Официальный сайт ruskorinfo 24/7/365

НФПК
Проект реализуется
Национальным фондом подготовки кадров
Вы не зарегистрированы

Авторизация



Милютина И.А. Критерии оценки качества системы образования в регионе или в стране

Автор: 
Милютина Ирина Анатольевна
Место работы: 
<p> учитель информатики ГОУ гимназия №625 г. Москвы<br /> <br /> сотрудник лаборатории медиаобразования ИСМО РАО<br /> <br /> <br /> http://медиа-школа.рф/</p>
Контакты: 

Оценку качества образования можно проводить только при наличии объективных критериев, которые могут быть измерены и рассчитаны, и независимых экспертов для каждого уровня. Критерии оценки сильно отличаются в зависимости от объекта оценивания.

Критерии оценки качества системы образования в регионе или в стране

  • Прямое оценивание
  • По динамике сдачи ЕГЭ, и ГИА,
  • По данным PISA, TIMSS и PIRLS, их сравнению и сопоставлению между собой и в сравнении с наиболее развитыми или динамичными странами,
  • По среднему и минимальному соотношению доходов населения к расходам (в среднем). Если данный показатель близок к единице или снижается, то, следовательно,  образование не обеспечивает поступательное развитие страны или региона;
  • По изменению доли экспорта высокотехнологичных товаров, чем она выше, тем выше качество образования,
  • По доле ВУЗов, имеющих право выдавать дипломы о высшем образовании международного образца (этот показатель должен расти, постепенно приближаясь к единице).

 

2. Косвенное оценивание (обеспечивающее повышение качества образования)

  • Наличие четких стратегической и тактических целей процесса образования, достижение которых можно проверить (то есть нельзя в качестве цели ставить «Улучшить», «Провести дальнейшее усовершенствование» и т.п.),
  • Открытость данных о результатах образовательного процесса на всех уровнях, скрыть результаты обычно пытаются там, где их нет или они низкие,
  • По доли поступающих в педагогические вузы их 30% наиболее успешных учеников школ, что показывает привлекательность сферы образования,
  • По доли пришедших работать в школу из числа 30% выпускников педагогических вузов, что показывает привлекательность сферы образования,
  • По доли учителей и педагогов, оставивших сферу образования из числа дипломированных специалистов через 3 и 5 лет работы в школе, что показывает привлекательность сферы образования,
  • По соотношению заработной платы учителей, педагогов, воспитателей с заработной платой остальных категорий работающих, в том числе, с бизнесом и госчиновниками. Средняя заработная плата в сфере образования не должна быть ниже, что создаст приток кадров и даст  возможность отбора лучших
  • По соотношению заработной платы молодых специалистов (учителей, педагогов, воспитателей) с заработной платой остальных категорий молодых работающих, в том числе, в сфере бизнеса и госчиновниками. Средняя заработная плата молодых специалистов в сфере образования должна быть существенно выше, что привлечет в сферу образования наиболее успешных учеников и студентов.
  • По наличию альтернативных программ повышения квалификации учителей и обеспечение права выбора программы и места повышения квалификации учителем. Повышение квалификации должно обеспечивать потребность учителя в обновлении или пополнении знаний или  работать при изменении государственной стратегии в области образования.
  • По наличию и функционированию альтернативных программ по предметам, а также альтернативных комплектов учебных материалов. Учитель должен иметь возможность выбора и эксперимента, Результат эксперимента – независимая экспертиза (ЕГЭ. ГИА, возможно расширение точек проведения экспертиз).

 

Факторы, характеризующие наиболее эффективные системы образования

•обеспечение равных возможностей получения качественного образования независимо от социально-экономического статуса учащихся посредством выстраивания индивидуальных траекторий обучения;
•посещение учащимися системы дошкольного образования(зависимость от числа лет посещения учреждения дошкольного образования, соотношения числа детей на одного воспитателя, расходов на одного ребенка);
•наличие независимой системы стандартизированных экзаменов, оценивающих достижение образовательных стандартов (зависимость от того, как используются результаты –только для отчетности или для оказания помощи отстающим);
адекватное ресурсное обеспечение школы, независимо от социально-экономического статуса школы;
•адекватная заработная плата школьных учителей, независимо от размеров класса и др.

Критерии оценки качества образования

в учебном заведении

  • Результат независимой экспертизы – ЕГЭ, ГИА и процент поступления в вузы.
  • Оценка школьного образования выпускниками спустя 3 и более горда после выпуска (опрос среди студентов или анкетирование).
  • Внутреннее оценивание качества  в учебном заведении можно провести:
    •  по  среднему баллу текущих оценок, при этом есть смысл перейти на другую шкалу,.(например, десятибалльную),
    • по системе внутреннего тестирования или выполнению творческих заданий (в том числе задач) не реже раза в триместр,
    • установление корреляции с результатами внешнего тестирования,
    •  внутреннее текущее оценивание можно делать на основе самооценок учащимися достижений по предметным программам,,
  • Открытость результатов образовательного процесса (данных о ЕГЭ, ГИА, поступлениях и т.п.) с публикацией на сайтах школ,
  • По доли учащихся, обучающихся по профильным программам в общем количестве учащихся.

 

Факторы, характеризующие наиболее эффективные школы

автономия школы и эффективная система подотчетности школы перед органами управления образованием, родителями и представителями общественности,
открытая публикация результатов деятельности школы и итоговой аттестации выпускников;
•автономия школы в разработке учебного плана и учебных программ, приобретении оборудования и материалов и т.д.
•хорошая дисциплина в школе и хорошие доверительные отношения между учащимися и учителями.

 

Критерии качества образования и работы учителей

  • Успешная сдача ЕГЭ и ГИА учащимися,
  • Процент (не менее, чем за три года) выбравших  предмет, который ведет оцениваемый учитель, для сдачи ЕГЭ и ГИА,
  • Процент (не менее, чем за три года) выбравших  предмет, который ведет оцениваемый учитель, для профильного обучения,
  • Ведении учителем занятий в профильных классах ( для учителей старшей школы(,
  • Результаты периодического квалификационного экзамена по своему предмету (при этом, учитель должен иметь возможность отстаивания собственного решения, если оно не совпало с контрольным, с целью объяснить его эффективность. Данное требование обязательно, так как учитель может знть более эффективное решение, чем заложено в программе проверки, или знать о проблемах, которые не всегда видны вне непосредственной профессиональной деятельности). При использовании в тестировании проверки знания терминов, необходимо, чтобы эта терминология «устоялась» и была признана специалистами за пределами образовательных учреждений)
  • При обязательном достижении всего, перечисленного выше,
    • успешное участие учеников в олимпиадах,
    • разработка и ведение  дополнительных курсов, расширяющих предметные знания,
    • публикации по предмету или проблемам образования и др.

При оценивании работы учителя обязательным должен стать предварительный замер стартового уровня образования учащихся. Естественно, что учитель математики, например, не может обеспечивать одинаковые результаты в классах физико-математических и в гуманитарных. Систему таких КИМов тоже нужно разработать.
Оценка работы учителя (с оргвыводами для него)  не может быть проведена на основании периода менее трех лет или на примере одного класса.

 


Поиск

Loading

Смотреть видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн