Официальный сайт morning-news 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Проектная технология на уроках информатики (из опыта работы)

Фото пользователя Надежда Салтанова
Submitted by Надежда Салтанова on Wed, 04/05/2011 - 08:11
Данные об авторе
Автор(ы): 
Н.Н. Салтанова, Л.В. Лобачева
Место работы, должность: 

МАОУ многопрофильная гимназия № 13, учителя информатики и ИКТ

Регион: 
Пензенская область
Характеристики ресурса
Уровни образования: 
начальное общее образование
Уровни образования: 
основное общее образование
Уровни образования: 
среднее (полное) общее образование
Уровни образования: 
дополнительное образование детей
Класс(ы): 
3 класс
Класс(ы): 
4 класс
Класс(ы): 
8 класс
Класс(ы): 
9 класс
Класс(ы): 
10 класс
Класс(ы): 
11 класс
Предмет(ы): 
География
Предмет(ы): 
Изобразительное искусство
Предмет(ы): 
Информатика и ИКТ
Предмет(ы): 
Технология
Целевая аудитория: 
Классный руководитель
Целевая аудитория: 
Педагог-психолог
Целевая аудитория: 
Родитель
Целевая аудитория: 
Учащийся (студент)
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Тип ресурса: 
методическая разработка
Краткое описание ресурса: 
<p> &nbsp;</p> <p style="margin:0cm;margin-bottom:.0001pt;text-align:justify;text-indent:35.45pt; line-height:150%"> Новый век поставил задачу изменения мышления в сторону творческого начала. Любое творчество &mdash; это производная от времени и мышления! Повышение мотивации к обучению ученика по школьным дисциплинам &mdash; основная задача современного образования и уроков информатики в частности. Применение принципов проектной деятельности на уроках информатики и во внеурочное время продиктовано особенностью предмета. Именно через выполнение практических проектов идет усвоение теоретических знаний.&nbsp;</p> <p style="margin:0cm;margin-bottom:.0001pt;text-align:justify;text-indent:35.45pt; line-height:150%"> &nbsp;</p> <p style="margin:0cm;margin-bottom:.0001pt;text-align:justify;text-indent:35.45pt; line-height:150%"> В <b>начальной школе</b> на уроках информатики мы применяем мини-проекты, которые позволяют обучить учеников не только компьютерным технологиям, но и приемам самостоятельной работы от выбора предложенных тем по школьным дисциплинам до постановки целей, рождения гипотез, разработки алгоритмов своего проекта и создания готовых электронных продуктов.&nbsp;</p> <p style="margin:0cm;margin-bottom:.0001pt;text-align:justify;text-indent:35.45pt; line-height:150%"> &nbsp;</p> <p> В <strong>основной школе</strong> в соответствии с возрастными особенностями школьников&nbsp; 5-9 классов, нами организуется проектная деятельность в групповых формах. При этом мы не лишаем ученика возможности выбора индивидуальной формы работы. Ключевой точкой в образовании становится опыт деятельности ребенка.&nbsp;</p> <p> &nbsp;</p> <p> В <strong>старшей школе</strong> в курсе&nbsp; &laquo;Информатика и ИКТ&raquo; программой&nbsp; предполагается&nbsp; проведение практикумов &ndash; больших практических работ, ориентированных на получение целостного содержательного результата, осмысленного и интересного для учащихся. На уроках информатики и ИКТ учащиеся приобретают&nbsp; опыт комплексного использования&nbsp; теоретических знаний и средств ИКТ в реализации прикладных проектов, связанных с учебной и практической деятельностью.</p> <p> &nbsp;</p> <p> В процессе реализации проекта у школьников формируется готовность к целеполаганию, готовность к оценке, готовность к действию и готовность к рефлексии. При работе над проектом ученики сами видят, насколько удачно они поработали, отметка становится менее важным фактором по сравнению с достигнутой целью проекта или его промежуточных результатов. Оценка его личностных качеств, проявленных в процессе работы, становятся для ученика более весомой, чем отметка по предмету за предъявленные знания.&nbsp;</p>

 

Проектная технология на уроках информатики

(из опыта работы)

Салтанова Н.Н., учитель информатики, почетный работник общего образования РФ.

Лобачева Л.В., учитель информатики.

"Я слышу — я забываю,

Я вижу — я запоминаю,

Я делаю — я понимаю".

(Китайская пословица)

Новый век поставил задачу изменения мышления в сторону творческого начала. Любое творчество — это производная от времени и мышления! Повышение мотивации к обучению ученика по школьным дисциплинам — основная задача современного образования и уроков информатики в частности. Применение принципов проектной деятельности на уроках информатики и во внеурочное время продиктовано особенностью предмета. Именно через выполнение практических проектов идет усвоение теоретических знаний.

Основными целями проектной технологии являются:

  • развитие у учащихся самостоятельности и способности к самоорганизации;
  • формирование высокого уровня правовой и информационной культуры;
  • развитие способности к созидательной деятельности, сотрудничеству.
  • толерантность, терпимость к чужому мнению;
  • умение вести диалог.

Благодаря внедрению проектной деятельности в процесс обучения учащихся, мы меняем подход к системе обучения, к решению многих общеобразовательных задач, продиктованных временем.

Проект — это совокупность "шести П"

I. Проблема

На первоначальном этапе происходит рассмотрение изначально неформализованной задачи, которую в дальнейшем предстоит решить учащимся. Здесь учителю необходимо заострить внимание учащихся на конечном продукте деятельности, показать значимость проекта, его целесообразность и дальнейшее применение, то есть результат выполненного проекта должен быть, что называется, "осязаемыми" [если это теоретическая проблема, то конкретное ее решение, если практическая - конкретный результат, готовый к использованию (на уроке, в школе, в реальной жизни)].

II. Проектирование

Совместно с учащимися формулируем цели, которые предстоит достичь в ходе выполнения проекта. Учащиеся предлагают собственные идеи, высказывают предположения по реализации идей проекта. Происходит разбиение участников проекта на несколько групп, каждая из которых будет строить свою собственную деятельность. Важно четко сформулировать, каким образом, в дальнейшем, произойдет слияние результатов работы каждой из групп воедино, договориться о стандартах каждой из частей конечного продукта. Каким образом будут оформлены результаты деятельности. Определение источников информации, способов сбора и анализа информации, способа представления результатов (формы отчета), установление процедур и критериев оценки результатов и процесса, распределение задач (обязанностей) между членами команды.

III. Поиск информации

На данном этапе происходит сбор информации. Основными инструментами являются: интервью, опросы, наблюдения, эксперименты. Учитель играет роль наблюдателя за всеми участниками проекта, может косвенно руководить деятельностью; учащиеся выполняют исследование, решая промежуточные задачи. Каждая из групп занимается сбором материала, работает независимо от других групп. Главным является то, что учитель не должен вмешиваться в деятельность учащихся, показывать более быстрый и правильный способ достижения цели. Учащиеся самостоятельно ставят и решают возникающие по мере выполнения проекта проблемы, привлекают для решения этих проблем знания из разных областей, учатся самостоятельно мыслить. Таким образом, учитель из носителя готовых знаний он превращается в организатора познавательной, исследовательской деятельности своих учеников. Изменяется и психологический климат в классе, так как учителю приходится переориентировать свою учебно-воспитательную работу и работу учащихся на разнообразные виды самостоятельной деятельности учащихся, на приоритет деятельности исследовательского, поискового, творческого характера.

IV. Продукт

Оформление конечных результатов деятельности. Синтез полученных результатов каждой из групп. Формулирование выводов. Учитель наблюдает за деятельностью учащихся. Учащиеся оформляют результаты своей деятельности Реализация частей, составляющих проект (оценка использования различных источников информации, планирования деятельности, применения различных эффектов).

V. Презентация

Защита проектов в различных формах (устный отчет, письменный отчет, демонстрация материалов), коллективное обсуждение, экспертиза, выводы, подведение итогов, выводы, выдвижение новых проблем исследования. Учитель оценивает усилия учащихся, креативность, качество использования источников, неиспользованные возможности, потенциал продолжения, качество отчета. Учащиеся участвуют в оценке путем коллективного обсуждения и самооценок (Оценка внешнего вида проектной работы; оценка поставленных задач; оценка по защите проекта). Критериями оценки являются:

  1. Значимость и актуальность выдвинутых проблем, адекватность их изучаемой тематике;
  2. корректность используемых методов исследования и методов обработки получаемых результатов;
  3. активность каждого участника проекта в соответствии с его индивидуальными возможностями;
  4. коллективный характер принимаемых решений (при групповой проекте);
  5. характер общения и взаимопомощи, взаимодополняемости участников проекта;
  6. необходимая и достаточная глубина проникновения в проблему; привлечение знаний из других областей;
  7. доказательность принимаемых решений, умение аргументировать свои заключения, выводы;
  8. эстетика оформления результатов проведенного проекта;
  9. умение отвечать на вопросы оппонентов, лаконичность и аргументированность ответов каждого члена группы.

VI. Портфолио

Применение результатов проекта в повседневной жизни, иначе для чего было создавать проект. Для учащихся значимость собственной деятельности, является большим стимулом для выполнения следующих проектов.

Мы реализуем проектные технологии на уроках информатики и ИКТ следующим образом.

В начальной школе на уроках информатики мы применяем мини-проекты, которые позволяют обучить учеников не только компьютерным технологиям, но и приемам самостоятельной работы от выбора предложенных тем по школьным дисциплинам до постановки целей, рождения гипотез, разработки алгоритмов своего проекта и создания готовых электронных продуктов.

Подготовительным этапом работы над проектами в начальной школе является выполнение тренировочных упражнений для освоения основных приемов работы в графическом и текстовом редакторах. С этой целью мы используем «Компьютерный практикум», разработанный учителем информатики и ИКТ нашей гимназии Салтановой Н.Н. для учащихся 3-4 классов (бумажный или электронный варианты).

При организации проектной деятельности с младшими школьниками мы руководствуемся особенностями развития ребенка. Поэтому первые творческие работы мы предлагаем выполнить ученикам самостоятельно, например: «Герои любимых сказок». Ученики выполняют задания, которое является осмысленным, интересным и важным лично для них, и при этом осваиваются основные информационные компетенции:

  • осваивают модели учебной деятельности,
  • приобретают конкретные технические навыки в использовании ИКТ,
  • получает представления о широком спектре технических решений (оборудования и информационных ресурсов),
  • получают наиболее существенные базовые знания из области информационных технологий,
  • развивают навыки общения.

Работа в одном проекте естественным образом перетекает в следующий проект. Например, проект «Сказочный персонаж» в 3 классе служит естественным продолжением проекта «Любимая сказка» для учащихся 4 класса.

Такой опыт организации учебного процесса в начальной школе позволяет говорить о высокой степени эффективности использования современных информационных технологий, предполагающих познание через деятельность.

В основной школе в соответствии с возрастными особенностями школьников  5-9 классов, нами организуется проектная деятельность в групповых формах. При этом мы не лишаем ученика возможности выбора индивидуальной формы работы. Ключевой точкой в образовании становится опыт деятельности ребенка.

Велико разнообразие учебных проектов. Проектом может быть  и компьютерный курс изучения определенной темы, и компьютерная игра и тематическое общение по  электронной почте и многое другое.

Знания, полученные во время изучения графического редактора, применяются и при создании презентаций.

Создание презентаций - еще один яркий пример применения технологии метода проектов в курсе ИТ. В работе делается акцент на приоритет деятельности исследовательского, поискового, творческого характера.

На первом уроке учащихся знакомят с этапами создания презентаций (от планирования до защиты). Учащиеся при изучении основных возможностей программы Power Point, параллельно реализуют проекты: «Времена года», «Что общего между человеком и компьютером», «Как устроен компьютер», «История развития информационных технологий» и др. Необходимую им информацию они берут из книг, сканируя её с помощью сканера, или из Интернета. Ребята с удовольствием подбирают материал для своих проектов. Изучение темы завершает защита проектов.

Весь курс обучения информатике и ИКТ школе можно представить в виде большого межпредметного проекта, в котором выделяются более мелкие проекты, как индивидуальные, так и групповые.

Все проекты предполагают как компьютерную, так и предварительную безкомпьютерную технологию реализации. Так работу над содержательным проектом под названием «Коллаж» мы осуществляем первоначально в реальном пространстве - созданием аппликации из фотографий, отпечатанных на принтере и только потом выполняем аналогичную работу на компьютере.

Научившись создавать презентации, наши учащиеся активно включаются в проектную деятельность по другим предметам: математике, русскому языку, ОБЖ, биологии, МХК, истории, иностранному языку.

В старшей школе в курсе  «Информатика и ИКТ» программой  предполагается  проведение практикумов – больших практических работ, ориентированных на получение целостного содержательного результата, осмысленного и интересного для учащихся. На уроках информатики и ИКТ учащиеся приобретают  опыт комплексного использования  теоретических знаний и средств ИКТ в реализации прикладных проектов, связанных с учебной и практической деятельностью.

Так при работе над темой "Информационная технология хранения данных" учащимся объявляется, что результатом изучения этой темы станет создание и защита индивидуальных проектов – баз данных.

Учащиеся тем самым приобретают не только необходимые знания умения и навыки по данной теме, но и возможность самостоятельно пройти все этапы и создать свою индивидуальную БД.

В процессе реализации проекта у школьников формируется готовность к целеполаганию, готовность к оценке, готовность к действию и готовность к рефлексии. При работе над проектом ученики сами видят, насколько удачно они поработали, отметка становится менее важным фактором по сравнению с достигнутой целью проекта или его промежуточных результатов. Оценка его личностных качеств, проявленных в процессе работы, становятся для ученика более весомой, чем отметка по предмету за предъявленные знания.

Примеры информационных проектов — это презентации, базы данных, разработка и создание тестов (в средах PowerPoint, MS Access, MS Excel). Часто такие проекты становятся началом более объемных, выполняемых во внеурочное время.

Завершить свое выступление мы хотим проектом "День информатики" (Приложение)

 

Список использованной литературы

1. Этимологический словарь. - М.: "Планета", 1996.

2.http://www.nachalka.com, Сапегин К.В. Образовательная технология проектной деятельности

 

Прикрепленный файл Size
Приложения.ppt 1.85 MB

Смотреть видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн