Уважаемые коллеги!
Рада приветствовать вас на моей страничке.
Думаю, каждый из нас хоть раз задумывался о том, зачем детям нужно изучать наш предмет. Предлагаю вашему вниманию отрывок из повести В.Тендрякова "Расплата":
- ...А чему же вы учите?
— Русской литературе хотя бы. А она тем и знаменита, что лучше других разбирается в запутанной жизни. Да, в запутанной, да, в сложной!
— Вы учите — будь только честным и никак по-другому?
— Учу.
— И зла никому не делай — учите?
— Учу.
— И сильного не бойся, слабому помогай, от себя оторви — тоже учите?
— Тоже.
— А-а! — восторжествовал Василий Петрович. — И это не по линеечке жить называется! Не геометрию из книжек преподаете! Запутанно, сложно, а прямолинейненько-то поступай!
— А вам бы хотелось, чтоб я учил — будь бесчестным, подличай, изворачивайся, не упускай случая сделать зло, перед сильным пасуй, слабому не помогай... Неужели, Василий Петрович, вам хочется такой вот свою дочь видеть?
— Я хочу... — Василий Петрович даже задохнулся от негодующего волнения. — Одного хочу — чтоб Сонька моя счастливой была, приспособленной! Чтоб загодя знала, что и горы крутые и пропасти в жизни встретятся, пряменько никак не протопаешь, огибай постоянно. Ежели можно быть честной, то будь, а коль нельзя — ловчи, не походи на своего отца, который лез напролом да лоб расшиб. Хочу, чтоб поняла, и крепко поняла, что для всех добра и люба не станешь и любви большой и доброты особо от других не жди. Хочу, чтоб не кидалась на тех, кто сильней, кто легко хребет сломать может, а осторожничала, иной раз от большой нужды и поклониться могла. Хочу, чтоб дурой наивной не оказалась. Вот чего хочу! Ясно ли?
— А ясен ли вам, Василий Петрович, смысл пословицы — как крикнется, так и аукнется?
— Я-асен! Ох я-асен теперь! Уж, верно, больше, чем вам... Кричи, да остерегайся, где нужно — шепотком, а где и рыкнуть можно, расчетец имей, чтоб не аукнулось. Вот если б этой сноровистой науке вы мою Соньку научили, я бы первый вам в ножки поклонился.
— Всех этому научить или только одну вашу дочь?
— Всех, всех, чтоб вислоухими не были!
— Так что же получится, Василий Петрович, — все науку воспримут, не вислоухие, ловкачи, будут стараться обманывать друг друга, хребет ломать тем, кто послабей... В дурном же мире Соне жить придется. Не пугает вас?
— А что ж делать-то, когда он, мир, таков и есть, доброго слова не стоит? И сменять его на другой какой, получше, нельзя — один всего. Выхода нет — приспособляйся к нему.
— Сменять наш мир на другой нельзя, а вот попробовать как-то исправить его...
— Исправить! — подскочил Василий Петрович. — Да не дай-то бог! Исправители еще хуже его покалечат. Я сам пробовал исправить и дров наломал. А Колька Корякин вон как жизнь исправил — нравится?.. Ой, не учите Колек, Сонек мир исправлять! Ой, не надо! Так исправят мир, что хоть в космос с него беги!.. Да зачем я остерегаю — уже научили, научили, все мало вам. Дальше учить собираетесь!.. Таких учителей не мешкая хватать надо да под семь замков прятать, чтоб их никто не мог видеть и они чтоб никого...
А что об этом думаете вы?
|
На: Литературу уже затем учить надо...
Алейник Елена
На: Литературу уже затем учить надо...
Уважаемая Ольга Анатольевна! Меня, учителя-словесника, не могла оставить равнодушной тема Вашего блога.
Как школьный предмет литература должна занимать важное место в общеобразовательной школе. Вместе со всеми школьными предметами и, прежде всего, в единстве общественно гуманитарного цикла, литература формирует новую личность.
В настоящее время на злобу дня остро встаёт вопрос человеческого отношения друг к другу, проблема душевной теплоты. И задача уроков литературы – помочь детям не забыть о доброте, о человечности, помнить о том, что кругом нас люди, о которых нужно думать, с которыми необходимо считаться. Ведь чёрствость души – самая страшная болезнь на свете.
Литература - важный предмет. Не мир цифр, а именно человеческие отношения – самое главное в жизни. Вспомним сказку Андерсена: у Кая вместо молитвы крутились в голове формулы умножения. Даже самый умный человек без сердца - неполноценный человек. Если даже он владеет логикой, умеет хорошо считать, выполнять сложный алгоритм, но не имеет творческого мышления – это робот. Если ребенок знает иностранный язык, но не понимает, что такое хорошо, а что такое плохо, то зачем нужны его знания?
На уроках литературы перед ребенком открываются вечные вопросы добра и зла, долга, чести, человеческого достоинства, нравственности, духовности, истины, смысла жизни. Литература учит состраданию, милосердию, любви к людям как абсолютной ценности на земле, доброте как главному качеству души. Хорошее произведение воспитывает чувства, прививает вкус к хорошему слову, любовь к родному языку.
На: Литературу уже затем учить надо...
Уважаемая Ольга Анатольевна!
Поздравляю Вас с самым радостным торжественным весенним праздником 9 мая!
С 9 Мая!
С уважением, Н. Н. Карпушова, учитель истории и обществознания МОУ Сосновской СОШ №1
На: Литературу уже затем учить надо...
На: Литературу уже затем учить надо...
Здравствуйте, уважаемая Ольга Анатольевна.
Спасибо за интересную тему. Считаю, что литературу уже затем учить надо, что она обогащает душу, развивает ум, учит думать.
Алейник Елена
На: Литературу уже затем учить надо...
Уважаемая Елена Владимировна, добрый вечер!
Полностью с Вами согласна. Считаю литературу мощнейшим средством воспитания нравственности. Обидно только, что учим мы детей одному, а в окружающей жизни они наблюдают совсем другое. Поэтому стараюсь искать такие средства воздействия, которые могли бы противостоять наглядности жизни.