Вы не зарегистрированы

Авторизация



Дифференциация звуков Б – Б, П – П

Данные об авторе
Автор(ы): 
Васильева Н.Н.
Место работы, должность: 

ГОУ  Порховская специальная /коррекционная/ общеобразовательная школа-интернат V и VII видов

Регион: 
Псковская область
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
специальное (коррекционное) образование
Целевая аудитория: 
Учащийся (студент)
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Класс(ы): 
3 класс
Предмет(ы): 
Логопедия
Цель урока: 

 Закрепить навык  учащихся различать звуки  Б – Б,, П – П, в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, тексте.

Тип урока: 
Урок закрепления знаний
Используемая методическая литература: 

 

  1. Барылкина Л.П., Матраева И.П., Обухова Л.А. Эти трудные согласные: Как помочь ребёнкус нарушениями процесса письма и чтения: Пособие для учителей, логопедов и родителей. – М.:2005. – 128 с. (Методическая библиотека)
  2. Варченко В.И., Клетнова Л.И., Ларина А.Б., Назарова Г.А. Компьютерный практикум для проведения логопедических занятий в начальной школе. – Калининград: Кибер Сфера, 2009
  3. Ефименкова Л.Н. Коррекция ошибок, обусловленных несформированностью фонематического слуха. Выпуск 2. Часть 2. Дифференциация звонких и глухих согласных. – М.: Книголюб, 2005
  4. Мазанова Е.В. Коррекция акустической дисграфии. Конспекты занятий для логопедов. – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2008. – 184 с.
  5. Мазанова Л.Н. Коррекция дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза. Конспекты занятий для логопедов. – М.: .: Издательство ГНОМ и Д, 2008. – 128
Используемое оборудование: 

 Символы согласных звуков (раздаточный материал), индивидуальные карточки, АПК (ОС: windowsXPи MAC OS), компьютерный практикум "Компьютерный практикум для проведения логопедических занятий в начальной школе", экран, проектор, слайды сопровождающие ход занятия. 

Краткое описание: 
<p> Подгрупповое логопедическое занятие</p>

Ход занятия:

Оргмомент

Логопед:  прочитайте дни недели и расставьте их по порядку. Подчеркните названия, в которых есть буквы Б – П.

 

  • Понедельник
  • Воскресенье
  • Среда
  • Четверг
  • Пятница
  • Суббота
  • Вторник

 

 

Логопед: Найдите среди названий дней недели такие, которые начинаются с одной и той же буквы.

Учащиеся: понедельник – пятница; вторник – воскресенье; среда – суббота.

Логопед: назовите дни недели, чьи названия соответствуют цифрам 1 и 5

Учащиеся: понедельник и пятница

Логопед: назовите первые звуки в словах

Учащиеся: П – П,

Логопед: назовите парные согласные звуки по звонкости для выделенных звуков

Учащиеся: Б – Б,

Логопед: Сегодня мы будем различать звуки Б – Б,, П – П, в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, тексте.

 

Основная часть

Логопед:давайте сравним звуки Б – Б,, П – П, . Найдём сходство и различие при произнесении этих звуков. Сравним звуки Б – П по положению губ.

Сравнительная характеристика звуков:

П– губно-губной смычный глухой звук. В момент произнесения губы смыкаются, образуя преграду на пути выходящей воздушной струи, а затем резко размыкаются. Язык отодвигается назад, и задняя часть его спинки приподнимается к мягкому нёбу. Мягкое нёбо поднято. Голосовые складки сближены, не колеблются, т.е. не дают голоса.

Б – полнозвонкий согласный. Голосовые складки напряжены и колеблются, т.е. дают голос.

Артикуляция Б менее напряжённая, чем при П. Этот согласный встречается во всех фонетических позициях, кроме конца слова и позиции перед глухими согласными.

Б– согласный, звонкий, твёрдый; для обозначения используем синий квадрат со звонком.

Б,- согласный, звонкий, мягкий; для обозначения используем зелёный квадрат со звонком.

П– согласный, глухой, твёрдый; для обозначения используем синий квадрат без звонка (звонок перечёркнут)

П,- согласный, глухой, мягкий; для обозначения используем зелёный квадрат без звонка (звонок перечёркнут).

 

Логопед: «зашифруйте» то, что вы видите на экране с помощью символов, которые у каждого из вас лежат на парте, соблюдая ту же последовательность, что и на слайде.

 

Логопед:попробуйте угадать, какие слоги я произношу (произношение с помощью беззвучной артикуляции с опорой на символы гласных звуков):

 

Б

А

О

У

Ы

Э

П

 

Логопед: составьте слоги по образцу Ба – Па, Пя – Бя

 

Ба -

Па -

Бя -

Пя -

Бо -

По -

Бё -

Пё -

Бу -

Пу -

Бю -

Пю -

Бы -

Пы -

Би -

Пи -

Бэ -

Пэ -

Бе -

Пе -

 

Логопед: отгадайте загадки (Анаграммы). Запишите из отгадок только тот слог, в котором слышится звук занятия.

  1. Легко дыша в моей тени,

Меня ты летом часто хвалишь.

Но буквы переставь мои - 

И целый лес ты мною свалишь.

(Липа – пила)  

  1. Я дикий родственник свиньи.

Но букв порядок измени –

Консервы, джемы, маринад

Во мне обычно все хранят.

(Кабан – банка)

Логопед:Найдите четвёртую лишнюю букву. Какой буквы не хватает?

 

П

 

Пь

Б

Б

 

Логопед:подружите слова с буквами Б – П

Компьютерный практикум для проведения логопедических занятий в начальной школе:

  1. Звуки и буквы (№ 68, №82): местоположение звука в слове с опорой на картинку (Индивидуальная форма работы);
  2. Звуки и буквы (№3, №33): позиционный анализ (Индивидуальная форма работы);
  3. Запомни (№2) (Индивидуальная форма работы);
  4. Продолжи узор (№5) (Индивидуальная форма работы).

Логопед:подбери к словам предметам, изображённым на картинках, слова-признаки.

 

Слова - признаки

Картинки со словами – предметами

Большой, крупная

Паук, рыба

Тёплая, белый

Шапка, бак

Капроновый, алые

Губы, бант

Красивая, удобные

Бабочка, тапочки

 

Логопед: прочитайте словосочетания, выбирая из скобок подходящие по смыслу слова.

 

 

Набухшая … (бочка, почка)

Большая … (бочка, почка)

Песню … (пропел, пробел)

В занятиях … (пропел, пробел)

Совхозная …(башня, пашня)

Высокая … (башня, пашня)

Новый … (забор, запор)

Крепкий …(забор, запор)

На воротах … (запор, забор)

Вокруг дома … (запор, забор)

Тяжёлая … (балка, палка)

Для дедушки … (балка, палка)

Железные … (бочки, почки)

Набухли … (бочки, почки)

Соловей … (пропел, пробел)

В знаниях … (пропел, пробел)

 

Физминутка «Винни – Пух»

 

Логопед: составьте предложения, используя данные слова.

  1. бабочка, полянка, над, порхать, Белая;
  2. тропинка, шагать, Путник, быстро, по;
  3. Бабушка, подарить, брюки, новые, Паша;
  4. Паша, поблагодарить, Бабушка, подарок, за;
  5. Белый, от, пух, полетел, тополей.

 

Логопед: повторите скороговорки

Пилил Филипп полена с лип.

Притупил пилу Филипп.

 

Купила бабуся бусы Марусе.

 

Возле брода бобёр бродит,

За собой бобрят он водит.

 

Логопед: прочитайте предложения, вставляя символы вместо пропущенных букв Б или П.

  1. На .ерёзе на.ухают .очки.
  2. Мой .рат .оймал .ольшую ры.у.
  3. .етя и .оря .обежали по росе.
  4. На .оляне .од .ерёзой росли .елые фиалки.

Логопед: внимательно прочитайте предложения. Найдите ошибки.

  1. Черепаха ползла по песку.
  2. У малыша появился первый зуп.
  3. Боря сам постирал свою рупашку.
  4. У Полины красивая юпка.

Логопед: прочитайте текст, вставляя символы вместо букв Б - П.

 

Привал.

Боря, Паша и Петя пошли на прогулку. Тропинка шла мимо болота и обрывалась у реки. Ребята подошли к рыбакам. Рыболов переправил ребят через реку. На берегу они устроили привал. Боря нарубил веток для костра. Петя порезал булку и колбасу. Они поели у костра, отдохнули и вернулись домой. (48 слов)

Опорные вопросы (вопросный план):

  1. Как звали главных героев рассказа «Привал»?
  2. Куда пошли ребята?
  3. Где шла тропинка?
  4. К кому подошли ребята?
  5. Что сделал рыболов?
  6. Что сделали ребята?
  7. Что сделал Боря?
  8. Что сделал Петя?
  9. Чем закончился рассказ «Привал»?

Логопед: перескажите рассказ.

Итог занятия:

Логопед: покажите символы согласных, которые обозначают твёрдые/мягкие, звонкие/глухие согласные.Придумайте слова для синего квадрата со звонком, для зелёного квадрата со звонком, для синего квадрата без звонка (звонок перечёркнут), для зелёного квадрата без звонка (звонок перечёркнут).

Прикрепленный файлSize
Дифференциация звуков.pptx2.92 MB

»  Размещено в сообществах:   

Фото пользователя Светлана Николаевна Комарова

На: Дифференциация звуков Б – Б, П – П


Здравствуйте, Надежда Никоноровна!

Замечательная презентация, подробный конспект. Но нет предела совершенству...

Можно уточнить для коллег формулировку задания: "Составьте слоги по образцу..." Цель задания. Что конкретно должны сделать дети?

"Найдите четвёртую лишнюю букву. Какой буквы не хватает?" - Обратите внимание, что предлагается детям.

По тексту конспекта не совсем четко просматривается сходство и различие в артикуляции звуков. Хотя, здорово, что для детей есть опора при характеристике звуков. (Если на слайде опоры разместить в столбик, будет лучше для восприятия.)

Спасибо за оперативность и качественную работу!. yes




На: Дифференциация звуков Б – Б, П – П


Здравствуйте, Светлана Николаевна!

Спасибо, Вам, за рекомендации к конспекту представленного занятия. Обязательно всё возьму себе на заметку.

По поводу формулировки "Составьте слоги по образцу...". В этом задании подразумевалась дифференциация звуков по звонкости - глухости на уровне слогов. Т.е. если исходный слог начинался звонким согласным, то ученик должен был подобрать верно, глухой согласный. Например, ба - па, бя - пя и т.д.

Здравствуйте, Светлана Николаевна. Спасибо, Вам, за рекомендации к конспекту представленного занятия. Обязательно всё возьму себе на заметку.

По поводу формулировки "Составьте слоги по образцу...". В этом задании подразумевалась дифференциация звуков по звонкости - глухости на уровне слогов. Т.е. если исходный слог начинался звонким согласным, то ученик должен был подобрать верно, глухой согласный. Например, ба - па, бя - пя и т.д.




Фото пользователя Светлана Николаевна Комарова

На: Дифференциация звуков Б – Б, П – П


Спасибо, Надежда Никаноровна! А можно уточнить, для тех, кто не присутствовал на занятии? Как технически это задание выполняется (какой прием используется)? Игра с мячом "Скажи наоборот", ответ по цепочке, с передачей предмета, хором, показ карточек типа д/и "Светофор", составление слогов из букв на наборном полотне, слоговой диктант, ... В какой момент детям предьявляется таблица и с какой целью? Ведь в ней, обратите внимание, слоги и так размещены парами. Может быть, логопед показывает слог, а дети ищут пару? Но тогда может быть, лучше дать слоги вразбивку? Давайте позаботимся о коллегах, которые смогут обратиться к этому конспекту.wink




На: Дифференциация звуков Б – Б, П – П


Технически задание выполняется следующим образом. Учащимся предлагается таблица в форме зрительной опоры. Представленная в конспекте занятия  слоговая таблица рассчитана на четыре ученика, которые выполняли задание по очереди, а именно выполнение задания по столбикам таблицы: первый столбик – первый ученик, второй – второй учащийся и т.д. При выполнении задания используется  приём «Наоборот», который рекомендует вместо прямого действия, попробовать осуществить обратное.  Я считаю, что для младших школьников (с ЗПР) применение данного приёма целесообразно для решения несложных задач, который усложнялся тем, что школьники применяют его самостоятельно.




На: Дифференциация звуков Б – Б, П – П


Занятие понравилось. Я сама часто беру дни недели как организационный момент. Из своей практики могу сделать вывод, что дети не знают названия дней недели. Использование ИКТ делает уроки занимательными и нравятся детям.




На: Дифференциация звуков Б – Б, П – П


Очень подробный,систематизированный материал.