Вы не зарегистрированы

Авторизация



Рабочая программа по ансамблю

Submitted by Наталия Борисовна Атрощенко on вс, 08/05/2011 - 23:00
Данные об авторе
Автор(ы): 
Атрощенко Наталия Борисовна
Место работы, должность: 

г.Саратов, ДМШ №12, преподаватель фортепиано

Регион: 
Саратовская область
Характеристики ресурса
Уровни образования: 
дополнительное образование детей
Класс(ы): 
4 класс
Класс(ы): 
5 класс
Предмет(ы): 
Музыка
Целевая аудитория: 
Педагог дополнительного образования
Тип ресурса: 
образовательная программа
Краткое описание ресурса: 
<p> рабочая образовательная программа</p> <p> класс ансамбля</p> <p> фортепиано</p> <p> отделение инструментального&nbsp; исполнительства</p> <p> срок реализации - 2года</p> <p> возраст учащихся - 10-12 лет</p> <p> составитель: Атрощенко Н.Б., преподаватель фортепианного отделения ДМШ №12 г.Саратов</p>

 

                                                                                     Программа по классу фортепианного ансамбля

 

 

Пояснительная записка

 

С первого года обучения на фортепиано ученик знакомится с азами ансамблевого музицирования. Еще на стадии донотного периода, подбор и исполнение мелодий на слух происходит в сопровождении преподавателя, играющего вторую партию. Или ученику поручается несложная вторая партия на сочетании одинаковых черных клавиш при изучении басового ключа, например, из сборника Л. Баренбойма «Путь к музыке»: русская народная песня «Калинка-малинка», Е. Крылатов «Крылатые качели», Г. Галынин «Медведь». Далее, уже по нотам, ученик исполняет 1 партию в несложных пьесах, где более сложную партию – вторую, играет педагог. Цель игры в ансамбле на этом этапе – привить навык игры в ансамбле, научить слышать гармонически окрашенную мелодию, помогает ученику организовать ритм, сделать обучение более интересным.

С 4 класса ансамбль становится отдельным предметом. В программе используются учебные часы, рекомендуемые учебными планами для занятий ансамблем, ансамбль формируется не всегда в классе педагога по специальности, партнером по игре становится сверстник. При составлении ансамбля учитывается возраст, психология, способности учеников, возможность посещать занятия. Особое внимание в программе акцентируется на следующих методических и организационных принципах:

  • взаимосвязь предметов «Инструмент» и «Класс ансамбля»;
  • преемственность репертуара и методов работы;
  • творческое музицирование;
  • гибкость в подборе репертуара и методах работы;
  • реализацию творческих возможностей ученика;
  • воспитание чувства товарищества, уважения друг к другу;
  • сознательную творческую дисциплину.

Программа стремится уйти от единообразия и усредненности в построении образовательного процесса. При этом отмечается, что для учащихся средних способностей, игра в ансамбле становится, нередко, единственной возможностью участвовать в концертном выступлении, что, несомненно, способствует воспитанию устойчивого интереса к обучению. В ансамбле у детей быстрее развивается мышление и воображение, понятие звукового баланса, формируется  находчивость и сообразительность. Необходимость считаться с партнером тренирует быстроту реакции. Более слабый ученик подтягивается, более сильный – облагораживает игру в ансамбле, порой в ущерб своим музыкальным амбициям, учится подчиняться единому замыслу и оба ученика становятся единым целым.

 

         Цели программы: Обучение в классе фортепианного ансамбля преследует те же цели, что и обучение в классе специального фортепиано – развитие интереса и любви к своему инструменту, к музыке и музицированию через популяризацию лучших образцов классической и современной музыки, расширение музыкального кругозора, музыкальной памяти. Развитие творческих способностей, формировании практических умений, воспитание у ученика эмоционального отношения к исполняемому, воспитание чувства стиля, художественного вкуса.

 

           Задачи программы:  Вести совместно с учеником поиск различных тембровых красок, динамических нюансов, штриховых эффектов, пытаясь передать на фортепиано насыщенность полнозвучных tutti, тембральную специфику звучания отдельных оркестровых групп. Ведь ансамблевая игра обладает широкими возможностями в развитии тембро-динамического слуха, благодаря обогащению фактуры, поскольку в ансамблевом репертуаре значительное место занимают переложения. Итак, через ансамблевое музицирование, способствовать интенсивному развитию всех видов музыкального слуха: мелодического, звуковысотного, гармонического, полифонического, тембро-динамического.

 Вести работу по развитию ритмического чувства. Ритм - один из центральных элементов музыки. Формирование чувства ритма - важнейшая задача музыкальной педагогики. Ритм в музыке - категория не только времяизмерительная, но и эмоционально-выразительная, художественно-смысловая. Необходимость «держать» свой ритм делает усвоение различных ритмических фигур более органичным.

 Овладение ансамблевой техникой, а именно: особенности посадки и педализации при четырехручном исполнении на одном фортепиано; способы достижения синхронности при взятии и снятии звука; равновесие звучания в удвоениях и аккордах разделенных между партнерами; согласование приемов звукоизвлечения; передача голоса от партнера к партнеру; соразмерность в сочетании нескольких голосов  исполняемых разными партнерами; соблюдение общности ритмического пульса. По мере усложнения художественных задач расширяются и технические задачи совместной игры: преодоление трудностей полиритмии, использование особых тембральных возможностей фортепианного дуэта,  педализация на двух фортепиано и т д.

 Четырехручная игра за одним роялем, в отличие от сольного исполнительства, начинается с самой посадки, так как каждый пианист имеет в своем распоряжении только половину клавиатуры. Научить партнеров «поделить» клавиатуру и так держать локти, чтобы не мешать друг другу, особенно при сближающемся или перекрещивающимся голосоведении (один локоть под другим), Кто из партнеров четырехручного исполнения должен педализировать? Следует объяснить, что педализирует произведение исполнитель партии secondo, так как обычно она служит фундаментом (бас  гармония) мелодии чаще всего проходящей в верхних регистрах. При этом ему необходимо очень внимательно следить за тем, что происходит в соседней партии, слушать своего товарища и учитывать его исполнительские «интересы». Это умение слушать не только то, что сам играешь, а одновременно и то, что играет партнер - общее звучание обеих партий сливающихся в органически единое целое - основа совместного исполнительства во всех его видах.

 

          Возраст детей участвующих в реализации программы: 10-12лет

 

Срок реализации: В классе ансамбля программа обучения рассчитана на 2 года.

Форма занятий:индивидуальный урок

 

Продолжительность урока и количество учебных недель:45 минут, один раз в неделю, 34 рабочих недели.

Ожидаемые результаты:

  • Уметь слушать музыку, исполняемую ансамблем в целом, слышать звучание темы, подголосков, сопровождения;
  • Уметь исполнять свою  партию грамотно, следуя замыслу композитора;
  • Уметь аккомпанировать;
  • Иметь навыки самостоятельного разбора новых произведений, навыки чтения с листа;
  • Уметь применять и совершенствовать исполнительские навыки и теоретические знания, полученные на уроках по инструменту и других предметах;
  • Уметь рассказать об исполняемом.

 

          Формы контроля успеваемости и подведение итогов: На академическом концерте в Iполугодии исполняются наизусть 1-2 произведения и на экзамене во IIполугодии наизусть исполняются 2 произведения. Участники ансамбля меняются местами таким образом, чтобы каждый ученик поиграл и сольную первую партию, и партию аккомпанирующую – вторую.

Оценка, полученная на экзамене в 5 классе, становится итоговой и выставляется в свидетельство об окончании школы. При спорных моментах, в диплом выставляется средний балл по итогам успеваемости в классе ансамбля за 5 класс.

 

                               Содержание изучаемого курса:

 

Программа класса ансамбля включает в себя: 1) чтение с листа в ансамбле;   2) чтение разной ансамблевой фактуры: видеть и различать технические комплексы (арпеджио, гаммы); 3) образно-художественное воплощение; 4) темпо-ритмическое единство; 5) синхронность исполнения; 6) техническую оснащенность;       7)динамическое разнообразие; 8) штриховую точность; 9) пианистическую гибкость; 10) педализацию; 11) игру оригинальных 4-х ручных произведений на одном и двух фортепиано; 12) игру звучащей у партнёра музыки (знание этого особенно необходимо исполнителю второй партии, так как она обычно представлена либо аккордовой фактурой, либо разложенной (арпеджио) и, не имея представления о первой партии, ученик не сможет для себя выстроить произведение структурно); 13) исполнение облегченных переложений известных произведений, как классического, так и современного репертуара.

 

 

                                           Методическое обеспечение:

  • Е.Сорокина «Фортепианный дуэт» М.Музыка 1988г.
  • А.Стоянов «Искусство пианиста» Муз. Гиз.1958г.
  • Музыкальный инструмент (фортепиано). Примерная программа для ДМШ и музыкальных отделений детских школ искусств. Москва-2006г.
  • Примерные требования к программам дополнительного образования детей.
  • Приложение к письму Минобрнауки России от 11.12.2006г. №06 – 1844
  • Интернет ресурсы.

 

                                          Список литературы:

    Примерный перечень произведений для 4 класса:

Для учащихся 4 классарепертуар подбирается средней степени сложности, с более распространенным аккомпанементом (бас – аккорд), простым ритмическим рисунком, гибкой мелодической линией, понятным для детей этого возраста художественным содержанием.

 

  • А.Дворжак «Славянский танец».
  • М. Шмитц «Оранжевые буги».
  • М. Шмитц «Принцесса танцует вальс».
  • С.Прокофьев «Гавот» из Классической симфонии.
  • Л.Рид, Б. Мейсон «Прощальный вальс».
  • Ж.Бизе «Цыганская пляска» из оперы «Кармен».
  • Б.Савельев «Карусельные лошадки».
  • А.Глазунов «Отрывок» из балета «Барышня – служанка».
  • Н.Римский – Корсаков «Отрывок» из симфонической сюиты «Шехеразада».
  • Ж.Бизе «Менуэт».
  • В.Моцарт «Ария Тамино» из оперы «Волшебная флейта».
  • Р.Шуман «Венецианская песня».
  • П.Чайковский «Танец пастушков» из балета «Щелкунчик».
  • С.Слонимский «Полька» из музыки к спектаклю «Ревизор».
  • В. Шелиговский «В цирке».
  • Г. Доницетти «Баркарола».

 

Примерный перечень произведений для 5 класса:

     

В 5 классе ученикам, имеющим уже опыт игры в ансамбле, предлагается репертуар с более сложными  ритмическими, гармоническими, техническими  задачами, требующий достижения особой синхронности и музыкального единства.

 

  • А.Глазунов «Венгерский танец» № 4.
  • Л.Бетховен «Полонез».
  • Г.Свиридов «Романс», «Вальс», из музыки к драме «Метель».
  • Г.Фрид «Чешская полька».
  • Э.Григ «Норвежский танец».
  • И.Хр. Бах «Рондо» из концерта соль мажор для ф-п. с оркестром.
  • Н.Агафонников «Веселая мелодия».
  • Дж. Гершвин «Колыбельная» из оперы «Порги и Бесс».
  • Л.Бетховен «Три немецких танца».
  • Ю.Преображенский «Парадный марш игрушек», «Ноктюрн».
  • Р.Глиэр «Бравурная мазурка».
  • И.С.Бах «Сарабанда» из французской сюиты ре минор.
  • В.Блок «Московская полька».
  • Г.Свиридов «Военный марш», «Пастораль» из музыки к драме «Метель».
  • В.А.Моцарт «Марш».
  • Э.Вила Лобос «Разбитая гитара».

                                  Сборники и хрестоматии:

 

  • Альбом нетрудных переложений для фортепиано в 4 руки. Вып.2 М.Музыка 1994г.
  • Ансамбли для ф-п. вып. 8 мл. кл. М. «Советский композитор»1985г.
  • Ансамбли для ф-п. Vкласс М. «Советский композитор» 1970г.
  • Ансамбли для ф-п. Средние классы. М. «Советский композитор» 1987г
  • Играем вдвоём. Композитор С-П. 1998г.
  • В.Соловьёв Школьный бал. Сб. пьес для ф-п. в 4 руки. Л.Музыка 1998г.
  • Юный пианист. Вып.2  М. Советский композитор. 1986г.
  • По сказкам Ш. Перро. Альбом для ф-п. в 4 руки. Мл. и ср. классы ДМШ. Ред. Л. Десятникова.
  • Мой Пушкин. Популярные фрагменты муз. произведений на стихи и сюжеты А.С.Пушкина в лёгком переложении для ф-п. в 4 руки. Композитор С-П 1998г. Ред. Ж. Металлиди.
  • Мой Верди. Оперы. Популярные фрагменты в лёгком переложении для ф-п. в 4 руки. Композитор С-П. 1998г.
  • А.Аренский. 6 детских пьес соч.34. М.Музыка 1988г.
  • Сборник фортепианных пьес, этюдов, ансамблей под. ред. С. Ляховицкой ч.1 и 2. Музыка Ленинград. 1987г.
  • Э.Григ Норвежские танцы для ф-п. в 4 руки. М.Музыка 1991г.
  • Хрестоматия фортепианного ансамбля. Вып.3. Младшие классы ДМШ. М.Музыка 1987г.
  • Играем вдвоём. Композитор Л.Музыка 1990г.