Урок истории в 5 классе. ТЕМА УРОКА: Семь чудес света
Submitted by Светлана Владимировна Блинова on пн, 16/05/2011 - 23:18
Технологическая карта урока
Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность учеников
Планируемые результаты, в том числе метапредметные
1 Вводное слово учителя, погружение в тему
Погружение в тему, мотивация обучающихся, постановка проблемной задачи с использованием фрагментов музыкального и поэтического произведений.
Работа с взаимосвязями, применение универсальных принципов работы с информацией, ответы на вопросы учителя
Формирование познавательных и коммуникативных Универсальных учебных действий (УУД)
2 Актуализация знаний
Повторение изученного материала. Вопросы учащимся
Участие в беседе по вопросам
Формирование умения структурировать знания, сопоставлять события и факты
3Изучение нового материала
Столкновение позиций истории и искусства с помощью понятия «исторический источник». Объяснение действий учащихся по заполнению «карты путешественника» и работы с алгоритмом понятия. Сообщение плана выступления групп. Контроль за работой групп и заполнением таблиц во время «рефлексивных остановок»
Выступления в группах, заполнение «Карты путешественника», работа с алгоритмом понятия «исторический источник», анализ объектов с целью выделения признаков, дополнительные, уточняющие вопросы группам
Составление рассказа на основе различных источников информации, усвоение способов работы со знаниями, рефлексия способов и условий действия.
4.Закрепление изученного материала
Предлагаетсуммировать выводы «рефлексивных остановок» и ответить на проблемные вопросы.
Контролирует и направляет работу учащихся.
Отчитываются по заполнению карты путешественника, делают выводы и обобщения по алгоритму, решают проблемные задачи, поставленные в начале урока.
Освоение решения проблемных задач, способов работы со знаниями.
5.Домашнее задание.
Объяснение выполнения домашнего задания
Записывают домашнее задание, знакомятся с раздаточным материалом, задают уточняющие вопросы
Развитие базовых способностей (мышление, воображение, сопоставление)
6.Подведение итогов урока
На примере видео сюжета показывает связь чудес света с современностью, обращается к обучающимся с воспитательными примерами.
Смотрят видеосюжет, слушают обращение учителя, при наличии времени дают оценку своей работе на уроке.
Формирование УУД по оценки процесса и результатов индивидуальной и групповой работы.
План урока:
1Вводное слово учителя, погружение в тему. Постановка проблемной задачи.
2.Актуализация знаний по темам «Что и как изучает история?», «Культура древнего мира»
3.Изучение нового материала.
3.1.Подготовительный этап заочного путешествия.
3.2.Предметно-пространственное понятие семи чудес света
3.3. Отчёт групп по опережающему заданию (чудеса света), решение проблемной задачи.
4.Закрепление изученного материала (проводится поэтапно с помощью «рефлексивных остановок»).
5.Домашнее задание.
6.Подвеление итогов урока.
ХОД УРОКА
Звучит первый куплет песни «Есть только миг» из кинофильма «Земля Санникова»
1.Вводное слово учителя (погружение в тему, мотивация учащихся).
- Ребята, только что вы прослушали фрагмент песни из кинофильма «Земля Санникова». Что, по мнению авторов этого
музыкального произведения, является связью между прошлым и будущим?
Учащиеся ответят, что это миг, жизнь.
Мы с вами заканчиваем изучение истории Древнего мира - далёкой эпохи прошлого, которая неразрывно связана с нашей
жизнью и будущим. А в чём же эта связь?
Сегодня на занятии мы вместе попытаемся найти ответ на этот вопрос . Тема нашего урока «Семь чудес света»
Бегут недели, месяцы, года,
Столетья проплывают чередой,
Но прошлое осталось навсегда,
В делах, свершеньях, памяти людской…
(авторы разработки)
То, что люди создавали тысячи лет назад, и не только для хозяйственной, практической деятельности, но и творили для души,
как великие шедевры искусства, сегодня, с помощью науки истории, изучаем мы с вами.
2.Повторение изученного материала
2.1 Беседа по вопросам
А) Что изучает наука история?
Б) Как учёные узнают о том, что происходило в глубокой древности?
В) Какие виды исторических источников вы знаете?
Г) Что означают понятия культура, искусство, архитектура, скульптура, шедевр?
Учащиеся могут ответить: история изучает, как жили и развивались различные народы, какие при этом происходили события,
как и почему жизнь людей изменялась и стала такой, как сейчас.
Ученые (археологи) узнают о том, что происходило в древности с помощью раскопок, исторических источников. Исторические
источники бывают письменные и вещественные.
3.Изучение нового материала.
3.1 Подготовительный этап заочного путешествия
Учитель: Семь чудес света, по праву можно считать памятниками античного искусства. Ну а можно ли назвать их
историческими источниками? Чтобы познакомиться с уникальными творениями истории Древнего мира и ответить на
поставленные вопросы, отправимся в заочное путешествие. Путешествовать мы будем, работая в группах. Любой
путешественник берёт с собой снаряжение, экипировку, всё, что непременно пригодится.
Нашим «снаряжением» будет:
Карта путешественника.
Чудо
Время создания
Место расположения
Сохранность
(причины разрушения)
Уникальность, значение
Является ли историческим
источником
2. Алгоритм работы с понятиями.
Работая с признаками понятия, ответь на поставленные вопросы «ДА» или «НЕТ», сделай вывод.
ПОНЯТИЕ - «Исторический источник»
ПРИЗНАКИ:
1) Несёт информацию, отражает исторический процесс.
2)Поддаётся классификации (тип, вид)
3)Обладает определённой степенью достоверности
Этот раздаточный материал готовится на каждого обучающегося, раздаётся заранее и заполняется по ходу урока в момент
«Рефлексивных остановок» после выступления групп.
Учитель даёт инструкции по заполнению «Карты путешественника» и записывает на доске признаки понятия «исторический
источник», с которыми обучающиеся работают на протяжении урока с помощью алгоритма и заносят результаты в таблицу по
каждому чуду света.
3.2.Предметно-пространственное понятие семи чудес света.
Учитель: В Древности греки и римляне называли самые замечательные творения человека семью чудесами света. К ним
относятся:
Египетские пирамиды,
Висячие сады Семирамиды,
Галикарнасский мавзолей,
Статуя Зевса,
Храм Артемиды,
Колосс Родосский,
Фаросский маяк
Все чудеса света можно отыскать на небольшой территории в восточном средиземноморье (демонстрируется карта,
Электронная энциклопедия «Семь чудес света Древнего мира» страница Введение). Краткое описание чудес света и
иллюстрации есть в Вашем учебнике с.276
3.3. Отчёт групп по опережающему заданию (чудеса света), решение проблемной задачи
Учитель: Готовясь к нашему путешествию, мы разделились на группы, каждая из которых получила задание подготовить
рассказ об одном из чудес света, работая с предложенными источниками по плану (пункты плана подготовки сообщений
соответствуют названиям столбцов в «карте путешественника», источником является электронная энциклопедия «Семь чудес
света Древнего мира»).
Слово предоставляется поочерёдно всем семи группам. Сообщения иллюстрируются страницами электронной энциклопедии
(видео, иллюстрации).
1 группа Электронная энциклопедия «Семь чудес света Древнего мира» страница Египетские пирамиды
2 группа Электронная энциклопедия «Семь чудес света Древнего мира» страница Висячие сады
3 группа Электронная энциклопедия «Семь чудес света Древнего мира» страница Мавзолей
4 группа Электронная энциклопедия «Семь чудес света Древнего мира» страница Статуя Зевса
5 группа Электронная энциклопедия «Семь чудес света Древнего мира» страница Храм Артемиды
6 группа Электронная энциклопедия «Семь чудес света Древнего мира» страница Колос Родосский
7 группа Электронная энциклопедия «Семь чудес света Древнего мира» страница Александрийский маяк
После выступления каждой группы – рефлексивная остановка (закрепление изученного материала), заполнение карты
путешественника, работа с алгоритмом понятия. Проверка выполнения работы проводится поэтапно. (Смотрите приложение
№1)
4. Закрепление изученного материала
Закрепляя изученный материал и суммируя выводы «рефлексивных остановок» можно предложить учащимся ответить на
следующие вопросы:
1) Можно ли назвать историческими источниками «Семь чудес света» - архитектурные и скульптурные памятниками античного
искусства?
2)Связаны ли между собой эпохи, поколения, люди? В чём проявляется эта связь?
Учащиеся могут ответить, что работая с алгоритмом понятия «исторический источник они дали положительные ответы по всем
перечисленным признакам (и занесли их в карту путешественника). Значит все семь чудес света, являющиеся памятниками
античного искусства, мы можем назвать историческими источниками. Произведения искусства, культурное наследие -
неразрывная связь между эпохами, поколениями, людьми. Искусство способно передавать будущим поколениям не только
материальные, но и духовные ценности.
5.Домашнее задание
Используя иллюстрации учебника и записи «карты путешественника» выполнить задания №1,2
Электронная энциклопедия «Семь чудес света Древнего мира» страница Задания и аннотированный список ( при
необходимости задание распечатывается как раздаточный материал)
6.Подвеление итогов урока.
Учитель: Семь чудес света положили основы чудесам человеческой цивилизации. История не стоит на месте. Список чудес
света, созданных руками, вдохновением и любовью человека можно продолжить сегодня. Посмотрите, что попало в списки
чудес света современных детей
Видео Электронная энциклопедия «Семь чудес света Древнего мира» страница Александрийский маяк
Ребята, в конце нашего урока, я хочу поблагодарить вас за активную работу, творческий подход, умение работать в коллективе.
Хочу пожелать Вам: стремиться увидеть в обычном – удивительное, услышать прекрасное, не бояться осязать, пробовать,
чувствовать, смеяться и любить, и тогда Вы поймёте, то, что подарено нам жизнью и есть чудо!
Уважаемая Светлана Владимировна! Ваш урок, с моей точки зрения, универсален-он может быть использован и в качестве преподавания перечисленных Вами дисциплин, и в деятельности классного руководителя (в виде увлекательного классного часа). Спасибо!Успехов Вам!
Оксана Петровна, спасибо за добрые слова. Только сейчас увидела Ваш комментарий и спешу ответить. Мы с Вами коллеги ( в этом году я получила второе высшее образование по специальности "психолог") и наверное поэтому "мысли созвучны" в эмоциональном плане по концовке урока. Роботая с ЭОП "Семь чудес света" случайно увидела видео, которое не оставило равнодушным. Так оно попало сначало в ЭОП, а затем и в завершающую часть урока. Не сочтите, Оксана Петровна, это за "реверанс", но Вашей работой я тоже была поражена и с удовольствием наслаждалась презентациями по "цвету характера". Особенно мне импонирует" оранжевый ". Задумала потом вернуться на Вашу страничку и оставить комментарий, но Вы меня опередили. Очень интересно и важно для меня мнение коллеги. Рада нашему знакомству. Надеюсь на продолжение общения.
Я поздравляю Вас, Светлана Владимировна, с приобретением еще одной профессии, тем более столь интересной !Благодарю за отзыв о моей работе-мне очень это приятно!И я Вас хочу попросить, как психолога-историка,оказать мне профессиональную помощь в работе с диагностической частью конспекта, предложенного Еленой Александровной в практической части семинара.Там нужно подобрать исторических личностей под описание психогеометрии в таблице(приложение после конспекта). К сожалению..и собственному стыду..я "не очень" в истории..
Также рада нашему знакомству. Хорошо, что конкурс не только развивает, но и объединяет своих участников!
На: Урок истории в 5 классе. ТЕМА УРОКА: Семь чудес света
Уважаемая Светлана Владимировна! Ваш урок, с моей точки зрения, универсален-он может быть использован и в качестве преподавания перечисленных Вами дисциплин, и в деятельности классного руководителя (в виде увлекательного классного часа). Спасибо!Успехов Вам!
На: Урок истории в 5 классе. ТЕМА УРОКА: Семь чудес света
...и ещё мне очень понравился итог урока..подведение учащихся к мысли о главном чуде света.Здорово!
На: Урок истории в 5 классе. ТЕМА УРОКА: Семь чудес света
Оксана Петровна, спасибо за добрые слова. Только сейчас увидела Ваш комментарий и спешу ответить. Мы с Вами коллеги ( в этом году я получила второе высшее образование по специальности "психолог") и наверное поэтому "мысли созвучны" в эмоциональном плане по концовке урока. Роботая с ЭОП "Семь чудес света" случайно увидела видео, которое не оставило равнодушным. Так оно попало сначало в ЭОП, а затем и в завершающую часть урока. Не сочтите, Оксана Петровна, это за "реверанс", но Вашей работой я тоже была поражена и с удовольствием наслаждалась презентациями по "цвету характера". Особенно мне импонирует" оранжевый ". Задумала потом вернуться на Вашу страничку и оставить комментарий, но Вы меня опередили. Очень интересно и важно для меня мнение коллеги. Рада нашему знакомству. Надеюсь на продолжение общения.
С уважением, Блинова Светлана Владимировна.
На: Урок истории в 5 классе. ТЕМА УРОКА: Семь чудес света
Я поздравляю Вас, Светлана Владимировна, с приобретением еще одной профессии, тем более столь интересной !Благодарю за отзыв о моей работе-мне очень это приятно!И я Вас хочу попросить, как психолога-историка,оказать мне профессиональную помощь в работе с диагностической частью конспекта, предложенного Еленой Александровной в практической части семинара.Там нужно подобрать исторических личностей под описание психогеометрии в таблице(приложение после конспекта). К сожалению..и собственному стыду..я "не очень" в истории..
Также рада нашему знакомству. Хорошо, что конкурс не только развивает, но и объединяет своих участников!
На: Урок истории в 5 классе. ТЕМА УРОКА: Семь чудес света
Коллеги, вот попалась презетация о семи чудесах света на аглийском, возможно, она и вам покажется интересной
На: Урок истории в 5 классе. ТЕМА УРОКА: Семь чудес света
Елена Александровна, спасибо за ссылку. Презентацию посмотрели, действительно интересно, особенно формат и эффекты.
С уважением, Блинова Светлана Владимировна.
На: Урок истории в 5 классе. ТЕМА УРОКА: Семь чудес света
СПАСИБО БОЛЬШОЕ!!! ВАШУ РАБОТУ ИСПОЛЬЗОВАЛА НА СВОЕМ УРОКЕ . МОИМ ДЕТКАМ ОЧЕНЬ ПОНРАВИЛОСЬ.УДАЧИ ВАМ