все остальные дополнения — косвенные.
Наблюдаем.
1условие.
-Переходный глагол + существительное в винит. падеже без предлога (действие на предмет)
Переходный глагол + сущ. в Р.п. (часть предмета)
-
ВЫВОД:
Прямое дополнение
Наблюдаем
2 условие
При отрицании: не + переходный глагол +существительное в родительном падеже
Вывод
Прямое дополнение
Учитель:Проверьте себя. Посмотрите на экран
Учитель:Применяем данное правило к слову письмо
Учитель:Применяем данное правило к слову и получаем
(На экране появляется правильная запись, дети сравнивают свои выводы с этой записью).
Учитель: Молодцы! Сейчас, ребята, посмотрите ваши записи и расскажите: Что нового вы сегодня узнали о дополнении. Кто же попробует сформулировать ответ ?
(Дети формулируют.)
III. Тестовая работа
На экране слайд с темой урока. На партах у каждого лежат листочки с тестом.
1. Укажите, в каком предложении выделенное слово является дополнением:
С) Мастер чинит телефон.
П) Ветер поднимает тучи пыли.
М)Встретить ночь готовится.
2.Найдите предложение с прямым дополнением:
Л) Книги лежали на столе.
В) Живу, горжусь сынами.
Я) Хозяйка жарко натопила печь.
Г) Лесник шагнул через порог.
3. Укажите предложение, в котором дополнение выражено глаголом в неопределенной форме:
Т) Мать велела поставить чайник.
М) Мы решили укрыться от дождя.
Р) Желание учиться овладело мальчиком.
Ц) Помнить – значит предвидеть.
4. Укажите предложение с ошибкой в характеристике дополнения.