Методическая разработка урока по чтению во 2 классе . Образовательная система «Школа 2100»
Submitted by Любовь Борисовна Апаршина on пн, 16/05/2011 - 14:31
Обобщение по теме: «Сказка - ложь, да в ней намек…»
Цели урока:
1) обобщить знания детей по разделу «Сказка- ложь, да в ней намек…»;
2 )введение детей через литературу в мир человеческих отношений, нравственных ценностей народов мира;
3) приобщение детей к литературе как искусству слова;
4) расширение кругозора детей и развитие творческих способностей;
5) формирование правильного типа читательской деятельности.
Оборудование: плакат с рисунком корабля, магнитофон и запись песни «Сказки», рисунки детей, карта мира и флажки, карточки.
Ход урока.
I.Оргмомент.
Звучит песня «Сказки»
Учитель.
Сегодня мы отправляемся в путешествие на нашем корабле по разделу «Сказка- ложь, да в ней намек…»
Наше путешествие мы начинаем вместе с Юнной Мориц и её героями из стихотворения «Слониха, слоненок и слон». Давайте хором прочитаем 1 строфу стихотворения .
Дети.
Слониха, слоненок и слон
Устали стоять в зоопарке,
И в море уплыли на синей байдарке
Слониха, слоненок и слон.
Да-да! Унеслись во-о-н туда!
Учитель.
- Кто является героями нашего раздела? ( животные)
- Да, именно с забавными животными этого раздела мы и совершим наше путешествие. Для этого мы разделились на две команды. Команды, представьтесь нам пожалуйста.
1 команда «Смелые воробьи»
2 команда «Веселый жук»
II. Обобщение материала.
Учитель .
-Команды, к плаванью готовы? Давайте пожелаем друг другу удачи. Ведь наш корабль будет продвигаться , если вы будете дружно и активно работать. Итак, в путь!
Плывет, плывет кораблик
Кораблик золотой
Везет, везет вопросы
Вопросы нам с тобой…
Анималистические сказки.
I остановка на острове «Сказки о животных».( По ходу ответов дети отмечают флажками на карте те страны, сказки которых прочитали.)
Вопрос первой команде:
-Как поведет себя рак, если задумает перегоняться с лисой?
Дети рассказывают сказку.
Учитель.
- Скажите , ребята, кто автор этой сказки?
Дети.
-Русская народная сказка.
Вопрос второй команде.
-Говорят, что жил на свете кривоглазый и кривобокий петух- задира. Он нашел способ спастись от лисы, поссорив его с человеком. Как называется эта сказка и кто её автор?
Дети.
- Сказка называется «Как петух лису обманул» ,латышская сказка.
( Дети инсценируют отрывок из сказки)
I команде
-Кто и как испугал волков и медведя в русской сказке? Как называется эта сказка?
Дети.
-«Напуганные медведь и волки» . Краткий пересказ.
II команде
-Кто заставил волка, медведя и лиса ловить луну? Как называется сказка и кто автор?
Дети.
« Как братец Кролик заставил братца Лиса, братца Волка и братца Медведя ловить луну».
Сказка афроамериканцев США.
Вопрос обеим командам.
Этому мультфильму более 30 лет. Создан он на киностудии «Союзмультфильм» режиссером Котеночкиным. Роли озвучивали Анатолий Папанов и Клара Румянова. Все выпуски очень веселые и поучительные. Их любят и дети , и взрослые. О каком фильме идет речь? Почему же Волку так не везло?
Дети .
Фильм «Ну, погоди!». Зайчик находчивый, сообразительный, смышленый, неунывающий.
Учитель.
Мы познакомились со сказками разных народов. Но у всех у них есть общее. Что помогает нашим героям – животным победить?
Ответы детей. На доске появляется запись (карточки)
Самообладание в минуту опасности.
Находчивость и остроумие.
Хитрость и смелость.
Учитель.
Мы прощаемся со сказками и продолжаем наше путешествие.
-Плывет , плывет кораблик…
На палубе матросы, одиннадцать ребят
На стихотворный остров
Они теперь спешат.
II остановка. Остров «Стихи о животных»
Учитель.
Пора нам размяться. Вспомним стихотворение Ю.Мориц
Физминутка (дети читают стихотворение и выполняют движения)
Стоит в лесу избушка
А в ней живет Петрушка…
Отдохнули, а теперь вопросы командам.
1 команде
-Как поведут себя воробьи, если к ним приблизится кошка?
Дети читают стихотворение Л.Квитко «Смелые воробьи»
Бежит среди цветов и трав
Садовая дорожка,
И к желтому цветку припав,
Крадется тихо кошка…
2 команде
Он весел и счастлив
От пят до макушки…
Кто счастлив и почему?
Дети читают стихотворение Л. Квитко «Веселый жук»
Учитель.
А теперь давайте все вместе споем песню на слова Ю. Мориц «Резиновый ёжик» и попрощаемся с островом «Стихов»
Все поют песню.
Учитель.
Плывет, плывет кораблик
Кораблик золотой
К острову Считалии
Доставит нас с тобой.
-На этом острове живут считалки о животных. Давайте, проведем аукцион, кто больше знает считалок.
Дети рассказывают считалки.
Учитель.
Вот и заканчивается наше путешествие по разделу «Сказка- ложь, да в ней намек…» Наш корабль возвращается в порт, где нас ждет ещё одна часть раздела- колыбельные песни. Кто автор этих песенок? (Апполон Майков и Михаил Лермонтов)
Давайте, ребята ,споем колыбельную А. Майкова
Спи, дитя моё, усни!
Сладкий сон к себе мани:
В няньки я тебе взяла
Ветер, солнце и орла…
Учитель.
Мы прочитали с вами произведения фольклора народов России и мира , а также авторские произведения ( сказки, считалки, стихи, песенки) и увидели, как велик и многообразен мир, и в тоже время он един. Ведь где бы ни жили люди и в какие бы времена ни жили, они всегда ценили ум и доброту, храбрость и достоинство, верность и честность.